Проект ученицы 9-го класса на тему "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА И ТАЙНЫ"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.45 КБ |
![]() | 1.52 МБ |
Тема:
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА И ТАЙНЫ
Выполнила: Пискун Елизавета Васильевна
ученица 9 класса
МБОУ «СОШ им. Г. И. Успенского»
д. Сябреницы Чудовского района
Научный руководитель: Журавлева Екатерина Ивановна
учитель математики
2021-2022 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................................................3
Теоретическая часть
Биография Гарднера Мартина …………….......................................................5
Быстрое извлечение кубического корня…………………………................7
Практическая часть
Извлечение арифметического корня нечетной степени……………………..8
Извлечение арифметического корня четной степени ……………………….9
Заключение........................................................................................................10
Библиография…………………………………………………………………11
Введение
Каждый из нас, несомненно, встречался с «фокусами» по отгадыванию чисел. Фокусник обычно предлагает выполнить действия следующего характера: задумай число, прибавь …, умножь на…, отними…, отними задуманное число и т.д..Затем фокусник спрашивает, что у вас получилось в результате, и, получив ответ, мгновенно сообщает задуманное вами число
Математический интерес каждого фокуса и заключается в разоблачении его теоретических основ, которые в большинстве случаев довольно просты, но иногда бывают хитро замаскированы.
Проверить выполнимость каждого фокуса можно на любом примере, но для обоснования большинства фокусов удобнее всего прибегнуть к математическим преобразованиям.
Гарднер Мартин в своей книге « Математические чудеса и тайны »довольно понятно описывает самые магические, как казалось на первый взгляд, фокусы. Но более всего, нас заинтересовал фокус по быстрому извлечению кубического корня.
Актуальность работы обусловлена тем, что извлечение арифметических корней часто встречается в заданиях школьного курса математики и в заданиях ГИА, в практических вычислениях в быту. В работе представлены простые алгоритмы извлечения арифметических корней, которыми может овладеть каждый человек.
Цель исследования: извлечение арифметических корней без помощи калькулятора
Задачи:
1. Проанализировать математическую литературу по данной теме, использовать Интернет-ресурсы.
2. Изучить алгоритмы вычисления арифметического корня «нацело»
3. Рассмотреть примеры быстрого извлечения квадратного и кубического корней.
4. Познакомить одноклассников с методом быстрого вычисления квадратных и кубических корней.
Объектная область: математика
Объект: математический фокус по быстрому извлечению арифметического корня
Предмет исследования: извлечение арифметических корней 2-3 степени
Методы исследования:
1)Анализ литературы;
2)Моделирование.
Гипотеза
Можно предположить, что если привлечь внимание обучающихся к математическим фокусам, то тем самым получится заинтересовать их в изучении предмета математики, способствовать развитию навыков устного счета для демонстрации и выполнения математических фокусов.
Новизна проекта
Новизна данной работы заключается в следующем: математические фокусы редко рассматриваются и применяются в обучении математике.
Практическая значимость
Практическая значимость этого исследования заключается в следующем: в результате привлечения внимания обучающих к математике должна повысится их заинтересованность в данном предмете, что, несомненно, должно повысить успеваемость учащихся.
Биография Гарднера Мартина
Американский математик и научный писатель, который специализировался в области занимательной математики. Однако его интересы были значительно шире – они охватывали искусство микромагии (фокусы и трюки с малыми предметами для небольшой аудитории), иллюзионизм, литературу, в которой Гарднер особое предпочтение отдавал творчеству Льюиса Кэрролла (Lewis Carroll), философию, научный скептицизм и религию. С 1956 по 1981 года Мартин Гарднер вел колонку 'Математические игры' (Mathematical Games) в старейшем американском научно-популярном журнале 'Scientific American'; с 1983 по 2002 год, уже будучи в весьма преклонном возрасте, вел колонку 'Заметки наблюдателя со стороны' (Notes of a Fringe-Watcher) в журнале 'Skeptical Inquirer'; и опубликовал более 70 книг, первая из которых вышла в 1952 году, а последняя – в 2009-м.
