• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

проект ученика

Опубликовано Сидорова Людмила Анатольевна вкл 22.08.2022 - 17:34
Сидорова Людмила Анатольевна
Автор: 
Кузнецова Катя

индивидуальный проект по обществознанию, область социология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Потребности подростка"56.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Троицкая СОШ

Индивидуальный проект

«Потребности подростка»

по обществознанию

ученицы 9 «а» класса

Кузнецовой Екатерины

Руководитель проекта:

учитель истории и обществознания

Сидорова Людмила Анатольевна

с.Троицк, 2020 г.

Содержание

Введение                                                                                       3

1. Мир потребностей  подростков и взрослых.                               4-6

2. Две группы потребностей.                                                         7

3. Ложные потребности и причины их появления.                         8-9

Заключение                                                                                   10

Список литературы                                                                        11

Приложение                                                                                  12-16                                                                    

Отзыв руководителя                                                                      17-18

Введение

      В  чем нуждаются мои сверстники, учащиеся моего класса, подростки начала 3 тысячелетия? О чем они мечтают в первую очередь и чем их нужды отличаются от нужд их родителей, то есть взрослых, представителей другого поколения, другого времени?  Ведь именно удовлетворенность в своих потребностях позволяет во взрослой жизни добиваться успеха. Эти актуальные вопросы стали предметом моего исследования.

    Среди учащихся  7-8 класса моей школы  было проведено анкетирование (опрошено было 44 человека в возрасте от 12 - 13 лет), а также                                        интервью для того чтобы узнать как потребности связаны между собой  и какое значение они имеют в жизни подростка. Эти методы позволили прояснить картину о жизненных потребностях подростков; какие потребности являются для них приоритетными, а  какие отходят на второй план, а самое главное увидеть, как эти потребности связаны с потребностью семьи, в которой проживает ребенок и в какой степени происходит их удовлетворение.

   

                                               Эпиграф:

«Голодной курице все просо снится».

  1. Мир потребностей моих одноклассников и их родителей

     Изучив тему на уроке обществознания « Что человек чувствует, о чем мечтает», мне захотелось узнать, отличаются ли мои потребности, потребности моих одноклассников от потребностей взрослых, наших родителей. Для этого потребовалось  провести опрос. Не все ученики, также как и взрослые, откровенно старались говорить, некоторые даже увиливали от ответа. Возможно, им неудобно было отвечать на такие вопросы или  это связано с их загруженностью, множеством проблем, связанных с учебой. Ответы респондентов оказались очень разнообразны: короткие и длинные, откровенные и даже завуалированные, так что приходилось разбираться, какую потребность респондент ставит на первое место, а какую отодвигает на второй план.

     Телефон и телевизор, компьютер и лазерный принтер, самолет и …

Все когда - то было в диковинку, родители не всегда знают возможности компьютера, а мы с легкостью используем его в жизни.

      Потребности человека настолько разнородны, что можно только удивляться, как человек «справляется» с ними. К каким же выводам можно прийти, изучив данные опроса?

      У подростков и  родителей сохраняются физиологические или органические потребности человека, которые присущи не только человеку, но и всем живым существам. А именно: каждодневная потребность в утолении голода и жажды, тепле, воздухе, безопасности, самосохранении.

    У родителей (в их подростковом возрасте) на первое место выступала потребность в знаниях (духовная), а у их детей - в деньгах, имуществе (машине, крутом телефоне,  мотоцикле, велосипеде, одежде – все это вещные, бытовые потребности). Родители говорили, что нуждались в помощи, доверии со стороны своих родителей (58 %), которые реализуют мечты о душистых мандаринах на новогодний праздник, о нарядном выходном платье (8 %).   Поэтому стремились учиться, чтобы оправдать надежды родителей и боялись их подвести. Лишь 4 подростка (17 %)  отметили потребность в познании. А ведь английский  философ Ф. Бэкон говорил: «Знание сила!». Выходит  мнение нового поколения изменилось. Не случайно многие учащиеся говорят: «Да зачем нам физика, химия, история? Разве на науке сейчас заработаешь? Проигрышный вариант…». 12 % родителей считают, что учиться не обязательно, что «Жизнь сама всему научит» и как не странно у их детей такое же отношение к учебе и как следствие проблемы в школе. У 21% учащихся низкая мотивация к учебе, т.е. желание учиться отсутствует, отношение к школе негативное. Что же получается, мультипликационный герой Незнайка теперь не актуален? Лично я согласна с Бэконом и считаю, что знания сопутствуют тому, кем ты станешь в самостоятельной жизни и будешь ли ты отличаться от всех остальных. Ведь даже Дональд  Даг накопил богатства, используя знания, тратил деньги с умом.

