Актуальность данного исследования тем, что, во-первых, уже в школе мы сталкиваемся с необходимостью демонстрировать ораторское искусство почти на каждом учебном предмете. Во-вторых, для достижения успеха в жизни современный человек должен обладать умением выступать перед аудиторией. Успех приходит к тому, кто может создать и осуществить грамотное и яркое выступление. Эти навыки необходимо в себе развивать. Мой проект – это результат размышлений о трудностях, которые мы испытываем, делая публичные сообщения. А ведь практически во всех сферах человеческой деятельности требуется умение выступить перед публикой.
Цель проекта: постичь основы успешного публичного выступления и разработать для старшеклассников рекомендации о правилах публичного выступления.
Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
Объект исследования: основы ораторского мастерства и публичной речи.
Для достижения цели использовались общетеоретические методы исследования: анализ литературных и интернет источников, сравнительный анализ, метод анкетирования.
Гипотеза: грамотному и убедительному публичному выступлению можно научиться.
Практическая значимость работы: презентация и разработанные рекомендации могут быть использование учениками для успешного публичного выступления и педагогами на уроках русского языка, факультативных занятиях, классных часах с целью повышения ораторского мастерства учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный проект 11 класс | 62.83 КБ |
Презентация к проекту | 2.32 МБ |
Рекомендации по публичным выступлениям | 355.14 КБ |
Управление образования городского округа «Охинский»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи имени кавалера ордена Мужества Алексея Викторовича Беляева
Индивидуальный проект
по психологии
«Публичные выступления. Методические рекомендации»
Работу выполнил:
Григорьева Софья Александровна,
Ученица 11 «А» класса
Руководитель:
Храмова Нелли Валерьевна
педагог-психолог
Оха
2021 г
Оглавление
1.
2. Исследование 5
3.3. Этапы публичного выступления 9
3.4. Ошибки публичного выступления 13
3.5. Секреты успешного публичного выступления 17
Введение
Актуальность данного исследования тем, что, во-первых, уже в школе мы сталкиваемся с необходимостью демонстрировать ораторское искусство почти на каждом учебном предмете. Во-вторых, для достижения успеха в жизни современный человек должен обладать умением выступать перед аудиторией. Успех приходит к тому, кто может создать и осуществить грамотное и яркое выступление. Эти навыки необходимо в себе развивать. Мой проект – это результат размышлений о трудностях, которые мы испытываем, делая публичные сообщения. А ведь практически во всех сферах человеческой деятельности требуется умение выступить перед публикой.
Цель проекта: постичь основы успешного публичного выступления и разработать для старшеклассников рекомендации о правилах публичного выступления.
Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
Объект исследования: основы ораторского мастерства и публичной речи.
Для достижения цели использовались общетеоретические методы исследования: анализ литературных и интернет источников, сравнительный анализ, метод анкетирования.
Гипотеза: грамотному и убедительному публичному выступлению можно научиться.
Практическая значимость работы: презентация и разработанные рекомендации могут быть использование учениками для успешного публичного выступления и педагогами на уроках русского языка, факультативных занятиях, классных часах с целью повышения ораторского мастерства учащихся.
Исследование
В начале работы над проектом было проведено анкетирование среди учащихся 11 классов на тему «Определение уровня сформированности навыка публичного выступления» (Приложение № 1), для того чтобы понять, испытывают ли ребята трудности в выступлении перед аудиторией, и какие проблемы у них возникают. В исследовании приняли участие 35 учащихся 11 классов.
Анкета включала в себя 10 вопросов с предложенными вариантами ответов, учащимся было предложено выбрать один или несколько вариантов ответов из предложенных, которые они считаю наибольшим образом подходят для оценки уровня своей подготовленности к публичным выступлениям.
Результаты исследования представлены в таблице № 1 (приложение № 2). Проанализировав полученные данные анкетирования, можно сделать следующие выводы:
После того как я обработала результаты анкетирования и подвела итоги, убедилась, что исследуемая проблема актуальна для учеников и мой проект важен.