Мартин Гарднер, сын геолога-нефтяника, родился 21 октября 1914 года в Талсе, втором крупнейшем городе штата Оклахома (Tulsa, Oklahoma), и вырос в ее окрестностях. Он учился в Чикагском Университете (University of Chicago) и в 1936 году получил диплом бакалавра в области философии. После Гарднер работал репортером в 'Tulsa Tribune', автором в отделе по связям с прессой Чикагского Университета и сотрудником администрации в черных районах Чикаго (Chicago). Во время Второй мировой войны Гарднер, старшина на эскортном миноносце, несколько лет прослужил на флоте в Атлантическом океане. Его корабль все еще был в Атлантике, когда после капитуляции Японии (Japan) окончилась война.
После войны Гарднер вернулся в Чикагский Университет. Около года он учился в аспирантуре, но не получил степень магистра. В 1950 году он опубликовал статью в литературном журнале 'Antioch Review' под названием 'Ученый-отшельник' (The Hermit Scientist), новаторскую работу о том, что позже стали называть лжеучением. Это была первая скептическая публикация Гарднера, и через два года он доработал и расширил ее, опубликовав в виде своей первой книги 'Во имя науки' (In the Name of Science).
В начале 50-х Гарднер перебрался в Нью-Йорк (New York City) и стал автором и дизайнером журнала 'Humpty Dumpty', предназначенного для детей от 5 до 7 лет, и в течение восьми лет он писал истории и рисовал иллюстрации для него и нескольких других детских журналов. Его головоломки в 'Humpty Dumpty' повлекли за собой более серьезную работу и позволили Гарднеру попасть качестве автора в 'Scientific American'.
Несколько десятилетий Гарднер, его жена Шарлотта (Charlotte Gardner) и двое их сыновей жили в городке Гастингс-он-Хадсон, штат Нью-Йорк (Hastings-on-Hudson, New York), где Мартин сделал карьеру независимого писателя, публиковавшего книги сразу в нескольких издательствах, а также писавшего сотни статей для журналов и газет для самых разных изданий. То ли по ироническому совпадению, то ли по собственному выбору Гарднера – а это возможно, учитывая его интерес к логике и математике и незаурядное чувство юмора, - но только дом их находился на авеню Эвклида (Euclid Avenue).
В 1979 году Мартин и его жена частично отошли от дел и переехали в Хендерсонвилль, такой же небольшой городок, только в штате Северная Каролина (Hendersonville, North Carolina). Шарлотта скончалась в 2000 году. А 2002-м Гарднер вернулся в родную Оклахому и поселился в Нормане (Norman, Oklahoma), где его сын Джеймс Гарднер (James Gardner) преподавал и до сих пор преподает в Университете Оклахомы (University of Oklahoma).
Мартин Гарднер умер 22 мая 2010 года, в возрасте 95 лет. На протяжении долгих лет он практически в одиночку привил Соединенным Штатам (United States) интерес к занимательной математике. Интересно, что у него были трудности с изучением математического анализа, и после средней школы Гарднер больше никогда и нигде математику не изучал.
Быстрое извлечение кубического корня
В книге Мартина Гарднера «Математические чудеса и тайны» (1970 г.) описан фокус по быстрому извлечению кубического корня. Демонстрация фокуса начинается с того, что кого-нибудь из присутствующих просят взять любое число от 1 до 100, возвести его в куб и сообщить вслух результат. После этого показывающий мгновенно называет кубический корень из названного числа.
Для того чтобы показывать этот фокус, нужно сначала выучить кубы чисел от 1 до 10:
123 — | 18 |
При изучении этой таблицы обнаруживается, что все цифры, на которые оканчиваются кубы, различны, причем во всех случаях, за исключением 2 и 3, а также 7 и 8, последняя цифра куба совпадает с числом, возводимым в куб. В исключительных же случаях последняя цифра куба равна разности между 10 и числом, возводимым в куб.
