• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Невербальные средства коммуникации

Опубликовано Шит Марина Александровна вкл 05.10.2022 - 13:00
Автор: 
Иванова Евгения

Нарастающий интерес к невербальному (внеречевому) общению, а также временем, когда общество стремится развиваться и самосовершенствоваться, в том числе, и в общении друг с другом. Изучая невербальные средства коммуникации, можно получить достаточные знания для  применения  в общении с другими людьми и уметь анализировать, интерпретировать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад Невербальные средства коммуникации48.23 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему:

« Невербальные средства коммуникации»

     Оглавление

Введение        

Глава 1.Невербальная коммуникация и её специфика

1.1.Физиологические и культурно-специфические основы   невербальной коммуникации

1.2.Невербальные элементы коммуникации

 Глава II. Эмпирические исследования      

 2.1 Экспериментальное наблюдение по выявлению проблемы развитости  невербальных средств общения у педагогов дополнительного образования.

Заключение          

Список использованных источников        

Введение

Современный человек ведет социальный образ жизни, поэтому его

невозможно представить без общения и вне общества. Важно умение наладить

контакт с собеседником, так как от этого зависит достижение какого -либо

результата,  а это и есть цель  любой коммуникации  (получение информации,

удовлетворение психической потребности в общении, побуждение собеседника к действию и т.д.). Коммуникация  –  в широком смысле обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Знание законов эффективного общения несомненно облегчают взаимодействие между людьми, но по последним исследованиям ученных на долю общения посредством слов приходится всего лишь около 35%, когда остальные 65% составляют невербальные элементы коммуникации.

Невербальная коммуникация (от лат. verbalis  –  устный и лат. Communicatio - общаться)  –  поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Это мимика, жесты,  поза, одежда, прическа, окружающие предметы. Умение видеть и анализировать подобного рода элементы поведения способствует достижению более высокой степени взаимного понимания.

Актуальность данной темы обусловлена нарастающим интересом к невербальному (внеречевому) общению, а также временем, когда общество стремится развиваться и самосовершенствоваться, в том числе, и в общении друг с другом.

Гипотеза работы состоит в том, что с помощью изучения данной  темы

можно будет получить достаточные знания для  применения  в общении с другими людьми и уметь анализировать, интерпретировать, невербальные элементы коммуникации.

Целью   исследования является  раскрытие сущности невербальной коммуникации при общении с другими людьми.

Объектом работы является коммуникация как процесс.

Предметом проекта является  элементы невербальной коммуникации.

Опираясь на цель данной работы, можно выделить следующие задачи:

  • изучить литературу по данной теме;
  • узнать, какие бывают невербальные средства коммуникации, их сущность;
  • рассмотреть классификацию основных невербальных средств коммуникации;
  • изучить  невербальное общение в деятельности педагогов.

Методологическая основа  исследования  –  анализ теории в научной

литературе, анализ эффективности применения невербальной коммуникации в преподавании.

Структура работы состоит из: введения, двух глав, двух параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Невербальная коммуникация и её специфика

  1.  Физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация почетно занимает место древнейшей формы взаимодействия людей. Невербальные средства использовались раньше, чем язык, потому что они не требовали высокого уровня развитости человеческого сознания. И были устойчивыми и эффективными в первоначальных функциях. Кроме того, имели ряд своих преимуществ: лучшая воспринимаемость, более сильное воздействие на адресата, передача таких эмоций и чувств, которые невозможно было передать с помощью неразвитой речи.

Ученные, специализирующиеся на коммуникациях, подсчитали, что современные люди в день произносят приблизительно 30 тысяч слов. Но зачастую речевое общение сопровождается невербальными элементами общения, помогающими лучше понять речевой текст.

Любые коммуникационные взаимодействия эффективны тогда, когда человек умеет понимать не только слова, но и правильно интерпретировать визуальную информацию: жесты партнера, его взгляд, позу, телодвижение, мимику, дистанцию, темп и тембр речи. Язык – самый популярный и эффективный инструмент для общения людей. Но наряду с ним существует довольно большое количество способов передачи информации, которые ученные объединили понятием «невербальная коммуникация». Следовательно, невербальная коммуникация – это определенный вид взаимодействия, происходящий без использования слов.  Невербальная коммуникация – обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретация. Она возможна потому, что за всеми символами и знаками в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать

смысл, понятный лишь нескольким посвященным. Например, покашливание может стать сигналом, предупреждающим о появлении постороннего.

С помощью невербальных средств мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, а именно о их типе отношений, и о и динамике их взаимоотношений. Существует несколько типов отношений:

  • доминирование или зависимость;
  • расположенность или нерасположенность.

