• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по психологии "Межличностные конфликты: причины возникновения и способы урегулирования"

Опубликовано Подоксенова Ирина Владимировна вкл 25.08.2022 - 13:55
Подоксенова Ирина Владимировна
Автор: 
Эндерс Софья

Исследовательская работа по психологии "Межличностные конфликты: причины возникновения и способы урегулирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnye_konflikty_enders_s.11a.docx96.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

г. Советский

Исследовательская работа

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Выполнила: Эндерс Софья Сергеевна, 11А класс

Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна,

педагог-психолог

г. Советский,

2021-2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ …………………………………………….5

1.1.        Межличностные конфликты: понятие, функции, особенности и стратегии поведения ……………………………………………………………...5

1.2.        Типология межличностных конфликтов ………………………………......9

1.3.        Причины возникновения межличностных конфликтов в подростковом возрасте и способы их разрешения …….............................................................12

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ …………………………………………………...19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….25

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………….26

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………….…27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Межличностный конфликт является неотъемлемой частью общественных отношений на любой стадии развития социума. Уже с момента формирования основ социологической науки конфликты попадали в поле зрения исследователей. Не случайно в рамках социологии оформилась конфликтология – отрасль знания, предметом которой является конфликт как социальное явление. С течением времени стали меняться основные причины конфликтов, условия их протекания, способы разрешения.

Школа, как важнейший социальный институт, также испытывает на себе влияние конфликтов, стороны которых вовлечены в образовательный процесс. Субъектами межличностного конфликта в школе являются учащиеся, педагоги, родители. Учитывая большую значимость образовательных организаций для становления личности, крайне важно выявить специфические причины возникновения межличностных конфликтов в школе и выяснить способы успешного разрешения конфликтной ситуации.  Я решила рассмотреть этот вопрос более детально, так как считаю, что проблема межличностных конфликтов была и будет актуальной всегда.

Безусловно, существует множество работ, посвященных этой проблеме.  Однако я решила изучить эту тему на примере учащихся 11 классов нашей школы, и в этом заключается новизна моего исследования.

Целью данной работы является изучение основных причин возникновения межличностных конфликтов между основными субъектами образовательного процесса и выявление способов поведения современных подростков в конфликтных ситуациях.

Гипотеза – для подростков характерен выбор различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

- проанализировать литературные источники по проблеме исследования;

- провести исследование, направленное на изучение причин возникновения конфликтов между основными субъектами образовательного процесса и выявление способов поведения современных подростков в межличностных конфликтах;

- проанализировать полученные данные;

- составить пакет рекомендаций для учащихся, родителей, учителей по поведению в конфликтной ситуации.

        Объектом исследования являются учащиеся параллели 11 классов.

        Предметом исследования – основные причины возникновения конфликтных ситуаций между основными субъектами образовательного процесса и способы поведения современных подростков в межличностных конфликтах.

        В ходе работы использовались такие методы как

- теоретический анализ литературных источников,

- анкетирование,

- тестирование,

- анализ полученных данных.

        Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что зная стратегии поведения в конфликтной ситуации, их преимущества и недостатки, можно успешно разрешать возникающие конфликты.

Помимо теоретической значимости моя работа имеет и практическую значимость, потому что материалы исследования могут послужить практическим руководством в повседневной деятельности, как ученика, так педагога и родителя.

ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1. 1. Межличностные конфликты: понятие, функции, особенности и стратегии поведения

Межличностные конфликты – открытые столкновения взаимодействующих субъектов на основании образовавшихся противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в некой конкретной ситуации.

Межличностный конфликт обнаруживается во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения прямо, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

В межличностном конфликте каждая сторона желает отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, в результате чего люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Подобное поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные действия.

Доктора психологических наук А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов, занимающиеся проблемами конфликтологии более 25 лет, выделяют три периода протекания межличностного конфликта[1]:

  • предконфликт: возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации и попытки ее решения неконфликтными способами;
  • собственно конфликт: сбалансированное противодействие и завершение конфликта;
  • послеконфликтная ситуация: частичная или полная нормализация отношений.