Покажем, как это обстоятельство используется для быстрого извлечения кубического корня.
Извлечение арифметического корня нечетной степени
Пусть, при возведении некоторого числа в куб, получили, например, 74088.
Шаги алгоритма | Пример |
1.Разбиваем число на группы по три цифры справа налево (их количество мы узнаем по показателю степени) | 571 787 |
2. Смотрим на первые 3 цифры, где в таблице они расположены. | 512 <571<787 расположено между берем меньшее число. 512=83 значит х=8 |
3.Смотрим на оставшиеся 3 цифры, а точнее на последнюю цифру в конце. | 787 в таблице смотрим куб какого числа оканчивается 7, это 33=27 значит у=3 |
5.Записываем ответ | |
По данному алгоритму находим арифметический корень нечетной степени | |
Пример: найдем ∛571787 (ху)3= 571787
Может показаться странным, но для извлечения целочисленных корней из степеней более высоких, чем третья, существуют более простые правила. Особенно легко находить корни пятой степени, потому что любое число и его пятая степень всегда оканчиваются одной и той же цифрой
Как извлечь квадратный корень
?
Шаги алгоритма | Пример |
Отделить по две цифры справа налево | Подобрать число, квадрат которого ближе всего к 8. Берем меньшее. Это 2, т.к. 32=9 |
Удвоим ответ и вычтем из 8. | |
Подобрать две одинаковые цифры так, чтобы результат произведения был ближе всего к 409. 48*8=384, затем вычитаем из 409-384=25 | |
Проводим сложение 48+8=56, спускаем следующую пару чисел. К 56 подбираем две одинаковые цифры так, чтобы результат произведения был ближе всего к 2540. Это 4 | Получаем 2540-2256 |
И продолжаем так далее пока не закончатся числа под радикалом. | |
По данному алгоритму находим арифметический корень четной степени |
Где можно встретить такие задания на практике.
Задача №27.26 (задачник под редакцией А.Г. МордковичаДва поля имеют общую площадь 20 га. С первого поля убрали 550 т, а со второго 540 т картофеля. Сколько тонн картофеля собирали с 1 га каждого поля, если с 1 га первого поля собирали на 10 т меньше, чем с 1 га второго поля?
2-89х-550=0
Д=7921+4400=12321
=111
Решить уравнение
=10,648
Х=
Х=2,2
После изучения данной темы я ознакомила одноклассников с данным методом извлечения корней, после чего провела анкетирование и подвела итоги.
Заключение
В процессе работы над темой я проанализировала много источников и выбрала для себя наиболее простые и быстрые методы извлечения арифметических корней «в столбик». Разобраться в них оказалось непростой задачей, однако это меня еще больше заинтересовало.
Теперь я и мои одноклассники овладели навыками нахождения квадратного и кубического корней из многозначных чисел. Мы используем эти навыки при решении задач, квадратных и кубических уравнений. Это представляется нам актуальным ввиду невозможности применения калькуляторов на ГИА.
.
Библиография
Слайд 1
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА И ТАЙНЫ =? Выполнила ученица 9 класса МБОУ «СОШ им. Г. И. Успенского» д. Сябреницы Пискун Елизавета Руководитель: Журавлева Е. И.Слайд 2
Цель работы: извлечение арифметических корней без помощи калькулятора Задачи работы . 1. Проанализировать математическую литературу по данной теме, использовать Интернет-ресурсы. 2. Изучить алгоритмы вычисления арифметического корня «нацело» 3. Рассмотреть примеры быстрого извлечения квадратного и кубического корней. 4. Познакомить одноклассников с методом быстрого вычисления квадратных и кубических корней. Актуальность работы обусловлена тем, что извлечение арифметических корней часто встречается в заданиях школьного курса математики и в заданиях ГИА, в практических вычислениях в быту. В работе представлены простые алгоритмы извлечения арифметических корней, которыми может овладеть каждый человек.