      Человек по своей природе – существо общественное. Для полноценного существования он нуждается в постоянном контакте с себе подобными. А одиночество он переживает как состояние дискомфорта. Из моих респондентов и дети, и взрослые считают, что деньгам не помешают и друзья (45 %). Именно в юности, общаясь, ребенок стремится к взаимопониманию, получает возможность проявить себя с желательной стороны, начинает разбираться в том, кто же  на самом деле  «друг». Из этого следует, что в качестве духовной потребности они выделяют такую ценность как дружба.

      У опрошенных взрослых на сегодняшнее время основными потребностями остаются - деньги (19 чел.), жилье (8 чел.), здоровье (11 чел.), работа (10 чел.). Эти потребности порождены сегодняшним социально – экономическим развитием в стране, а именно политикой в сельской местности. Что удивительно эти потребности сейчас имеются у детей в подростковом возрасте.

      Я  прочла литературу  ученых  по психологии и социологии, подобранную мне научным руководителем  для того, чтобы понять, как рассматривают ученые мир потребностей и проанализировать собранную мною информацию из опроса учащихся и взрослых (родители, знакомые и др). Многие ученые пытались объяснить природу потребностей:

  • Потребность как нужда (Д.Узнадзе);
  • потребность как предмет удовлетворения нужды (В.Лежнев);
  • потребность как отсутствие блага, как ценность (В. Магун, А. Маслоу);
  • потребность как необходимость (Б. Ломов, Б. Додонов, Д. Леонтьев);
  • потребность как состояние напряжения (И. Джидарьян).

     Авторы сходятся в одном, что потребность является источником активности человека, побуждает его к поступкам, стимулирует его поведение.

      Я изучила  иерархическую теорию потребностей Абрахама Маслоу американского психолога. Он  расположил потребности в своеобразном восходящем порядке от низших – биологических, до высших – духовных и  оказалось, что потребности современного шестиклассника тоже можно подразделить на ступени и увидеть ту особенность, которая характерна для моих респондентов (см. приложение №1).

     Состояние нужды в чем - то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Человек пребывает в напряжении, чтобы его снять человек что -  либо делает. Так дискомфорт испытывают родители, не имеющие работу (10 чел.), разочаровавшиеся в профессии (9 чел.), имеющие маленькое старое жилье (6 чел.). Часть детей испытывают дискомфорт и напряженность из – за того, что воспитываются в неполной семье (4 человека), приемной семье или нет модной одежды или вещи (3чел.).

       Потребности иногда совпадают с ценностями, такими как любовь, взаимопонимание, добро. Потребности могут меняться, а ценности неизменны и человек понимает их значимость не сразу, а на протяжении жизни.

  1. Две группы потребностей.

