• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Конспект урока технологии по теме "Изразец"

Опубликовано Синицына Татьяна Николаевна вкл 22.10.2022 - 21:57
Синицына Татьяна Николаевна
Автор: 
Учащиеся 4 класса

Конспект урока технологии в 4 классе по теме "Изразец"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uchebnogo_zanyatiya_izrazets.docx587.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

(Эмоциональный настрой)

У.: Доброе утро!

В.: Доброе утро!

У.: Солнцу и птицам!

В.: Доброе утро!

У.: Приветливым лицам!

В.: Доброе утро!

У.: И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро, длиться до вечера!

В.: Доброе утро!

5 мин.

Мотивация

У.: С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. Часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад.

Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер нашего дома. Ребята, почему же мы на уроках истории, литературы, ИЗО продолжаем изучать историю, культуру, быт нашего народа?

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение, и эти традиции мы с Вами должны знать и чтить. Не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

У.: О чем мы с Вами сегодня поведем речь, Вы узнаете, отгадав мою загадку:

В избе — Изба,
На избе — Труба.
Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.

О.: Это печь.

У.: В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки.

О.: Сказка «По щучьему веленью» (Емеля ездил по лесу на печке).

О.: Сказка «Колобок».

О.: Сказка «Гуси – лебеди».

У.: А вы знаете, что Илья Муромец пролежал на печи целых 33 года.

У.: А какими прилагательными называли печку в сказках?

О.: Добрая, ласковая, теплая.

У.: А еще в сказках она дает своему герою советы, укрывает от беды, помогает совершать добрые поступки и бороться со злом.

 Ребята, говорят, что изба – помещение, отапливаемое печью. Получается, что основное пространство избы занимала печь. Скажите, для чего использовали печь в русской деревне?

О.: В старину хозяйкой в доме была печь. Она и грела, и кормила. Печь нередко украшала жилище.

У.: Молодцы! Посмотрите на плакат изображение русской печки. Как вам кажется, красивая она? Нравится ли Вам такая печка, сравните на фотографии какая красивая, а у нас?

У.: Что же делало её нарядной?

О.: Печь украшали.

У.: Правильно! Ребят, как Вы думайте, чем украшали печь?

О.: Печь украшали изразцами.

У.: Правильно! Перед Вами изразцы. В России изразцы начали изготавливать в 17 веке. Давайте подумаем, что это такое? Есть предположения?

О.: Изразцы – это керамические плитки для облицовки печей, каминов, стен.

У.: Молодцы! Это слово произошло от слова «образить», то есть украсить. А какую задачу мы с вами можем сегодня поставить перед собой?

О.: Наша задача – познакомиться с новым видом искусства – изразец.

У.: Хорошо! Давайте посмотрим на фотографии и узнаем, что изображали на изразцовых плитках?

О.: Изображали сказочных птиц, животных, деревья, причудливые цветы и целые мозаичные картины.

У.: Правильно! Такие же изображения мы с вами могли видеть в вышивке одежды и полотенец, домовой резьбе, росписях деревянных изделий. И это было не просто украшение, это было как символ, оберег. Но не только отдельно цветы, птицы и деревья могут быть. Содержанием изразца может быть какой-то сюжет. Давайте, обратим внимание на то, какие цвета преобладают на изразцах народных умельцев?

О.: Черный, желтый, красный.

У.: А какие символические значения могут иметь те или иные цвета?

О.: Черный цвет символ земли.

О.: Желтый цвет солнце.

О.: Красный – жизнь.

У.: Правильно. А солнце, цветы, деревья, птицы символизируют свет, тепло, весну.

Первичное закрепление

У.: А теперь, давайте, и мы станем умельцами-художниками, а наш класс станет мастерской по изготовлению изразцов. У нас и печь есть, которая пока совершенно обычная и ждет, когда мы её украсим.

Работать мы будем в технике пластилинография.

Самостоятельное изготовление «изразцов»

H:\Мои работы\технология\Изразец\IMG_20221012_103828 (2).jpg H:\Мои работы\технология\Изразец\IMG_20221012_104037_1 (2).jpg

H:\Мои работы\технология\Изразец\IMG_20221012_104107_1 (2).jpg H:\Мои работы\технология\Изразец\IMG_20221019_103738_1 (2).jpg

H:\Мои работы\технология\Изразец\IMG_20221019_103747 (2).jpg  H:\Мои работы\технология\Изразец\IMG_20221019_103810_1 (2).jpg

У.: Вот и подходит к концу наш урок. Что нового мы сегодня с вами узнали?

О.: Мы познакомились с новым видом ДПИ – изразцом. Узнали, что можно изображать на изразце и, какие краски использовали в старину для изготовления изразцов.

У.: Но мы не только узнали о новом виде ДПИ, но и, проявив свои умения и навыки, создали изразцы для русской печи. Посмотрите, какая красота у нас получилась! У нас получилась замечательная изразцовая печь. Давайте придумаем название нашей коллективной работе (выбрать одно)!

О.: Волшебная печь

О.: Сказочная печь

О.: Необыкновенная печь

У.: Сегодня мы обратились к давно прошедшим дням, к культуре и искусству – к фольклору, к старинным обычаям.

Рефлексия

У.: На столах у вас лежат бумажные телефоны. Предлагаю вам на них написать SMS –сообщение учителю, то есть мне о том, как прошёл урок, оценить то, как плодотворно вы поработали. Для того, чтобы Вам было легче я подготовила шпаргалку. Можете выбрать начало любой из предложенных фраз и продолжить её.

сегодня я узнал (а)…

было интересно…

было трудно…

я выполнял (а) задания…

я понял (а), что…

теперь я могу…

я почувствовал (а), что…

я научился (лась)…

у меня получилось …

я смог (ла)…

меня удивило…

У.: Спасибо за плодотворную работу! До новых встреч!


Поделиться:

Знакомимся с плотностью жидкостей

Сочини стихи, Машина

Щелкунчик

Два петушка

Три коробки с орехами