Другой доктор психологических наук Д. Дэна, являющийся одним из первопроходцев в области разрешения конфликтов, выделяет так же три уровня развития конфликта [1]:

  • стычки: мелкие неприятности, которые не представляют угрозы для отношений;
  • столкновения: перерастание стычек в столкновения – расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим;
  • кризис: перерастание столкновений в кризис – окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер.

В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.

К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

Отличительными особенностями межличностных конфликтов являются:

  • противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов;
  • проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных;
  • межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия – есть своеобразное поле для проверки характеров, проявления способностей, интеллекта, темпераментов, воли и других индивидуально-психологических особенностей;
  • отличаются эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
  • затрагивают интересы окружения.

Конфликты носят конструктивный и деструктивный характер.

К конструктивным функциям межличностных конфликтов относят:

  • познавательную: появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий;
  • функцию развития: конфликт является источником совершенствования процесса взаимодействия;
  • инструментальную: конфликт есть инструмент разрешения противоречий;
  • перестроечную: конфликт способствует развитию взаимопонимания участников.

Деструктивные функции межличностных конфликтов связаны с:

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • негативным самочувствием участников;
  • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Американский психолог, социолог и философ К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать свои интересы и стремление человека учитывать интересы другого. На основании этих критериев он выделил пять основных стратегий (стилей) поведения в конфликтной ситуации:

1. Соперничество.

Стратегия, которая подразумевает отстаивание собственных интересов в ущерб интересам собеседника. Это означает, что человек уверен в своей правоте и хочет единолично одержать победу в споре. Основные действия, которые будет предпринимать в соперничестве человек: жесткий контроль поведения оппонента, давление и применение уловок, провокации и манипуляции, нежелание вступать в конструктивный диалог. Такой метод разрешения конфликтов имеет больше недостатков, чем преимуществ, и совсем не подойдет, если человек хочет сохранить отношения с собеседником.

2. Приспособление.

Полная противоположность стратегии соперничества, которая характеризуется безоговорочным принятием позиции конфликтера. Человек убирает свои потребности и желания на задний план, чтобы не допустить конфликтной ситуации. Обычно так поступают люди с заниженной самооценкой и не умеющие отстаивать свою позицию. Для них характерны следующие действия: согласие с требованиями конфликтера, отсутствие претензий и проявление лести. Такая тактика может быть применима в тех случаях, когда предмет конфликта не имеет для человека особого значения, и он хочет сохранить конструктивные отношения.

3. Избегание.

Человек всячески пытается избежать конфликта и отложить важное решение на потом. Он не только не проявляет интереса к конфликтной ситуации, но и игнорирует позицию оппонента. Для него свойственно демонстративно уходить, отказываться от взаимодействия, отрицать важность конфликта, специально замедлять процесс решения, подавлять эмоциональные реакции. Такая стратегия может быть полезна только в одном случае, если человек не собирается продолжать отношения с оппонентом.

4. Компромисс.

Тактика, при которой частично удовлетворяются интересы обеих сторон. Человек старается уравновешивать позиции, предлагать встречные варианты, стремится найти взаимовыгодное решение. Такая тактика является справедливой по отношению к обоим участникам спора, но не является конечной. В результате все равно необходимо вернуться к сути конфликта и найти оптимальное решение.

5. Сотрудничество.

Субъект конфликта стремится разрешить ситуацию таким способом, чтобы полностью удовлетворить свои потребности и потребности оппонента. То есть найти такое решение, которое будет выгодно всем. Для такой тактики свойственно анализировать предмет конфликта, рассчитывать ресурсы участников, чтобы отыскать общую выгоду, внимательно выслушать позицию собеседника. Данная стратегия имеет практически одни преимущества – способствует развитию доверия и долгосрочных межличностных отношений, принятию взаимовыгодных решений.

