• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Прозвища жителей моего села (исследовательская работа)

Опубликовано Ольга Владимировна Федорова вкл 16.10.2022 - 19:30
Автор: 
Штрак Анастасия Ивановна

Исследовательская работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская работа39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт доклада

Ф.И.О. автора (авторов)

Штрак Анастасия Ивановна

Муниципальное образование, ОУ

 

МОУ «Крутовская СОШ»

Ф.И.О. научного руководителя, его должность

Федорова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы

Название доклада

 Прозвища жителей моего села

К какой номинации относится («Русский язык» или «Литература»)

Русский язык

Краткое обоснование актуальности и научной новизны

Актуальность заключается в том, что прозвища играют значительную роль в повседневной жизни человека, являясь дополнительным, неофициальным именованием человека, которые используются для наиболее точной, личностной, оценочной характеристики называемого и выделяющие его в коллективе.

Научная новизна работы в том, что до настоящего времени вопросы о происхождении прозвищ, их систематизации детально не разработаны и не обобщены. Именно прозвища наименее исследованы среди антропонимов.

Основные результаты или выводы

1. Прозвища являются неотъемлемой частью жизни учащихся нашей школы.

2. Прозвища являются   вторым, неофициальным именем, которое используется  в повседневном общении. Происхождение их мотивированно, а сами они представляют собой систему, не менее сложную, чем система имён.

3.  Прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека.

4.         Анализируя прозвища, я ещё раз убедилась в богатстве русского языка и меткости русского слова.

                                               

         Оглавление

Введение                                                                                 стр.   3-4

Глава 1.   Прозвища как вид антропонимов.                                 стр.  5-7

глава 2. Практическое исследование прозвищ учащихся МОУ «Крутовская СОШ»                                                                                  стр.         8 — 10

Заключение                                                                         стр.         11

Список литературы                                                                 стр.         12

Приложение                                                                         стр.         13 — 15                                                

                                                                    Введение

        Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение своей жизни. Поэтому собственные имена давно стали предметом изучения одного из разделов языкознания, который получил название ономастика (от греческого слова — имя). Эту науку иначе называют ономалогией. В последние десятилетия, став самостоятельной наукой, ономастика разделилась в свою очередь на ряд более узких дисциплин: антропонимию (изучает личные человеческие имена), зоонимию (изучает клички животных), топонимию (изучает географические названия). Но меня больше всего увлек исследовательский материал по возникновению прозвищ.  Я решила провести исследование действующих прозвищ учащихся своей школы.

        Актуальность исследования. Прозвища — играют значительную роль в повседневной жизни человека в бытовом (неформальном) общении. Прозвища — дополнительные, неофициальные именования человека, использующиеся для наиболее точной, личностной, оценочной характеристики называемого и выделяющие его в коллективе. Именно прозвища наименее исследованы среди антропонимов. Я думаю потому, что они являются неофициальными именами, рассказывающими о дополнительных признаках личности. Поэтому я считаю, что данная тема актуальна в наши дни. Важность и значимость изучения прозвищ отметил еще В.К. Чичагов, один из основоположников русской послереволюционной ономастики. Он дал классическое определение этому наименованию и предложил классификацию прозвищ. Ученый внес большой вклад в разработку вопроса о разграничении имен и прозвищ в истории языка, но современными прозвищами не занимался. И до настоящего времени вопросы о происхождении  прозвищ, их систематизации детально не разработаны и не обобщены. Сбор и описание прозвищ учащихся моей школы — исследование, которое развивает интерес к изучению русского языка, истории, краеведения.

        Целью моей работы является — изучение прозвищ учащихся школы, их происхождение, классификация.

        Гипотеза

        Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?

        Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи работы:

  • изучить научно-популярную литературу по данной теме;
  • провести анкетирование среди школьников с целью изучения особенностей прозвищ;
  • определить причины, по которым даются прозвища, группировать данные прозвища в соответствии с причинами возникновения;
  • выяснить, какие прозвища распространены в школе.  