Затем я приступила к сбору информации и изучению научной литературы по теме проекта. Я обратился к книгам Дейла Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» и В.В. Шахиджаняна «Учимся говорить публично». Параллельно шел сбор материала и в Интернет-ресурсах. Я столкнулась с удивительным фактом: огромное количество курсов, тренингов для развития навыков ораторского искусства предлагается посетить пользователям. Значит, знания о секретах успешного выступления востребованы и проблема отсутствия навыков публичной речи стоит остро.
Основная часть
Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Слово оратор (от латинского orare - «говорить») применяется в двух значениях:
1. человек, произносящий речь, выступающий публично;
2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.
Оратор - мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством.
Ораторское искусство - это искусство живого слова. Человек, владеющий им, с лёгкостью может доносить мысли до окружающих. При этом предложения у него выстраиваются красивые и ясные. Он чувствует себя уверенно, ведь его речь привлекательна и интересна. Именно этому и учит ораторское искусство. Степень владения им может быть различной, но над собой нужно работать в любом случае. Нередко в жизни мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда приходится задуматься над тем, как сказать или дать ответ на вопрос. Чтобы выглядеть убедительным, без важных приёмов особого мастерства не обойтись.
Ораторское искусство и риторика участвуют в формировании стиля и логических высказываний. Они помогают избежать нежелательных пауз и развивают память. Обычная речь превращается в привлекательную и наполняется нужными эмоциями. Настоящий оратор всегда интереснее для публики, чем тот, кто не умеет грамотно сформулировать свои мысли. Кроме того, своевременно приведённые аргументы и факты способствуют благополучному разрешению спорных вопросов. А это является своего рода
гарантией наилучшего выхода из конфликтных ситуаций. Неподготовленные люди лишь в редких случаях смогут сформировать свои фразы чётко и правильно в нужный момент.
Классификаций публичных выступлений огромное множество. Важно разделить публичные выступления по их функциям, т.е. надо прежде всего определить идею своего публичного выступления.
Выступление - это как маленький спектакль, а значит у каждого из них должен быть свой жанр. Итак, виды публичных выступлений по цели: протокольно - этикетные, убеждающие, развлекательные, информационные. Однако, цели могут сочетаться и тогда публичное выступление будет смешанного жанра.
По форме в риторике бывают следующие типы публичных выступлений: сообщение, доклад, выступление, лекция, беседа.
Летописи ораторского искусства переносят в Древнюю Грецию. Именно здесь великому мастерству уделялось пристальное внимание. Отсюда идут корни стилистических образцов и развитие речи, ведь до появления письменности мысли излагались устно.
Греческие ораторы умело воздействовали на публику, поскольку они владели законами логики и правилами устной речи. Они смогли добиться того, что красноречие служило им главным оружием с политической точки зрения. Ораторское искусство, являясь царицей искусств, весьма эффективно могло влиять на решения государственных дел.
Именно в Древней Греции зародилась первая школа ораторского искусства. Её выдающимися мастерами стали Демосфен, Филократ, Гиперид, Эсхин и другие общественные деятели. Среди них Демосфен смог добиться наивысших достижений. Без его вклада сложно представить ораторскую практику и азы теории риторики, где слову придавалось огромное значение. На его речах учились не только в древности, сохранившиеся теории актуальны и сегодня. Они входят в золотой фонд риторики как отдельной науки.
Подготовительная ступень публичной речи. Подготовительная – первая ступень и один из самых важных этапов. Нужно продумать и время, и место общения, определиться с целями общения. Важно идеально владеть сведениями, о которых планируете сообщить публике, не сомневаться в предоставляемой информацией, ориентироваться в своём материале.
1. Подготовка речи
Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».
Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления:
Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы».
Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела.
Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.
Главный ваш контролер - время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость - сестра таланта». Учитывайте темп, ритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия - приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.
Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.
Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.
Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух - трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.
Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видеокамерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.
