Цель моей работы – показать, как развивалась архитектура зданий вокзалов и улучшалось их техническое оснащение. Я рассмотрела условия строительства зданий и сооружений в различные периоды времени, и конкретно требования, предъявляемые к строительству железнодорожных вокзалов, сравнила, в соответствии с этим, соответствовало ли здание вокзала различных годов архитектуре города Нижнеудинска.
Вложение | Размер |
---|---|
vokzal.doc | 79 КБ |
Автор:
Кадолова Александра
школа-интернат №26,
г. Нижнеудинск
10а класс
Руководитель:
Плотникова Елена Петровна
учитель географии
Нижнеудинск 2016
Содержание
Введение | 3 | |
1 | Прибытие первого поезда | 4 |
2 | Требования, предъявляемые к зданиям железнодорожных вокзалов | 5 |
3 | История развития вокзала ст. Нижнеудинск | 6 |
3.1 | Вокзал 1903-1974 годов | 6 |
3.2 | Вокзал 1974-2003 годов | 6 |
3.3 | Современный вокзал XXI века | 7 |
4 | Описание вокзалов ст. Нижнеудинск | 10 |
4.1 | Первый вокзал ст. Нижнеудинск | 10 |
4.2 | Второй вокзал ст. Нижнеудинск | 10 |
4.3 | Третий вокзал ст. Нижнеудинск | 11 |
5 | Предложения по развитию сервисных услуг по вокзалу ст. Нижнеудинск | 13 |
6 | Заключение | 14 |
7 | Список литературы | 15 |
Введение
В 2004 году на станции Нижнеудинск было реконструировано здание железнодорожного вокзала. До этого здания, было еще два, которые были построены при определенных условиях и обстоятельствах. Каждое из трех зданий отличается друг от друга, но каждое особенно и неповторимо, потому что эти здания были характерны для своего времени, и сейчас уже, скорее всего не будут возводить такие сооружения, которые строились в конце XIX и середине XX века.
Цель моей работы – показать, как развивалась архитектура зданий вокзалов, и улучшалось их техническое оснащение. Я рассмотрела условия строительства зданий и сооружений в различные периоды времени, и конкретно требования, предъявляемые к строительству железнодорожных вокзалов, сравнила, в соответствии с этим, соответствовало ли здание вокзала различных годов архитектуре города Нижнеудинска.
9 сентября 1897 году в Нижнеудинск пришел первый поезд. Он не был неожиданностью для жителей нашего города, имевшего на тот период около пяти тысяч человек населения, занимавшегося в основном земледелием, да некоторыми ремеслами. Они были уже немало наслышаны том, что на них движется железная дорога. Но гудок паровоза поразил их еще больше, чем вид самой адской машиной. Его рев несравним ни с каким диким зверем. Как рассказывают очевидцы, народ, обступивший поезд, как рукой сняло, когда раздался гудок. Кто-то вообще убежал, кто-то отпрянул в сторону, подальше от «чудища».
Обыватели не сразу приняли железную дорогу, не сразу влились в ряды тех, кто её обслуживал. Железнодорожному начальству пришлось даже ввозить рабочих из тех мест, где «чугунка» прошла ранее, где к ней пообвыкли и работали на ней. Это потом люди потянулись к ней. Но как приходили, так многие и уходили. Труд был непривычный – изо дня в день, с утра до позднего вечера, неимоверно тяжелый, требующий большой физической силы. Все ремонтные и строительские работы велись вручную, без какой-либо вспомогательной техники, а не «раз-два взяли». Не было и депо как такового, а стояли обычные крытые ремонтные мастерские, куда вкатывались паровозы. Но уже к 10 годовщине были возведены необходимые станционные постройки, корпуса паровозного депо, которые сохранили свой внешний первоначальный вид вплоть до 60-х годов 20 века, когда паровозное депо обрело статус локомотивного. Была пущена первая электростанция.
2 Требования, предъявляемые к зданиям железнодорожных вокзалов
Планировка и общая композиция железнодорожного вокзала должна удовлетворять основному требованию – наилучшему обслуживания пассажиров.
Прежде всего, необходимо обеспечить направление потоков пассажиров и багажа самым коротким путем.
Помимо технологических архитектура зданий вокзалов должна удовлетворять и другим требованиям: бытовым, архитектурно-техническим, градостроительным и художественным.
Существовавшая средняя норма объема вокзала 40-50 кубических метров на одного пассажира в новых проектах составляет 18-20 кубических метров.
В состав основных помещений вокзалов входят кассовые залы, залы ожидания, помещения для приема, выдачи и хранения багажа и другие обслуживающие помещения (рестораны, буфеты, почта-телеграф, медпункт, комнаты отдыха, санузлы и др.). К служебным помещениям относятся кабинеты начальника вокзала, дежурного по станции, милиции и др.
Состав, размеры и площади отдельных помещений вокзалов, устанавливаемые в зависимости от количества пассажиров, приведены в нормах строительного проектирования. Композиция крупного здания вокзала, как правило, имеет большое градостроительное значение, вследствие чего к художественной стороне вокзалов предъявляют повышенные требования.