        Практическая значимость моей работы состоит в определении места и роли прозвищ. Полученные результаты исследования могут быть использованы для составления антропонимических словарей.

        Методы исследования:

  • метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
  • метод опроса учащихся;
  • методы анализа и обобщения.

         Материалом для исследования использовались следующие словари: Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Словарь живого Великорусского языка В.И. Даля, Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова, Словарь синонимов под редакцией А.П. Евгеньевой и справочная литература.

Глава 1. Прозвища как вид антропонимов.

        В повседневной жизни, при неформальном общении наряду с именами человек часто употребляет прозвища. Но какое значение имеет слово прозвище в словаре?

        Словарь С.И. Ожегова говорит: «Прозывать; прозвать кого; называть; именовать; давать называть  названье, кличку, имя или проименовывать; давать кличку, добавочную к имени; прозванье либо прозвище».

        В Словаре живого Великорусского языка В.И. Даля дается следующее трактование слова: «Прозванье, проименование, фамилия человека, придаточное имя, которое носит вся семья; иногда прозванье значит добавочную к семейному, родовому прозванью кличку, имя, какое приложили кому в шутку, или по какому — либо случаю прозваны».

        Словарь Д.Н. Ушакова даёт следующее определение: «Прозвище, название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-либо черту характера, наружности, деятельности данного лица».

        В словаре синонимов под редакцией А.П. Евгеньевой написано: «Прозвище — название, указывающее какую-либо черту, особенность и данное кому-либо в шутку, в насмешку».

        В. К. Чичагов даёт следующее определение прозвищам — это «слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качестве этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества».

        Таким образом, можно сделать вывод, что прозвища являются вторым именем, происхождение их мотивированно, а сами они представляют собой систему, не менее сложную, чем система имён. В отличие от последних прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека, при этом отличительно и то, что прозвище не оглашается прямо в отличие от имён, отчеств, фамилий, относящихся к официальной сфере употребления, и не связанных с образными и эмоциональными переживаниями.

        Имя каждому из нас подбирают родители. Прозвище человеком получено в течение жизни по какому-любо признаку. Оно применимо только при близких отношениях между людьми или при отсутствии уважения.

        Так какое же сходство и различие существует между именем и прозвищем?

        Сходство заключается в том, что и имя, и прозвище — имена собственные. Оба они образуются от самых обычных слов. И то имени, и от прозвища могут легко образовываться фамилии (Ивановы, Федоровы, Гариловы, Казаковы).

        Вместе с тем присутствуют  различия:

- имя упротребляется как внутри семьи, так и во вне, всюду, вплоть до официального документа;

-  прозвище применимо только при близких отношениях между людьми или при отсутствии уважения. Ни в один документ прозвище не входит;

- имя постоянно остаётся с отчеством и фамилией, а прозвище никогда;

-  из имени легко образуется отчество, а из прозвища нет;

- имя почётно, прозвище — нет.

        Прозвище – явление вечное, оно существовало всегда и  может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, чем-либо выделяясь из общей массы собравшихся своей внешностью, поведением, подвижностью, речью и тому  подобное.  Правда такие прозвища долго не живут, потому что люди расходятся, и прозвище тут же забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми в течение длительного времени.  

        Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (зайка, карапуз, егоза, малой). Существуют  прозвища как персональные, так и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов – коллективное прозвище).

        Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Функции, которые они выполняют при этом:

- выдвижение лидеров;

- различение детей с одинаковыми именами;

- подчеркивание преемственности по родовой линии;

- поддразнивание;

- проявление симпатии.

        Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему

виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности. Но есть и  другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.

        В работе лингвиста К. Н. Давыдовой прозвища разделены на три группы:

1)прозвища, которые относятся к жителям некоторых населенных пунктов в целом;

2) прозвища, относящиеся к отдельным семьям, - «семейные прозвища»;

3) прозвища, относящиеся к отдельным лицам, - «личные прозвища».