       Все потребности, как считают социологи, можно поделить на насыщаемые и ненасыщаемые. Именно духовные и социальные потребности подростков относятся к ненасыщаемым, а именно: игра, потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, в общении. При этом дети, чаще мальчики предпочитают играть в компьютерные игры, где действия сопровождаются агрессией, убийством, кровопролитием и борзотой. Любимой игрой родителей была игра  «Классики»,  «Кошки - мышки», «Лапта». Мы же предпочитаем слушать и танцевать под громкую, веселую музыку при этом, не интересуясь тем, кто является исполнителем и о чем песня (если она на иностранном языке). Из фильмов предпочитают фантастику или приключения. Желание красиво и модно выглядеть хотят все. А если учесть, что для приобретения модной одежды нужны деньги, а не у всех они есть, то рождается зависть и злоба как на себя, на одноклассников, так и на родителей. В дальнейшем это порождает и конфликты, и желание иметь вещь любой ценой. Нередко восьмиклассники силой отнимают вещь или меняются одеждой, чтоб временно поносить. Из этого следует, что потребности не только различаются, но и побуждают к активным поступкам, являются мотивом и влияют на взаимоотношения и характер человека, на отношение к миру.            

       Родители же испытывают потребность, которая перерастает в проблему, а именно в здоровье (20 чел.), работе (10 чел.), позволяющей получать основной доход, в жилье (3 чел.) и счастье (24 чел.). По - видимому  «счастье»  это - то главное, к чему стремятся взрослые, является ценностью для всех.

       Сравнивая данные (Приложение №4), мы видим, что биологические и материальные (вещные) потребности у детей и их родителей (1 и 2 поколения) являются приоритетными. Потребность в знаниях, в искусстве, самореализации, развитии своих способностей (духовные) проявляется у меньшинства детей. Родителям в анкете был задан вопрос: «В чем вы нуждались в 10-11 летнем возрасте (знаниях, любви, одежде, книгах, семье,  и т.д.). Они отвечали: «знания, книги, семья). Из этого следует, что они отдавали предпочтение знаниям, средствам получения знаний и обогащению своего  духовного мира). То есть мнения респондентов разного возраста не совпадают.

    Некоторые потребности родителей и детей можно назвать значимыми для всех «ценностями», а именно это здоровье, счастье, знания, интеллект, красота, общение. Но у детей ненасыщаемые потребности чаще касаются досуга и развлечения  (современные танцы под шумную музыку, игра, просмотр только фильмов по телевизору) и не всегда осознанны.

  1. Ложные потребности и причины их появления.

    В моем классе дети из разных по социальному статусу семей и по материальному обеспечению (в основном малообеспеченные). Именно это порождает необходимость в деньгах. А так же проявлению таких качеств, которые становятся потребностями:

  • агрессия (стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить);
  • автономия (стремление освободиться от всяких ограничений, опеки, порядка в школе);
  • пассивное повиновение (подчинение силе, принятие судьбы, признание собственной неполноценности);
  • эгоизм или нарциссизм (стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство);
  • потребность быть в центре внимания;
  • потребность достижения (стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что –  то лучше, достичь высшего уровня в каком- то деле).

       Некоторые подростки курят, пьют пиво, сбегают с уроков,  «зависают» в телефоне в соцсетях или игре, используют в своей речи мат, предпочитают живому общению переписку в интернете. Неужели это их потребность? Скорее всего, из этого следует, что есть потребности ложные и их появление связано с воспитанием в семье и дефицитом качественного общения вне семьи, а также влиянием СМИ. В сочинениях немецкого гуманиста 15 века С. Бранта есть строки:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему…

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

      Это может стать  личной проблемой и проблемой общества. Все эти вещи несут не пользу, не способствуют дальнейшему росту, а несут вред, мешают человеку развиваться.

     Ученый Маслоу А. считает, что потребности роста начинают управлять человеком только после того, как будут реализованы потребности более низкого уровня. Только  4 человека в моем классе не получают материальную помощь, в школьной столовой питание для них не бесплатное. Остальные 13 человек питаются бесплатно. Это говорит о том, что потребности нижнего уровня в их семьях не удовлетворяются на 100 %. Возможен ли рост? Очень хотелось бы, чтобы у моих одноклассников все получилось. И именно семья, государство, в котором живут люди, общество ответственно за молодое поколение.

