В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижения продолжительности жизни, а влияние спорта на учебную деятельность и вовсе стоит под вопросом уже долгое время.
Регулярные занятия спортом благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Но только ли на физическое состояние? Имеет ли спорт влияние на интеллектуальные и психологические черты человека? Воспользовавшись информацией, взятой из Интернет-ресурсов, я приступила к изучению данной темы, подводя цель исследования и задачи моей работы, а также выдвинув гипотезу и актуальность данной темы в наше время.
Цель исследования: изучить влияние занятий спортом на школьную успеваемость.
Задачи работы:
Гипотеза: моё предположение заключается в том, что в большинстве случаев влияние физической активности на школьную успеваемость учеников имеет положительный характер.
Актуальность: физическая активность и спорт – важная часть развития человека физических, интеллектуальных, а также личностных, черт. Вопрос об отношении подростков к физическому развитию, стремление к здоровому образу жизни и физическим активностям является одним из актуальных вопросов среди подростков.
Следующим этапом стали подготовка и проведение самой практической работы. Она заключалась в опросе моих знакомых, занимающихся уже продолжительное время спортом, их мнения и наблюдений из жизни о влияние спорта на их учебную деятельность, в свою очередь я тоже отразила своё мнение, как человека занимающимся спортом на профессиональном уровне. Далее по систематизации полученных данных, я выявила итоги данного исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
rolich_proekt_soderzhanie.docx | 286.95 КБ |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………......................1
ГЛАВА 1. Теория о физическом развитии, спорте и его влиянии на учебную деятельность.............................................................................................................3
1.1. История спорта………………………………………………………………..3
1.2. Что такое спорт? ...............................................................................................5
1.3. Популярные вида спорта среди современных школьников………………..7
1.4. Роль спорта в интеллектуальном развитии человека…………………...…10
1.5. Влияние спорта на психологию человека……………………………….....12
ГЛАВА 2. Анализ и исследования практического опроса подростков……….13
2.1. Составление свода вопросов для проведения исследования…...................13
2.2. Исследование моих показателей……………………………….…………...14
2.3. Исследования опроса и наблюдений среди других подростков…………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….19
ПРИЛОЖЕНИЯ…………….......………………………………………………..20
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижения продолжительности жизни, а влияние спорта на учебную деятельность и вовсе стоит под вопросом уже долгое время.
Регулярные занятия спортом благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Но только ли на физическое состояние? Имеет ли спорт влияние на интеллектуальные и психологические черты человека? Воспользовавшись информацией, взятой из Интернет-ресурсов, я приступила к изучению данной темы, подводя цель исследования и задачи моей работы, а также выдвинув гипотезу и актуальность данной темы в наше время.
Цель исследования: изучить влияние занятий спортом на школьную успеваемость.
Задачи работы:
Гипотеза: моё предположение заключается в том, что в большинстве случаев влияние физической активности на школьную успеваемость учеников имеет положительный характер.
Актуальность: физическая активность и спорт – важная часть развития человека физических, интеллектуальных, а также личностных, черт. Вопрос об отношении подростков к физическому развитию, стремление к здоровому образу жизни и физическим активностям является одним из актуальных вопросов среди подростков.
Следующим этапом стали подготовка и проведение самой практической работы. Она заключалась в опросе моих знакомых, занимающихся уже продолжительное время спортом, их мнения и наблюдений из жизни о влияние спорта на их учебную деятельность, в свою очередь я тоже отразила своё мнение, как человека занимающимся спортом на профессиональном уровне. Далее по систематизации полученных данных, я выявила итоги данного исследования.
ГЛАВА 1. Теория о физическом развитии, спорте и его влиянии на учебную деятельность
История развития спорта насчитывает десятки тысяч лет. С самых древних времен человек стремился быть сильнее, быстрее, выносливее. В те далекие времена эти качества были необходимыми для выживания человека, как вида в дикой природе. С тех же самых пор люди стали регулярно тренировать свои навыки, развивать их и передавать эти знания последующим поколениям.
Так, например, аборигены Австралии регулярно тренировали свои навыки стрельбы из лука, что помогало им успешно охотиться. Также они тренировали такие умения, как бег, метание бумеранга. Нечто подобное можно встретить и в других культурах. Например, индейские племена Америки регулярно тренировались в беге на длинные дистанции, поднятии камней различной тяжести и многом другом. Среди африканских племен большое распространение получили такие практики, как фехтование на палках, бег с грузом, борьба.
