• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектная работа "Биоритмы жизни"

Опубликовано Федосова ЕленаНиколаевна вкл 17.01.2023 - 14:37
Федосова ЕленаНиколаевна
Автор: 
Новиков Данил

Каждый человек знает, когда ему чистить зубы, потреблять пищу, мыть руки,  когда ложиться спать. Из разговора со своими сверстниками я заметила, что некоторые бодро приступают к занятиям, готовы с интересом получать новые знания, другие же, приходят на учебу не выспавшимися, раздражительными.

 

Цель: исследовать как хронотип влияет на умственную работу ученика, что такое биоритмы и их роль в жизни человека.

Объект исследования: изучение биологических ритмов в жизни человека.

Гипотеза: знание своего хронотипа – залог здоровья.

Задачи:

  • Проанализировать научную литературу по проблеме исследования в целях определения основных теоретических понятий и положений исследования;
  • Подобрать соответствующие методики диагностики;
  • Разработать рекомендации по улучшению работоспособности и упорядочиванию режима дня учащихся, оптимизации собственной учебной деятельности.
  • Понятие биологического ритма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novikov_danil.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

 

  ПРОЕКТ

 

Тема: «Биоритмы жизни»

Выполнил: ученик 11А класса

Новиков Данил Антонович

Проверил: учитель индивидуального проекта Федосова Елена Николаевна

Новокузнецк, 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

КЛАССИФИКАЦИЯ БИОРИТМОВ        3

СУТОЧНЫЕ БИОРИТМЫ        4

«СОВЫ» И «ЖАВОРОНКИ» И «ГОЛУБИ»        4

НЕДЕЛЬНЫЕ РИТМЫ        5

МЕСЯЧНЫЕ РИТМЫ        6

ГОДИЧНЫЕ РИТМЫ        6

ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ РЕГУЛЯЦИЯ БИОРИТМОВ        6

ИССЛЕДОВАНИЕ СУТОЧНОГО ХРОНОТИПА        7

ВЛИЯНИЕ БИОРИТМОВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ        8

ВЫВОД И РЕКОМЕНДАЦИИ        9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        9


Введение

Каждый человек знает, когда ему чистить зубы, потреблять пищу, мыть руки,  когда ложиться спать. Из разговора со своими сверстниками я заметила, что некоторые бодро приступают к занятиям, готовы с интересом получать новые знания, другие же, приходят на учебу не выспавшимися, раздражительными.

Цель: исследовать как хронотип влияет на умственную работу ученика, что такое биоритмы и их роль в жизни человека.

Объект исследования: изучение биологических ритмов в жизни человека.

Гипотеза: знание своего хронотипа – залог здоровья.

Задачи:

  • Проанализировать научную литературу по проблеме исследования в целях определения основных теоретических понятий и положений исследования;
  • Подобрать соответствующие методики диагностики;
  • Разработать рекомендации по улучшению работоспособности и упорядочиванию режима дня учащихся, оптимизации собственной учебной деятельности.
  • Понятие биологического ритма

Биологические ритмы – циклические колебания интенсивности характера биологических процессов и явлений. Одни биоритмы относительно самостоятельны (частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлением организмов к геофизическим циклам — суточным, месячным и годичным.

Классификация биоритмов

Биологические ритмы распределяют на несколько типов:

  • Микроритмы — это ритмы с высокой частотой (с периодом долей секунд до 30 минут).
  • Мезоритмы — это ритмы средней частоты (от 30 минут до 6-7 дней).
  • Макроритмы — это ритмы с высокой частотой (до 1 года).
  • Мегаритмы — это многолетние ритмы.

Суточные биоритмы

Суточные или циркадные биоритмы — циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи. Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам.

При энергетическом возбуждении организма происходит взаимодействие главных органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды:

  • печень - с 1 до 3 часов ночи;
  • легкие - с 3 до 5 часов утра;
  • толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;
  • желудок - с 7 до 9 часов утра;
  • селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;
  • сердце - с 11 до 13 часов дня;
  • тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;
  • мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;
  • почки - с 17 до 19 часов вечера;
  • органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;
  • органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;
  • желчный пузырь - с 23 до 1 часа ночи.