1.2. Типология межличностных конфликтов

Психолог А. С. Кармин в качестве критерия классификации межличностных конфликтов выделяет их реальность или истинность/ ложность:

  • подлинный конфликт: существующий и адекватно воспринимающийся;
  • случайный или условный конфликт: зависит от меняющихся обстоятельств, что не всегда адекватно осознается сторонами;
  • смещенный конфликт: скрывает за собой неявный, но являющийся глубоким конфликт;
  • неверно приписанный конфликт между сторонами, ошибочно понимающими и неверно истолковывающими проблемы;
  • латентный конфликт: неосознаваемый конфликт, который пока существует в скрытом виде;
  • ложный конфликт: существует в силу ошибок восприятия или интерпретации, не имеющий объективных оснований.

Существует классификация межличностных конфликтов по причинам их появления. По данному критерию все конфликты можно разделить на две большие группы:

  • глубинные конфликты, которые включают в себя важные для личности ценности, интересы, цели, связанные с образом «Я». Они могут длительно существовать, не обнаруживая себя явно. Причины их появления внутренние, определяемые глубинными потребностями и ценностями личности.
  • ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще всего спонтанную причину своего появления и не затрагивают важные жизненные ценности личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу с инцидента. Примерами начала таких конфликтов являются взятая без разрешения книга, грубые слова и т.д.

Наиболее распространенной типологией межличностных конфликтов является классификация на основе сферы их проявления:

  • межличностные конфликты в семье;
  • межличностные конфликты в педагогическом процессе.

Семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все изменения. На их поведение в различных ситуациях оказывают влияние темперамент, характер и личность. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода столкновения.

Наиболее типичными причинами межличностных конфликтов в семье являются:

  • межличностная несовместимость: не понимание друг друга, основывающееся на различии ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, уровня развития личностей;
  • лидерство в семье: лидер может вести семью за собой довольно удачно, может подавлять инициативы другого, формируя у него внутреннее противостояние, чреватое открытыми или скрытыми конфликтами;
  • превосходство: в начальном периоде семейной жизни нередки случаи, когда один из супругов стремится доказывать свое превосходство над другим;
  • домашние дела: распределение домашних дел – неразрешимая проблема и причина конфликтных ситуаций в семье;
  • семейный бюджет: конфликтные ситуации могут возникать, когда одному из супругов, кажется, что другой нерасчетливо тратит деньги или один из супругов получает больше другого.

В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:

  • «ученик- ученик»: большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах класса;
  • «учитель-учитель»: конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности;
  •  «ученик-учитель»: подростки стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично их, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания со стороны педагога воспринимаются гораздо острее и могут привести к конфликтам в любой форме.

Среди межличностных конфликтов между педагогом и учащимся, по мнению М.М. Рыбаковой, выделяются следующие виды конфликтов:

  • конфликт деятельности: проявляется в отказе учащегося выполнить учебное задание или плохом его выполнении;
  • конфликт поступков: всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие учащиеся;
  • конфликт отношений: возникает вследствие неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций, и имеют длительный, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь учащегося к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

1.3. Причины возникновения межличностных конфликтов в подростковом возрасте и способы их разрешения

В период подросткового возраста у ребенка существенно меняются черты характера, личность претерпевает серьезные изменения, первоначальные базовые структуры перестраиваются в новые образования, начинает формироваться сознательное поведение. Эти преобразования происходят вследствие противоречий физиологического и психологического развития подростков на фоне духовного взросления [2, с. 16].

Виды межличностных конфликтов среди подростков в зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия можно разделить на: «подросток-подросток», «подросток-учитель», «подросток-родитель».

Непосредственное влияние на возникновение межличностных конфликтов среди подростков оказывают следующие факторы [4, с. 116]:

1. Стиль семейного воспитания.

