В настоящее время боевые виды искусства являются популярными видами спортивной борьбы в целях укрепления здоровья и обучения эффективной самозащите. Многие виды боевых искусств стали общепризнанными видами спорта, борцы участвуют в соревнованиях, а некоторые виды единоборств (дзюдо и тхэквондо) включены в программу Олимпийских игр. Боевые виды искусства - это средство саморазвития и самовоспитания. Спортсмен способен бороться с самим собой, со своими недостатками. Занятия тем или иным видом боевых искусств учат преодолевать чувство страха, концентрировать внимание на своих действиях, принимать быстрые решения, верить в свои силы. Существует большое разнообразие видов борьбы, и, несмотря на общую цель, каждый вид боевого искусства имеет свою особенность. О чем многие люди даже не догадываются, именно поэтому тема моей работы «Популярные виды боевых искусств мира: их описание и особенности» актуальна.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 221.92 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 г. Вяземского имени
Героя Советского Союза Феодосия Порфирьевича Котляра
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Исследовательская работа
на тему: «Популярные виды боевых искусств их особенности и описание».
Выполнил:
Засядько Милан
ученик «9Б» класса
Руководитель:
Учитель физической культуры
Макина К.В
г. Вяземский, 2021 г
Содержание | |
Введение | 3 |
Глава 1. Боевые виды искусства. | 5 |
1.1 История возникновения и развития | 5 |
1.2 Характеристика популярных видов боевых искусств. | 6 |
1.3 Отличие от других видов единоборств. | 13 |
1.4 Влияние занятий смешанными единоборствами на организм и воспитание личностных качеств. | 14 |
1.5 Влияние боевых искусств на становление характера подростка | 15 |
Глава 2. Наши занятия карате и их результат | 17 |
Глава 3. Исследование заинтересованности детей единоборствами | 20 |
Заключение | 26 |
Список используемой литературы | 27 |
Приложение | 28 |
Введение
Актуальность. В настоящее время боевые виды искусства являются популярными видами спортивной борьбы в целях укрепления здоровья и обучения эффективной самозащите. Многие виды боевых искусств стали общепризнанными видами спорта, борцы участвуют в соревнованиях, а некоторые виды единоборств (дзюдо и тхэквондо) включены в программу Олимпийских игр. Боевые виды искусства - это средство саморазвития и самовоспитания. Спортсмен способен бороться с самим собой, со своими недостатками. Занятия тем или иным видом боевых искусств учат преодолевать чувство страха, концентрировать внимание на своих действиях, принимать быстрые решения, верить в свои силы. Существует большое разнообразие видов борьбы, и, несмотря на общую цель, каждый вид боевого искусства имеет свою особенность. О чем многие люди даже не догадываются, именно поэтому тема моей работы «Популярные виды боевых искусств мира: их описание и особенности» актуальна.
Цель исследования: дать описание наиболее популярным видам боевых искусств, выявить их особенности.
Задачами исследования:
Объект исследования – боевые искусства
Предмет исследования – их разновидности, характеристика (история, цель, стили, направления, использование оружия), особенности.
Гипотеза: мы предполагаем, что рассказ о различных видах боевых искусств и их особенностях, заинтересует обучающихся и у них возникнет желание посетить пробное занятие.
Методы, использованные в исследование: анализ литературных источников, использование интернет-ресурсов, самонаблюдение, анкетирование.
Практическая значимость: популяризация занятий спортом среди школьников, привлечение к регулярным занятиям физической культурой.
Глава 1. Боевые виды искусства.
1.1 История возникновения и развития.
С самых давних времен человек всегда находился в опасности. Опасность грозила ему и со стороны других людей, и со стороны хищных животных, а также нужно было противостоять стихийным бедствиям.
И с давних времен человеку требовалась сила и ловкость, чтобы охотиться на зверей, участвовать в боях и сражениях. Поэтому во всех уголках земного шара рождались и развивались боевые искусства. Боевые искусства — различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. Некоторые из них даже становились образом жизни людей, занимающихся ими. Яркий пример тому – монахи Шаолиня, боевым искусством которых является борьба Ушу.
Большое влияние на развитие каждого вида борьбы оказывали культура и политика страны, в которой эта борьба развивалась.
В Древней Греции борьба была очень почитаема и входила в программу Олимпийских игр. А в некоторых странах была традиция устраивать во время праздников соревнования по борьбе.