Вторая ступень публичной речи. Вторая ступень — это налаживание связи с аудиторией. Здесь надо определить настрой слушателей, расположить людей к себе, т.е. здесь и налаживается контакт со слушателями. Не надо торопиться, успокойтесь, выдохните, не суетитесь. Бесцельные, хаотичные движения отвлекают от выступления. Выходя к слушателям можно улыбнуться, таким образом, вы показываете свой позитивный настрой. Необходимо окинуть взглядом зал, акцентировать внимание на нескольких людях из зала и во время выступления старайтесь сохранять этот личный контакт.
Третья ступень публичной речи. Третья ступень — это умение сохранить внимание слушателей на основной идее выступления.
Слова в речи надо произносить чётко и понятно, не надо говорить слишком быстро или, наоборот, растягивать слова.
Старайтесь избегать грамматических ошибок, используйте литературный язык, чтобы аудитория не потеряла к вам доверие. Старайтесь не использовать стандартные фразы и выражения. Хорошо было бы поработать над своим словарным запасом, применяйте больше синонимов в своей речи, и выступление будет более привлекательным и красивым.
Четвёртая ступень публичной речи. Четвёртая ступень — это сохранение внимания людей из аудитории. Стоит обратить внимание на вербальные и невербальные составляющие общения. Небрежность в жестах недопустима.
Жесты могут быть приглашающими, отрицающими, вопросительными, они могут подчеркнуть нюансы выступления. Двигайте руками выше талии, т.к. жесты ниже свидетельствуют о неуверенности и растерянности.
Используйте обе руки. Старайтесь не скрещивать и не сжимать руки, поза должна быть открытой. Периодически улыбайтесь. Будьте доброжелательными, разбавляйте свое выступление яркими сравнениями или жизненными случаями. Меняйте позу при переходе к следующей части выступления.
Пятая ступень публичной речи. Пятая ступень - это отстаивание своего убеждения, если у слушателя другое мнение по обсуждаемому вопросу. Услышав возражение, сохраняйте спокойствие, не грубите, лучше улыбнитесь, таким образом, показывая уверенность в том, что вы говорите. Не отвлекайтесь на споры во время основного доклада, для убеждения в своей правоте у вас будет время после основного выступления.
Шестая ступень публичной речи. Шестая ступень — это окончание выступления. В заключении выступления следует чётко и громко повторить основную идею, ради которой и было ваше выступление, обязательно посмотрите в глаза слушателям, показав, что вы удовлетворены общением с ними.
Последовательность, логичность - важные аспекты каждого сообщения. В начале, говорим о самом главном, второстепенную информацию оставляем на потом, когда внимание аудитории будет уже не таким острым.
Не допускайте повторений, а если они нужны, делайте на них акцент голосом, чтобы слушатели поняли, что они сделаны специально.
Ошибка 1: Несоответствие. Когда содержание слов оратора расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме - будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» - радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно - люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда вы, по крайней мере, произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.
Ошибка 2: Оправдания. Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит, прежде всего, она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель - информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите, и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда:
а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются, прежде всего, собой и своими делами.
б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете другим людям, а не собственным ощущениям.
Ошибка 3. Извинения. Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика - не священник и не отпустит ваши грехи. Лучше всего развивать умение превращать недостаток в достоинства: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все - одна команда, работающая в тесном взаимодействии».
Ошибка 4: Глаза и брови. Контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.
Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови - главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови - признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить, то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.
Ошибка 5: Подбор слов. Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.
Помните: слова - это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!». Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами - ведь от настроения публики зависит очень многое!
Ошибка 6: Отсутствие юмора. Лучше информативной речи - только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность - слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.
Ошибка 7: Суетливость. Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Вы можете сидеть или стоять - это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и прочих факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит «окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления - тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство.
Ошибка 9: Монотонность. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.
Ошибка 10: Отсутствие пауз. Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило, они спешат заполнить их разными словами-паразитами. В результате публика думает: «Ээээ... Ну, ничего себе! Когда же он закончит мычать?» Кто-то начинает считать, сколько раз вы скажете «Ээээ..», кто-то погружается в свои мысли и начинает смотреть в окно, не обращая на вас внимания, остальные мучаются и считают минуты до конца лекции. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.