Что же касается спортивных соревнований, то ранние упоминания о таких событиях встречаются в древних рукописях IV-III тысячелетия до н.э. Основные дисциплины, в которых соревновались участники – стрельба из лука, верховая езда, бег на разные дистанции, борьба, фехтование различными видами оружия, игры с мячом. Также стоит упомянуть о богатом спортивном прошлом Египта. Ученые обнаружили более 400 видов спортивных упражнений, изображенных на стенах Великих пирамид.
Наибольшего расцвета спорт достиг во время существования Древней Греции, где зародились Олимпийские игры. В истории спорта древнегреческие олимпийские игры имеют особое значение, поскольку именно тогда спорт из утилитарного, прикладного инструмента превращается в культурную ценность. Для древних эллинов спорт был неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием, являлся основой для гармоничного развития личности. «Не умеет ни читать, ни плавать», - так говорили в Древней Греции о некультурном человеке. А сами Олимпийские игры стали квинтэссенцией и практическим воплощением единства тела, воли и разума.
История спорта богата на различные зрелищные события. Люди с самых древних времен тренировали свои навыки и это всегда служило хорошим способом вести мирный и здоровый образ жизни.
Современный спорт можно условно разделить на две категории: массовый спорт (так называемый «Спорт для всех») и спорт высших достижений. А спорт высших достижений можно условно разделить на профессиональный и любительский.
История спорта в его современном виде берет начало в XIV, начале XX в. Именно в это время стали активно формироваться виды спорта, популярные в России. Также в это время образовались многие международные спортивные организации, возродилось Олимпийское движение.
Спорт и физическое развитие – важная часть общечеловеческих ценностей, что обеспечивает в наибольшей степени высокий уровень укрепления здоровья, воздействуя на духовный мир, один из важнейших показателей здоровья. Это закономерности возрастного развития, по которым определяется уровень здоровья и функционирование всех систем в организме.
В течение всей жизни человека происходят изменения функциональных свойств в организме:
Укрепление организма идет или стихийным путем (естественное возрастное), или целенаправленным, для чего создается специальная программа физического развития. В нее входят упражнения, рациональное питание, правильный режим отдыха и труда. Способствованию физического развития является спорт.
В свою очередь, спорт является составной частью физической культуры, в которую входят упражнения для укрепления организма. Это соревновательная, игровая и организационная деятельность, направленная на проведение таких мероприятий. Спорт – это развитие, здоровье, жизнь.
Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.
Спорт — составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека.
Спорт необходим для того, чтобы влиять на общество. Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие.
Спорт высших достижений — это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений — это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Наиболее популярными являются игровые виды спорта. Такие как футбол, волейбол, баскетбол, хоккей, гандбол.
Эти виды спорта отличаются особой зрелищностью.
Очень интересными являются циклические виды спорта.
Они имеют такое название, так как в них спортсмены совершают движения в пространстве, которые повторяются по определенному циклу. К этим видам спорта относятся: легкая атлетика, плавание, конькобежный спорт, биатлон, лыжные гонки и др.
Их отличительной особенностью является то, что в них запрещены физические контакты между соперниками.
Боевые виды спорта являются полной противоположностью циклических видов, так как в них физические контакты между соперниками являются основными действиями, при помощи которых спортсмены и добиваются побед. К этим видам относятся: бокс, самбо, кикбоксинг, вольная борьба, дзюдо, фехтование и др.
Хоккей – спортивная командная игра с клюшками и мячом (или шайбой), содержание и цель которой — используя индивидуальное ведение и передачи мяча партнёром, забить его наибольшее число раз в ворота соперника. Существуют три основных вида хоккея: с шайбой, с мячом, на траве.
Волейбол — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника.
Футбол — командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.
Баскетбол — спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде, овладеть мячом и забросить его в свою корзину.
Гандбол — командная игра с мячом 7×7 игроков (по 6 полевых и вратарь в каждой команде). Играют мячом руками.
Цель игры – забросить как можно больше мячей в ворота (3×2 м) противника.
Биатлон — зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. Биатлон наиболее популярен в Германии, России, Австрии, Норвегии, Франции и Швеции.
Плавание — вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся, в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций.
Лёгкая атлетика — совокупность видов спорта, включающая бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу, технические виды (прыжки и метания), многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по пересечённой местности). Один из основных и наиболее массовых видов спорта.