                                                                       

Заключение

      Меняется мир, меняются человеческие потребности. Все люди понимают, что есть что -  то, без чего им будет трудно, практически невозможно обойтись. И люди начинают предпринимать какие – то шаги, чтобы получить желаемое. И я это тоже поняла, именно потребности заставляют человека действовать, что- то предпринимать.

Потребности – это источник, движущая сила активности человека.

Потребность – это нужда, необходимость чего –  либо для жизнедеятельности человека.

         

        Поставленная  гипотеза подтвердилась. Потребности подростков действительно отличаются от потребностей родителей, но есть много общего. Проявляется зависимость потребностей детей от удовлетворения потребностей их родителей. Потребности - это главный источник, движущая сила активности человека. К чему же может привести это? В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтоб передать ее своим детям. Семья первоначальный важный для ребенка институт, призванный помочь в удовлетворении потребностей низшего уровня, биологических (физиологических, органических), а также потребность в безопасности. Ведь именно от удовлетворения их возможно осознанное появление потребностей роста, самосовершенствование, развитие в творчестве.

   

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: библиотека учебной и научной литературы
  2. Дубровина И.В. Мы живем среди людей. М.: 1989 г.
  3.  Липсиц И. Экономика без тайн. М.: Дело,1993 г.
  4. Малышевский А.Ф. Мир человека. М.: 1997 г., 1998 г.
  5. Шойхер В.Ю. Антология мудрости. М.: Вече, 2005 г

Приложения

Приложение №1

 «Иерархическая пирамида потребностей современного подростка»

Приложение № 2

«Анкета для взрослых» (родителей, знакомых и тд.)

№

Вопросы

Примерные ответы

1

В чем вы испытываете потребность?

А) в  первую очередь; б) во вторую очередь;            

 в) в третьих

-

2

Считаете ли вы, что знания важны для человека?

Да, нет, другой ответ

3

Сколько человек в вашей семье?

-

4

Удовлетворены ли вы своей профессией?

Да, нет, другой ответ

5

Какой у вас дом?

Частный, арендуемый, другой вариант;

Большой, маленький

6

Есть ли у вашего ребенка своя комната?

Да, нет, другой ответ

7

Есть ли у вас любимая работа?

Да, нет, другой ответ

8

Есть ли у вас друзья? Доверяете ли вы им?

Да, нет, другой ответ

9

Счастливый ли вы человек?

Да, нет, другой ответ

10

В чем вы испытывали потребность в подростковом возрасте (11 -12 лет)?

-

Приложение №3

 Вопросы интервью, проводимого с взрослыми и их ответы

- Вспомните, пожалуйста, о чем вы мечтали и что вам нужно было, когда вам было

(11-12 лет)?

- В моем детстве были радужные мечты. Хотелось побыстрей вырасти, закончить школу и поступить в институт на инженера, чтоб помогать родителям, ведь семья у нас была большая 5 человек. Хотелось чего – то достичь самому, а для этого надо было учиться.

- Помнится,  когда  я был маленький, все ждали Новый год, ждали подарки, так хорошо было на душе, когда вместе с родителями катались с горки. Мне так нужно было, чтоб они были рядом, так хорошо было. Но они рано умерли и все закончилось.

- Как вы относитесь к выражению «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

- У нас есть друзья, но их немного. Много их и не должно быть, они не раз выручали, а деньги это вода- то они есть, то нет их.

- Что такое счастье?

- Это сложный вопрос. Я в него не верю.

- Счастье, когда все мои родные рядом. Когда не стыдно за детей. И когда не болит голова за их будущее.

- В чем  испытываете нужду сейчас?

- Не хватает денег, так сложно стало жить. Дом нуждается в ремонте, часто затопляет весной. Ноги болят и совсем не знаю как управляться по хозяйству. Здоровье уже не то. А власти все только обещают помочь.

Приложение №4

 Таблица анализа потребностей родителей и детей. 

1)Результаты опроса учащихся (количество респондентов – 44 человека)

№

Вид потребности

Количество человек

%

1

Биологические (физиологические, органические).

28

64

2

Социальные (дружба,  общение).