 «Совы» и «Жаворонки» и «Голуби»

РЕКЛАМА|16+Многие из нас замечали, что кто-то с легкостью может вставать в 4-5 утра, целый день работать и рано ложиться спать, а кому-то наоборот тяжело жить с такой системой. Ученые заинтересовались таким явлением, провели ряд экспериментов и выявили следующие хронотипы - особенности суточных ритмов организма человека: жаворонки, совы и голуби. В чем же их отличие?

Люди с хронотипом «жаворонок» способны просыпаться рано утром, быть бодрыми в первую половину дня и рано готовиться ко сну. «Совы» в свою очередь засыпают поздно ночью и встают поздно утром, и зачастую работоспособны во второй половине дня.

Но люди с такими хронотипами встречаются достаточно редко, поэтому выделили третий тип - «голуби». К ним относятся практически всё население Земли. Такие личности могут спокойно приспособиться к утреннему и вечернему режиму. Допустим, встают по будильнику в 8 утра, целый день посвящают занятиям, работе и засыпают примерно не позже 12-ти часов вечера.

Недельные ритмы

Помимо суточных ритмов, так же бывают недельные. Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает.

Недельному ритму подвержены не только физические, но и психические силы. Так, в воскресенье жизненные силы человека активнее, нежели в другие дни.

1)В понедельник проялвяется неактивность, то есть людям труднее собраться и сосредоточиться.

2)Во вторник же вовсе наоборот, человек отличается повышенной возбудимостью.

3)Среда — это день, когда нервная система усиливает свою деятельность, повышается активность мышления и восприимчивость.

4)По четвергам человек более разговорчив и комуникабелен.

5)Пятница отличается своей повышенной эмоциональной активностью и более тонкой чувствительностью.

6)Суббота же дает человеку физически и психологически отдохнуть, то есть это день накопления сил.

Да, строго жить по такому расписанию практически невозможно, но если учитывать особенности каждого дня, то контролировать себя вполне возможно.

И конечно распределяя свою рабочую неделю надо учитывать следующие факторы

  • в понедельник не рекомендуется слишком сильно себя нагружать, так как это день конфликтов, инфарктов и инсультов;
  • выбирайте вторник, среду и четверг для активных умственных действий;
  • в пятницу лучше тоже себя сильно не нагружать, это день спокойной и размеренной работы.

Месячные ритмы

В отличие от недельных биоритмов, месячные ритмы существуют буквально в природе. Это так называемый сидерический месяц - 27 1/3 дня - период вращения Луны вокруг Земли и 29 1/2 дня - синодический месяц - время от одного новолуния до другого. Мы хорошо знаем, что основное действие Луны на Землю связано с взаимодействием их масс (закон всемирного тяготения), проявляющихся в виде приливов и отливов в реках и морях, а так же с экранированием Земли Луной от электромагнитного излучения солнца или дополнительным потоком в виде отраженного света.

Годичные ритмы

Годичные ритмы – одни из наиболее универсальных в живой природе. Закономерные изменения физических условий в течение года вызвали в эволюции видов множество самых разнообразных адаптаций к этой периодичности. Наиболее важные из них связаны с размножением, ростом, миграциями и переживанием неблагоприятных периодов года.

Чем резче сезонные изменения внешней среды, тем сильнее выражена годовая периодичность жизнедеятельности организмов. Осенний листопад, различные диапаузы, спячка, запасание жиров, сезонные линьки, миграции и т. п. развиты преимущественно в странах умеренного и холодного климатов, тогда как у обитателей тропиков сезонная периодичность в жизненных циклах выражена менее резко.

Годичные ритмы у многих животных эндогенны. Такие ритмы называются цирканными. Так, животные Южного полушария, содержащиеся в зоопарках Северного, размножаются чаще всего зимой или осенью, в сроки, соответствующие весне и лету на их родине. Австралийские страусы в заповеднике Аскания-Нова откладывали яйца зимой прямо на снег.