По невербальным знакам можно также понять и то, как люди относятся к ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее.

Ученные пришли к выводу о том, что в основу невербальной коммуникации составляют два источника – биологический (врожденный) и социальный (приобретенный). Среди врожденных элементов можно выделить: мимику, жесты, телодвижения. Они служат сигналами для получения ответной реакции. Другим доказательством биологического происхождения некоторых невербальных элементов служит трудность их

контролировать. Человеку сложно сдержать, например, улыбку и практически невозможно – покраснение лица, расширение зрачков. В ходе эволюционных процессов сигналы эмоций сильно изменились. Улыбка – это сегодня один из самых известных знаков хорошего эмоционального состояния, но считается, что она произошла от простого животного оскала агрессии. Животные отводят взгляд в знак умиротворения, если не желают схватки, у человека – это знак нежелания поддерживать контакт.

Правила и основы социальной коммуникации, как считают этологи, человек получает в ходе процессов инкультурации и социализации. Такие нормы могут иметь общенациональный или этнический характер. Например, в Европе обычно здороваются, пожимая руку, а в Индии складывают обе руки перед грудью и делают небольшой поклон.

На основе признаков намеренности или ненамеренности, ученные выделяют следующие типы невербальной коммуникации:

  • поведенческие знаки– предполагают знаки физиологических реакций.

Например, потоотделение от волнения, дрожь от холода;

  • ненамеренные знаки– проявляются в связи с привычками человека.

Например, почесывание носа, покусывание или облизывание губ;

  • коммуникативные знаки – передают информацию в процессе коммуникативного взаимодействия.

Делая вывод о физиологических и культурно-специфических основах невербальной коммуникации, следует отметить, что использование невербальных элементов в коммуникациях происходит спонтанно и зачастую не поддается контролю.

  1.  Невербальные элементы коммуникации

Совокупность жестов, телодвижений и поз, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения, называется кинесикой. Это понятие используется при изучении общения посредством движений тела. Кин – это мельчайшая единица человеческого поведения. Элементами кинесики являются жесты, мимика, позы и взгляды, считывая которые, человек интерпретирует сообщения. Часть элементов кинесики имеет физиологическое происхождение, например, потягивание или

зевота, а часть имеет социокультурное происхождение, например, сжатый кулак .

Жесты – это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свиде­тельствующие о желаниях и состоянии человека. Ученные выделяют произвольные и непроизвольные жесты. Так называемые физиологичные жесты – адаптеры ориентированы на себя или на использование физических объектов. Например, когда человек потирает руки или вертит карандаш в руке. Однако другая, большая часть символов является культурно обусловленной. Среди них выделяют:

  • иллюстраторы – описательно-изобразительные и выразительные жесты, с помощью которых говорящий более глубоко раскрывает смысл своего сообщения. Например, иллюстраторы часто имеют свойство усиливаться пропорционально усилению энтузиазма говорящего;
  • конвенциональные жесты, или эмблемы. При приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т.п. человек использует такие жесты, которые в свою очередь могут быть прямо интерпретированы в слова. Чаще всего употребляются сознательно и являются условными движениями. Их используют вместо слов, которые неловко высказать вслух. Поэтому все неприличные жесты тоже относятся к этому типу;
  • модальные жесты – жесты неудовольствия, восторга, удивления одобрения, иронии, незнания, неуверенности, недоверия, страдания, сосредоточенности, раздумья, растерянности, смятения, разочарования, отвращения, радости, подавленности. С помощью этих жестов люди выражают эмоциональную оценку и свое состояние по отношению к предметам и людям и являются сигналами состояния активности субъекта в ходе коммуникации.

Мимика возникает в следствии мимических реакций. Её развитие обусловлено возможностью человека управлять каждым мускулом своего лица. Люди имеют возможность сдерживать свои эмоции. Поэтому при общении с собеседником важно следить за согласованностью мимических выражений и словесных высказываний. Такое явление достаточно просто заметить. Когда несогласованность становится достаточно сильной, это сразу бросается в глаза даже неопытному человеку.

Усиление эмоций, как правило, сопровождается большей выразительностью мимики. Точность в соответствии с характером и содержанием коммуникации возрастает. Но мы можем также искусственно усилить выразительность мимики. Например, показать более огорченные эмоции, чем это есть на самом деле, чтобы получить больше сочувствия или жалости. Различные формы проявления человеческих эмоций часто имеют специфический характер.