До сих пор историки не могут дать точный ответ на то, когда же точно появилось боевое искусство. Одни утверждают, что родоначальником всех единоборств является греческий панкратион, первые упоминания, о котором относятся к 648 г. до н.э. Другие - убеждены, что все стили единоборств произошли от куреш (кераш) – борьбы тюркских народов, возникшей неизвестно когда на территории современного Узбекистана. Третья же часть ученых-историков говорит, что первые единоборства возникли в Индии, и потом были завезены в Юго-восточную Азию и на Дальний Восток буддистами-миссионерами. Эта версия наиболее правдоподобна.
Сейчас многие виды боевых искусств стали общепризнанными видами спорта, борцы участвуют в соревнованиях, а некоторые виды единоборств (дзюдо и тхэквондо) включены в программу Олимпийских игр. Как и другие виды спорта, борьба укрепляет здоровье человека, делает его тело гибким и выносливым, укрепляет дух. Занимаясь борьбой, человек открывает в себе новые возможности, лучше узнает свое тело и постоянно физически совершенствуется.
1.2 Характеристика популярных видов боевых искусств.
Все боевые искусства подразделяются на направления, виды, стили и школы. Существуют как довольно старые боевые искусства, так и новые.
Некоторые из боевых искусств сложились из смеси других: например, тхэквондо, карате и айкидо — развившаяся смесь из местных боевых искусств Окинавы, Кэндзюцу и Дзюдзюцу в Японии, а текьен и субак в Корее.
Большое влияние на развитие каждого вида борьбы оказывали культура и политика страны, в которой эта борьба развивалась. Рассмотрим наиболее популярные
Кратэ. Каратэ в переводе с японского - "пустая рука", то есть техника рукопашного боя голыми руками, без оружия, но используя при этом все другие части тела. Считается, что это боевое искусство создавалось людьми, которым было запрещено использование оружия, и целью его создания была самозащита. Иногда это название также переводят как "рука, свободная от злых намерений". Есть еще предположение, что изначально "каратэ-до" обозначало "путь китайской руки", но в 1933 году мастер Гитин Фунакоси изменил в написании иероглиф "китайский" на иероглиф "пустой", что подчеркнуло характер этого вида борьбы именно, как борьбы без оружия. Оба эти иероглифа "китайский" и "пустой" читаются одинакова - "кара".
Точно место появления этого боевого искусства до сих пор неизвестно. По одной легенде Каратэ зародилось и развивалось на острове Окинава, по другой - возникло в Китае, и лишь затем было вывезено в Японию, где оно смешалось с приемами борьбы жителей островов. Время возникновения, также, как и место появления, неизвестно, предположительно, XVI век. Имеются лишь сведения, что подготовка мастеров боевых искусств на острове Окинава проходила в строжайшей секретности. И лишь в середине XVIII века появились сведения об окинавском каратэ-до.
Главная цель этого боевого искусства - дать отпор противнику в случае вынужденной защиты себя или других людей. В целях самозащиты каратэ дает огромные возможности: все тело превращается в оружие. Несмотря на свое название, в Каратэ существует стиль ведения борьбы с оружием –Кобудо. Он создавался с учетом того, что невооруженному человеку приходится вести борьбу с вооруженным самураем, в связи с этим изучались приемы борьбы подручными предметами, в основном, это были сельскохозяйственные орудия. К оружию Каратэ относятся: бо (шест, посох), дзе (палка из крепкого дерева), сай (трезубец из цельнометаллического стержня), нунчаку (соединенные веревкой или короткой цепью палки), тонфа (рычаги для вращения мельничных жерновов), кама (крестьянский серп), эку (весло), текко (рукоятка для облегчения управления лошадью, запряженной в повозку), сурутин (веревка или цепь со свинцовыми или каменными грузилами на концах), тинбе (щит из панциря больших черепах).
В 1955 году в Японии возникла ассоциация каратэ, главным инструктором в которой стал Фунакоси. В настоящее время это самая развитая в мире техника самообороны.