Российский психолог А.Л. Венглер характеризует стиль семейного воспитания как степень контроля, опеки, заботы, внимания, теплоты эмоциональных контактов с ребенком, наличия или отсутствия в воспитании запретов, контроля и наказаний [8, с. 223]. Родительский контроль представляет собой ограничения и запреты, накладываемые на ребёнка, в то время как родительская теплота – это проявление заботы, любви и опеки. Ниже представлена классификация стилей семейного воспитания по Г. Крайг, в которой за основу взяты два фактора: родительский контроль и родительская теплота (рис.1).

D:\Users\piv\Desktop\stili-roditelskogo-povedeniya.png

Рисунок 1 – Классификация стилей семейного воспитания (Г. Крайг)

По данным исследований, в семьях с авторитарным, либеральным и безразличным стилем семейного воспитания, которые характеризуются низким уровнем эмоционального принятия, контроля, и повышенной конфликтностью, склонность к девиантному поведению у подростков будет выше, а в семьях с авторитетным стилем воспитания показатели склонности к девиантному поведению у подростков, наоборот, будут ниже.

Таким образом, можно заключить, что стиль семейного воспитания непосредственно влияет на возникновение межличностных конфликтов среди подростков.

2. Положение в группе сверстников.

В среде сверстников между подростками зачастую проявляется борьба за желаемое положение в группе. Как правило, соперничество происходит за лидерскую позицию, так как она подразумевает определённые привилегии. Поэтому подростки стремятся доказать свою правоту, добиться уважения, повысить свою самооценку.

3. Личностные особенности подростка.

Личностные особенности в самом широком смысле – это устойчивые черты личности, определяющие поведение человека в том числе и в конфликтном взаимодействии. Направленность личности, её уникальный жизненный опыт, тип темперамента и прочее во многом определяют динамику конфликта.

 Как правило, причиной большинства конфликтов является несоответствие жизненных ценностей. Однако есть несколько специфических причин возникновения конфликтов, характерных только для подросткового возраста.

Причины межличностных конфликтов в подростковой среде можно разделить на объективные и субъективные. Объективные причины не зависят от основных участников конфликта. Что касается субъективных причин, то они находятся в непосредственной зависимости от личностных особенностей подростка.

В качестве примеров объективных причин возникновения межличностных конфликтов мы рассмотрим формирование так называемого «чувства взрослости», а также факт существования в обществе конфликтных индивидов.

1. Формирование «чувства взрослости».

«Чувство взрослости» – главное новообразование сознания у подростка, выражающееся в стремлении подростка выглядеть как взрослые, приобрести их знания и умения, стать частью «взрослого сообщества». И хотя подросток ещё не может считаться взрослым в полной мере, это новообразование указывает на изменение жизненной позиции подростка, что в свою очередь свидетельствует об его развитии.

2. Существование конфликтных индивидов в обществе.

Человек – биосоциальное существо и его полноценное развитие невозможно без присутствия других людей. В жизни любого абсолютно неконфликтного подростка рано или поздно появится человек несогласный с его жизненными ценностями и готовый отстаивать собственные интересы. В таком случае конфликта практически невозможно избежать.

К субъективным причинам межличностных конфликтов в подростковой среде относятся:

1. Стремление к уважению в группе сверстников.

Далеко не все подростки стремятся быть уважаемыми в коллективе, однако это скорее исключение, чем правило. Большинство же подростков стремятся быть предпочитаемыми в кругу сверстников, так как это способствует повышению их самооценки. Конфликт здесь может возникнуть на почве конкуренции за авторитет в группе.

2. Желание выделиться из толпы.

Желание выделиться из толпы возникает у подростков по разным причинам. Как правило, это вызвано стремлением к самовыражению или потребностью в одобрении референтной группы. Однако всегда найдутся люди, отвергающие тот или иной способ самовыражения, что в конечном счёте может спровоцировать конфликт.

Несмотря на то, что конфликт – это нормальное состояние общества, любому человеку, в том числе и подростку, важно уметь гибко пользоваться различными подходами для разрешения конфликтных ситуаций.

По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, которые избирают участники конфликтной ситуации, становятся решающим фактором   преодоления данной конфликтной ситуации.

