• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Индивидуальный итоговый проект по биологии на тему "Что полезнее: фрукты или соки?"

Опубликовано Маслова Наталья Владимировна вкл 20.10.2022 - 16:27
Автор: 
Степаненко Юлиана Андреевна

Исследовательская работа студентки 2 курса по профессии "Повар, кондитер" по очень значимой для здоровья теме, которая затрагивает вопросы о полезности соков и фруктов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oglavlenie.docx836.32 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

1. Введение

с.3

2. Основная часть

с.4-5

2.1. История открытия соков и фруктов

с.5-7

2.2. Классификация фруктов и их значение

с.7-8

2.3. Экспериментальная часть

с.8-9

3. Заключение

с.10

4. Список литературы

с.11

 Приложение

с.12

  1. Введение

Актуальность темы: мы знаем, что все соки хорошо утоляют жажду и обладают приятным вкусом, в них много питательных веществ, для организма человека.[8]  Однако, все ли так просто?

Фрукты так же обладают приятным вкусом и ароматом, и является источником витаминов и минералов, необходимых для поддержания здоровья человека. Фрукты укрепляют иммунитет, улучшают обмен веществ. Так ли это?

Опираясь на выше изложенные предположения, мы делаем вывод, что данная тема актуальна.

             Цель проекта: сравнить «полезность» соков и фруктов.

 Задачи проекта:

1) Изучить литературу по данной теме;

2) Рассмотреть  классификацию соков и фруктов, их значение;

3)Провести  исследование среди обучающихся и работников техникума  на предмет употребления  соков и фруктов.

4) Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.

             Объект исследования: соки и фрукты.

             Предмет исследования: сравнительная характеристика соков и фруктов на предмет «полезности».

             Методы исследования: теоретические (поиск и изучение литературы, изучение материалов СМИ,  анализ и синтез), эмпирические (анкетирование).    

Практическая значимость: исследовательская работа заслуживает внимания, может быть использована преподавателями-предметниками на уроках биологии или внеклассовых мероприятиях.

   На защиту выносится: классификация соков и фруктов, их значение;  результаты исследования.

  1. Основная часть

2.1 История открытия соков и фруктов

 Первые письменные сведения о соках из различных фруктов и ягод принадлежат древнегреческим писателям. Известно, что греки и римляне плоды фруктовых деревьев употребляли не только в пищу, но и запасали в виде соков как лекарство при некоторых болезнях. Особой популярностью у греко-римлян пользовались соки из малины, богатые минеральными солями (железо, калий, медь), пектином (до 0,9%) и клетчаткой (4--6%), витаминами С (25 мг%), В,В2, РР, фолиевой кислотой, каротином.

В древности собранные ягоды и фрукты перетирали с сахаром, продлевая срок жизни полезных для организма веществ на несколько месяцев.

Соки также были известны в  Китае и в Древней Руси. К примеру, наши предки особо ценили плоды облепихи, которая в диком виде произрастала в долинах и поймах рек на юге европейской части России, в Западной и Восточной Сибири, на Кавказе и в Средней Азии. Не меньшей известностью соки из фруктов и ягод пользовались и в советское время. В Советском Союзе производилось около 550 млн. литров соков в год. В основном соковый ассортимент был представлен яблочными и томатными нектарами и соками, разлитыми в стеклянные банки емкостью 1 и 3 литра, используя технологию пастеризации (горячий розлив).

В 1992 году началась экспансия Российского рынка со стороны импортной соковой продукции в «модной» картонной асептической упаковке, и развитие новой российской соковой промышленности. 90 годы ознаменовались и появлением на столах россиян соков из «заморских» фруктов, таких как апельсины и ананасы.

В 2000-х соковый рынок современной России пережили высокий рост. После кризиса 1998 года, многие иностранные предприятия покинули российский рынок, освободив тем самым место для развития национальных производств. [1]

История употребления человеком в пищу фруктов насчитывает не одно тысячелетие. Про каждый фрукт можно рассказать свою отдельную историю. К примеру, возьмём яблоко, так как оно является  популярным фруктом. В мире существует более семи с половиной тысяч сортов яблок. По данным археологов яблоки употребляли в пищу еще в 6500 году до нашей эры. А еще с ней связана история об Адаме и Еве. [15]

 Первые яблоки были маленькие, кисловатые на вкус. Такие  яблоки нередко встречаются в наших лесах и теперь. Многие думают, что родиной яблок является Центральная Азия. Именно там, по установленной версии, появились первые яблони. Потом их перевезли в Египет. Через некоторое время они уже были в Древней Греции, где яблоки считались символом  чистой красоты и любви. Оттуда  они и появились в остальных странах мира.

