• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Дом занимательных игр

Опубликовано Иванова Ольга Викторовна вкл 30.08.2022 - 13:13
Иванова Ольга Викторовна
Автор: 
Паньшина О.В., воспитанники ГКОУ СО "Нижнетагильский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ОВЗ №2"

Проект универсального пособия для коррекционных занятий с детьми

* развитие дыхания

*совершенствование пальцевого праксиса

* накопление и актуализация словаря

*развитие пространственных представлений

*закрепление навыков счета

*Совершенствование навыков словоизменения и словообразования и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom_zanimatelnyh_igr.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для универсального пособия

 «Времена года»

Описание: подвешенные на ленточках бабочки, цветы, снежинки, листочки из ткани.

Цели:

  1. Дифференциация ротового и носового выдохов (ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.);
  2. Формирование правильного речевого дыхания (для освоения правильного произношения звуков);
  3. Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года.

Примерные варианты работы:

  1. Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований.
    - широко открыть рот и спокойно подышать носом.
    - закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю,  Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
    - вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.
    - вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом ( рот не закрывать)
    - вдох носом, плавный выдох ртом ( рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки)
    - вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы
    - вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Перед ребенком вывешены, в зависимости от отрабатываемой темы, предметы.

  1. Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.
    - вдох носом, выдох через нос толчками
    - вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки
    - рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто ( как дышит собака)
    - вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос ( рот не закрывать)
    - вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый , затем через левый.
  2. Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.
    - вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце
    - вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох
    - губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох
    - вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце
    - вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох
    - губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот
    - губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
    Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3 -5 - секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5 – 6 минут
  3.  “Носик и ротик поучим дышать”.  Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.

Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом – выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом – выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

  1. “ Закружи”.
    Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера.

Взрослый показывает детям, как нужно подуть на “листок”, чтобы закружить его. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, у кого сумел максимально долго кружился «листок».

  1. “Поющие звуки”.
    Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю. Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

«Богатый урожай»

Описание: пластиковые овощи и фрукты с перфорацией.

Цели:

  1. Развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
  2. Развитие координации движения рук (сенсомоторная координация);
  3.  Воспитание у детей способности контролировать свои достижения;
  4. Развитие усидчивости, терпения;
  5. Дифференциация понятий «фрукты» - «овощи»;
  6. Закрепление знаний о форме и цвете;
  7. Развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
  8. Закрепление навыков счёта;
  9. Развитие фразовой речи путём вопросов и ответов.

Примерные варианты работы:

  1.  «Спор овощей и фруктов»

Каждый ребенок получает картинку, на которой изображен овощ или фрукт. Дети находят его в корзинке и рассказывают все, что знают об этом овоще (фрукте).

Я морковка. Я очень полезный овощ, во мне много витаминов. Я расту длинная и красная. Сама я в земле, а снаружи зеленый хвостик.

  1. Взрослый выставляет в ряд пять предметов: помидор, тыква, лимон, яблоко, огурец. Дети называют первый предмет, последний, говорят, что находится посередине, что - между помидором  и  лимоном и т.д.
  2. Отобрать только овощи, перечислить их, выложить на столе.
  3. Отобрать только фрукты, перечислить их, зашнуровать только фрукты.
  4. Загадать ребенку загадку, ответом которой будет фрукт или овощ. И описать этот предмет по схеме. Схема для описания овощей и фруктов:

- Где растет?

- Какую форму имеет?

- Какого цвета?

- Твердый или мягкий?

- Какой на вкус?

- Что из него готовят?

  1. «Скажи ласково».

Логопед раздает детям шнуровки с изображением овощей и фруктов и просит назвать их в уменьшительно-ласкательной форме  (у меня огурчик; у меня яблочко).

  1. «Узнай по описанию»

Логопед описывает овощ или фрукт, а дети должны отгадать, о чем он говорят:

- длинный, зеленый, хрустящий ... (огурец);

-красное, спелое, румяное ... (яблоко);

- длинная, оранжевая, полезная ... (морковь).

Затем зашнуровать.

  1.  «Назови овощ или фрукт»

Логопед называет первый слог, дети продолжают: ка - капуста, гру - груша и т.д

 

«Геометрические фигуры»

Описание: разрезные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник) изготовленные из фетра, подвешенные на ленточках.

Цели:

  1. Накопление запаса геометрических представлений и понятий;
  2.  Знакомство с некоторыми величинами;
  3. Развитие зрительного мышления (умение собрать несложный объект (фигуру, узор) из готовых частей; умение собрать несложный объект (фигуру, узор) из готовых частей);
  4. Закрепление цвета.
  5.  Сформировать умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках;
  6. На основе предметно-практической деятельности  детей сформировать навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывать умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения задания.

Примерные варианты работы:

  1. Уточнение представления о форме геометрических фигур: простые знания на распознавание 
    Конструирование геометрических фигур из отдельных частей.
  2. Узнавание геометрических фигур в интерьере кабинета. Например, назови все предметы треугольной формы и др.
  3. Работа со счетными палочками. После закрепления навыка выкладывания фигуры из частей, предлагается такая работа:
  1. Сколько палочек нужно взять, чтобы сделать треугольник? Возьмите 3 палочки и сделайте треугольник.
  2. Сколько палочек надо добавить, чтобы сделать четырехугольник? Добавьте одну и сделайте четырехугольник. На что похож ваш четырехугольник?
  3. Сложи из палочек заданную фигурку. 
  4.  Определяется количество палочек воспитателем и дается задание сложить какую-либо фигуру.
  5. Задания на трансформацию, переложить палочки и получить новую фигуру.