Мастерство публичного выступления состоит в умении использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Овладев мастерством публичного выступления люди, поймут всю прелесть и красоту нашего языка.
Здесь можно обратиться ко всем со своеобразным призывом, сказанным А.П. Чеховым: «Учитесь владеть языком, настоящие и будущие ораторы! Язык - ваша база и ваше профессиональное оружие».
Стать мастером публичного выступления это большое достижение для того, кто этого пожелает и не постоит ни перед чем, так как достигнутое им откроет ему двери во все сферы нашей жизни, а возможно и поможет изменить некоторые негативные стороны этого наисложнейшего бесконечного процесса.
Существует много факторов, влияющих на успешное публичное выступление (это и психологическая подготовка, и языковая, и поведенческая, и владение техникой речи). Изучив и систематизировав всю изученную информацию, мы совместно с научным руководителем разработали рекомендации к подготовке и осуществлению успешного публичного выступления, которые состоят из 4 частей:
I Подготовка речи.
II Выступление.
III Техника речи
IV Типичные ошибки
I. Как подготовить хорошее выступление?
II. Как осуществить успешное публичное выступление?
Как начать свою речь, чтобы вас захотели слушать?
Как произнести речь?
Чем закончить выступление?
III. Техника речи
IV. Типичные ошибки при выступлении
В подготовке к публичным выступлениям также могут быть полезны и упражнения для развития ораторских навыков. Одни упражнения рассчитаны на групповую работу, другие можно выполнять индивидуально.
Упражнение «Услышь свою речь» Запишите свой голос на диктофон и проанализируйте вашу речь. Запись своего голоса с дальнейшим прослушиванием поможет вам в обретении красивой речи. Поначалу может показаться, будто вы слышите совершенно чужой голос. Когда мы слышим свой голос изнутри, он звучит по-другому. Если будете делать это упражнение регулярно, вы сможете заметить свои ошибки и поработать над ними.
Упражнение «Потренируйте интонации» Попробуйте один и тот же стих или фрагмент из книги прочитать разными голосами – деловым, игривым, ласковым, суровым. Придавайте различную окраску, и вы заметите, что один и тот же текст способен побудить к противоположным действиям. Это прекрасный тренажер для овладения ораторским искусством.
Упражнение «Тренируем дикцию» Зажмите между передними зубами какой-нибудь небольшой предмет и попытайтесь сначала читать стихи с предметом во рту. Первое время будет совершенно не понятно, что вы говорите, но постепенно прочитанное будет более четким. Чтобы научиться красиво говорить, усложняйте тексты. Когда простые тексты произносятся уже без проблем, переходите на скороговорки.
Упражнение «Найди замену» Поиграйте в игру «синонимы», когда к какому-нибудь слову нужно быстро подобрать слова-заменители. Например, напишите какой-нибудь текст и, читая его про себя, вслух вместо написанных слов быстро называйте их синонимы. Старайтесь, чтобы текст получался связанным и интересным. Это упражнение доведет вашу способность подбирать слова до автоматизма и расширит ваш словарный запас.
Помните, чтобы достичь успеха в развитии своей речи, необходимо регулярно, каждый день тренироваться!
В своей работе я попыталась разобрать далеко не все приёмы, помогающие овладеть искусством выступления на публике. В результате исследования я поняла, что важна не только языковая, но и психологическая подготовка. Проект заставил меня осознать, насколько важно уметь выступать публично. Этот проект вселил в меня уверенность в то, что ораторскому искусству можно научиться. Но, кроме желания говорить красиво перед аудиторией, необходима, безусловно, регулярная работа над собой и своей речью. Я думаю, что мои рекомендации, упражнения, презентация, как минимум, заставят наших учащихся задуматься над проблемой осуществления успешного выступления, а как максимум, помогут подготовить и осуществить его. И я понимаю, что этот проект несёт в себе практическую пользу. Надеемся, что моя работа поможет повысить ораторское мастерство школьников.