        Прозвища, которые дают конкретную оценочную характеристику отдельных лиц, делятся на 6 групп:

1. По внешнему признаку;

2. По различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения;

3. По линии внутренних качеств;

4. По особенностям речи;

5. По месту прежнего местожительства

6. По прозвищу кого-либо из родственников, образованные от фамилии, имени.

Глава 2.  Практическое исследование прозвищ учащихся МОУ «Крутовская СОШ»         

        Прозвища школьников — разряд имён собственных, который до сих пор не привлекал внимания ученых. А школьников прозвища всегда интересуют. Есть такие, к сожалению, прозвища, которые приносят ребятам много горьких минут. Они всегда были, есть и будут, поэтому я решила провести небольшое исследование. Были опрошены ученики 5-11 классов.

        Сбор материала для исследования  проводился в форме опроса. В рамках практического исследования было опрошено 36  учащихся 5-11 классов, а также 14  педагогов. Были предложены следующие вопросы:

1. Укажите свой пол, возраст.

2. Есть ли у вас прозвище?

3. Укажите, в каком возрасте у вас появилось прозвище.

4. С чем, по вашему мнению, связано появление прозвища?

5. Давали ли вы кому-нибудь прозвища?

6. Как вы относитесь к прозвищам?

        Были получены следующие данные: у 33 из 50 респондентов прозвища имелись в тот или иной период жизни, у 17 опрошенных прозвищ не было. Но самих прозвищ было записано 44, потому что некоторые имеют несколько прозвищ.

        По времени возникновения прозвищ из  опрошенных людей 25 указали школьный возраст, 8 – до школы.

        На вопрос, с чем связано было прозвище, 15 ответили, что с фамилией или именем, 5 – с чертами внешности, 14 – с чертами характера, 6 – случайные.

        По вопросу «Давали ли вы кому – нибудь прозвища?»  47 – признались, что давали, а 3 человека ответили отрицательно.

        По отношению к прозвищам было опрошено 50 человек, из которых 38 человека ответили – с юмором, 5 – обижались, 7 – не обращали внимания.         Анализируя анкеты, мы заметили, что прозвища распространены в основном среди мальчиков, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9-й класс. Почему так происходит? Это ещё один вопрос, на который надо искать ответ.

        По тем прозвищам, которые ребята придумывают одноклассникам, товарищам, удалось отметить способы их образования.

        Тогда было решено изучить закономерное в происхождении прозвищ. Среди прозвищ, которые я изучила, можно выделить следующие группы:

1. Образованные от фамилии носителей прозвищ: Шуруп (Шурпак), Визма (Визмитина), Пося (Постников), Щегол (Щеглов), Жук (Жукова), Скитлс (Скитёва), Мартын, Мартышка (Мартынов), Блажная (Блажнова), Юдаха (Юдаев).

2. От личных имен носителей прозвищ: Кировец (Кира), Шура (Александра), Татоша (Анатолий), Лехандро (Алексей), Виктор (Виктория),

3. По внешним признакам человека: Нигга (смуглый), Кучер (кудрявый), Мулатка (смуглый цвет кожи), Пеликан (высокий рост), Пузырь (пухлый, полноватый).

4. По особенностям характера, поведения, привычкам человека: Вылка (дефект речи), Босс (любит руководить), Президент (сказала, что когда станет президентом, всех насильников и садистов отправит на вечное поселение в Сибирь и дальше), Девочка ЧП (часто попадает в нелепые, травмоопасные ситуации), Прищепка (пристаёт ко всем с вопросами, разговорами), Конюх (любит лошадей, ухаживает за ними, выезжает их), Чукча (часто поведение и поступки отличаются от поведения и поступков других людей, то есть странный человек, непредсказуемый), Балбасов (много и быстро говорит, часто нельзя понять смысл того, о чем говорит), Сломанный калькулятор (быстро считает).

5. По какому-то событию, поступку человека, носителя прозвища: Маляр (назван так потому, что однажды, испачкав стены раздевалки,  его заставили их помыть), Банан (получила прозвище от одноклассников после того, как пришла в школу с жёлтыми волосами (неудачное осветление волос), Нечто (приобрела большую популярность после того, как снялась в телевизионной передаче), Бригадир (очень любит руководить ребятами на сельхозработах, при уборке территории), Электровеник (получил прозвище еще в начальных классах после того, как убрал очень быстро отведенную территорию на субботнике).

