Мед популярен во всем мире благодаря своим высоким вкусовым и питательным свойствам, а также доступностью применения его при лечении в домашних условиях. Мёд – жидкое золото природы, её бесценный дар. Пока человек не изобрел такой аппарат, который мог бы сделать этот ни с чем не сравнимый по целебным, питательным и вкусовым свойствам продукт, в создании которого участвуют пчелы.
Учёные, исследуя мёд в своих лабораториях, установили, что мёд имеет очень сложный состав, куда входят свыше ста ценнейших для организма человека веществ: глюкоза, витамины, минеральные вещества, ферменты, микроэлементы, органические кислоты. Но нужно помнить о том, что мед проявит свои целебные свойства только в том случае, если он будет натуральным, не фальсифицированным.
Мы считаем, что тема данного проекта актуальна, так как в наше время повсеместная продажа мёда и разнообразие его видов круглый год дает возможность людям лечиться, употреблять его в различных целях. Но закрадывается вопрос: любой ли мёд натуральный?
Вложение | Размер |
---|---|
Тема исследования «Мёд вредное в полезном!» | 36.32 КБ |
tema_issledovaniya_myod_vrednoe_v_poleznom.pptx | 1.06 МБ |
Администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24»
_____________________________________________________________________________
410010, г. Саратов, ул. им. Жуковского Н.Е., д. 24, тел./факс 8(8452)646600;
e-mail:school24sar@mail.ru, web-site:http://shkola24.saredu.ru
Тема исследования: «Мёд: вредное в полезном!»
Выполнила: ученица 2 «Б» класса МОУ «СОШ №24»
Гасанова Милана Александровна,
Классный руководитель: учитель начальных классов
Гермоний Дарья Эдуардовна
Саратов 2021
Содержание
Введение.…………………………………...………………………………….…….….....3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….4
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………...…6
Заключение..…………………………………………………………………………….…9
Список литературы..………………………………………………………….……….…..9
Приложение..……………………………………………………………………………..10
Введение
Мед популярен во всем мире благодаря своим высоким вкусовым и питательным свойствам, а также доступностью применения его при лечении в домашних условиях. Мёд – жидкое золото природы, её бесценный дар. Пока человек не изобрел такой аппарат, который мог бы сделать этот ни с чем не сравнимый по целебным, питательным и вкусовым свойствам продукт, в создании которого участвуют пчелы.
Учёные, исследуя мёд в своих лабораториях, установили, что мёд имеет очень сложный состав, куда входят свыше ста ценнейших для организма человека веществ: глюкоза, витамины, минеральные вещества, ферменты, микроэлементы, органические кислоты. Но нужно помнить о том, что мед проявит свои целебные свойства только в том случае, если он будет натуральным, не фальсифицированным.
Мы считаем, что тема данного проекта актуальна, так как в наше время повсеместная продажа мёда и разнообразие его видов круглый год дает возможность людям лечиться, употреблять его в различных целях. Но закрадывается вопрос: любой ли мёд натуральный?
Гипотезы:
Объект исследования: мёд.
Предмет исследования: простейшие методики определения качества мёда.
Цель: изучение мёда и определение его качества в домашних условиях.
Чтобы раскрыть цель работы, были поставлены следующие задачи:
Методы исследования: изучение литературы, эксперимент.
Информационной основой исследования послужили: научно-популярная литература, публикации периодических изданий, Интернет.
Практическое значение исследования состоит в том, что описанные опыты помогут каждому человеку определить качество и натуральность мёда в домашних условиях. Ведь в настоящее время часты подделки продуктов питания и лекарств.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Откуда мёд на столе?
Из литературных источников мы узнали, что мёд – это сладкое вязкое и ароматическое вещество, вырабатываемое пчелами из нектара растений. Медоносные пчелы вырабатывают его, чтобы кормиться во время долгой зимы. Следовательно, процесс изготовления этого продукта — это способ заготовки пищи для колонии пчел.
Поскольку пчелы живут семьями в ульях и питаются сообща, для них важно собрать всю найденную пищу. Сначала пчела разыскивает цветы и собирает с них нектар. Потом она переносит его в специальном медовом мешочке. Эта сумкоподобная полость находится перед брюшком пчелы. Существует клапан, который отделяет эту секцию от брюшка. Первый этап изготовления меда начинается в полости пчелы. Сахар, содержащийся в нектаре, подвергается химической реакции. За один полёт пчела обследует свыше 500 цветков. В улей пчела проникает через леток. Пчелу с ношей встречают другие пчелы — приемщицы нектара. Они освобождают сборщицу от нектара, и некоторое время хранят его в своем медовом желудочке, где нектар подвергается сложной переработке.