В Каратэ существует очень большое количество стилей и направлений, в настоящее время их известно несколько сотен. Сетокан (шотокан-рю) - самое популярное направление, специалисты считают его "азбукой" каратэ. Киокусинкай - самое молодое направление, возникшее в 1969 году. Наряду с техниками каратэ включает в себя корейские системы рукопашного боя. Отличается очень суровой дисциплиной. Сито-рю - его особенностью являются быстрота перемещений, правильное дыхание и умение держать равновесие. В этом направлении 50 ката, гораздо больше, чем в других стилях. Годзю-рю - соединение Каратэ с элементами китайских боевых искусств. Основан в середине 20-х годов ХХ века. Присутствуют тренировки с поднятием тяжестей. Вадо-рю - "путь мира", создан в 1938 году, содержит много уклонов и бросков. В нем очень большое внимание уделяется развитию особого состояния разума.
Кимоно в карате является униформой. Раньше его позволяли надеть лишь ученику, достигшему хотя бы минимальных успехов в карате. Сейчас кимоно - обязательный атрибут для начала тренировок. Есть кимоно повседневное, тренировочное, а есть - для поединков и выступлении, оно должно быть более праздничным, то есть более белым. Кимоно – это куртка до середины бедра и брюки по щиколотку. Уровни мастерства в каратэ построены на системе поясов и степенях. Ученические степени – «кю», от 9 до 1, а мастерские –«дан», от 1 до 9. В зависимости от уровня мастерства различаются цвета поясов. Чем выше уровень мастерства, тем темнее оттенок. Раньше существовало всего два ученических пояса: белый и коричневый, сейчас их количество больше (белый, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, коричневый). Мастера носят черные пояса.
Дзюдо. Название этого вида боевого искусства переводится как: Дзю - "мягкий, гибкий", до - "путь". Возникло в Японии на основе борьбы Джиу-Джитсу. В мае 1882 года японец ДзигороКано в одном из храмов Токио основал школу под названием Кодокан - "Дом Постижения Пути".
Дзюдо создавалась как система воспитания человека. Основатель "Кодокана" Дзигоро Кано писал: "Дзюдо - это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю". Им сформулированы пять принципов дзюдо:
1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.
2. Владей инициативой в любом начинании.
3. Осмысливай полностью, действуй решительно.
4. Знай, когда следует остановиться.
5. Придерживайся среднего между радостью и подавленностью, истощением и ленью, безрассудной радостью и трусостью.
Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как: вежливость, смелость, искренность, честность, скромность, самоконтроль, верность в дружбе, уважение к окружающим. При поступлении в школу ученик дает клятву: «Я не брошу учебы без уважительной причины. Я не опозорю дзюдо и свою школу. Без разрешения учителя я никому не открою секретов, которым меня научили. Как ученик я буду следовать законам дзюдо и моей школы и буду соблюдать их, если стану учителем».
В 1886 году дзюдо было признано в Японии на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а затем вошло в программу физической подготовки в высших и средних учебных заведениях. В 1889 году открылась первая школа дзюдо во Франции, затем оно пришло и в Великобританию. В июле 1951 года основана Международная Федерация Дзюдо. В 1956 году в Токио прошел первый чемпионат мира, в котором участвовали представители из 21 страны. Дзюдо первым из восточных боевых искусств было включено в программу Летних Олимпийских игр сначала в 1964, а затем постоянно с 1972 года.
В этом виде спорта кимоно называется куртка дзюдоиста, штаны – это дзубон, пояс – оби. Весь спортивный костюм называют дзюдодогой. Кимоно дзюдоиста должно быть такой длины, чтобы покрывать бедра и доставать до кистей рук, опущенных вниз вдоль туловища. Правила соревнований позволяют использовать кимоно только двух цветов: синего и белого. Сделано это для того, чтобы зрители и судьи легче могли различать участников поединка. Раньше, когда правила разрешали на официальных соревнованиях выходить на татами только в костюме белого цвета, участник, которого вызывали первым, должен был дополнительно надеть повязку красного цвета, а его противник - белую. Ученические пояса имеют разные цвета (белый, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, коричневый), а мастерские, с 1 по 5 дан – черного цвета, с 6 по 8 дан – красно-белого, 9 и 10 дан – красного цвета.
Большинство приемов дзюдо построено на бросках с использованием корпуса и бедер. Используются захваты и болевые приемы. Цель борьбы - вывести соперника из состояния равновесия и повалить его спиной на татами.
Тхэквондо. Название этого вида боевого искусства переводится так: Тхэ - "удар ногой", квон - "удар рукой", до - "путь".