Приложение
Приложение № 1
Анкета для учащихся
«Определение уровня сформированности навыка публичного выступления»
1. В каких школьных мероприятиях вы чаще всего принимаете участие?
2. Продумываете ли вы свой внешний вид перед выступлением?
3.Согласны ли вы с утверждениями о внешнем виде выступающего?
4.Волнуетесь ли вы перед выступлением?
5.Как вы относитесь к использованию мимики во время выступления?
6.Как вы относитесь к жестикуляции при выступлениях?
7. Какой фактор вы считаете самым важным при создании образа оратора?
8.Как вы готовите свою речь к выступлению?
9.Какие невербальные сигналы аудитории мешают вашему выступлению?
10. Хотелось бы вам повысить уровень собственного навыка подготовки и проведения публичных выступлений?
Приложение № 2
Таблица № 1 «Результаты анкетирования учащихся 11 классов на тему «Определение уровня сформированности навыка публичного выступления»».
№ | Вопросы (варианты ответов) | ИТОГ | ||
1 | В каких школьных мероприятиях вы чаще всего принимаете участие? | |||
фестивали | 6 | 14% | ||
Праздники (концерты) | 15 | 33% | ||
конференции | 4 | 8% | ||
Другие мероприятия | 21 | 45% | ||
2 | Продумываете ли вы свой внешний вид перед выступлением? | |||
В общих чертах | 29 | 83% | ||
Вплоть до мелочей | 6 | 17% | ||
3 | Согласны ли вы с утверждением о внешнем виде выступающего? | |||
Выступающий должен иметь повседневный вид | 4 | 10% | ||
Оратор должен выглядеть ярко и запоминающее | 15 | 38% | ||
Выступающий должен выглядеть не броско | 8 | 20% | ||
Оратор должен придерживаться делового стиля одежды | 13 | 32% | ||
4 | Волнуетесь ли вы перед выступлением? | |||
Волнуюсь, но пытаюсь сохранить спокойствие во время выступления | 7 | 20% | ||
Волнение зависит от обстоятельств | 20 | 57% | ||
Не волнуюсь, чувствую себя уверенно | 8 | 23% | ||
5 | Как вы относитесь к использованию мимики во время выступления? | |||
Не использую мимику | 3 | 9% | ||
Отчасти использую | 22 | 63% | ||
Активно использую мимику, считаю ее основным инструментом невербального общения | 10 | 28% | ||
6 | Как вы относитесь к жестикуляции при выступлениях? | |||
Использую жесты автоматически | 16 | 46% | ||
Стараюсь как можно меньше жестикулировать, это раздражает слушателей | 9 | 26% | ||
Активно использую жестикуляцию | 10 | 29% | ||
7 | Какой фактор вы считаете самым важным при создании образа оратора? | |||
Голос | 28 | 40% | ||
Внешний вид | 17 | 24% | ||
Мимика | 16 | 23% | ||
Жесты | 9 | 13% | ||
8 | Как вы готовите свою речь к выступлению? | |||
Запоминаю лишь ключевые моменты | 12 | 34% | ||
Прочитываю текст несколько раз, это помогает лучше запомнить | 5 | 14% | ||
Заучиваю текст | 12 | 34% | ||
Подготавливаю текст для прочтения во время выступления | 6 | 18% | ||
9 | Какие невербальные сигналы аудитории мешают вашему выступлению? | |||
Жест нежелания слушать (опущены веки) | 10 | 16% | ||
Жест готовности к уходу (обе руки на коленях или держатся за боковые края стула) | 6 | 10% | ||
Жест размышления и оценки (рука у щеки) | 7 | 11% | ||
Жест несогласия | 8 | 13% | ||
Жест подозрительности и скрытости (протирание лба, висков, подбородка) | 6 | 10% | ||
Хмурое выражение лица | 12 | 19% | ||
Жесты открытости (открытая поза) | 2 | 3% | ||
Неуказанные жесты | 11 | 18% | ||
10 | Хотелось бы вам повысить уровень собственного навыка подготовки и проведения публичных выступлений? | |||
Да | 15 | 43% | ||
Нет | 7 | 20% | ||
Частично хотелось бы | 13 | 37% | ||
Слайд 1
Работу выполнила: Григорьева Софья А. Руководитель: Храмова Нелли Валерьевна « Публичные выступления. Методические рекомендации»Слайд 2
Цель : постичь основы успешного публичного выступления и разработать для старшеклассников рекомендации о правилах публичного выступления .