Лыжные гонки — гонки на лыжах на определённую дистанцию по специально подготовленной трассе.
Конькобежный спорт или скоростной бег на коньках — вид спорта, в котором необходимо как можно быстрее на коньках преодолевать определённую дистанцию на ледовом стадионе по замкнутому кругу. Подразделяется на классический и шорт-трек.
Бокс — контактный вид спорта, единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках. Рефери контролирует бой, который длится от 3 до 12 раундов. Победа присваивается в случае, если соперник сбит с ног и не может подняться в течение десяти секунд (нокаут) или если он получил травму, не позволяющую продолжать бой (технический нокаут). Если после установленного количества раундов поединок не был прекращён, то победитель определяется оценками судей.
Дзюдо – вид спортивной борьбы, основанной на приемах джиу-джитсу. Возник в Японии в конце 19 в. Наряду с приемами борьбы разрешены болевые (только на руки) и удушающие приемы. Спортсмены в кимоно (длинная куртка с поясом и свободные брюки) борются на специальных матах — татами.
Фехтование — система приёмов владения ручным холодным оружием в рукопашном бою, нанесения и отражения ударов. Также фехтованием называют и сам процесс боя с использованием холодного оружия (как реальный, так и учебно-тренировочный, спортивный, сценический и др.).
1.4. Роль спорта в интеллектуальном развитии человека
Результаты многих научных исследований неврологов и физиологов доказывают, что физические упражнения благотворно влияют не только на состояние тела, но и на работу мозга. Занятия спортом повышают познавательные способности, улучшают процесс мышления и замедляют старение мозга. Дело в том, что мозг так же, как остальные мышцы и органы, является тканью и, следовательно, его возможности снижаются, если им не пользоваться, и он стареет.
В ходе исследований оказалось, что это результат регулярных тренировок. Занятия спортом позитивно влияют не только на части головного мозга, отвечающие за моторику, но и усиливают активность генов в гиппокампе, то есть стимулируют рождение новых нейронов, происходит нейрогенез. Кроме того, физическая активность ведет к улучшению снабжения мозга кислородом, что способствует повышению качества восприятия информации.
Спорт влияет на развитие интеллектуальных способностей с самого детства. Моторика — это базовый компонент, на котором строится личность, ее умственное, психическое, эмоциональное развитие.
Маленьким детям занятия спортом помогают познавать окружающий мир, развивать мышление, логику, сенсорику, речь. В середине 20 века известный американский врач-физиотерапевт Гленн Доман даже ввел понятие двигательного интеллекта, которое означает взаимосвязь двигательной компетентности и умственного развития ребенка.
Умеренная, не разрушающая, физическая активность ведет к стимуляции многих органов и тканей организма, в том числе к стимуляции работы нервных клеток мозга, а также к ускорению развития и разветвления нейронных отростков.
Причем изначально предполагалось, что данный эффект распространяется на участки мозга, ответственные только за двигательные функции. Но со временем в ходе исследований оказалось, что этот эффект развития нейронных сетей распространяется и на другие области мозга, в том числе на обучение, мышление и память.
То есть во время физической активности начинают усиленно образовываться и расти ответвления наших нервных клеток. А именно их рост и развитие обуславливают все интеллектуальные процессы.
Качественная и регулярная физическая активность развивает наше тело и мозг. Следствием этого является наше более быстрое, более качественное мышление, ясность мысли, меньшая усталость и большая выносливость интеллектуальных способностей.
Качественное мышление и меньшая усталость приводят к тому, что Вы больше успевает в своих рабочих задачах, обучении, проектах с сохранением качества работы, что в конечном счёте положительно сказывается на вас.
1.5. Влияние спорта психологию человека
Уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, целеустремленность – это те качества, которые мечтает развить в себе каждый человек. И мы действительно можем изменить себя с помощью регулярных занятий спортом. Даже тренировки любительского уровня способны повлиять на наше состояние, характер и личность.
Многое зависит от вида спорта и особенностей тренировок, которые вы выбрали. Одно дело – профессиональные занятия и подготовка к соревнованиям, и совсем другое – упражнения для удовольствия и поддержания тонуса.