Родина этого боевого искусства - Корея. Его корни уходят в глубокую древность, когда предки корейцев проживали в нескольких племенных образованиях и в борьбе за существование были вынуждены развивать свою силу и ловкость. Термин Тхэквондо появился в 1955 году, когда была возрождена корейская система единоборств.
Тхэквондо - это не просто единоборство, оно сочетает в себе физическую и духовную стороны, объединенные в одно целое. Физическая сторона определяет владение телом. Духовная сторона определяет жизненные ценности, характер и дух. Основные жизненные ценности - верность, честность, смелость доброта и мудрость. Верность родителям, наставнику и отечеству. Честность перед собой, родными, друзьями и любым человеком - умение не только сдержать слово, признать истину, но и доверять. Смелость, как в бою, так и в борьбе за справедливость. Доброта в словах и делах. Мудрость в пути - умение легко проявить истину, найти каждому делу свое время, точно определить меру.
В основном в этой борьбе используются удары ногами и прыжки. Запрещены любые захваты и удары в голову руками. Показательные выступления спортсменов-тхэквондистов включают в себя разбивание досок ударами в прыжке.
Техника работы с оружием в тхэквондо отсутствует. В нем сделан упор на развитие возможностей человеческого тела, которое само по себе может являться достаточно грозным оружием. Поэтому единственными предметами, которыми пользуются, являются протекторы.
Спортивный костюм борца тхэквондо называется «тобок». Он белого цвета и состоит из куртки с запахивающимися полами или надевающейся через голову (современная версия), брюк и пояса. Брюки должны быть сшиты так, чтобы в них можно было сделать боковой шпагат. В длину они достигают щиколоток. Пояса должно хватить, чтобы 2 раза обернуть его вокруг талии, причем после завязывания специальным узлом оба конца пояса свешиваются вниз на одинаковую длину, от 25 до 30 см. Куртка обладателя дана должна иметь воротник с черным бортом. На соревнованиях применяются средства защиты. Новички начинают с белого поята (10-йгып), проходя до красного пояса с черной нашивкой (1-йгып). У мастеров – черные пояса. Это цвет мудрости. Черный цвет объединяет в себе все цвета спектра - он постиг все ступени тхэквондо, прошел все стадии от белого до красного. Обладатель черного пояса - боец постигший технику, мораль, культуру и этикет тхэквондо.
В 1961 году создана Корейская Ассоциация тхэквондо под руководством генерала Чхве Хон Хи. В 1966 году в Сеуле создана Международная Федерация Тхэквондо, которую также возглавил генерал Чхве Хон Хи. В 1973 году в Южной Корее создали Всемирную Федерацию Тхэквондо, возглавил ее Ким Ун Ен, единственный в мире обладатель 10 дана по тхэквондо. В 1988 и в 1992 году тхэквондо был включен в программу Летних Олимпийских игр в качестве демонстрационных видов спорта. В 2000 году на Летних Олимпийских играх в Сиднее впервые прошли соревнования по тхэквондо, с тех пор эта борьба включалась в каждые последующие Олимпийские игры.
Самбо. Самбо - сокращенная форма от «Самозащита без оружия». Создано в России. Сочетает в себе приемы, удары, захваты и броски из различных видов борьбы (джиу-джитсу, дзюдо, ушу, английский бокс, французская борьба и другие). Появилось в начале ХХ века. Развивалось в двух направлениях: борьба самбо - открытое, молодежно-спортивное направление; боевое самбо - закрытое направление, "секретное оружие".
Философия заключается в том, что это универсальная система самозащиты, в которой даже самый слабый может подобрать себе подходящий прием. Сочетает разнообразные приемы: удары, броски, захваты и специальную технику. Существуют и запреты: нельзя царапаться, кусаться, бросать соперника на голову, проводить приемы, мешающие дыханию, проводить болевые приемы в позиции «стоя». Бой ведется с использованием окружающей обстановки, специальных и подручных средств. Спортивный костюм самбиста: куртка самбо, трусы и специальная обувь - борцовки.
В 1995 году создана Всемирная Ассоциация клубов боевого самбо. Созданы клубы боевого самбо в странах СНГ, Бразилии, Израиле, Канаде, Латвии, США, Швеции, Франции, Японии и в других. Также в 1995 году в Нью-Йорке создано представительство московского Клуба боевого самбо, который позже был переименован в Мировой клуб боевого самбо. В 1995 году состоялись Чемпионат Евразии и Чемпионат Мира по боевому самбо.