Стратегии поведения участников межличностной конфликтной ситуации делятся на три основные категории:

  1. силовые стратегии: к ним относятся  стратегии поведения участников конфликта, направленные на достижение собственных интересов без учета интересов партнера. В психологии они описываются как доминирование, конкуренция, соперничество.
  2. другую группу стратегий взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь характер игнорирования проблемы, непризнания наличия конфликта, ухода от проблемы вместо ее решения.
  3. третья форма ухода от конфликта – уступчивость, готовность пренебречь, поступиться своими интересами, целями. Она может иметь обоснованный характер в тех случаях, когда предмет конфликта является не слишком значимым для человека. Эта группа стратегий расценивается как наиболее эффективный путь к разрешению межличностных конфликтов. Она объединяет разнообразные переговорные стратегии, ведущие к выработке решений, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересам обеих сторон.

При разрешении межличностных конфликтов различают две модели переговоров:

  • модель "взаимных выгод": возможно нахождение таких вариантов решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон. Это возможно в тех ситуациях, когда интересы сторон, хотя и противоречат друг другу, но не являются несовместимыми.
  • модель “уступок – сближения”: используется в тех случаях, когда интересы сторон несовместимы и оказываются возможными только компромиссные решения, получаемые с помощью уступок сторон.

В любом случае переговорные стратегии разрешения конфликтов объединяет то, что взаимодействие участников становится согласованным.

Разрешение конфликта можно считать окончательным только в том случае, если участники конфликтной ситуации не просто находят какое-то решение проблемы, ставшей предметом их разногласий, но приходят к этому решению в результате согласия. Это позволяет рассчитывать не только на устранение разделяющих их спорных вопросов, но и на восстановление, нормализацию их отношений и взаимодействия, которые могли быть нарушены. Согласие же сторон относительно того или иного варианта решения возможно только в результате договоренностей сторон, именно поэтому переговорные стратегии – действительно конструктивные способы разрешения межличностных конфликтов.

Выделяют пять других основных межличностных стилей разрешения конфликтов:

  • уклонение от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, которой предъявлено «обвинение», переводит тему общения в другое русло. Такой тип разрешения конфликта можно использовать, когда человеку необходимо время для продумывания причин и способов выхода из конфликтной ситуации;
  • сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только на данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее мысленное противоречие усиливается;
  • компромисс как открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту;
  • принуждение – неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона;
  • решение проблемы: чтобы определить суть конфликта, его участники должны скоординировать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения.

Разрешение межличностных конфликтов невозможно без адекватности восприятия людьми происходящего, открытости их отношений и наличия атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ

Исследование проводилось на базе МБОУ гимназии г. Советский. В эксперименте участвовали учащиеся 11 классов в количестве 35 человек, из них 8 юношей и 27 девушек в возрасте 17-18 лет.

С целью определения с кем чаще всего возникают разногласия у испытуемых, и каковы причины межличностных конфликтов, была составлена и проведена анкета (Приложение 1), результаты которой показали, что:

- 13% обучающихся иногда конфликтуют с одноклассниками, у 87% респондентов не возникает разногласий со сверстниками в классе;

- часто ссорятся с родителями 17% испытуемых, иногда – 52%, 31% отмечают, что конфликтные ситуации с родителями происходят крайне редко, либо их вообще не бывает;

- у 52% обучающихся иногда возникают разногласия с учителями, у 48% - их не бывает.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что чаще всего конфликтные ситуации у подростков происходят с родителями и гораздо реже  с одноклассниками. Это можно объяснить тем, что именно в подростковом возрасте возникает проблема «отцов и детей», которая проявляется в недопонимании. Дети не понимают родителей, родители детей. И это приводит к постоянному «единоборству» между ними.

Данные выводы подтверждаются ответами детей на вопросы анкеты. Учащиеся 11 классов отмечают, что чаще всего конфликты с родителями возникают из-за недопонимания (68%), у 26% испытуемых противоречия происходят из-за нежелания родителями признавать ребенка взрослым и только у 6% учащихся «столкновение» связано с тем, что они не могут подтвердить ожидания своих родителей.