Глаза также могут выражать чувства и эмоции человека. Использование движения глаз и зрительный контакт в процессе коммуникации изучает окулистика. Визуальный контакт или его отсутствие в процессе общения может обозначать то или иное желание человека. Например, отсутствие визуального контакта зачастую является признаком нежелания продолжать беседу, а наоборот долгий зрительный контакт к представителю противоположного пола может говорить о наличии симпатии у человека к собеседнику. Вместе с тем долгий визуальный контакт вызывает раздражение и беспокойство. Мы воспринимаем его как угрозу и стремление доминировать. Ученные занимающиеся проблемами окулистика подсчитали, что человек без дискомфорта способен воспринимать чужой взгляд не более трех секунд .

Следующим важным аспектом кинесики считается поза. Поза – это положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Поза также является одним из самых сложно контролируемых форм невербальной коммуникации. С помощью поз можно понять, как человек себя чувствует: уверенно или неуверенно, а также можно сделать вывод о его желании вести разговор.

Существует около тысячи положений тела человека. Ученные коммуникативисты выделяют, как правило, три группы поз:

  • доминирование или зависимость. Доминирование проявляется, например, в занятии положения сидя, когда одна нога расположена на другой и при этом образуется треугольник. Зависимость, наоборот, в неуверенных позах: сутулость, взгляд снизу вверх;
  • противостояние или гармония. Противостояние проявляется в сжатых кулаках, а гармоничная поза всегда открыта, свободна и синхронизирована с позой собеседника;
  • открытость или закрытость для контакта. Закрытые для общения люди, скрещивают руки на груди, скрещивают пальцы рук, сидят в позе «нога на ногу». При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед.

С позой тесно связана походка человека. Характер походки может сказать нам как человек себя физически чувствует, может указать на возраст, на его эмоциональное состояние. Ритм, скорость, длина шага, степень напряженности, положение верхней части туловища и головы, сопроводительные движения рук, положение носков ноги являются важнейшими факторами походки человека. Эти параметры формируют разные типы походки. Выделяют следующие самые популярные типы:

  • ровная;
  • тяжелая;
  • плавная;
  • уверенная;
  • твердая;
  • виноватая.

Надменность и высокомерие определяется походкой с гордо выпрямленной спиной. Воодушевленное и радостное состояние человека выражает, как правило, ритмичная походка. Признаком целеустремленности, предприимчивости является походка размашистыми большими шагами. Если при ходьбе раскачивается верхняя часть туловища и активно двигаются руки, то это служит верным признаком того, что человек находится во власти своих переживаний и не желает поддаваться чьему-либо влиянию. Об аккуратности и осторожности человека может говорить то, что он передвигается маленькими шагами, не спеша. И, наконец, волочащаяся, медленная походка говорит или о плохом настроении, или об отсутствии заинтересованности

Манера одеваться тоже является одним из элементов кинесики. Здесь стоит отметить, что этот элемент полностью обусловлен специфическими особенностями той или иной культуры. В каждой культуре есть модели одежды, способные сообщить нам о социальном статусе человека. Здесь нет строгих правил, с помощью которых возможно точно определять значение того или иного образа, необходимо изучать культурные особенности каждого общества, в котором будет создаваться реклама или публичное выступление

Такесика        –        это        область        психологии,        занимающаяся        изучением невербального                общения                людей                с        помощью        тактильного                поведения: похлопываний,                        рукопожатий,        поцелуев,                ударов        и        т.д.        Разные прикосновения способны придавать процессу коммуникации разный смысл и результат.

Люди прикасаются к друг другу с разной целью и разными способами. Ученные разделили тактильное поведение по цели и характеру на четыре типа:

  • профессиональные;
  • дружеские;
  • ритуальные;
  • любовные.

Человек        использует  прикосновения        для        усиления        или        ослабления процесса коммуникации. В такесике наиболее важными факторами является

принадлежность человека к той или иной культуре, пол, статус, возраст, тип личности.

Таким образом, умелое и грамотное использование прикосновений может значительно облегчить процесс коммуникации и выразить многие человеческие чувства и настроения, вызвать доверие и расположение партнера. Но в межкультурной коммуникации следует учитывать различия во взглядах на рукопожатие у иностранцев.

Сенсорика – это тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственных восприятиях от органов чувств. Мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника и на основе всех этих данных строим наше общение с этим собеседником. Эти коммуникативные функции человеческих органов чувств позволяют считать их инструментами невербальной коммуникации. Здесь также стоит отметить, что существуют определенные нормы в зависимости от принадлежности к той или иной культуре. То есть в разных культурах будет нормальным наличие своих предпочтений к запаху, цвету, звуку и т. д. Большое значение здесь играют запахи. Например, мы скорее всего никогда не захотим общаться с человеком, от которого плохо пахнет, либо будем делать это, но с отвращением, а жители Новой Гвинеи обычно обтираются свиным жиром и грязью и для них это нормально. Хорошим примером служат также запахи национальной кухни. То, что для иностранца может показаться отталкивающим противным, для представителя данной культуры будет являться деликатесом.