6. Прозвища, которые передались по наследству от родственников: Кот (перешло от деда, означает любопытный, везде успевает и всё знает), Мутный (перешло от отца, означает неопределившийся, переменчивый характер), Киткин (так называют дядю, а теперь и племянника, образовано по имени дяди Никита),  Фермер (перешло от отца, в своё время тот работал в хозяйстве у фермера).

        Несколько прозвищ, примерно 10 % от всех прозвищ остались для меня невыясненными по своему происхождению, например: Капчиха, Бугор, Данта, Индус, Попка-пирожок, Карбюратор. Ребята не смогли или не захотели дать объяснение происхождению этих прозвищ.

        Я выяснила еще один немаловажный факт. Проанализировав ответы ребят, я заметила, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу и в годы учебы в начальных классах, потом их количество медленно, но неуклонно  растёт  по 9 класс, а в 10-11 классах резко сокращается. Почему так происходит? Это еще один вопрос, на который надо искать ответ.

        Есть еще одно обстоятельство, на которое нельзя не обратить внимание. Например, то, что у некоторых ребят прозвищ нет вообще, а у других их число может доходить до трёх и более. Почему у одних ребят одно и тоже прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяется другим? У меня пока больше вопросов, чем ответов. Но так как поставленной цели я достигла. Считаю, что сумела представить не только интересный, но и ценный материал, который объясняет что-то в нас самих.

        

                                                               Заключение

        Подводя итог своей работе, я на основе изученной литературы и проанализированных ответов ребят о прозвищах, хочу сделать обобщающий вывод:

1. Прозвища являются неотъемлемой частью жизни учащихся нашей школы, плод коллективного творчества.

2. Прозвища являются   вторым, неофициальным именем, которое используется  в повседневном общении. Происхождение их мотивированно, а сами они представляют собой систему, не менее сложную, чем система имён.

3.  Прозвища зачастую прямо и непосредственно характеризуют человека, в большинстве по внешним признакам,  особенностям характера, поведения, привычкам,  какому-то событию, поступку человека, носителя прозвища.

4.         Анализируя прозвища, я ещё раз убедилась в богатстве русского языка и меткости русского слова.

        Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, что среди школьников распространены прозвища, нашла свое подтверждение.

        Таким образом, прозвища занимают значительное место в общении людей, а их изучение даёт нам очень многое: помогает глубже изучить самих себя, то есть нас, школьников.

        Изучение прозвищ, исследование их судеб в разные времена даёт нам очень многое, помогает глубже изучить историю быта, прошлого нашей Родины. Изучение прозвищ необходимо также для восстановления словарного запаса русского языка. Исследовательская работа убедила меня в том, что прозвища могут быть интереснейшим источником для исследований, так как в них отражаются время и человек - его общественное положение и духовный мир.

                                                  Список литературы

  1. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. - М.: Просвещение, 1983.
  2. Веселовский, С.Б. Ономастика. Древнерусские имена, прозвища и фамилии.- Москва, 1974.
  3. Никулина З.Н. Из наблюдений над группой прозвищ по внешнему признаку // Имя нарицательное и собственное / Отв. ред. А.В. Суперанская. М., 1978.
  4. Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. М.,1975.
  5. Словарь живого Великорусского языка В.И. Даля. В 4т. М.: Русский язык, 1978.
  6. Словарь синонимов под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1975.
  7. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. М.: ЭКСМО, 2004.
  8. Толковый словарь русского языка: В 4-х т.т. / Под ред. Д. И. Ушакова.

М., 1999г.

  1. Ушаков Н.Н. Прозвища и личные неофициальные имена (к вопросу о границах прозвища) // Имя нарицательное и собственное. М. 1978.
  2. Чичагов В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. М. 1959.