73% учащихся отмечают, что с учителями чаще всего конфликты возникают из-за неуважительного отношения педагога к ученику, 20% конфликтуют из-за перезагруженности заданиями самостоятельных работ и всего лишь у 7% обучающихся разногласия возникают из-за несправедливо поставленной оценки.

        С одноклассниками чаще всего противоречие происходит по причине недопонимания (69%), 46% учащихся конфликтуют из-за личной неприязни, у 31% «столкновение» возникает из-за оскорбления, а у 8% обучающихся соперничество приводит к «противостоянию».

        Определив объекты и причины конфликтов, важно было выявить какой же стиль поведения в конфликтной ситуации является доминирующим у моих сверстников. Для этого был проведен  онлайн - тест на поведение в конфликтной ситуации, TKI (Томас - Килманн) [5], результаты которого представлены в рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты определения стилей поведения в конфликтной ситуации

учащихся 11 классов

        Таким образом, из диаграммы видно, что преобладающим стилем поведения в конфликтной ситуации среди обучающихся 11 классов является компромисс (26%), что свидетельствует об умении учащихся идти на взаимные уступки.

        23% респондентов при разрешении конфликта используют такой стиль поведения как сотрудничество, который направлен не только на удерживание баланса интересов, но и на признание ценности межличностных отношений.

        Одинаковое количество обучающихся выбирают в качестве приемлемых стилей поведения приспособление и избегание – по 20%, т.е данные учащиеся стремятся уйти от конфликта, но причины «ухода» разные. Одни не пытаются разрешить конфликт, а другие жертвуют личными интересами в пользу интересов соперника.

        И всего лишь 11% (4 человека) испытуемых предпочитают использовать такую неблагоприятную и малопродуктивную стратегию поведения как соперничество, которая подразумевает отстаивание собственных интересов в ущерб интересам собеседника.

        Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что одиннадцатиклассники предпочитают больше конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, стараются открыто обсуждать мнения, направленные на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. Но есть и ребята, которые либо не знают, либо не хотят выбирать те способы, которые помогут разрешить конфликт, а не перевести его в более острую фазу.

        Поэтому, для того чтобы, основные субъекты образовательного процесса лучше понимали друг друга и выбирали наиболее эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций, я разработала пакет рекомендаций для учеников, учителей и родителей (Приложение 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Межличностные конфликты в школе, являясь органичной частью образовательного процесса, имеют свои особенные причины и затрагивают интересы, как правило, всех участников образовательного процесса: учеников, учителей и родителей. Избежать всех конфликтов невозможно, но можно снизить разрушительное влияние конфликтов на взаимоотношения – научиться выбирать эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций, позволяющие не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.

Исходя из всего вышесказанного, в результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – изучение основных причин возникновения межличностных конфликтов между основными субъектами образовательного процесса и выявление способов поведения современных подростков в конфликтных ситуациях.

Для достижения поставленной цели были полностью решены задачи:

проанализированы литературные источники по теме, проведено исследование, направленное на изучение причин возникновения конфликтов между основными субъектами образовательного процесса и выявление способов поведения современных подростков в межличностных конфликтах, проанализированы полученные данные и составлен пакет рекомендаций для учащихся, родителей, учителей по поведению в конфликтной ситуации.

        На основе анализа теоретических источников я узнала об отличительных особенностях межличностных конфликтов, преимуществах и недостатках стратегий поведения в конфликтных ситуациях, разработанных американским психологом К. Томасом, причинах возникновения межличностных конфликтов в подростковом возрасте и способах их разрешения.

        Экспериментальная часть исследования позволила выявить, с кем из участников образовательного процесса чаще возникают разногласия у старшеклассников, причины их возникновения, а также наиболее приемлемые стили поведения в конфликтной ситуации.

Результаты исследования показали,  что чаще всего конфликтные ситуации у подростков происходят с родителями и гораздо реже  с одноклассниками.