Различия в слуховых предпочтениях наиболее наглядно проявляются в музыке – у разных народов она звучит по-разному.

Цветовые сочетания в разных культурах различаются, именно поэтому нам может не нравиться национальное изобразительное творчество из-за сильно ярких или наоборот тусклых цветовых сочетаний.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все сенсорные факторы действуют вместе и в итоге возникает общая сенсорная картина.

Проксемика – это использование пространственных отношений при коммуникации. Такой термин был разработан психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Современные исследования ученных показали, что они существенно отличаются в разных культурах и являются довольно значимыми для коммуникации .

Эдвард Холл в результате своих наблюдений выделил четыре зоны коммуникации:

  • интимную, которая охватывает коммуникации достаточно близких людей;
  • личную – расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой и всеми другими людьми;
  • социальную, дистанция между людьми при формальном и светском общении;
  • публичную, дистанция общения на публичных мероприятиях (собраниях, в аудитории и др.)

В ходе исследований ученными было доказано, что чем сильнее к нам приближается человек и его приближение нам мешает, тем больше выделяется гормон борьбы. Поэтому тот, кто вторгается в чужую интимную зону, не имея на то разрешения, вызывает сильные отрицательные чувства, вплоть до отвращения.

Хронемика – это раздел невербальной коммуникации изучающий использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Время является важным фактором в общении, не менее важным чем жесты, мимика, позы и т.д. Восприятие и использование времени является частью невербального общения и также, как и другие элементы, сильно различается в зависимости от данной культуры [5].

Ученные занимающиеся исследованиями хронемики различных культур установили, что существуют две основные модели использования времени:

  • монохронная. В этой модели время представляется в виде длинной ленты, разделенной на части. Такое разделение времени приводит к тому, что человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для работы и для эмоциональных контактов;
  • полихронная. В этой модели нет строгого расписания, человек может заниматься несколькими делами сразу, если хочет. В целом время воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий, иногда в виде круга [11].

Хронемика изучает ритм и расчет времени для какого-либо действия. Так в большом городе люди будут пытаться передвигаться быстрее, меньше

затрачивая времени на дорогу, тогда как в деревни люди никуда не торопятся .

Таким образом, мы рассмотрели основные невербальные элементы коммуникации: кинесику, такесику, хронемику, проксемику и сенсорику, их специфические особенности применения. Отсюда следует вывод о том, что перед их использованием необходимо тщательно изучить целевую аудиторию на предмет культурных особенностей применения невербальных элементов коммуникации для того, чтобы избегать ошибок их практического применения.

Глава II. Эмпирическое исследование

2.1. Экспериментальное наблюдение по выявлению проблемы развитости  невербальных средств общения у педагогов дополнительного образования.

Результаты наблюдения за деятельностью педагога

С целью выявления частотности употребления педагогом  невербальных средств общения в педагогической деятельности было проведено исследование. Суть его заключалась в том, что на протяжении трех занятий шло наблюдение за деятельностью педагога, и попутно отмечались те средства невербального общения, которые были использованы ими в процессе педагогического общения. В роли контингента выступили четыре  педагога начального звена.

Наблюдение проводилось с 11 ноября по 18 ноября 2020 года. При определении невербальных компонентов общения за основу была взята классификация, предложенная В.А.Мижериковым и Т.А.Юзефавичусем.

Результаты таблицы отражены в таблице №1

Результаты наблюдения использования невербальных средств общения в деятельности педагогов дополнительного образования

№

Вид невербальной коммуникации

Количество педагогов –четыре  человека

Количество педагогов в процентном соотношении

Ранг

1

Жесты (движения руками)

4

100%

2

2.

Визуальное взаимодействие

4

100%

2

3.

Мимика

4

100%

2

4.

Проксемика (перемещение по классу)

2

50%

3

5.

Открытая поза

2

50%

4

6.

Закрытая поза

1

25%

5

7.