Периодически пчела-приемщица раздвигает верхние челюсти и выдвигает немного вперед и вниз свой хоботок, на поверхности которого появляется капля нектара. Затем пчела снова проглатывает эту каплю в медовый желудочек, а хоботок складывает и прячет. Эта процедура повторяется от 120 до 240 раз. Только после этого пчела-приемщица отыскивает свободную восковую ячейку и выпускает в нее каплю нектара.
Следующий шаг — это удаление лишней воды из нектара. Пчелы-сборщицы подвешивают каплю нектара к верхней стенке восковой ячейки. Затем каждую каплю многократно переносят из одной восковой ячейки в другую, пока несозревший мед не станет густым. Множество пчел кропотливо хлопочет над одной каплей меда. Взмахами крыльев (каждая пчела делает 26 400 взмахов в минуту) они создают дополнительную циркуляцию воздуха в улье, ускоряющую процесс испарения. В медовом желудочке пчелы-работницы происходит сгущение нектара. Капелька нектара уменьшается в объеме за счет всасывания воды клетками медового желудочка. В организме пчелы нектар обогащается ферментами, органическими кислотами, антибактериальными веществами. Восковые ячейки, наполненные доверху медом, пчелы запечатывают восковыми крышечками, и в таком виде мед может храниться в течение многих лет. За летний сезон одна пчелиная семья собирает до 150 кг меда и более.
1.2. Виды мёда.
По ботаническому происхождению натуральный мёд может быть: цветочным, падевым и смешанным. Цветочный мёд получают при переработке пчёлами нектара растений. Цветочный мёд в нашей стране насчитывает более 30 видов (табл. 1, прил.). Падевый мёд образуется при переработке пчёлами медвяной росы и пади со стеблей и листьев растений. Смешанный мёд состоит из естественной смеси цветочных или падевых медов.
По товарному виду мёд подразделяют на центробежный и сотовый.Центробежный мёд получают при выкачке его из ячеек сотов с помощью медого́нки (рис.1, прил.). Сотовый мёд — мёд, не извлечённый извосковыхсотов, продаётся рамками или небольшими прямоугольными вырезками.
По консистенциицентробежный мёд может быть жидким или закристаллизовавшимся. Жидкий мёд — нормальное состояние свежего мёда после откачки из сотов. Жидкий мёд имеет разную степень густоты (вязкости). Вязкость мёда зависит от бо́льшего или меньшего содержания в нём воды и отчасти от температуры окружающего воздуха. Закристаллизовавшийся мёд образуется естественным путём из жидкого мёда при перепадах температуры.
Фальсифицированный мёд – это мёд, полученныйизменением вида или свойств качественного мёда с корыстной целью. Фальсификация мёда может проводиться:
Искусственный мёд производят на фабриках из свекловичного или тростникового сахара, кукурузы, сока арбузов, дыни и других сахаристых веществ. Однако искусственный мёд все же является продуктом питания, но не лечения! Искусственный мед по вкусу и внешнему виду трудно отличить от натурального. Поэтому порой для определения подделки обращаются в исследовательские лаборатории, где после тщательного микроскопического и химического анализа меда определяется его качество и происхождение.
Если вы решили купить на зиму мёд, не спешите покупать его сразу много. Купите небольшое количество мёда. И проведите несколько несложных опытов в домашних условиях для определения его качества.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Методика исследования.
Всем известно, что мёд очень полезный продукт. Но недобросовестные продавцы часто его подделывают, добавляют крахмал, мел и даже песок. Иногда за мёд выдают подкрашенный сахар.
Качество мёда можно определить по внешним признакам (органолептические качества мёда):
Физико-химические показатели качества мёда (на примеси):
Определение органолептических показателей меда
2.2. Определение качества меда. Результаты исследования.
Подлинность мёда проверяют специальные лаборатории. Но некоторые пробы можно провести даже в домашних условиях.
Для опыта понадобятся: мёд, вода, йод, столовый уксус, пробирка, штатив для пробирок, пипетка, тарелка, стакан.
Так, имея в наличии элементарные приборы и вещества, мы провели домашнюю экспертизу.