68% учащихся 11 классов отмечают, что наиболее часто конфликты с родителями возникают из-за недопонимания, у 26% испытуемых противоречия происходят из-за нежелания родителями признавать ребенка взрослым и только у 6% учащихся «столкновение» связано с тем, что они не могут подтвердить ожидания своих родителей.

73% учащихся отмечают, что с учителями чаще всего конфликты возникают из-за неуважительного отношения педагога к ученику, 20% конфликтуют из-за перезагруженности заданиями самостоятельных работ и всего лишь у 7% обучающихся разногласия возникают из-за несправедливо поставленной оценки.

        С одноклассниками чаще всего противоречие происходит по причине недопонимания (69%), 46% учащихся конфликтуют из-за личной неприязни, у 31% «столкновение» возникает из-за оскорбления, а у 8% обучающихся соперничество приводит к «противостоянию».

        Определив объекты и причины конфликтов, также было выявлено, какой стиль поведения в конфликтной ситуации у моих сверстников является доминирующим. Были получены следующие результаты: компромисс используют 26% обучающихся; сотрудничество – 23%; приспособление – 20%; избегание – 20%; соперничество – 11%.

Поэтому выдвинутая мной гипотеза подтвердилась  – для подростков  характерен выбор различных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

        Одиннадцатиклассники предпочитают больше конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, стараются открыто обсуждать мнения, направленные на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. Но есть и ребята, которые либо не знают, либо не хотят выбирать те способы, которые помогут разрешить конфликт, а не усугубить возникшую ситуацию.

        Поэтому, для того чтобы, основные субъекты образовательного процесса лучше понимали друг друга и выбирали наиболее эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций, был составлен пакет рекомендаций для учеников, учителей и родителей (Приложение 2).

Я считаю, что практическая значимость моей работы заключается в том, что материалы исследования могут послужить практическим руководством в повседневной деятельности, как ученика, так педагога и родителя.

В перспективе тема межличностных конфликтов может быть рассмотрена с позиции учителей и родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – Москва Изд-во Юнити, 2004. – 552 с.
  2. Беженцева, А. Р. Межличностные конфликты в подростковой среде / А. Р. Беженцева // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 6–1(35). – С. 16–19.
  3. Воронин, Г. Л. Конфликты в школе / Г. Л. Воронин // Социологические исследования. – 2000. – март (№ 3).
  4. Жукова, А. В. Особенности поведения подростков в межличностных конфликтах со сверстниками / А. В. Жукова // Научные труды молодых учёных: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 23 февраля 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 115–117.

5. Поведение в конфликтной ситуации, TKI (Томас - Килманн)// Психологические тесты онлайн. [Электронный ресурс].

URL: https://psytests.org/interpersonal/thomas.html 

6. Прикладная конфликтология: хрестоматия. Минск, 1999.

7. Саблин В. С. , С. П. Слаква « Психология человека » – М.: Экзамен, 2004. – 352 с.

  1. Тимофеева Д. Д. Причины и способы урегулирования межличностных конфликтов в подростковом возрасте // Актуальные исследования. 2021. №37 (64).  С. 74-80. [Электронный ресурс]. URL: https://apni.ru/article/2896-prichini-i-sposobi-uregulirovaniya-mezhlichn

Приложение 1

Анкета

1. Часто ли у тебя возникают конфликтные ситуации с одноклассниками?

а) да

б) нет

в) иногда

2. Часто ли у тебя возникают конфликтные ситуации с родителями?

а) да

б) нет

в) иногда

3. Часто ли у тебя возникают конфликтные ситуации с учителями?

а) да

б) нет

в) иногда

4. Наиболее частые причины конфликтов с одноклассниками:

а) недопонимание

б) личная неприязнь

в) оскорбления со стороны одноклассника

г) соперничество

5. Наиболее частые причины конфликтов с родителями:

а) недопонимание

б) нежелание родителей признать, что я взрослый

в) не оправдал ожидания родителей

6. Наиболее частые причины конфликтов с учителями:

а) неуважительное отношение со стороны учителя

б) несправедливо поставленная оценка

в) перезагруженность заданиями самостоятельной работы

Приложение 2

Рекомендации родителям по улучшению детско-родительских отношений

1. Никогда не воспитывайте ребенка в плохом настроении.