На Руси  яблоня известна уже с древних времён. В летописях сообщается, что в 11 веке у князя Ярослава Мудрого был восхитительные яблони.
Земли древних славян были столь сильно усеяны дикими яблонями, что путешественники называли их «яблоневым царством». [10]

Князь Василий Дмитриевич в начале 16 столетия основал огромный сад, в котором выращивали яблони разных сортов.

Царь Алексей Михайлович тоже очень увлекался и занимался окультуриванием яблонь. У него в поместье селе Измайлове был сад из фруктовых деревьев. Оттуда он посылал их и в другие поместья. Как раз при его царствовании стало модно подавать на десерт мочёные яблоки. [13]

Петр 1 заказывал из-за границы различные новые сорта яблонь, и создал особую канцелярию, которая потом превратилась в «Садовую контору». Считается, что до Петра Первого яблоки высших сортов были только привозными и их употребляли лишь бояре и горожане. Именно при правлении Петра Первого уменьшился импорт яблок, а садоводы России стали гордиться своими выращенными новыми сортами.[6] [14]

2.2 Классификация соков и их значение

 Соки производят из фруктов  путем механического действия и консервированные физическими методами (кроме обработки ионизирующим излучением). Они обладают довольно высокой биологической и физиологической ценностью, определяемой содержанием в их составе витаминов, минеральных элементов, легкоусвояемых сахаров, органических кислот, незаменимых аминокислот и других веществ. Натуральные соки представляют собой витаминизированные напитки, которые изготавливаются из фруктов. Производственной технологией является механическое воздействие с помощью прессов, барабанных установок (в промышленных масштабах), соковарок и соковыжималок (в домашних условиях). Натуральные соки могут быть одно- (однокомпонентные, ординарные) или многокомпонентными (купажированными, смешанными). По внешним признакам натуральные соки подразделяют на осветленные и неосветленные (со взвесями). Наиболее дорогими и качественными по праву считаются марочные соки, их производят из специально отобранных сортов фруктов и овощей.[2]

По питательности осветленные соки пропускают аналогичным напиткам с мякотью (массовая доля не более 55%), они имеют повышенное содержание витамина С, поскольку их не принято разбавлять сахарных сиропом.[7]

 Виды соков по способу получения:

  1.  Сок прямого отжима -  полученный непосредственно из плодов, ягод отжимом, или центрифугированием, или протиранием или другим физическим способом его извлечения.
  2. Восстановленный сок -  полученный путем восстановления концентрированного сока или концентрированного пюре или пасты подготовленной питьевой водой в соотношении, обеспечивающем сохранение органолептических, физико-химических свойств и пищевой ценности соков из одноименных плодов, ягод или овощей, с добавлением или без добавления соков прямого отжима, пюре, концентрированных натуральных ароматобразующих веществ, полученных в ходе производства концентрированного сока.
  3. Фруктовые соки прямого отжима – соки, получаемые из плодов и ягод отжимом, центрифугированием или протиранием, изготовляемые в республике и ввозимые из-за рубежа, предназначенные для непосредственного употребления в пищу.
  4. Фруктовые восстановленные соки - изготовляемые в республике и ввозимые из-за рубежа, получаемые из концентрированных фруктовых соков и/или пюре, паст с использованием подготовленной питьевой воды, предназначенные для непосредственного употребления в пищу. 

