• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ТОЛКОВАНИЕ СНОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАРОДОВ.Исследовательская работа по предметам «английский язык и история»

Опубликовано Шепель Евгения Андреевна вкл 20.01.2023 - 11:47
Шепель Евгения Андреевна
Автор: 
Маркова Алёна Андреевна
ВЫПУСКНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по предметам «английский язык и история»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_markovoy_alyony.docx49.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30»

      Маркова Алёна Игоревна

    11 «Г» класс

Проект

ТЕМА

"Толкование снов как отражение мировоззрения народа"

Допущена к защите:

Руководитель работы: _________________________________________ (преподаватель английского языка Шепель Е. А.)

________________

 (подпись)                    

Вологда

2021

Содержание

  1. Введение
  2. Сомнология и онейрология
  3. Отношение ко сну

а) В новейшее время

б) В новое время

в) В средние века

г) В античности

д) В древнем мире

     4.  Древний Египет

          а) Отношение ко сну

          б) Методы толкования снов

     5. Славянские народы

          а) Отношение ко сну

          б) Методы толкования снов

    6. Сравнительный анализ двух толкований снов – египетского и славянского

    7. Вывод

    8. Приложения

    9. Список использованной литературы

Введение

Сны. Вроде бы такое простое слово, а сколько за ним сокрыто. Загадки сновидений, подобно тайнам египетским, по-прежнему не дают покоя людям. Человек положил все свои силы на разгадку значений ночных видений. С одной стороны, толчком этому послужила суеверность человека. Несмотря на многие тысячелетия развития человечества, мы никак не изменились, и ищем смысл просто даже в нашем рождении, веря, что знак зодиака или имя полностью создают нас как личность. Я считаю, что на основе толкований снов можно судить не только о верованиях народа, но и о менталитете в целом.

Как объект исследования я выбрала древнеегипетские толкования снов и славянские.

Я подозреваю, что у этих народов, несмотря на полное различие культуры и даже географического положения, есть много общего, тем более что связь между ними можно усмотреть и в названиях рек. Я считаю, что разница культур – это не причина различий общечеловеческого восприятия мира внутреннего, сакрального.

Следовательно, моя гипотеза: На основе толкований снов можно судить о сходстве или различии менталитетов.

Моя цель – найти эти точки соприкосновения и рассмотреть причины возможного сходства или, если брать различия, то в чем заключается их причина.

Для достижения своей цели я поставила себе задачи:

  1. Разобрать, что из себя представляет сомнология и онейрология
  2. Понять и изучить культуру сна в Древнем Египте
  3. Изучить культуру сна у славян
  4. Сделать сравнительный анализ культур и толкований

Актуальность моей работы заключается в новизне темы и предмета исследования, а также в том, что современный человек по-прежнему интересуется снами. Помимо этого, на данный момент российская египтология не освещена для широкой публики, что, несомненно, большая потеря.

         

"Сновидения - это маленькая потайная дверь,

ведущая к глубочайшим и интимнейшим тайникам души".

К.Г. Юнг

 Сомнология и онейрология

Сомнология (от лат. somnus — сон и греч. λόγος — учение) — раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека. Сомнология активно развивается последние три десятилетия, что не удивительно, особенно если учитывать важность сна в жизни человека. Сон – это не просто время, которое вы провели вне мира, но важный физиологический процесс, отвечающий за восстановление организма, избавление от дневного стресса, за иммунную систему, память и нормальное психологическое состояние. Долгое время изучение сна не воспринималось наукой как серьезное и респектабельное направление. Однако это не только явление биологическое, но и культурное.

Сон (лат. somnus) — естественное физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир, присущee млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Помимо этого, словом «сон» называют последовательность образов (формируемых в течение фазы т. н. «быстрого сна»), которые человек может помнить, — сновидение. Физиологически обычный сон отличается от других, похожих на него состояний — анабиоза и спячки у животных, гипнотического сна, комы, обморока, летаргического сна. Сну предшествует процесс перехода от бодрствования — засыпание, заканчивается сон пробуждением.

У здорового человека сон начинается с первой стадии медленного сна, которая длится 5—10 минут. Затем наступает 2-я стадия, которая продолжается около 20 минут. Ещё 30—45 минут приходится на период 3-й и 4-й стадий. После этого спящий снова возвращается во 2-ю стадию медленного сна, после которой возникает первый эпизод быстрого сна, который имеет короткую продолжительность — около 5 минут. Вся эта последовательность называется циклом. Конкретно сновидения человек видит во время фазы быстрого сна. Все люди способны видеть сны, но не всегда могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым сны вспоминаются тусклыми и обесцвеченными, другим напротив — яркими и насыщенными. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения, в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда — пытается управлять сновидением.