Слайд 3
Задачи: Изучить информацию литературных и интернет – источников по теме проекта. Провести анкетирование учащихся 11 классов на тему «Определение уровня сформированности навыка публичного выступления». Разработать рекомендации для учащихся 11 классов о правилах публичного выступления. Подготовить буклеты и презентацию проекта в электронном виде.
Слайд 4
Гипотеза: грамотному и убедительному публичному выступлению можно научиться. Практическая значимость работы: презентация и разработанные рекомендации могут быть использование учениками для успешного публичного выступления и педагогами на уроках русского языка, факультативных занятиях, классных часах с целью повышения ораторского мастерства учащихся.
Слайд 5
Метод исследования : анкета «Определение уровня сформированности навыка публичного выступления» В исследовании приняло участие 35 учащихся 11 классов МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева Анкета включала в себя 10 вопросов с предложенными вариантами ответов, для оценки уровня своей подготовленности к публичным выступлениям.
Слайд 10
Основные понятия Ораторское искусство - это искусство живого слова. Человек, владеющий им, с лёгкостью может доносить мысли до окружающих. Оратор (от латинского orare - «говорить») – 1. человек, произносящий речь, выступающий публично; 2.человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.
Слайд 11
Выступлений по цели : протокольно – этикетные; убеждающие; развлекательные; информационные. по форме выступлений : сообщение; доклад; выступление; лекция; беседа .
Слайд 12
ЭТАПЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Слайд 13
Подготовительная ступень публичной речи. Выделите главную идею вашей речи. Выделите подзаголовки , разделив вашу идею на несколько составных частей. Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики . Напишите полный текст . Особое внимание уделите его началу и окончанию. Произнесите речь несколько раз вслух , чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы.
Слайд 14
Вторая ступень публичной речи — налаживание связи с аудиторией. Не надо торопиться. Успокойтесь , выдохните, не суетитесь. Необходимо окинуть взглядом зал, акцентировать внимание на нескольких людях из зала и во время выступления старайтесь сохранять этот личный контакт .
Слайд 15
Третья ступень публичной речи — это умение сохранить внимание слушателей на основной идее выступления. Слова в речи надо произносить чётко и понятно , не нужно говорить слишком быстро или, наоборот , растягивать слова. Старайтесь избегать грамматических ошибок , используйте литературный язык , чтобы аудитория не потеряла к вам доверие .
Слайд 16
Четвёртая ступень публичной речи - сохранение внимания людей из аудитории. Небрежность в жестах недопустима. Старайтесь не скрещивать и не сжимать руки, поза должна быть открытой. Периодически улыбайтесь. Будьте доброжелательными. Меняйте позу при переходе к следующей части выступления
Слайд 17
Пятая ступень публичной речи - это отстаивание своего убеждения, если у слушателя другое мнение по обсуждаемому вопросу. Услышав возражение, сохраняйте спокойствие, не грубите, лучше улыбнитесь, таким образом, показывая уверенность в том, что вы говорите. Шестая ступень публичной речи — это окончание выступления. В заключении выступления следует чётко и громко повторить основную идею, ради которой и было ваше выступление.
Слайд 18
ОШИБКИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Слайд 19
О шибка 1 : Несоответствие Проявляется в том, что содержание слов оратора может расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Ошибка 2: Оправдания Не нужно оправдываться перед аудиторией. Ваша цель – информировать публику.
Слайд 20
Ошибка 3: Извинения Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. Ошибка 4: Глаза и брови Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки. Исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица.
