Летом я попросил родителей записать меня на кружок робототехники, но там мест не оказалось и мне предложили пойти на кружок по моделированию, это моделирование оказалось столярным делом. Так и началось моё увлечение работы с деревом. Первое занятие было ознакомительным, потом мы начали изучать инструменты для работы по дереву, изучили технику безопасности. А затем мы переносили на фанерку с помощью шаблона контур изделия. Выпиливали контур изделия. Зачищали изделие шлифовальной шкуркой. И собрали всю конструкцию. Работать с деревом это очень увлекательный процесс, я стал задумываться откуда произошли деревянные игрушки и мне побольше захотелось узнать об этом.
Вложение | Размер |
---|---|
tema_issledovaniya_rozhdenie_derevyannoy_igrushki.docx | 68.86 КБ |
tema_issledovaniya_rozhdenie_derevyannoy_igrushki.pptx | 2.32 МБ |
Администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24»
_____________________________________________________________________________
410010, г. Саратов, ул. им. Жуковского Н.Е., д. 24, тел./факс 8(8452)646600;
e-mail:school24sar@mail.ru, web-site:http://shkola24.saredu.ru
Тема исследования:
«Рождение деревянной игрушки»
Выполнил: ученик 2 «Б» класса МОУ «СОШ №24»
Ильин Александр Борисович,
Классный руководитель: учитель начальных классов
Гермоний Дарья Эдуардовна
Саратов 2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...….3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….3
1.1. История деревянной игрушки……………………………………………...…...3
1.2. Значимость игрушки из дерева…………………………………………………4
Глава 2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………..….6
2.1. Игрушка-дергунчик. История возникновения …………………………...……6
2.2. Опрос детей в классе…………………………………………………………….7
2.3.Технология создания деревянных игрушек………………..…………………...9
Заключение…………………………………………………………………………9
Список использованных источников ………………………………….………….10
Введение
Летом я попросил родителей записать меня на кружок робототехники, но там мест не оказалось и мне предложили пойти на кружок по моделированию, это моделирование оказалось столярным делом. Так и началось моё увлечение работы с деревом. Первое занятие было ознакомительным, потом мы начали изучать инструменты для работы по дереву, изучили технику безопасности. А затем мы переносили на фанерку с помощью шаблона контур изделия. Выпиливали контур изделия. Зачищали изделие шлифовальной шкуркой. И собрали всю конструкцию. Работать с деревом это очень увлекательный процесс, я стал задумываться откуда произошли деревянные игрушки и мне побольше захотелось узнать об этом.
Целью моей работы является освоение техники выполнения подвижной игрушки - дергунчика. Изучить историю появления деревянных игрушек.
Для достижения цели мне придётся решить следующие задачи:
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. История деревянной игрушки
Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.
Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Игрушки делали из разных сортов дерева, выпиливая и вырезая детали. Творение могло быть цельным, а могло состоять из отдельных частей. Основными орудиями труда были нож, топор, долото. Секреты игрушечного ремесла передавались предками из поколения в поколение. Сначала игрушки предназначались лишь для детской забавы, но со временем их стали продавать. Первые фигурки были грубоваты, но в то же время выразительны. Деревянный медведь мог быть похож на божество, на персонажа из сказки или на представителя русского леса. Какой бы ни была задумка автора, поделка имела свой характер, свои неповторимые черты, неся в себе уникальное мастерство своего создателя.
1.2. Значимость игрушки из дерева
Деревянные игрушки – это первые игрушки, которыми игрались дети много веков назад, однако и сегодня трудно переоценить их значение на развитие ребенка.
Несмотря на то, что в наше время появилось много новых материалов и современных технологий, игрушки из дерева, благодаря своим уникальным свойствам, возвращают себе популярность.
