• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Образ Н. В. Гоголя в живописи

Опубликовано Назарова Ирина Александровна вкл 07.11.2022 - 3:14
Автор: 
Коробейникова Вероника

Живописный портрет Н.В.Гоголя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veronika_k._proekt_-_kopiya.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куединская средняя общеобразовательная школа №2 – Базовая школа»

Образ Н. В. Гоголя в живописи

Творческая работа

Выполнила: Коробейникова Вероника

ученица 11 класса

Руководитель: Назарова И. А.

учитель изобразительного искусства

Куеда

2017

Содержание

1. Обоснование проекта………………………………………………………….

3

2. Описание проекта…………….….....................................................................

5

3. Ожидаемые результаты……………..…………...……………………..……

11

4. Заключение………………………………………………………....………….

13

5. Список литературы……………………………………………….…..……….

14

6. Приложения……………………………………………………….…………...

15

1. Обоснование проекта

Никто из нас не знает, как выглядели, одевались в прошлом великие поэты, музыканты, писатели, ученые и другие люди. Узнать об их внешности помогают созданные художниками портреты. Мастера живописи оставили целую галерею портретов деятелей литературы, в том числе и Н. В. Гоголя. Нет такого человека в России, который не знает этого великого писателя, драматурга, поэта, критика и публициста.

Новую волну интереса к образу Н.В. Гоголя, пробудил выход фильма «Гоголь» режиссера Егора Баранова.

Цель: выполнение живописного портрета Николая Васильевича Гоголя

Задачи:

  1. Изучение литературы по теме, ознакомление с жанром портрет, его видами, техниками выполнения через творчество художников-портретистов.
  2. Анализ портретов Н. В. Гоголя созданных знаменитыми художниками.
  3. Исполнение портрета Н. В. Гоголя.

Проблема заключается в том, что не каждый человек способен с реалистичной точностью передать черты лица изображаемого. Для этого необходимо получить знания как теоретические, так и практические по рисунку головы, изучить натуру, почувствовать и понять характер, настроение, ввести образ в то время, эпоху, в которой он живет.

Пути решения:

  1. Изучение теории о процессе работы над рисунком головы человека, этапов выполнения работы портрета;
  2. Практическое изучение при выполнении зарисовок:

- копии с портретов художников – изучение стиля живописи, манеры письма художников и образа Гоголя.

  1. Выполнение портрета Н. В. Гоголя с работы Ф. А. Моллера.

Продукт:  портрет Н. В. Гоголя

Результат: приобретение опыта в реалистичном изображении лица человека

Практическое назначение: выполненная работа по сбору теоретического материала и выполнению практических заданий войдет в методический фонд художественного отделения ДШИ, как наглядное пособие; портрет Н. В. Гоголя может быть размещен в кабинете литературы.

2. Описание проекта

Этапы организации проектной деятельности

Этапы работы над проектом

Деятельность

Подготовительный

Проговаривание проблемы, обсуждение темы и цели проекта с учителем и получение дополнительной информации

Организационный

Формулирование задач проекта, определение плана действий.

Определение источников необходимой информации.

Определение типа проекта, способов представления результатов, продукта проектной деятельности

Практический

Выполнение задач проекта: сбор и изучение информации, выполнение зарисовок, написание портрета, оформление проектной работы, подготовка материала для защиты проектной работы, подготовка описания проекта.

Презентационный

Представление проекта и продукта проектной деятельности

Аналитический

Анализ выполненного проекта и достигнутых результатов.

В ходе выполнения проекта, прежде всего, был рассмотрен материал по данной теме, выявлены особенности и характерные черты европейского и русского портрета, история развития жанра, его взлет и угасание. Выбор остановился на 19 веке, когда был расцвет портретного жанра в России.

 В этот период художники А.Г.Венецианов, А. А. Иванов, Ф. А. Моллер.  создали лучшие образы Николая Васильевича. Сделала зарисовки (копии) с работ мастеров: тем самым изучила характерные особенности лица Гоголя. Остановилась на портрете кисти Ф.А.Моллера, которая стала образцом для будущей композиции.

Как и в портрете Моллера в данном образе выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а характер нарядного костюма и прическа придают некую достойную и благородную светскость.

Портрет не точная копия портрета кисти Моллера, передала и свое виденье писателя, использовала свою манеру письма. Представленный портрет камерный, выполнен гуашью на листе ватмана.

Итак, в работе использованы традиционные методы написания портрета: фон, позволяющий выделить фигуру человека, сосредоточенность на лице; употребление элементов, позволяющих выявить происхождение, интересы и характер натуры.

Таким образом, создание портрета Н.В.Гоголя стало изучением характера, внешности, индивидуальных черт лица т.е. соприкосновением с образом знаменитого писателя, так же приобретение опыта в области живописи, передачи светотени, цветовых отношений, изучение структуры головы человека.

3. Предполагаемые результаты

Узнала дополнительно о жанре портрета из различных источников, а также об образе Гоголя в творчестве художников-портретистов. А также выполнила портрет  Н.В.Гоголя, опираясь на работу Моллера. Смогу в дальнейшем писать реалистические портреты людей с натуры.

4. Заключение

Изучив в данной работе понятие «портрет», рассмотрев различные изображения Н. В. Гоголя, выполнив практическую работу, можно сделать некоторые выводы.

1. Обобщили, что портреты могут быть выполнены разными художественными материалами в разных техниках, а также портрет может быть парадным или камерным, одиночным или парным, групповым и т.д.

2. Узнали историю развития, расцвета портрета в Европе и в России, отличительные черты.

3. Рассмотрели образы Николая Васильевича Гоголя, выполненные разными художниками для обобщения внешности, характера писателя.

4. Выполняя копии портретов Гоголя с репродукций картин, смогли перенести образ писателя, используя работу Ф. А.  Моллера.

Необходимо отметить, что русскими художниками-портретистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русская художественная культура. Все следующие поколения портретистов, создавая свои произведения, находятся в постоянном поиске чего-то нового, но соблюдая и ценя правила и законы композиции и живописи, опираются на опыт прошлых времен.

Итак, портрет – это не только изображение внешнего сходства с натурой, это долгий процесс работы по достижению конечного результата: знание анатомии головы человека, умение чувствовать и передавать пропорции лица, выявлять с помощью светотени объем, использовать цвет для передачи настроения, уметь чувствовать и передавать эмоции, характер человека.

Таким образом, выше перечисленное помогло достигнуть поставленной цели: выполнение живописного портрета Николая Васильевича Гоголя. В результате в достаточной степени было достигнуто внешнее сходство с писателем, переданы индивидуальные черты, учтены особенности настроения, характера.

5. Список литературы.

1. Басин, Е.Я. Портрет в изобразительном искусстве // Электронная энциклопедия «Кругосвет».  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/005544/307-322.pdf

2. Википедия. Портрет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет

3. Дик, Н.Ф. Гоголь Н.В. – писатель, драматург, поэт, критик и публицист/Н.Ф. Дик –  Сайт издательства «Союз писателей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soyuz-pisatelei.ru/forum/43-1656-1

4. Певзнер, Л. Художественный портрет Гоголя/ Л. Певзнер - Журнал «Искусство» №19, 2002

5. Платонов, Н. «Искусство. Энциклопедия»/Н. Платонов – М. «Росмэн», 2006

6.  Портреты русских писателей.  Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. А. Моллера, 1841г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://http://literatura5.narod.ru/moller_f.html


Поделиться:

Зимний лес в вашем доме

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году

Как я избавился от обидчивости

Самый главный и трудный вопрос

Весёлые польки для детей