Профессиональные спортсмены с ранних лет привыкают к строгим ограничениям в питании и образе жизни. Главное для них – мотивация к достижению успеха. Что касается обычных людей, здесь дело обстоит по-другому. Прежде всего, изменения происходят гораздо мягче и медленней. Чтобы приучить себя к регулярному посещению бассейна или спортзала, человек должен поставить перед собой четкую цель, которая поможет ему побороть лень. Это значит, что уже в самом начале занятий спортсмен-любитель становится более целеустремленным и собранным. Ему приходится учиться дисциплине.
Кроме того, спорт развивает быстроту принятия решения. Это хорошо видно в любых командных играх, а также в экстремальных тренировках. Такие занятия помогают снять болезненную застенчивость, помогают научиться быстро ориентироваться в ситуации общения. В результате повышается самооценка, и человек начинает чувствовать себя гораздо лучше и спокойнее. Если подобрать занятия правильно, спорт поможет вам развить те самые замечательные личностные качества, о которых мечтает каждый из нас.
ГЛАВА 2. Анализ и исследование практического опроса подростков
2.1 Составление свода вопросов для проведения исследования
На первом этапе работы над проектом, я решила составить свод вопросов, которые помогут мне провести опрос и составить анализ по ответам опрошенных участников. Составить представление о каждом из них и сделать выводы на основе этих данных.
Проведённый опрос состоял из ряда вопросов. Ознакомиться с ним вы можете по рисунку № 1 в разделе «Приложения».
2.2 Исследование моих показателей
Вторым этапом работы над исследованием стал анализ моих показателей по тому же своду вопросов. Отвечая поэтапно на вопросы, я составила свой полноценный ответ, над которым оставалось выделить для дальнейшего исследования. На рисунке № 2 в разделе «Приложения» представлены данные моих ответов.
Данные мной показатели разбираются для дальнейшего исследования по пунктам, исходя из чего, выводим таблицу, где отображены основные пункты: продолжительность занятия спортом, уровень занятия спортом (любительский или профессиональный), выделение влияния на учебную деятельность и выявление преимущественных черт спорта. Эти данные отображены в таблице №1 в разделе «Приложения».
Вывод: Исследовав свои показатели, данные мной в ходе рассуждения по вопросам, я пришла к выводу, что влияние спорта на учебную деятельность описывается мной, как нейтральное. Многолетние наблюдения, одинаковое соотношение положительных и отрицательных черт возможного влияния.
2.3 Исследования опроса и наблюдений среди других подростков
В ходе работы над разработанным мной сводом вопросов и проведению опроса среди подростков, составляются основные выводы. В исследовании приняли участие 30 подростков из разных видов спорта и возрастных категорий.
Анализ каждого ответа проводился по таким показателям, как: продолжительность занятия спортом, уровень занятия спортом (профессиональный или любительский), влияние на учебную успеваемость, по мнению опрашиваемого, и выделение преимущественных черт спорта (положительных и отрицательные).
Для начала хода исследований были взяты данные о продолжительности занятий спортом у каждого опрошенного и составление соотношения этих данных на диаграмме. Оценивались данные по таким показателям: «занятия спортом составляют меньше 3-х лет», «занятия спортом составляют от 3-х до 5-ти лет» и «занятия спортом составляют больше 5-ти лет». Результаты этих данных отражены в диаграмме на рисунке № 3.
Вывод: Большинство участников опроса занимаются спортом больше 5-ти лет (46,7%), среднее количество – от 3-х до 5-ти лет (36,7 %), и меньшее количество участников имеют продолжительность занятий спортом менее 3-х лет (16,7%). Таким образом, среди опрошенных участников большинство имеют достаточно многолетний опыт в спорте.
Следующая оценка исследований составляет уровень занятия спортом. Отмечались ответы участников опросы и их показатели. Выделялось два уровня: профессиональный и любительский. Результаты отражены в диаграмме на рисунке №4.
Вывод: Большинство участников из исследований занимаются спортом на любительском уровне (56,7%), остальные – на профессиональном (43, 7%). Часть подростков предпочитают заниматься спортом ради поддержания своего здоровья, внешнего вида или личного удовольствия, а остальная часть подростков занимается спортом на профессиональном уровне.
Далее проанализируем пункт о влиянии спорта на школьную успеваемость. Оцениваться он будет по критериям «положительное влияние», «нейтральное влияние» и «отрицательное влияние». Результаты анализа приведены в диаграмме на рисунке № 5.