Натуральные соки плодов и ягод должны занимать в повседневном рационе человека видное место. Обладая разнообразной вкусовой гаммой, они не только освежают и приятно утоляют жажду, но и имеют целебные свойства.
Регулярное употребление соков стимулирует процессы обмена веществ, повышает сопротивляемость к инфекциям, обеспечивает стойкость организма в стрессовых ситуациях.[9]
            Соки содержат большое количество  минеральных веществ, включая микроэлементы. Соки калия, которых много в 
любом плодовом соке, выводят из организма излишек влаги.[12] Вот почему врачи предпочитают овощные и фруктовые соки тем, кто страдает заболеваниями сердечнососудистой системы и почек, сопровождающимися отеками. Соединения железа оказываются полезными при некоторых формах малокровия.
            В мякоти плодов и в соках с мякотью много пектиновых веществ (клетчатки), которые улучшают перистальтику кишечника, помогают выведению из организма холестерина. Это позволяет предложить соки при атеросклерозе и заболеваниях кишечника.
             Натуральные соки без добавления сахара малокалорийны. Поэтому они необходимы в 
рационе тех, кому необходимо похудеть. Полезны соки при инфекционных заболеваниях с повышенной температурой и снижением аппетита.
Соки необходимы не только больным людям, но и здоровым, особенно детям.
 Если человек склонен к аллергии, то обильное употребление соков, тем более с большим количеством сахара и различных ароматизаторов и красителей увеличивает развитие аллергии. Больным панкреатитом, сахарным диабетом огромное количество сахара, которое производители часто добавляют в свою продукцию, тоже не приносит пользы.[17]

2.2.Классификация фруктов и их значение

 Класс фруктов делят на подклассы: сочные и сухие плоды.

В зависимости от строения и назначения подкласс сочные фрукты подразделяют на: семечковые, косточковые, ягоды, настоящие

 Семечковые фрукты состоят из мякоти с кожицей и сердечка с семенными камерами и семенами. К ним относят яблоки, груши, айву, рябину, иргу, мушмулу.

К косточковым фруктам относят вишню, черешню, сливу, абрикосы, персики, кизил и др. Отличаются они наличием косточки, погруженной в мякоть, а сверху покрыты восковым налетом.[3]

Ягоды характеризуются наличием семян на поверхности сочного мясистого цветоложа или погруженных в сочный околоплодник. Подразделяют на" настоящие, сложные и ложные.

Настоящие ягоды состоят из кожицы, мякоти и погруженных в нее семян (виноград, смородина, крыжовник, облепиха, клюква и др.). Сложные ягоды являются сложными костянками, состоящими из сросшихся плодиков - костянок (малина, ежевика и др.).

Ложные состоят из разросшегося мясистого цветоложа, на поверхности которого находятся настоящие плодики - семена (земляника, клубника, шиповник).

Субтропические разноплодные фрукты объединяют в одну группу не по общности строения (отсюда название «разноплодные»), а по району произрастания. Их представители относятся к простым сочным костянкам: хурма, маслины, унаби; соплодиям: инжир; много гнездным ягодам: гранаты, фейхоа.

Цитрусовые фрукты имеют толстую кожуру, состоящую из двух слоев: флаведо (наружный) и альбедо (внутренний), и сочную мякоть, разделенную на дольки. К ним относят мандарины, апельсины, лимоны, грейпфруты, помпельмусы и др.

Тропические плоды также объединены не общностью строения, а районом произрастания. Представлены соплодиями (ананасы), ягодообразными мясистыми коробочками (бананы) и костянками (манго, финики).

Орехоплодные - это сухие фрукты, состоящие из твердой скорлупы и ядра. Орехоплодные подразделяют на: настоящие, костянковые и смешанные. Настоящие орехи имеют плод (орешек), заключенный в листовую обертку (лещина), костянковые - в мясистую оболочку (грецкий орех, миндаль, фисташка, кария, кешью и др.). Подгруппа смешанных орехов отличается разнообразием внешней оболочки: колючая плюсна (каштан), шишка (кедровый орех) или ее отсутствием (арахис).[5]

Фрукты содержат много ценных для организма веществ, особенно витаминов и минеральных соединений.[4] [16]

  1. Экспериментальная часть

Нами было проведено исследование по теме «Роль соков и фруктов в жизни человека» с целью определить, что полезнее – фрукты или соки, среди обучающихся и преподавателей техникума.

По первому вопросу: Как вы думаете, что полезнее?

 а) фрукты ответило 46 человек

б) соки ответило 10 человек

в) свой вариант предложили 5 человек:…………

По второму вопросу: Как часто Вы кушаете свежие фрукты?

а) 1 раз в месяц ответило 24 человека

б) ежедневно ответило 29 человек

 в) свой вариант ответило 9 человек

По третьему вопросу: Какие соки Вы предпочитаете?

 а) свежевыжатые ответило 11 человек

б) покупные  ответило 54 человек

в) свой вариант ответило 16 человек

По четвертому вопросу: Как часто Вы пьете соки?  