Слайд 3
Гипотеза Можно предположить, что если привлечь внимание обучающихся к математическим фокусам, то тем самым получится заинтересовать их в изучении предмета математики, способствовать развитию навыков устного счета для демонстрации и выполнения математических фокусов. Новизна проекта Новизна данной работы заключается в следующем: математические фокусы редко рассматриваются и применяются в обучении математике. Практическая значимость Практическая значимость этого исследования заключается в следующем: в результате привлечения внимания обучающих к математике должна повысится их заинтересованность в данном предмете, что, несомненно, должно повысить успеваемость учащихся.
Слайд 5
Как извлечь квадратный корень ?
Слайд 6
Подобрать число, квадрат которого ближе всего к 8. Отделить по две цифры справа налево Это 2, т.к. 3 2 =9
Слайд 7
удвоить
Слайд 8
Подобрать две одинаковые цифры так, чтобы результат произведения был ближе всего к 409 . Это 8
Слайд 9
Подобрать две одинаковые цифры так, чтобы результат произведения был ближе всего к 409 . Это 8
Слайд 10
удвоить Проверить сложением
Слайд 11
Подобрать две одинаковые цифры так, чтобы результат произведения был ближе всего к 2540 . Это 4
Слайд 12
удвоить Проверить сложением
Слайд 13
Подобрать две одинаковые цифры так, чтобы результат произведения был ближе всего к 28425. Это 5
Слайд 14
Подобрать две одинаковые цифры так, чтобы результат произведения был ближе всего к 28425. Это 5
Слайд 15
Как извлечь корень кубический ?
Слайд 16
Разобьем число по 3 цифры справа налево.
Слайд 17
Таблица кубов однозначных чисел 1 8 27 6 4 12 5 21 6 343 512 72 9 1 8 27 6 4 12 5 21 6 343 512 72 9
Слайд 18
В нашем примере количество тысяч 571 . Оно находится между числами 512 и 729 512= , 729= . Из 8 и 9 берем меньшую цифру.
Слайд 19
Следует, что 8- первая цифра ответа = 8 _
Слайд 20
Оставшиеся цифры 78 7. Цифрой 7 оканчивается куб числа 3, =2 7 . Значит = 83.
Слайд 21
=83
Слайд 22
Задача №27.26 (задачник под редакцией А.Г. Мордковича) Два поля имеют общую площадь 20 га. С первого поля убрали 550 т, а со второго 540 т картофеля. Сколько тонн картофеля собирали с 1 га каждого поля, если с 1 га первого поля собирали на 10 т меньше, чем с 1 га второго поля? 2 -89х-550=0 Д=7921+4400=12321 =111
Слайд 23
Решить уравнение =10,648 Х= Х=2,2
Слайд 24
Анкетирование учащихся 9 класса Номер вопроса анкеты Да Нет Затрудняюсь ответить 2 11уч – 85% - 2уч – 15% 3 8уч – 62% 1уч- 8% 4уч – 31% 4 11уч -85% - 1уч – 8% Ф.И., класс__________________________________________ Понравился метод извлечения корней «в столбик» Да Нет Затрудняюсь ответить 3. Буду использовать этот метод при решении задач и уравнений. Да Нет Затрудняюсь ответить 4. Пригодится ли мне этот метод в дальнейшем? Да(в каких случаях)_________________________________ Нет Затрудняюсь ответить
Слайд 25
Заключение. В процессе работы над темой я проанализировала много источников и выбрала для себя наиболее простые и быстрые методы извлечения арифметических корней «в столбик». Разобраться в них оказалось непростой задачей, однако это меня еще больше заинтересовало. Теперь я и мои одноклассники овладели навыками нахождения квадратного и кубического корней из многозначных чисел. Мы используем эти навыки при решении задач, квадратных и кубических уравнений. Это представляется нам актуальным ввиду невозможности применения калькуляторов на ГИА.
Слайд 26
Спасибо за внимание!
Три загадки Солнца
Несчастный Андрей
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Юрий Алексеевич Гагарин
Рыжие листья