Такесика (прикосновения)

1

25%

6

Из данных, приведённых в таблице видно, что в деятельности педагогов преобладают такие невербальные средства общения как жесты (движения руками), визуальное взаимодействие и мимика. Данные компоненты соответствуют 2 рангу. Их используют все респонденты. И это не удивительно, ведь взаимодействие людей зачастую всегда сопровождается контактом глаз, жестикуляцией и мимикой, а в деятельности педагогов обязательное владение данными невербальными компонентами является ещё и профессионально-значимым требованием.

3 ранг занимает проксемика - её использовали 50% педагогов. Действительно, ему  часто приходится перемещаться по классу. Часто, но не всегда. Это зависит от формы занятия. На самом деле, проксемика должна присутствовать на каждом занятии. По наблюдениям  зона наиболее эффективного контакта в классе- это первые 2-3 парты. Именно первые парты попадают в персональную зону педагогу на протяжении всего занятия. Остальные обучающиеся находятся на публичном расстоянии от него. Если педагог непринуждённо перемещается по классу, то он, меняя дистанцию по отношению к воспитанникам, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым ребёнком.

4 и 5 ранги занимают открытая и закрытая позы. Они используются 50% и 25% преподавателей соответственно. При этом нужно отметить, что такое невербальное средство общения как поза используется педагогом  всегда, в силу их профессиональной деятельности. Педагог постоянно находится в поле зрения воспитанников и принимает ту или иную позу. Тем не менее, «закрытая поза», не зависимо от причин её использования, - это то невербальное средство, которого на занятиях быть не должно. Ранее упоминалось, что поза закрытого типа воспринимается воспитанниками как поза критики, недоверия и недовольства, что является одной из причин наличия эмоционального напряжения на занятии.

Менее  употребляемый невербальный компонент общения - такесический компонент. Его использовали 25% респондентов, что соответствует 6 рангу. В этом нет ничего удивительного. В современном обществе данный жест обладает рядом норм и ограничений, поэтому является редко употребляемым элементом общения.  Но в педагогической деятельности он представляет собой один из наиболее выразительных средств общения. Так, погладив по голове шалуна или обиженного, иногда можно достичь большего, чем всеми другими средствами, вместе взятыми. Поэтому, для достижения психологического комфорта на занятии, педагогу необходимо тщательно строить свои отношения с детьми, на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

Таким образом, проанализировав данные, полученные в ходе наблюдения, можно сделать следующие выводы:

1. В своей педагогической деятельности педагоги используют те или иные невербальные средства общения, что говорит о том, что невербалика имеет место быть в педагогической деятельности и, более того, является значимым элементом педагогического общения.

2. Среди всех невербальных средств общения наиболее употребляемыми являются мимика, контакт глаз и жестикуляция, что является естественным явлением в педагогическом процессе, где общение играет важную роль.

3. Также некоторые педагоги используют и такие невербальные средства, которые желательно избегать в педагогическом общении, например: поза закрытого типа, которая воспринимается детьми как поза недовольства, недоверия и раздражения.

4. Есть и такие невербальные компоненты, применение которых необходимо в педагогическом процессе, но, по данным нашего исследования, они являются самыми редко употребляемыми невербальными средствами. Так, такесический компонент использовала только третья часть респондентов, несмотря на то, что он является одним из наиболее выразительных невербальных компонентов общения.

5. На лицо проблема использования невербальных средств общения педагогов в их профессиональной деятельности: необходимо больше внимания уделять тем невербальным компонентам, которые являются профессионально-значимыми для педагога, и вести работу по устранению тех невербальных компонентов, использование которых негативно сказывается на педагогическом общении

Заключение

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 % информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого. Хотя общение посредством языка телодвижений осуществляется в течение более миллиона лет, научное изучение этого явления началось только в последние годы, и особую популярность оно получило в семидесятых годах XX века. И можно предвидеть, что к концу уже нашего века об этом явлении узнают люди всего мира и, что языку телодвижений и его значению для общения людей станут специально обучать в учебных заведениях. Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом - самим человеком.

 Подводя итоги данной работы, следует отметить, что невербальная коммуникация играет далеко не последнюю роль в процессе взаимодействия людей. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов. Среди таких средств выделяют внешность, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщений находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу.

Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь.

Список литературы:

  1. Азарова Е.А. «Общение и его характеристика», Учебное пособие 2010г
  2. Купина Н.А. Основы стилистики и культуры речи. – М.: Флинта,

2014. – 296 c.;

  1. Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения. — М.: Юнити-Дана, 2002. — 416 с.;
  2. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. – 239 с.;
  3. Михалкин, Н.В. Основы риторики 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт, 2018. – 321 с.


Поделиться:

Госпожа Метелица

Круговорот воды в пакете

Дерево в снегу

Соленая снежинка

Можно от Солнца уйти...