Слайд 21
Ошибка 5: Подбор слов Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. Ошибка 6: Отсутствие юмора Лучше информативной речи - только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать.
Слайд 22
Ошибка 7: Суетливость Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене, проделывать суетливые манипуляции. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Ошибка 8: Монотонность Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый монотонным голосом. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое.
Слайд 23
Ошибка 9: Отсутствие пауз Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило, они спешат заполнить их разными словами-паразитами. Паузу можно использовать для: установления визуального контакта; чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы.
Слайд 24
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Слайд 25
Basic Premium Pro I Подготовка речи II Выступление Как начать выступление Как произнести речь Как закончить выступление III Техника речи IV Типичные ошибки Рекомендации состоят из 4 частей
Слайд 26
Подготовка речи Начать нужно с работы над содержанием самой речи . Написанную речь перед выступлением несколько раз проговорить. Попробуйте произнести выступление, сократив время своей речи вдвое. Старайтесь, чтобы ваше выступление прозвучало без использования записей на бумаге. На бумаге можно оставить план вашего сообщения, чтобы сохранить логическую последовательность речи .
Слайд 27
II . Выступление Как начать свою речь, чтобы вас захотели слушать ? Выдержите паузу Соберите взгляды Дождитесь тишины Произнесите приветствие. Примеры удачного начала: начать с неожиданной информации; задать проблемный вопрос; рассказать, как предмет вашего выступления связан с жизнью; использовать какой-либо предмет как повод для разговора; начать с интересной истории; начать со слов выдающегося человека.
Слайд 28
II . Выступление Как произнести речь? Вы должны быть убедительны. Избавляйтесь от страха перед людьми. Будьте доброжелательны к публике и открыты ей. Энергетика речи - это важный параметр, определяющий успех выступления. Жесты, мимика, передвижения – важно всё! Не забывайте про зрительный контакт. Не затягивайте своё выступление.
Слайд 29
II . Выступление Чем закончить выступление? Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть оптимистичным по духу. Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Концовка должна соответствовать поставленной цели. Независимо от преследуемой цели, вы можете закончить комплиментом аудитории или уместной цитатой.
Слайд 30
III .Техника речи Меняйте интонации. Речь не должна быть монотонной. Речь не должна быть ни слишком быстрой, ни слишком медленной. Меняйте темп вашей речи. Делайте паузы перед высказыванием важной мысли и после нее. Произносите слова чётко и внятно, без искажений и проглатывания слогов .
Слайд 31
IV . Типичные ошибки при выступлении Наличие слов-паразитов. Растягивание фраз или долгое протяжное «эканье». Неуместные паузы, или, наоборот, отсутствие таковых. Преувеличенно эмоциональное начало выступления. Чрезмерная громкость голоса или, наоборот, тихая, монотонная речь. Оратор не в состоянии оторваться от записей на бумаге. Злоупотребление незнакомыми терминами и понятиями. Затягивание выступления.
Слайд 32
В результате исследования я поняла, что важна не только языковая, но и психологическая подготовка . Этот проект вселил в меня уверенность в то, что ораторскому искусству можно научиться. Я думаю, что мои рекомендации, как минимум заставят моих сверстников задуматься над проблемой осуществления успешного выступления, а как максимум, помогут подготовить и осуществить его. Надеемся , что моя работа поможет повысить ораторское мастерство школьников. Заключение
III. Техника речи
IV. Типичные ошибки
при выступлении
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
г. Охи имени кавалера ордена Мужества
Алексея Викторовича Беляева
Рекомендации для успешных выступлений
Рекомендации делятся на части:
I Подготовка речи.
II Выступление.
III Техника речи
IV Типичные ошибки
2021
г. Оха
I. Подготовка речи
II. Выступление
Как начать свою речь, чтобы вас захотели слушать?
Примеры удачного начала:
Как произнести речь?
Чем закончить выступление?
Голубая лягушка
Свадьба в Малиновке
Вода может клеить?
Кто должен измениться?
Позвольте, я вам помогу