Возрождающийся интерес к игрушкам из дерева неудивителен, ведь деревянные игрушки обладают многочисленными достоинствами:
Детские деревянные игрушки приятны на ощупь, ведь дерево – это твердый, но гладкий и теплый материал;
Деревянные игрушки для детей обладают привлекательным ароматом, причем в зависимости от сорта дерева игрушки будут пахнуть по-разному.
Малыши часто тянут понравившиеся им вещи в рот. Грызя игрушки из дерева, маленький исследователь не нанесет своим зубкам никакого вреда (чего нельзя сказать про игрушки из пластмассы, пластика, железа и прочих искусственных материалов).
Игрушки из дерева очень красивы, так как зачастую изготавливаются вручную и являются настоящими произведениями искусства.
Детские игрушки из дерева долговечны, в них могут играть несколько поколений.
Народные деревянные игрушки просты, в результате ребенок, играя с ними, начинает фантазировать и придумывать собственные образы.
Немалым преимуществом игрушек из дерева является их экологическая безопасность.
Сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал.
Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. Это изделие признано во всем мире экологически чистым и безопасным. Ребенок от контакта с ним получает только положительное воздействие.
Конечно же, сейчас рынок игрушек пестрит разнообразием красок, форм и материалов. Медведи и матрешки нынче не особо пользуются спросом у детей. Каких только героев не встретишь на прилавках – шреки, лунтики, человеки-пауки и т.п. Но не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и незыблемые традиции наших предков.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Игрушка-дергунчик. История возникновения.
Все дети, без исключения, обожают подвижные игрушки. Конечно, проще купить их в магазине, но гораздо интереснее и полезнее сделать своими руками. С дергунчиками можно играть, можно сделать их актёрами домашнего театра, можно просто подарить детям, но лучше – делать эти игрушки вместе с ними!
Дергунчик – вариант механической игрушки, части которой слабо соединены и приводятся в движение с помощью нитей, закреплённых на задней стороне игрушки. Сначала с помощью простейших проволочных механизмов движущейся частью делали только пасть, потом добавили и конечности, все больше «оживляя» этим игрушки. Затем популярным стали кони и колесницы — там движущихся механизмов было больше, и игра становилась значительно интереснее.
Игрушки- дергунчики известны ещё со времён античного мира. В XIX веке они были популярны во всех странах Европы. В Германии их называли «Хампельман», во Франции – «Пантин», а в англоязычных странах – «Прыгающий Джек». Мастерили такие игрушки и в России, назывались они «плясуны».
Класический дергунчик – это человечек или человекообразное существо с туловищем, двумя подвижными руками и двумя ногами. Изначально дергунчиков делали из дерева, с появлением цветной печати заготовки для них стали появляться в журналах. Над созданием эскизов таких игрушек работали настоящие художники. Картонные дергунчики – это что-то среднее между марионеткой и бумажной куклой.
2.2. Опрос детей в классе.
Чтобы узнать, что дети знают о деревянных игрушках, я провёл опрос в классе. В нём приняли участие 22 человек. Вот какие результаты у меня получились.
На вопрос: «Какие деревянные игрушки вы знаете?» ответили: «машинка» - 3 человека, «кукла» - 2 человека, «матрёшка» - 12 человек и «кубики» - 5 человек.
На вопрос: «Из какого материала делали раньше игрушки?»
ответили: «дерево» - 13 человек, «ткань» - 0 человек, «тесто» - 0 человек, «глина» - 9 человека.
На вопрос: «Есть ли у вас дома деревянные игрушки, если есть, то какие?»
ответили: «матрешка» - 6 человек, «кубики» - 4 человека, «кукла» - 2 человека, «игрушек нет» - 10 человек.
На вопрос: «Хотел ли бы ты научиться мастерить сам игрушки?», ответили «да» 19 человек, ответили «нет»- 3 человека.
Вывод:
После проведения опроса я выяснил, что дети мало знают об истории деревянных игрушек. Но ребята хотят узнать историю происхождения деревянной игрушки и попробовать её смастерить.
2.3. Технология создания деревянных игрушек.