Вывод: Большинство учеников считает, что спорт оказывает положительное влияние на учебную деятельность (45%), средней составляющей стало отрицательное влияние (33%) и меньшее количество учеников выбрали ответ «нейтральное влияние» (22%).
И заключительным этапом в исследование станет выявление преимущественных черт спорта в целом. Из ответов учеников высчитывается количество положительных и отрицательных сторон спорта, по их мнению, и выбирается большее количество. Оцениваться будем тремя критериями: «преимущественно положительные», «одинаковое соотношение» и «преимущественно негативные». Результаты отображены в диаграмме на рисунке № 6.
Вывод: Большинство находит в спорте больше положительных сторон (56, 7%), средняя составляющая определили одинаковое количество положительных и негативных черт (30%), оставшиеся участники выразили мнение на преимущественно негативных сторон спорта (13,3%). В ходе этого видно, что в основном подростки отмечают именно положительные стороны спорта на их жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я изучила множество теоретических знаний в области психологии, физиологии человека, мнения известных спортсменов, врачей, психологов, тренеров, выявила разное количество наблюдений и мнений в вопросе о влиянии спорта на учебную деятельность.
Первым этапом стало изучение теории о физическом развитии в целом, о его возможном влияние на какие-либо сферы жизни человека, роль спорта в интеллектуальном развитии и психологии человека. Так набиралась основная теоретическая часть о всевозможном влияние и эффекте спорта с разных сторон и ситуаций.
Следующим этапом я создавала свой личный свод вопросов, которые помогли мне в составление полноценного ответа каждого участника опроса. Этот ряд вопросов воссоздал полноценный ответ с определёнными критериями, необходимыми для анализа соотношения разных пунктов. С помощью этого можно было приступать к основному исследованию.
Первым исследованием стало изучение своих показателей в виде такого же ответа. Анализ моих ответов показал, какое влияние, и при каких условиях, спорт оказывает на меня, каковы основные стороны спорта в моей жизни. Такое рассуждение показало моё индивидуальное отношение к спорту.
Далее я продолжила исследование среди других подростков. Опрос проводился среди 30 человек из разных видов спорта, школьных учреждений и с разными уровнями физического развития. С помощью опроса удалось определить примерное соотношение продолжительности занятий спорта учеников в наше время, уровни их физического развития и подхода к спорту. Также личное представление каждого о влиянии спорта на их учебную деятельность и выявление преимущественных сторон спорта во всех их сферах жизни, которые могли быть как положительные, так и отрицательные.
Проанализировав результаты опроса, проведённого среди 30 человек, можно сделать следующие выводы:
Лидирующие позиции среди участников опроса показали, что большинство из них занимаются уже довольно долгое время, но всё же любительские и профессиональные уровни примерно в одном соотношении среди учеников. Также ученики отзываются больше о положительном влиянии спорта на учебную деятельность, а также на ссылаясь на всеобщую позитивную сторону спорта в их жизни.
Анализ проведенного исследования выявил, что несмотря на распространённое мнение о негативном влиянии спорта, всё же большинство придерживается положительного, либо нейтрального влияния на учебную деятельность учеников, а также в целом на их жизнь. Также вопрос об отношении подростков к физическому развитию, стремление к здоровому образу жизни и физическим активностям остаётся одним из актуальных вопросов среди подростков.
Цель проекта – изучение влияния занятий спортом на школьную успеваемость, путём исследований и опросов, достигнута. А выдвинутая гипотеза о положительном влияние спорта на учебную деятельность – подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рисунок 1. «Свод вопросов для опроса и исследования полученных данных»
Рисунок 2. «Показатели автора в виде ответов»
Таблица 1. «Результаты исследования по основным пунктам из показателей автора»
Основные пункты | Результаты исследования |
Продолжительность занятия спортом | Более 5-ти лет (9 лет) |
Уровень занятия спортом | Профессиональный |
Влияние на учебную деятельность | Нейтральное |
Преимущественные черты спорта | Положительные |
Рисунок 3. «Диаграмма соотношения продолжительности занятия спортом у участников опроса»
Рисунок 4. «Диаграмма соотношения уровня занятия спортом у опрошенных участников»
Рисунок 5. «Соотношение влияния спорта на школьную успеваемость»
Рисунок 6. «Преимущественные черты спорта среди ответов участников опроса»
Почта
Лягушка-путешественница
Рисуем ананас акварелью
Именинный пирог
Фокус-покус! Раз, два,три!