18

75

3

Духовные (знания).

10

23

4

Материальные (вещные – деньги, автомобиль, велосипед, компьютер, сотовый телефон, одежда).

44

100

5

Престижные (желание выделиться).

5

11

2) Результаты опроса родителей (ответили 36 человек)

№

Вид потребности

Количество человек

%

1

Биологические (пища, воздух, отдых,свобода).

35

97

2

Социальные (слаженный трудовой коллектив, семья, дети, коллеги, которым можно доверять).

21

58

3

Духовные (дружба, любовь, вера).

18

50

4

Престижные (карьера).

3

8

5

Материальные (хорошо оплачиваемая работа, деньги, предметы домашнего обихода, просторное жилье).

29

80

   

3)

Ненасыщаемые потребности родителей

Ненасыщаемые потребности детей

Здоровье

Беззаботная старость

Профессия

В знаниях и подтверждении их

Счастье

Интеллект

Отдых

Друзья

Танцы

Просмотр фильмов по телевизору

Популярность

Прослушивание веселой музыки

Игра в компьютерные игры

Общение

Доверие

Красота

     

Приложение №5

 « Анкета для учащихся 7-8 класса»

№

Вопросы

Ответы

1

Знаешь ли ты, что такое потребности?

Да, нет, сомневаюсь

2

Испытываешь ли ты нужду в чем – либо? (В первую очередь, во вторую, в третьих).

Да, нет, другое

3

Есть ли у тебя друзья?

Да, нет

4

Дороги ли тебе друзья?

Да, нет

5

Хочется ли тебе учиться?

Да, нет

6

Считаешь ли ты, что знания  открывают путь к жизненному успеху?

Да, нет

7

Любишь ли ты своих родителей?

Да, нет

8

Как ты относишься к выражению: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

9

Часто ли ты испытываешь голод?

Да, нет

10

Какие из своих  потребностей ты отнесешь к ненасыщаемым?

                           

МБОУ Троицкая СОШ

Отзыв

 на индивидуальный проект

«Потребности подростка»

ученицы 9 «а» класса

Кузнецовой Екатерины

Работа раскрывает мир потребностей современного подростка.

В данной работе Екатерина  отвечает на вопросы: различаются ли потребности детей от потребностей их родителей. Зависят ли потребности детей от удовлетворения нужд их родителей и их ценностных установок. Мы поставили  цель - исследовать потребности подростков на примере учащихся  7-8 классов.   Работу  Катя выполняла самостоятельно, по поставленному плану, используя ресурсы  сети Интернет  и литературу, рекомендованную  ей для проекта. Самостоятельно провела наблюдение в ученической среде. Выполнила продукт: анализ анкетирования и опроса подростков и взрослых.   Данная работа включает в себя два раздела: теоретическую – реферативно-исследовательскую  часть и практическую  часть – анализ собранных данных.

        Своей работой Катя  доказала, что потребности  взрослых и детей имеют как  общие черты, так и различия.   Мир потребностей современного подростка сильно зависит от того, как удовлетворены нужды нижнего уровня потребностей, реализация которых напрямую зависит от родителей, а также от окружающей среды.  Практическая часть работы  наглядно демонстрирует компетентность автора в исследуемом вопросе. Чётко выполняла все рекомендации руководителя проекта. В ходе выполнения проекта Катя проявляла инициативу, научилась обрабатывать информацию текстовую и статистическую (не сразу получалось выполнить эту операцию правильно), научилась оформлять работу и представлять результаты наглядно в презентации, научилась составлять таблицы и диаграммы, графики. Проектная работа  Кузнецовой Кати по теме: 

«Потребности современного подростка» отвечает требованиям, предъявляемым к проектным работам, и заслуживает высокой оценки.

10.03.2020 г.                                             Руководитель Сидорова Л.А.

                                                 

     

.


Поделиться:

В Китае испытали "автобус будущего"

Как нарисовать портрет?

Заяц, косач, медведь и весна

Как нарисовать китайскую розу

Девчата