Я тоже решил попробовать смастерить на кружке деревянную игрушку.
Материал для изготовления игрушек — фанера (берёза).
Технология изготовления игрушки.
Для изготовления деревянной игрушки мы применяли следующие основные операции: разметка, выпиливание, сверление, шлифование.
Время изготовления.
Изготовление игрушки не требует больших затрат времени. Примерно это займет 3 —4ч.
Заключение
Проект «Рождение деревянной игрушки», на мой взгляд, удался. В процессе изготовления изделия я научился правильно работать с различными инструментами.
В очередной раз, я убедился, что работа, выполненная своими руками, развивает фантазию и навыки работы ручными инструментами. Всему при желании можно научиться!
Цель достигнута, я справился с основными задачами, выбрал подходящие инструменты, оборудование и, соблюдая правила техники безопасности, выполнил самый трудоемкий этап – изготовление игрушки.
Изделие изготовлено собственными силами, оно не дорого, все технологические операции посильны, выполнено из экологически чистых материалов.
Мне очень понравилось мастерить игрушки своими руками. Делать их было интересно и увлекательно. Я надеюсь дети из моего класса тоже захотят изготовить деревянные игрушки вместе с родителями.
Список использованных источников
1. Елкин. Дерево рассказывает сказки. Москва, Просвещение,1978.
2. Художественные промыслы Подмосковья. Московский рабочий, 1982.
3. М.Г. Черейская. Альбом "Русский сувенир". Ленинград, "Аврора", 1978.
4. С.Г. Рыхлицкий. Изготовление игрушек на уроке. Журнал "Школа и производство, №5, 2005.
Приложение 1
АНКЕТА | |||
Вопрос №1. Какие деревянные игрушки вы знаете? | |||
машинка | кукла | матрёшка | кубики |
Вопрос №2. Из какого материала делали раньше игрушки? | |||
дерево | ткань | тесто | глина |
Вопрос №3. Есть ли у вас дома деревянные игрушки, если есть, то какие? | |||
Ответ: | |||
Вопрос №4. Хотел ли бы ты научиться мастерить сам игрушки? | |||
Да | Нет |
АНКЕТА | |||
Вопрос №1. Какие деревянные игрушки вы знаете? | |||
машинка | кукла | матрёшка | кубики |
Вопрос №2. Из какого материала делали раньше игрушки? | |||
дерево | ткань | тесто | глина |
Вопрос №3. Есть ли у вас дома деревянные игрушки, если есть, то какие? | |||
Ответ: | |||
Вопрос №4. Хотел ли бы ты научиться мастерить сам игрушки? | |||
Да | Нет |
Слайд 1
Тема исследования: «Рождение деревянной игрушки» Выполнил: ученик 2 «Б» класса МОУ «СОШ №24» Ильин Александр Борисович, Классный руководитель: учитель начальных классов Гермоний Дарья ЭдуардовнаСлайд 2
Целью моей работы является освоение техники выполнения подвижной игрушки - дергунчика . Изучить историю появления деревянных игрушек. Для достижения цели мне придётся решить следующие задачи: изучить технику выполнения игрушки-дергунчика . составить план поэтапного выполнения поделки. подобрать материал, подходящий для изготовления петушка. освоить разные техники изготовления и сборки деталей игрушки.
Слайд 3
История деревянной игрушки
Слайд 4
Опрос детей в классе
Слайд 5
Результаты опроса
Слайд 6
создание деревянных игрушек
Слайд 7
Заключение Проект «Рождение деревянной игрушки», на мой взгляд, удался. В процессе изготовления изделия я научился правильно работать с различными инструментами. Цель достигнута, я справился с основными задачами, выбрал подходящие инструменты, оборудование и, соблюдая правила техники безопасности, выполнил самый трудоемкий этап – изготовление игрушки.
Слайд 8
Спасибо за внимание!
Сказка на ночь про Снеговика
Философские стихи Кристины Россетти
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Снежный всадник
Горка