Во-первых, определим наличие нерастворимых примесей в мёде. Для этого сделаем раствор мёда. В воде размешаем мёд. Твёрдые примеси (например, песок) должны осесть на дно стакана.
Вывод из результата первого опыта: мёд, взятый для исследования, не содержит в составе нерастворимых примесей. Раствор мёда с водой имеет желтовато-прозрачный цвет, осадка на дне стакана не наблюдается.
Во-вторых, определим наличие (отсутствие) крахмала. Для этого уже готовый раствор мёда разольем по двум пробиркам (по высоте примерно 1 см), пипеткой добавить 1-2 капли йода. Если в мёд добавлен крахмал, то раствор окрасится в сине-фиолетовый цвет, характерный для пробы на крахмал.
Вывод из результатов опыта: в одной пробирке, где находится "чистый" раствор мёда, йод не поменял свой цвет. При попадании в раствор йода жидкость приобрела желто-коричневый оттенок, характерный для растворенного йода. Во второй пробирке, куда специально был добавлен крахмал, произошла химическая реакция. Раствор мёда приобрел сине-фиолетовый, практически черный цвет.
В-третьих, определим наличие (отсутствие) мела в составе. Для этого к небольшому количеству мёда добавим 1-2 капли столового уксуса.
Соблюдаем осторожность, так как уксус-это кислота!
При реакции мела с кислотой будут выделяться пузырьки углекислого газа.
Вывод из результатов третьего опыта: мёд без добавления мела никак не реагирует с уксусом. Поверхность мёда так и остается с характерными для мёда крупинками. Мёд с примесью мела вступает в реакцию с кислотой, поверхность разглаживается, покрывается мелкими пузырьками, похожими на испарину, появляются еле заметные пузырьки воздуха (так как концентрация мела не велика), выделяется углекислый газ.
Заключение
В данной работе изучили происхождение мёда и научились определять его качество в домашних условиях.
Для реализации данной цели были решены следующие задачи: изучен теоретический материал, проведена серия опытов с экспериментальными образцами меда. Простота предложенных методов исследования показывает возможность их применения в быту. По результатам исследования мы составили памятку покупки и хранения мёда. (Приложение)
Таким образом, предположение, что любой мёд натуральный и качественный, не оправдалось. А гипотезы о наличие фальсифицированного и искусственного мёда нашли своё подтверждение.
Пчелиный мёд – это не просто лакомство, это ещё и чудесное лекарство. Врачи установили, что он убивает вредные бактерии, улучшает работу сердца, прогревает тело человека, чтобы тот не простудился, если сильно замерз, повышает аппетит и сопротивляемость организма болезням. Но если это мёд качественный!
Я доказала, что натуральный мёд можно определить опытным путем.
Для себя я сделала вывод, мед полезен растущему организму-детям.
Список использованных источников:
Слайд 1
Тема исследования: «Мёд: вредное в полезном!» Выполнила: ученица 2 «Б» класса МОУ «СОШ №24» Гасанова Милана Александровна, Классный руководитель: учитель начальных классов Гермоний Дарья Эдуардовна .Слайд 2
Объект исследования: мёд. Предмет исследования: простейшие методики определения качества мёда. Цель: изучение мёда и определение его качества в домашних условиях. Чтобы раскрыть цель работы, были поставлены следующие задачи: Узнать происхождение меда. Познакомиться с его видами. Найти методики определения качества мёда. Провести на основе методик соответствующие опыты с приобретёнными образцами. Сформулировать правила покупки и хранения мёда.
Слайд 4
МЁД ВОДА ЙОД УКСУС ПРОБИРКА ШТАТИВ ПИПЕТКА ТАРЕЛКА СТАКАН Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
Слайд 5
В данной работе изучили происхождение мёда и научились определять его качество в домашних условиях. Для реализации данной цели были решены следующие задачи: изучен теоретический материал, проведена серия опытов с экспериментальными образцами меда. Простота предложенных методов исследования показывает возможность их применения в быту. По результатам исследования мы составили памятку покупки и хранения мёда. Таким образом, предположение, что любой мёд натуральный и качественный, не оправдалось. А гипотезы о наличие фальсифицированного и искусственного мёда нашли своё подтверждение.
Слайд 6
Благодарю за внимание!
Пейзаж
Ах эта снежная зима
Осенняя паутина
Сорняки
Без сердца что поймём?