Кикбоксинг. Название произошло от английских слов kick - "боевой удар, пинок" и boxing - "боксирование". Возник в США, в 70-е годы ХХ века.
Кик-боксинг– это попытка создания нового зрелищного боевого единоборства, рассчитанного на профессионалов. Поэтому он неразрывно связан с шоу-бизнесом.
В этом виде используются удары ногами и руками, их разрешается наносить только в голову и по туловищу выше пояса. Разрешены подсечки с внутренней и внешней стороны стоп на уровне фута (специальной обуви). Запрещены захваты и удары локтями, коленями, головой. Во время поединков спортсмены обязательно используют боксерские перчатки и защитное снаряжение. Также используется специальная мягкая обувь без подошвы –«фут».
В кикбоксинге существуют следующие направления: Фулл-контакт (полный контакт), где разрешено вкладывать в удар руками и ногами. Как и в боксе, отсчитываются нокдауны и нокауты. Фулл-контакт с лоу-киком - разрешено наносить удары ногами по внутренней и внешней стороне бедра. Лайт-контакт (легкий контакт) - в этом направлении кикбоксинга запрещены сильные удары, поэтому темп боя выше, а победа присуждается спортсмену, показавшему лучшую технику и нанесшему большее количество ударов противнику. Семи-контакт (ограниченный контакт) - запрещены сильные удары, поединок носит прерывистый характер, за каждый "чистый" удар начисляются очки, где выше всего оцениваются прыжковые удары ногами. Сольные композиции (музыкальные формы) - соревнования проводятся под музыку и включают в себя три вида: "жесткий" стиль, "мягкий" стиль и с предметами.
Всемирная организация кикбоксинга была основана в 1977 году и внастоящее время объединяет более 80 стран. С 1984 года регулярно проводятся чемпионаты Европы и мира.
1.3 Отличие от других видов единоборств.
Каратэ от других единоборств отличается тем, что существует в трех основных формах: ката, кумитэ и тамэшивари. Ката - это специальные упражнения, отработка приемов, стоек и передвижений, соединенных между собой в одну цепочку. Выполняются они в различном темпе. Это как будто борьба с вооброжаемым противником. Но в реальном бою ката могут оказаться смертельными для противника. Кумитэ - это поединок с реальным противником (спарринг). Бывает бесконтактным, полуконтактным и полностью контактным. От этого зависят правила судейств в поединках во время соревнований. Тамэшивари - разбивание предметов. Это испытание не только физической, но и духовной силы спортсмена, которое позволяет познать самого себя. В отличие от других единоборств в Каратэ преобладают низкие устойчивые стойки, жесткие блоки, мгновенные переходы в атаку. В процессе тренировок отрабатывается умение перехватывать инициативу. Каратэ как самооборона дает очень много возможностей, чтобы противостоять противнику, независимо от того, какой прием он использует.
Дзюдо отличает то, что основы тренировок - ката и рандори, а также определенный набор разогревающих упражнений, которые развивают все мышцы тела. Ката выполняются и правосторонними, и левосторонними, они несут в себе основы атаки и обороны. Рандори - тренировка в вольном стиле. И в ката, и в рандори все движения должны выполняться с наибольшим использованием силы.
Особенность тхэквондо - множество эффектных трюков. Например: удар ногой в прыжке после перепрыгивания через мотоцикл или стоящих в линию 11 человек; разбивание ударом ноги толстой доски, закрепленной на высоте 3 м; разбивание ребром ладони двух кирпичей; разбивание ударом кулака пачки сосновых досок толщиной 18 см, и другие.
Боевое самбо отличается тем, что основано на принципах реального ведения боя с несколькими противниками. Ведение боя как в положении стоя, так и лежа, используя при этом подручные предметы.
Кик-боксинг многогранен. Включает в себя технику работы руками, взятую из бокса, и технику работы ногами, взятую из восточных единоборств: каратэ, дзюдо, тхэквондо, ушу и других.
1.4 Влияние занятий смешанными единоборствами на организм и воспитание личностных качеств.
Занятия единоборствами оказывают положительное влияние на нервную
систему, развивают у подростков и юношей тактическое мышление, быстроту и ловкость. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки, в большей быстроте восприятия, переключении внимания, сдержанности.