«Лого Лев»

Описание: игрушка из ткани с возможностью надевания на руку как педагогу, так и ребёнку. 

Цели:

  1. Знакомство с артикуляционным аппаратом;
  2. Демонстрация точных движений артикуляционного аппарата;
  3. Отработка артикуляционных упражнений;
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Примерные варианты работы:

  1. Взрослый надевает игрушку – варежку на руку и показывает, как лев умеет работать язычком - поднимать язык вверх, вниз, поворачивать его в разные стороны, прятать в рот, потом можно предложить поиграть ребенку со львом самому и повторять все действия за игрушкой.
  2. Посмотри, как выполнил упражнение лев и повтори (артикуляционная гимнастика);
  3. Использовать  игрушку варежку на занятиях у логопеда при постановке звука (отработка правильных артикуляционных поз);
  4. Во время проведения релаксации можно использовать как наглядное пособие. Снятая с руки она повисает, и тогда для детей становится понятным выражение «расслабьте полностью мышцы. Пусть руки ваши будут как тряпичные». По мере овладения техникой расслабления простое напоминание: «Куклы расслабляются (лежат распластанные на столе), и дети расслабляются» - это послужит сигналом к успешному выполнению данного упражнения.
  5. Лев позволяет логопеду незаметно исправлять произношение ребёнка, так как замечание делается не ребенку, а его кукле. Например, «Лёва, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп, старается произносить звуки чётко.  Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.

«Волшебные квадратики»

Описание: Тактильные квадратики  изготавливаются из различающихся по фактуре материалов, одинакового размера.

Цели: развитие тактильной чувствительность и мелкой моторики, а следовательно, и речи. Закрепление понятий «гладкий», «шероховатый», «холодный», «теплый».

Примерные варианты работы:

  1. Дать ребенку возможность самостоятельно рассмотреть и потрогать квадратики. Обсудить покрытия, т.е. что почувствовали ручки с педагогом. Затем с закрытыми глазами постараться найти нужный квадратик.
  2. Потрогай квадратики и найди такой материал в коробочке.
  3. Игра на соотнесение: что можно сделать из этого материала?
  4. Составление описания по схеме:
  1. Какой материал  на ощупь (гладкий/шершавый);
  2. Холодный или теплый;
  3. Назови цвет;
  4. Что можно из него сшить.
  1. Рекомендуется применять данное пособие на занятиях по коррекции звукопроизношения: Потрогать табличку и произнести корригируемый звук (например, гладкая табличка, ровна, значит и звук пропеть ровно на одном выдохе).
  2. Поработав с квадратиками соотнести полученные тактильные ощущения с окружающими предметами (например, стол тоже гладкий, окно холодное как шелк, шуба мягкая и т.п.).

«Юный художник»

Описание: поле 6*3 с цветными разделителями.

Цели:

  1. Развитие навыков пространственной ориентации (право, лево, верх, вниз, диагональ);
  2. Закрепление элементарного счета;
  3. Развитие зрительного мышления;
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Примерные варианты работы:

  1. Использовать в начале занятия как сюрпризный момент (например, давай вместе запутаем шнурок и посмотрим, что у нас получилось). Дается инструкция: один шаг вниз, два шага влево, один вверх, один шаг по диагонали вправо вверх, один шаг по диагонали вправо вниз. Получился дом. В этом доме живет главный герой, который принес задания на занятие.
  2. При занятиях по коррекции звукопроизношения, таким же образом, т.е. по инструкции, а в дальнейшем без помощи взрослого ребенок выкладывает корригируемый звук.
  3. В дальнейшем выкладывания рисунка проводится без прямой инструкции взрослого: проведи по дорожке шнурочек так, чтобы получился дом и т.д.

«Настройщик звуков»

Описание: подвешенные на веревочках колокольчики и деревянные бусины.

Цели: данная игра предназначена для развития фонематического слуха, а именно навыков звукового анализа (дифференциация согласных звуков по признаку звонкость-глухость звука).

Примерные варианты работы:

  1. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Гласные звуки состоят только из голоса (тона),  а согласные  могут содержать голос, но обязательно содержат в своем составе шум. При образовании гласных выдыхаемый воздух свободно проходит  через ротовую полость, а при образовании согласных звуков   воздух преодолевает  препятствия, создаваемые органами речи.

  1. На занятии по коррекции звукопроизношения дается характеристика звука по схеме:
  1. Гласный/согласный
  2. Если согласный, то выделяется признак – твердый/мягкий
  3. Звонкий/глухой

Если звонкий, то ребёнок звенит в колокольчики, а если глухой то в бусины.


«Собери и посчитай»

Описание: собранные на нитки бусины разного цвета и размера.

Цели:

  1. Закрепление навыка математического счета;
  2. Определение количества звуков в слове;
  3. Формирование абстрактного мышления;
  4. Формирование умения различать форму и размеры предмета;
  5. Развитие мелкой моторики, координации собственных движений.

Примерные варианты работы:

  1. Посчитай пальцы на руке и отодвинь вправо столько же бусин.
  2. Расставь бусины от самого маленького числа до самого большого;
  3. Найди и покажи самые большие бусины, назови их цвет;
  4. Прочитай слово, посчитай количество букв – выложи это же число из бусин, затем посчитай количество звуков и также выложи;
  5. Посчитай в прямом, затем в обратном порядке.
  6. Внимательно посмотри на картинку, сосчитай всех героев и выложи столько же бусин и др.


Поделиться:

Калитка в сад

Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью

Чайковский П.И. "Детский альбом"

Браво, Феликс!

Учимся рисовать горный пейзаж акварелью