а) 1 раз в неделю ответило 21 человек

б) ежедневно ответило 19 человек

в) свой вариант ответило 16 человек

По пятому вопросу: Какие Вы фрукты предпочитаете? Мы выбрали три самых популярных ответа среди респондентов.

1 место яблоко-32 человека

2 место бананы-21 человек

3 место апельсин-11 человек.

3.Заключение

   В начале работы над проектом мы поставили себе цель выяснить,  что полезнее фрукты или же соки. Мы  прочитали литературу, рассмотрели классификацию фруктов и соков и их значение в роли жизни человека и провели анкетирование среди обучающихся и работников техникума. Результат исследования показал, что мнения у людей разошлись и точно сказать не можем, что полезнее для человека. Поэтому данная тема остается актуальной и не до конца раскрытой, что позволяет над ней работать другим исследователям.                                                    

                                   

4.Список литературы

  1. [Электронный ресурс] https://studbooks.net/871121/marketing/istoriya_poyavleniya_soka
  2. [Электронный ресурс] https://clck.ru/S5E4z 
  3.  [Электронный ресурс] https://studwood.ru/1749616/agropromyshlennost/klassifikatsiya
  4. [Электронный ресурс] http://gardenweb.ru/znachenie-fruktov-i-ovoshchei-v-pitanii-cheloveka
  5. [Электронный ресурс] https://kulinarika.ru/ru/p/79/frukty-polza-i-vred
  6. [Электронный ресурс] https://clck.ru/S5EBb
  7. [Электронный ресурс] https://vproizvodstvo.ru/klassifikator/klassifikaciya_sokov_polza/
  8. [Электронный ресурс] https://clck.ru/S5EGA
  9. [Электронный ресурс] https://info.sibnet.ru/article/525428/
  10. [Электронный ресурс] https://clck.ru/S7Feb 
  11. [Электронный ресурс] https://clck.ru/S7Fjv
  12. Перетятко Т. И. Кондитер: Учебное пособие для профессиональных лицеев и училищ/ Т.И. Перетятко.- Изд. 6-едополненное. и переработанной. - Ростов н/Д: Феникс,2006.- 384с. (Начальное профессиональное образование)
  13. [Электронный ресурс] https://clck.ru/SFV6P
  14. [Электронный ресурс] https://clck.ru/S7GL6 
  15. [Электронный ресурс] https://clck.ru/S7Gcp
  16. [Электронный ресурс] https://clck.ru/SE3zz
  17. [Электронный ресурс] https://clck.ru/SE7vn

Приложение

Приложение 1. Анкета «Употребление соков и фруктов в жизни человека»

  1. Как Вы думаете, что  полезнее?

а) фрукты

б) соки

в) ________________________________________

  1. Как часто Вы кушаете свежие фрукты?

а)1 раз в месяц

б)ежедневно

в)_______________________________

  1. Какие соки Вы предпочитаете?

а) фрэш (свежевыжатые)

б) готовые ( покупные)

в)________________________

  1. Как часто Вы пьете соки?

а)1  раз в неделю

б)ежедневно

в)_______________________________

  1. Какие Вы фрукты предпочитаете?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2. C:\Users\Александр\Desktop\Ярослав Мудрый.jpg

Рис.1 Ярослав Мудрый

C:\Users\Александр\Desktop\930f3a779977bb88eb4da4ebcf7d293b.jpg

Рис.2 Князь Василий Дмитриевич 

 

C:\Users\Александр\Desktop\1-11.jpg

Рис. 3 Царь Алексей Михайлович

 

C:\Users\Александр\Desktop\o-o.jpeg

Рис.4 Петр 1

 C:\Users\Александр\Desktop\01.jpg

Рис.5 Адама и Ева  

 

C:\Users\Александр\Desktop\Juice_Vegetables_Fruit_Highball_glass_Stemware_543650_5184x3456.jpg

Рис.6 Фрукты и соки

C:\Users\Александр\Desktop\img17.jpg

Рис.7 Таблица «Классификация фруктов»

C:\Users\Александр\Desktop\img2.jpg

Рис.8 Схема «Классификация соков»

 

                       Результат экспериментальной части

        


Поделиться:

Бородино. М.Ю. Лермонтов

Есть в осени первоначальной...

Композитор Алексей Рыбников

Рождественский венок

Прекрасная арфа