- укрепляет здоровье - (происходят положительные сдвиги в нервно-психической сфере: вырабатывается уравновешенность, уверенность в своих силах, трудолюбие, настойчивость, смелость уменьшается бытовая агрессивность.
- развиваются и совершенствуются не только двигательные качества (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), но и вегетативные функции – кровообращение, дыхание, пищеварение и др.
- расширение кругозора в области физической культуры и спорта (участие в показательных выступлениях, участие в соревнованиях, просмотр видеоматериалов)
- военно – патриотическое воспитание - (помогают развивать такие качества, как сила воли, настойчивость, уверенность в себе, необходимость противостоять противнику, что является обязательными навыками для службы в рядах Российской армии, да и в жизни вообще).
- изучение и совершенствование ударной тактики и техники, борьбы различных видов единоборств – (в спарринге побеждает «быстро
думающий» боец, способный творчески разбираться в постоянно меняющихся ситуациях на ринге, хорошо подготовленный технически и тактически).
- духовно – нравственное развитие личности – (боевые искусства требуют от подростка высокой степени не только физического, но и умственного развития).
1.5 Влияние боевых искусств на становление характера подростка
Каждый подросток хочет стать взрослым, пытаясь самоутвердиться и проявить себя всевозможными способами. Хорошо если это полезное и интересное занятие, например – занятие боевыми искусствами. Спорт- средство самопознания, самовыражения, самоутверждения. Систематические тренировки не только укрепляют здоровье, повышают общую работоспособность, но и воспитывают ряд очень важных качеств: выдержку, самостоятельность, упорство, инициативность и другие. Физическая активность расширяет пластичность нервной системы, благотворно влияет на психическую деятельность человека: повышается его эмоциональный тонус, появляется бодрость, жизнерадостность, уверенность в себе. С древних времен считалось, что в здоровом теле - здоровый дух. Поэтому у спортсменов очень редко встречаются депрессии.
Боевые искусства – путь всестороннего и гармоничного развития личности. Прежде всего, они формируют волевые качества – это тот внутренний стержень, который, в свою, очередь, способствует развитию духа и жизненной стойкости. Начиная заниматься боевыми искусствами, подростки должны преодолевать внешние и внутренние препятствия, такие как лень, робость, пассивность, страх. Здесь важнее не победа над соперником, а победа над собой. Благодаря этому развивается выдержка, настойчивость, решительность, смелость и, самое главное – целеустремленность. Это умение направить свою деятельность, исходя из главного, наиболее важного мотива очень важно в спорте. По мере подготовленности, дети участвуют в соревнованиях. Соревновательная деятельность требует больших физических сил и самообладания. В жестком соперничестве полнее и ярче, чем в обыденности проявляется каждая черта характера. Спорт способствует тому, что приобретенные качества характера переносятся и на другие стороны жизни и деятельности. Поэтому спортсмены часто добиваются успехов в бизнесе, политике, социальной сфере и других областях. Иногда говорят, что боевые искусства развивают в человеке агрессивность, но это не так.
Глава 2. Наши занятия карате и их результат
Карате я занимаюсь с 9 лет. Тренировки проходят в спортивной школе, под руководством Алика Сергеича Хабарова. Занятия проходят 3 раза в неделю по 1,5 часа. В тренировках нам нравится процесс самозащиты и обороны, отработка различных приемов. Нас учат преодолевать трудности и бороться со своими трудностями.
В спортивную школу меня привел дядя. Он раньше тоже занимался различными видами боевых искусств. У него были высокие достижения в этом виде спорта, но из-за полученной травмы тренировки пришлось прекратить. Тренера дяде посоветовал его друг, у которого сын также занимается дзюдо. Побывав на пробном занятии, мы получили массу положительных эмоций. И вот ... мы "заразились" карате, как и миллионы людей во всём мире.
В соревнованиях мы начале участвовать с 10 лет, и первые же соревнования оказались успешными. Я – участник многих областных, районных и городских соревнований, где становился победителям и призерам. Одно из моих последних достижений - 2 место на международном турнире по карате. Я с большой радостью хожу на регулярные тренировки. С каждым годом я совершенствую своё спортивное мастерство в этом виде спорта. На каждой тренировке Алик Сергеич учит нас дисциплине, терпению, упорству, выдержке. Карате как вид спорта вырабатывает выносливость. Я каратист - и горжусь этим!