Собака динго приносит щенков в декабре, когда в Австралии конец весны. С устойчивостью сроков размножения в годовом цикле приходится считаться при интродукции и акклиматизации видов. Сильные оттепели зимой, заморозки летом обычно не нарушают сезонных изменений у растений и животных.

Внешняя и внутренняя регуляция биоритмов

Для того, чтобы организм нормально функционировал, нужно чтобы все биоритмы были синхронизированы между собой. Если этого не происходит, то организм человека дает определенные сбои. В лучшем случае, он чувствует просто недомогание. В худшем, если сбои продолжительные, то адаптивные способности человека ослабевают и вследствие этого возникают различные заболевания.

Рассмотрим внутренние и внешние факторы, нарушающие биоритмы организма человека. Существуют несколько причин, которые нарушают биологические ритмы в организме человека. Например, самая распространенная, стрессовые ситуации.  Если организм чрезмерно долго находится в состоянии стресса, то его защитные механизмы неизбежно дают сбой. Физические и эмоциональные ресурсы заканчиваются. Все это может привести к негативному влиянию на работу иммунной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Такие же сбои в организме могут давать трансмеридиональные перелеты, вахтовый труд, изменение привычных условий жизни.

Исследование суточного хронотипа

Цель эксперимента: определить, какой у меня хронотип.

Объект изучения: организм человека.

Материалы для измерения: медицинский термометр, для измерения температуры тела, секундомер для измерения пульса.

В течении трех выходных дней я каждые три часа измеряла свою температуру тела и пульс в спокойном состоянии.

Дата

Время измерений

Температура тела, t

Пульс, уд/мин

11.09.21

9.00
12.00
15.00
18.00
21.00

35,7
36,2
36,3
36,7
36,7

76
81
81
82
82

12.09.21

9.00
12.00
15.00
18.00
21.00

35,4
36,1
36,3
36,7
36,9

74
81
82
84
85

18.09.21

9.00
12.00
15.00
18.00
21.00

35,2
36,2
36,4
36,8
36,7

73
74
81
86
84

Исходя из полученных данных, я пришел к выводу, что пик активности моего организма наблюдается во второй половине дня с 18.00 (температура — 36.7 t, пульс — 84 уд/мин). Следовательно, я могу предположить, что мой хронотип — «сова». Наибольшая моя интеллектуальная активность в вечернее время суток.

Влияние биоритмов на интеллектуальную активность

Цель эксперимента: выявление закономерности моего состояния с моим биологическим ритмом в утреннее, дневное и вечернее время.

Объект изучения: мой организм.

В течение всего дня я отмечал свое физическое и психологическое состояние. Полученные данные приведены в графике.

биоритмы 1

По оси Y обозначена оценка по шкале от 0 до 9. По оси Х — моя интеллектуальная активность. Из результатов полученных в процессе исследования можно сделать следующий вывод, что в утренние часы  моя интеллектуальная активность низкая, в дневные часы — несколько выше, а в вечерние часы  — находится на пике своей активности. Следовательно, мне, как «сове», комфортнее работать во второй половине дня, нежели в первой. Из чего следует, что усвоение основного материала происходит во время выполнения домашнего задания.

Вывод и рекомендации

Данные исследования помогли мне понять себя и свои возможности. Из них я понял, что отношусь к хронотипу «сова». Мой пик максимальной активности значительный, начиная примерно с 16.00 до 22.00. Данные исследования помогли мне правильно планировать своё время и распределять свои силы, а так же сохранить своё здоровье.

Список литературы

  1. Н.М. Чернова, А.М. Былова, Общая экология. Учебник, - М.: Дрофа, 2004
  2. Советский энциклопедический словарь, А.М. Прохоров, М.С. Гиляров, Е.М. Жуков, Н.Н. Иноземцев, И.Л. Кнунянц, П.Н. Федосеев, М.Б. Храпченко.
  3. Малахов Г.П. Биоритмология. – СПб.: ИД «Весь», 2001.
  4. Биологический энциклопедический словарь. -М.: Российская энциклопедия, 2000. Статьи: «Биологические ритмы», «Биологические часы». 


Поделиться:

Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши

Рисуем крокусы акварелью

Рисуем осенние листья

Рисуем зимние домики

Одеяльце