                                        Приложения

1. Анкета — опросник

1. Укажите свой пол, возраст.

2. Есть ли у вас прозвище?

3. Укажите, в каком возрасте у вас появилось прозвище.

4. С чем, по вашему мнению, связано появление прозвища?

5. Давали ли вы кому-нибудь прозвища?

6. Как вы относитесь к прозвищам?

2. Результаты опроса

1

Укажите свой пол, возраст.

20 лица мужского пола

30 лица женского пола

2

Есть ли у вас прозвище?

33 человека

3

Укажите, в каком возрасте у вас появилось прозвище.

25 школьный возраст

8 до щколы

4

С чем, по вашему мнению, связано появление прозвища?

15 по фамилии, имени

5 по чертам внешности

14 по чертам характера

6 случайные

5

Давали ли вы кому-нибудь прозвища?

47  давали прозвища

3 никогда не давали прозвищ

6

Как вы относитесь к прозвищам?

38  с юмором

5  с обидой

7  не обращают внимания

3. Картотека школьных прозвищ

№ п/п

Имя, фамилия учащегося

Класс

Прозвище

Когда появилось прозвище

Кто дал прозвище

1

Кира Толстова

1

Кировец

С детства

Друзья

2

Арсений Щеглов

3

Щегол

В школе

Друзья

3

Алина — Милада Визмитина

4

Визма

В школе

Друзья

4

Данила Максимчук

4

Чукча

В школе

Друзья

5

Юлия Скитёва

4

Скитлс

В школе

Друзья

6

Сергей Шурпак

5

Шуруп

В школе

Одноклассники

7

Юлия Жукова

5

Жук

В школе

Одноклассники

8

Владислав Мартынов

5

Мартын

Мартышка

В школе

Одноклассники

9

Алексей Тен

5

Лехандро

В школе

Друзья

10

Юлия Колыванова

5

Мулатка

В школе

Друзья

11

Ангелина Лаврик

5

Девочка ЧП

В 5-м классе

Друзья

12

Святослав Лазаренко

5

Фермер

С детского сада

Друзья

13

Евгений Антонов

5

Балбасов

Сломанный калькулятор

Электровеник

В школе

Одноклассники

14

Евгений Палачев

5

Мутный

С детства

Друзья

15

Даниил Батылин

6

Прищепка

В школе

Друзья

16

Данила Юдаев

6

Юдаха

В школе

Друзья

17

Алексей Горностаев

7

Кот

В школе

Друзья, отец  

18

Денис Егоркин

7

Киткин

С 3-го класса

Друзья

19

Дарина Блажнова

8

Блажная

С 6-го класса

Одноклассники

20

Лилия Барыкина

8

Вылка

В школе

Друзья

21

Лилия Антонова

8

Конюх

Данта

В 7-м классе

Друзья

22

Вероника Мартынова

8

Президент

В 7-м классе

Одноклассники

23

Кристина Кочеткова

8

Нечто

В 7-м классе

Друзья

24

Роман Лягин

9

Нигга

Карбюратор

Индус

В школе

Друзья, отец

25

Степан Лазаренко

9

Бугор

Бригадир

В школе

Друзья

26

Матвей Храмов

9

Маляр

С 6-го класса

Одноклассники

27

Ангелина Батащук

9

Босс

В 8-м классе

Друзья

28

Сергей Тягунов

9

Пузырь

Попка- пирожок

В 9-м классе

Друзья

29

Ксения Семёнычева

10

Капчиха

В школе

Друзья

30

Сергей Постников

11

Пося

В 7-м классе

Одноклассники

31

Анатолий Пивоваров

11

Татоша

Кучер

В 7-м классе

Одноклассники

32

Александра Лукьянова

11

Шура

С детского сада

Друзья

33

Ирина Галактионова

11

Банан

С 6-го класса

Одноклассники

34

Виктория Кандалова

11

Виктор

Пеликан

В школе

Друзья


Поделиться:

Злая мать и добрая тётя

Басня "Две подруги"

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

Рисуем подснежники гуашью

Пустой колос голову кверху носит