В ходе нашей работы было найдено интервью с директором спортивной школы «Юниор» г.Вяземского Александром Ниценко.
- Александр, прежде чем говорить о воспитании юных спортсменов, расскажите, как вы сами пришли в спорт.
Когда я был маленьким, мы жили в городском общежитии по улице Ленина. Мой отец Виктор Иванович Ниценко работал в районной больнице врачом-терапевтом, а по вечерам преподавал в ДЮСШ китайское направление единоборств «Ушу». Сначала эти занятия были больше связаны с восточными медицинскими практиками, а потом отец от общих оздоровительных методик перешёл к боевому (прикладному) аспекту. И меня частенько с собой брал в спортшколу, так как хотел заинтересовать этим.
С нами работали тренеры: Сергей Денисов - он давал физическую и боевую подготовку, Дмитрий Верхотуров ставил нам базовую технику единоборства каратэ (ката, кихон). Был ещё один тренер, самый важный, - это отец, потому что дома тренировки продолжались.
Путь до первой победы над собой оказался для меня непростым: когда выступал неудачно, не раз собирался всё бросить, уйти из секции. Но стимулом для дальнейшего саморазвития стала бронза, которую я завоевал на соревнованиях в г. Хабаровске в 1999 году. Эта медаль была для меня равна золотой. С того момента стал тренироваться серьёзнее, понял, что всё возможно.
Расскажите, чем вы занимались после института до приезда в Вяземский?
Тренировал детей. Начинал в 2007 году практически с нуля, но никогда не сидел и не ждал, что ко мне родители приведут своих детей. Сам ходил в школы, рассказывал о нашем клубе «Спартак», куда устроился работать, о каратэ, его особенностях и преимуществах. Расклеивал листовки на дверях подъездов, на досках объявлений.
В результате ко мне пришли заниматься ребята. Приходилось разбивать их на возрастные группы, занятия вёл в разных спортзалах. Конечно, часть детей со временем отсеялась, но костяк упорных, целеустремлённых и талантливых спортсменов у нас сложился. Спустя время некоторые воспитанники стали достигать определённых успехов. Не раз мы выезжали на Россию и привозили «золото», «серебро», также приняли участие в Первенстве Мира Dream Cup в г. Токио (Япония). Особо горжусь воспитанницей Яной Рылюк, она трижды завоевала «золото» на Первенстве России в Москве.
Что считаете самым важным в тренерской работе?
Тренер должен «жить ребёнком», стать для него не просто наставником, но ещё и другом, психологом. Если у юного спортсмена не всё сразу получается, это ещё не значит, что пора заканчивать занятия. Тренер должен работать на всю аудиторию и в то же время интуитивно чувствовать, кто из детей может в определённый момент «выстрелить» и стать чемпионом. Всем навыкам тренерской работы нужно, конечно, учиться. По моему мнению, люди, которые решили тренировать, должны всё-таки получать образование по профилю. Многие сейчас идут учиться в педагогический университет. Но в этом вузе дают знания общие, в академии физкультуры всё же обучают по специализации, что позволит ребёнка научить не только основам определённого вида спорта, но и поможет поднять его на более высокий уровень, завоевать победы и в крае, и на России.
Глава 3. Исследование заинтересованности детей единоборствами
В МБОУ «СОШ № 20 г. Вяземского имени Ф.П.Котляра» я проводил анкетирование (приняло участие 97 учащихся) с целью узнать, какие виды спорта предпочитают учащиеся, знают ли они о боевых искусствах, какое влияние оказывают боевые искусства на организм человека.
Были предложены следующие вопросы:












Обучение боевым искусствам оказывает положительное воздействие на: физическое состояние человека, развивает в нем силу, выносливость.
На вопрос любишь ли ты спорт? Из 97 учащихся ответили, что любят спорт 65(6,5), не любят 45(4,5).
На вопрос какие спортивные секции есть в г. Вяземском? Из 97 учащихся футбол 10(10,1), хоккей 8(8,1), волейбол 7(7,5), баскетбол 9(9,1), легкая атлетика 11(11,1), карате 13(13,2), бокс 4(4,5), теннис 5(5,6), шахматы 3(3,4), рукопашный бой (20,4).