3 История развития вокзала ст. Нижнеудинск
3.1 Вокзал 1903-1974 годов
Прокладка Транссибирской Магистрали вызвала необходимость строительства большого количества придорожных сооружений. В конце XIX века было открыто движение Среднесибирской железной дороги (от Новониколаевска, сейчас Новосибирска до Иркутска). И впервые в 1897 году 27 августа в Нижнеудинск пришел первый паровоз, а 29 августа – в Иркутск. Строительство железной дороги для Нижнеудинска имело большое экономическое и политическое значение. В городе был построен аппаратный цех со станцией, паровозное депо на двенадцать стойл паровозов.
Депо было построено в 1897 году и являлось единственным крупным предприятием в городе.
3.2 Вокзал 1974-2003 годов
В 1956 году началась электрификация Восточно-Сибирской Железной дороги. В феврале 1961 года по участку Нижнеудинск – Тулун прошел электровоз. Вскоре был пущен участок Нижнеудинск – Тайшет, завершивший электрификацию Транссибирской магистрали. Депо было отреконструировано внутри, территория, прилежащая к нему заасфальтирована, был решен вопрос санитарно-бытового обслуживания, так как депо очень быстро развивалось и стало передовым на ВСЖД. Развивалось не только депо, но и весь город, строились новые кирпичные и бетонные пятиэтажные дома. В развитии советской архитектуры 1970-1980 годов важное значение приобрели исследовательские работы по градостроительному формированию структуры жилища и систем обслуживания.
На станции Нижнеудинск, пассажирооборот, по сравнению с началом эксплуатации первого деревянного здания, взрос. Требовалось новое, более просторное и комфортабельное здание, так как вокзал прослужил уже более семидесяти лет и был ветхим. Инициатором строительства нового вокзала выступил Г. М. Фадеев, но строительство нового здания вокзала не одобряли, все же оно было построено в 1974 году.
Здание это было одноэтажное и бетонное, в котором был просторный зал для пассажиров, отдельные кассы для поездов дальнего следования и пригородных поездов. Здание относилось к классическому стилю, так как ему присуще четкость и геометричность форм, лаконичность планировки, сочетание стены с орденом (порядок расположения взаимных несущих и несомых частей стенно-балочной конструкции). Стены как снаружи, так и изнутри членились мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладала симметрия. Сохраняется образ и пространственные особенности, характерные для классицизма.
Для здания был характерен конструктивизм, а именно, большие ленточные окна, плоская эксплутационная крыша. Большие окна, которые не характерны для климатической зоны Иркутской области, были легко продуваемые, а просторное помещение зала ожидания трудно обогреваемо.
Цветовая гамма не была яркой, преобладали темные и холодные тона, что предавало внешнему виду вокзала приземистость. В целом архитектура была характерна для того времени и не отличалась особенным решением.
3.3 Современный вокзал XXI века
Второе здание вокзал, построенное во второй половине XX века, около тридцати лет находилось в эксплуатации без капительного ремонта, местами здесь начал проваливаться пол, а коммунальная система давно требовала полной замены. Пассажирооборот среднесуточно составлял шестьсот пассажиров в пригородном, триста в прямом и местном сообщении. Вокзал стали готовить к ремонту, с тем, чтобы обновленным зданием встретить начальников железных дорог страны, которые собирались в город Нижнеудинск на ассамблею летом 2004 года.
Реконструкция началась в конце октября 2003 года и закончилась тридцатого июля 2004 года. Новое здание имеет один этаж, полусферический купол, высота которого одиннадцать метров. Металлические колонны и каркас рассчитаны на восьми бальную сейсмичность. Двухэтажные здания, восточное и западное крыло вокзала. В восточной части, на втором этаже расположены удобства для транзитных пассажиров: это шест комнат одноместных, двухместных, трехместных и номера – люкс. На первом этаже комната быта и санузел. Западная часть предназначена для работников вокзала, там же милицейский участок и медпункт.
Центральная часть нового вокзала просторная и комфортная, очень хорошо освещена, на высоких потолках – люстры, на колоннах светильники с боков стен льется прожекторный свет. Имеется два зала. Один зал ожидания, где есть телефон, телеграф, аптечный киоск и кафе. В другом зале расположены билетные кассы, там же есть справочная электронная установка. Улучшились условия работы обслуживающего персонала. У дежурного есть устройство наблюдения за пассажирами, он может дать полную информацию о прибытии поездов и стоимости билетов. После постройки нового вокзала перед 2005 годом возрос поток пассажиров.
