• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Влияние шахмат на успехи в обучении математике и других учебных предметов»

Опубликовано Валентина Михайловна Рудачева вкл 03.11.2022 - 14:17
Валентина Михайловна Рудачева
Автор: 
Рудачёв Тимофей Евгеньевич

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» - говорил великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. А я бы ещё добавил: «И надо играть в шахматы». И вот почему.

Я очень люблю мультфильм «Фиксики». Однажды я увидел серию про шахматы. Я спросил у папы, умеет ли он играть в шахматы. Он ответил что умеет. Я попросил его,  чтобы он научил меня играть в шахматы. Мне эта замечательная игра заинтересовала, и я решил больше узнать о шахматах.

Поговорив со своими одноклассниками, я узнал, что не все друзья умеют играть в шахматы. Многие считают эту игру очень скучной. Но мне захотелось проверить - как влияют шахматы на умение решать математические задачи и на успехи в обучении по другим школьным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебно-исследовательская работа. Получил диплом второй степени18.59 КБ

Предварительный просмотр:

XXVI  учебно-исследовательская конференция  школьников Шарыповского района

«Первые шаги в науку», посвящённая 80-летнему  юбилею Шарыповского района

секция «Математика»

«Влияние шахмат на успехи в обучении математике и других учебных предметов»

Рудачёв Тимофей Евгеньевич

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Родниковская средняя школа,

4 класс, 28.05.2010г

89029740971

______________/личная подпись/

Рудачёва Валентина Михайловна

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Родниковская средняя школа,

учитель математики

89135211894

_____________/личная подпись/

с.Родники 2021г.

Введение

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» - говорил великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. А я бы ещё добавил: «И надо играть в шахматы». И вот почему.

Я очень люблю мультфильм «Фиксики». Однажды я увидел серию про шахматы. Я спросил у папы, умеет ли он играть в шахматы. Он ответил что умеет. Я попросил его,  чтобы он научил меня играть в шахматы. Мне эта замечательная игра заинтересовала, и я решил больше узнать о шахматах.

Поговорив со своими одноклассниками, я узнал, что не все друзья умеют играть в шахматы. Многие считают эту игру очень скучной. Но мне захотелось проверить - как влияют шахматы на умение решать математические задачи и на успехи в обучении по другим школьным предметам.

Цель:   доказать  положительное влияние шахмат на  успехи в обучении

Задачи:

  • -изучить  информацию найденную в различных источниках,  для того чтобы выявить   возможности  и навыки, которые  развивает игра в шахматы;
  • -провести  опрос среди одноклассников по умению играть в шахматы;
  • -проанализировать и систематизировать полученные данные;
  • -сделать выводы, определить  как влияет умение играть в шахматы на успехи в обучении.

Чтобы успешно решить данные задачи я использовал следующие методы:

  • анализ литературы по теме
  • опрос
  • интервью
  • анализ полученных результатов

Основная часть

В нашей школе есть уголок исследователя, где находятся старые журналы по математике  и физике, там я отыскал интересные статьи о том, что   игра «Шахматы»  улучшает  память, развивает логическое мышление, внимание. Следовательно, способствует лучшему  усвоению изучаемого  материала по математике. А умение логично мыслить и быть внимательным должно помочь в изучении и других учебных предметов.

Проанализировав  эти статьи  и статьи, взятые с официального сайта Российской Шахматной Федерации я выстроил рейтинг «умений»

1. Укрепление   памяти

2.  Навыки решения проблем

3.  Концентрация  внимания

4.  Техника чтения

5. Обучает планированию и предусмотрительности

Вывод: удивительная игра  «шахматы»: хочешь хорошо учиться, нужно  уметь играть в шахматы.

Это выводы, сделанные на основе научных статей и исследовательских работ в разное время и в разных странах. А как же обстоят дела у нас в школе, у нас в классе?

Я провёл опрос среди одноклассников. Вопросов было всего четыре.

1. Умеешь ли ты играть в шахматы7

2. Как хорошо ты решаешь задачи?

3. Как быстро ты  заучиваешь стихи?

4. Хочешь улучшить свои результаты обучения?

Я опросил 21 человека и получил такие результаты:

по первому вопросу «да» ответили 11 человек, «нет» 10 человек

по второму вопросу «хорошо» ответили 7 человек, «иногда затрудняюсь»- 8 человек,

«не умею решать задачи»- 6 человек.

На  третий  вопрос «Быстро» ответили 12 человек, «Очень долго» ответили 5 человек, «Когда как» ответили4 человека

На четвертый вопрос  «Да» ответили  20 человек , «Нет, меня всё устраивает»- 1 человек.

Я  предложил всем, кто хочет улучшить свои  учебные результаты научиться играть в шахматы. А для того, чтобы подтвердить нашу гипотезу, ребятам было предложено отслеживать   время, затраченное на  заучивание стихов,    выполнения домашнего задания. На эксперимент согласились 6 человек. Эксперимент мы проводим в течение двух месяцев. Ребята заметили, что время выполнения домашнего задания сократилось, стали быстрее заучивать стихи, лучше результаты по работе с текстом. Проанализировал я и свои результаты. В третьем классе за первую и вторую четверть по математике за четверть у меня была оценка «4». За третью и четвертую четверти, а так же за первую и вторую четверть в четвертом классе четвертная оценка по математике «5». Так же у меня не вызывает затруднения  пересказ текстов по литературному чтению и окружающему миру, заучивание слов  по английскому языку.  Выполнение домашнего задания   у меня занимает в среднем 20-30 минут.

«Шахматы»- это не только интеллектуальная игра, но и отдых. Я хочу научиться решать более сложные шахматные задачи.

Свой эксперимент мы решили проводить до окончания учебного года, а потом проанализировать результаты и представить их своим одноклассникам.

Вывод: игра в шахматы способствует повышению образовательных результатов обучающихся. Моя гипотеза подтвердилась.

Заключение

Изучив информацию  о великих шахматистах Михаиле Тале, Анатолии Карпове, Сергее Карякине,  я заметил, что почти все они познакомились с шахматами в раннем возрасте, все хорошо учились. Следовательно, шахматы имеют большое значения для повышения умственных способностей.

По итогам опроса я сделал вывод, что для моих одноклассников игра в шахматы тоже интересна. Я хочу продолжить изучение этой игры, для того чтобы улучшать свои образовательные результаты и в дальнейшем получить достойное образование и хорошую профессию.

Список использованных источников и литературы.

Бородина А.С. «Шахматы в школьной программе». 1989 г.

Весела И., Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Зак В., Я играю в шахматы. – Л. Детская литература, 1985.

Костьев А.Н. «Шахматы и интеллект». 1987 г.

Майзелис И.К. «Шахматы – детям». 1994 г.

Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы» 2002 г.

http://danilova.ru/publication/shahmaty.htm

http://ruchess.ru/persons/player_7026/

http://www.peoples.ru/sport/chees_player/karpov/

http://vorkutachess.ru/



Поделиться:

По морям вокруг Земли

Фокус-покус! Раз, два,три!

Астрономический календарь. Май, 2019

Рисуем "Ночь в лесу"

Есть в осени первоначальной...