Каким видам спорта отдаете предпочтение? (футбол 10(11,3), хоккей 8(8,9), волейбол 6(5,9), баскетбол 5(5,4), легкая атлетика 12(11,9), карате 14(13,9), бокс 12(12,3), теннис 7(6,9), шахматы 4(4,5), рукопашный бой 18(17,7).
Смотрите ли вы спортивные передачи? Из 97 учащихся ответили (да-58, нет-49).
Цель Ваших занятий спортом? Из 97 учащихся ответили (хобби 35(35,5), саморазвитие 20(21,1), самовыражение 15(15,5), забота о здоровье 17(16,9), для поддержания хорошей физической формы 10(9,9).
Сколько времени занимает одна тренировка? Из 97 учащихся (менее 40 минут 20(20,5), более часа 33(33,4), более 1,5 часа 46(45,9).
Можете ли Вы себе позволить пропустить тренировку? Из 97 учащихся ответили (да 35(35,5)/нет 65(65,5).
Принимали ли Вы участие в соревнованиях? Из 97 учащихся ответили да 71(70,9), нет 26(25,9).
Бывали ли у Вас спортивные травмы? Из 97 учащихся (да 81(80,)/нет 15(15,2).
Как общество/семья относится к выбранному Вами виду спорта? Из 97 учащихся положительно 88,(88,5), отрицательно 10(10).
Как Вы считаете нужны ли спортсмены стране, обществу? Из 97 учащихся (конечно 69(69,5), они прославляют страну, считаю неоправданным вложение больших средств в спорт 10(9,9), затрудняюсь ответить 36(35,9).
Какие виды боевых искусств ты знаешь? (дзюдо 10,2), карате 9,(9,9), айкидо 2(2,1), сумо 1(1), самбо 4(4,5), кендо 2(2,2), тхэквондо 7(6,9), рукопашный бой 18(17,9), ушу 4(4,5), бокс 13(12,9), кикбоксинг 11(11,1), фехтование 3,(3,5).
Каким боевым единоборством Японии Вы хотели бы заниматься? из 97 учащихся карате 4(4,5),дзюдо 5(5,5), текхвандо 7(7,8), киокушинкай 10(9,9).
Заключение
В ходе работы были рассмотрены теоретические аспекты Японского боевого единоборства таких как: история боевых единоборств, влияние на здоровье человека, влияние на психику человека, влияние на становление характера подростка. А также было проведено анкетирование учащихся на выявление отношения к спорту и знаний японского единоборства. На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: обучение боевым искусствам оказывает положительное воздействие на физическое состояние человека: развивает в нем силу, улучшает координацию движений, делает тело более гибким, повышает выносливость. Посещать занятия по боевым искусствам полезно не только молодым, но и зрелым людям, поскольку регулярные практики помогут им на протяжении долгих лет сохранять здоровье и дееспособность, а также выглядеть моложе своих лет.
К сожалению, жестокость и насилие – это достаточно распространенные явления в нашем мире. Поэтому навыки самозащиты для современного человека важны не менее, чем для его далеких предков. Занятия каким-либо из боевых искусств не только тренируют тело, но и помогают обрести контроль над своими слабостями, избавиться от агрессии, воспитать силу духа, научиться жить в гармонии с самим собой.
Всего лишь 3% учащихся занимаются японским боевым искусством, но при этом 12 % хотели бы заниматься. Учащиеся владеют информацией по боевым искусствам Японии, но очень мало.
Изучив боевые искусства Японии я не только провел анкетирование, но и ознакомил учащихся в возрасте от 14 – 16 лет с боевыми единоборствами Японии и их влиянием на здоровье человека. Благодаря моему рассказу, как показало анкетирование, многие наши одноклассники заинтересовались единоборствами и хотели бы посетить тренировки. Тем самым подтвердилась наша гипотеза и практическая значимость исследования.
Список используемой литературы
http://www.libma.ru/sport/samooborona_priemy_realnoi_ulichnoi_draki/p2.php
7. Система САМБО (сборник документов и материалов, 1933-1944). – Харлампиев А.А. М. : Журавлев, 2003г.-160с, 28-33
Приложения
Приложение № 1
Заинтересованность людей единоборствами

Всему свой срок

Композитор Алексей Рыбников

Рисуем лыжника

Просто так

Новогодние гирлянды