Используемые материалы при строительстве: бетон, железо, пластик, стекло. Привокзальная площадь выложена брусчаткой и бетонной плиткой. Это здание имеет определенный стиль – модерн, все его элементы подчиняются образно символическому замыслу, для него характерен декоративный ритм гибких текучих линий. Выразительность конструкции и свободная планировка подчеркивает индивидуальность здания, где все элементы подчиняются единому ритму и образно – символическому замыслу. Так же вертикальные ритм вокзала это повторяющиеся колонны, которые придают ему устремленность вверх, а цветовая гамма Сине-голубая, придает впечатление легкости. Поэтому изящный внешний вид, его внутренние помещения полностью соответствуют функциям вокзала. Здания эстетически благоприятно влияет на пассажиров и жителей города. Сгущая выступы в одноэтажной части с куполом, архитекторы подчеркнули центр композиции. Вокзал соответствует климату Сибири, потому что все здания и сооружения остались практически таким же, что и при вокзале 1974-2003 годов, а новые постройки это в основном пятиэтажные кирпичные жилые дома, которые похожи друг на друга.
Здание вокзала вносит разнообразие в архитектуру города, разбавляя разнообразие построек.
4 Описание вокзалов ст. Нижнеудинск
4.1. Первый вокзал ст. Нижнеудинск
Вокзал построили в 1903 году. Это было деревянное, небольшое и одноэтажное здание, в котором была касса, зал для пассажиров, а так же медпункт и милиция. Здание было полностью симметрично, конструктивный материал – дерево. Вокзал был построен в период эклектизма, то есть смешение различных архитектурных стилей. Он выполнял требование, заключающееся в максимальной, даже показанной парадности здания. Над классическим строительным материалом и способом решения интерьера преобладает их имитация и лепные украшения. Вокзал был одним из крупных сооружений. Он соответствовал архитектуре города того времени, где здания были преимущественно деревянные и одноэтажные, но вокзал выглядел более крупномасштабным, чем остальные сооружения. Не очень большие ленточные окна ровно тянулись по всей длине вокзала, что создавало определенный ритм здания, предающий устойчивость ему.
В целом вид вокзала и его архитектура ало соответствовали его назначению, для него был характерен функционализм – удобство эксплуатации сооружения. Пассажирооборот был совсем небольшой, внутреннего помещения вполне было достаточно.
4.2 Второй вокзал ст. Нижнеудинск
Взорам первых пассажиром открылся просторный и вместительный, до 300 человек, зал ожидания, освещенный лампами дневного света, за стеклянной стеной – билетные кассы. Разговор между пассажирами и кассиром осуществляется через громкоговорящую связь.
В новом вокзале к услугам пассажиров комната матери и ребенка, полуавтоматические камеры хранения ручной клади, телефоны междугородней и городской связи, медпункт, киоски – аптечный и союзпечати, автоматическое справочное устройство, удобные диваны. Все это расположено в одном крыле вокзала.
В другом крыле будет ресторан и буфет, в которых заканчиваются отделочные работы.
Здание вокзала подобного типа второе на Восточно-Сибирской железной дороге, первое построено несколько лет назад на станции Падунские пороги.
Строил вокзал коллектив СМП-175 на кооперативные средства предприятий Нижнеудинского железнодорожного узла.
Современное из стекла и бетона, очень приятное в архитектурном отношении здание намного украсит привокзальную площадь, будет служить прекрасными железнодорожными воротами в наш старинный город.
4.3 Третий вокзал ст. Нижнеудинск
Вокзал Нижнеудинск – 2 класса
Сдан в эксплуатацию – в 1975 году
Реконструкция вокзала – 2004 год
Площадь вокзала – 1417.9 кв. м
Площадь перрона – 6682 кв. м
Площадь пасс. Платформ – 3669 кв. м
Количество отправленных пассажиров в дальнем сообщении за 2008год – 165739 человек
Перечень услуг по вокзалу Нижнеудинск:
5 Предложения по развитию сервисных услуг по вокзалу ст. Нижнеудинск
1. Сдача свободных площадей в аренду в здании вокзала и на привокзальной площади (открытие автостоянки)
2. Расширение услуг в комнатах отдыха (увеличение койка-место, переоборудование одноместного номера под полу люкс, представление услуг проживающим в КДО: настольные игры, персональный компьютер)
3. Открытие тренажерного зала или фитнес – зала, а подвальном помещении комнат отдыха.
4. Отправка посылок до 3 кг. Вагонами ВСЖД.
Заключение
Вокзал станции г. Нижнеудинск построенный во второй половине XX века, сменил первый деревянный вокзал, лишь потому, что он не стал справляться со своими функциями. В свою очередь новый вокзал был построен по тем же причинам, что говорит о развитии ст. Нижнеудинск и постоянном увеличении пассажирооборота.
Сегодняшний вокзал преодолел все недостатки функционализма, характерного для первого вокзала и конструктивизма, характерного второму вокзалу. Новый вокзал практичен, комфортабелен и производит приятное впечатление. Но он не соответствует понятию «современный». И отвечает общественным потребностям и эстетическим запросам.
В этой роботе собран полный материал о вокзалах ст. Нижнеудинск, их описание и история создания.
Список литературы
10 осенних мастер-классов для детей
Крутильный маятник своими руками
Лягушка-путешественница
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Всему свой срок