2. Оценивайте поступок, а не личность ребенка, умейте видеть в детях хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры».

3. В минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?

4. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации; чаще улыбайтесь, общаясь с детьми.

5. Будьте более внимательными, отзывчивыми к своим детям, обсуждайте правила поведения своих детей.

6. Радуйтесь успехам ребенка, не раздражайтесь в момент его временных неудач.

7. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

8. Прислушивайтесь к мнению детей, уважайте их позицию.

9. Создавайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Рекомендации родителям 

«Как себя вести в конфликте с ребенком»

1.Выясните, в чем состоит причина конфликта. Для этого можно использовать уточняющие вопросы («Как получилось, что ...?») или техники активного слушания, которые позволяют понять и назвать чувства другого человека без оценивания («Ты сегодня подрался в школе, так как был сильно зол на Колю»). И еще немаловажное условие: выяснение причин должно проходить после того, как Вы овладели своими чувства, без криков и ругани.

2.Четко сформулируйте, чего вы хотите и чего хочет ваш ребенок. К примеру: «Я хочу, чтобы посуда была чистой к моему приходу домой. Ты хочешь, чтобы у тебя было достаточно свободного времени для общения с друзьями».

3. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта с учетом интересов всех участников. Возможно составление письменного списка. Желательно формулировать желаемое поведение в позитивной форме («Не дрался, а спокойно общался с другими учениками; «Не сбегал с уроков, а присутствовал на всех занятиях»). Чем более конкретные меры прописаны, тем больше вероятности, что они будут приняты и выполнены («Вместо уборки в комнате – сложить вещи в шкафу, и навести порядок с книгами на письменном столе»).

4. Совместно дайте оценку всем вариантам и выберите тот, который максимально соответствует интересам всех участников взаимодействия. Будьте гибкими, если желаете достичь главного – разрешения конфликта.

5. Договоритесь действовать в соответствии с данным вариантом, старайтесь следовать договоренностям, желательно с указанием срока договоренности. К примеру, наш договор действует в течение следующей недели. В случае нарушения договоренности не судите строго ни ребенка, ни себя. Возможно, причина в том, что при выборе решения кто - то был не совсем искренним и на самом деле предложенный выход из ситуации кого - то не устраивал. Имеет смысл пересмотреть договоренность и вновь прийти к обоюдному согласию.

Рекомендации  учителю, классному руководителю

«Правила педагогического общения »

1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком обучающегося видеть только отрицательные мотивы. Здесь важно сформулировать установку на «педагогическую зоркость» – внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии с обучающимися и коллегами и вдумчивый анализ случившегося.

2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

3. Обучающиеся склонны охотнее выполнять распоряжения педагогов при опосредованном способе воздействия.

4. Обучающегося можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.

6. Предусмотрительность и корректность поведения педагога снижают напряженность в общении.

Рекомендации обучающимся

«Как вести себя в конфликтной ситуации»

  1. Сохраняй спокойствие и самоконтроль, когда сердишься.
  2. Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
  3. Будь доброжелательным, уважительно относись к собеседнику.
  4. Имей терпение выслушать собеседника.
  5. Спокойно объясни свою точку зрения.
  6. Подумай, из-за чего возник спор.
  7. Попытайся мысленно встать на место собеседника и понять, какие события привели его в такое состояние.
  8. Имей терпимость к слабостям собеседника.
  9. Попытаться почувствовать: «А каково было бы мне в том состоянии?».
  10. Разреши конфликт мирным путем.
  11. Помни, что порой нет правильных и неправильных позиций и ответов.


Поделиться:

Усатый нянь

Рисуем осень: поле после сбора урожая

Про пингвинов

Алые паруса

Император Акбар и Бирбал