Если за средний возраст принять 70 лет, то из них человек спит около 23 лет, из которых 8 лет видит сновидения. Остальные 15 лет сна проходят без сновидений!

Онейрология – наука, изучающая сновидения. Молодая отрасль психологии и биологии. Самые известные исследователи, по сути, возродившие эту науку из небытия – З. Фрейд и К. Юнг. Фрейд впервые выдвинул общую теорию о бессознательном и его взаимодействии с сознательной частью психики. Соотношение между сознательном и бессознательным сравнивается в теории Фрейда с айсбергом: обычно видима только небольшая его часть (сознательное), тогда как 90 % его объёма скрыты под водой (бессознательное). Карл Юнг дополнил учение Зигмунда Фрейда. Он разделил бессознательное на две части: индивидуальное и коллективное бессознательное. В то время как индивидуальное бессознательное формируется на основе нашего личного опыта, коллективное бессознательное содержит унаследованный нами коллективный опыт человечества. Это хранилище всеобщего опыта представлено в форме архетипов, которые иногда определяют некоторые образы сновидений.

Отношение ко сну

В новейшее время

 Начать стоит с ближайшего времени и с XX века, когда на пике популярности были спиритизм и парапсихология. Примерно в конце XIX века начал возвращаться интерес к психологии как к экспериментальной науке, цель которой была объяснение и выявление способностей человека, не входящих в границы формулировок официальных гипотез. Конец этого века – создание групп и обществ, интересующихся паранормальными явлениями, экстрасенсорными способностями. Двадцатые годы XX века – создание научных лабораторий. В Советском Союзе исследованиями явлений телепатии, медиумизма или спиритизма занимался Институт Мозга, который, по решению Сталина, был закрыт, однако в послевоенное время возобновил деятельность.  Однако к 70-м годам века вновь возрастает популярность спиритизма, девяностые – спиритизм по телевизору, экстрасенсы и проч. Стоит вспомнить хотя бы Алана Чумака и Кашпировского.

Ритуалы сна на новом месте, как и подкладывание под подушку расчески – отражение культуры суеверия в современном человеке. Христианство официально было принято в 988 году, когда Владимир Святой «крестил Русь огнем и мечом». Несмотря на это, русский народ так и остался суеверен. Многие ритуалы трансформировались в христианские праздники, многие остались на уровне обычаев. Так что не удивительно, что мы по-прежнему водим хороводы вокруг ёлки.

В новое время

Тема гаданий была очень популярна в литературе XIX и XVIII веков, проблема сна и сновидений всегда стояла остро перед писателями и поэтами, стоит вспомнить хотя бы ту роль, которую играет сон в таких произведениях как «Обломов» И.А. Гончарова, «Светлана» В.А. Жуковского, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. Сон раскрывает глубинное содержание душевной жизни героя, позволяет выразить «невыразимое», ускользающее от рационального анализа.

В средние века

В средневековой Европе возвращались тенденции языческого отношения ко снам. Складывалась традиция изображения спящего человека. Интерес ко снам возник в основном благодаря литературе, где самой главной идеей выступало расставание души с телом во время сна и опасность этого. Однако до этого, примерно в XII веке толкование снов было демократичнее. Была потеряна сакральность сна, присущая язычеству. Толкование снов основывалось на настроениях и физиологии человека. Мы видим не только дальнейшее влияние христианства на толкование сна, поворот осуществлялся, по-видимому, ещё и под влиянием античной культуры и науки, которые распространялись посредством византийцев, евреев и арабов. Средневековье вновь обращалось к сновидению. «Люди, сны которых сбываются, чаще всего бывают умеренного телосложения», — утверждал, например, арабский философ Аверроэс. Происходило взаимопроникновение, о котором свидетельствует популярность приходивших с Востока «ключей к снам».

Во II-IV веках происходило смешение языческих и христианских представлений. Люди, с одной стороны, испытывали очевидный интерес к снам (во сне происходили обращения, являлся Господь, предсказывалось мученичество). Однако сны служили и частым поводом для беспокойства. Создавались различные книги, описывающие правильный сон и его составляющие (питание перед сном или поза во время сна). А ведь древние люди тоже классифицировали сны в соответствии с их природой и составляли иерархию провидцев! Наиболее законченный трактат о снах относится к концу IV века — «Толкование на Сон Сципиона» (Цицерона), он различал пять видов снов: somnium, visio, oraculum, insomnium и visum, — две из которых не имеют «никакой пользы или значения». Insomnium — это тревожный сон, кошмар. Visum — своего рода видение, иллюзорное блуждание во сне, лживый сон. Сны трех оставшихся категорий предсказывают будущее. Somnium — это сон-загадка, в нем предстоящее является в затуманенном виде. Visio — это внятное пророчество. Oraculum — сон-прорицание, когда спящий прямо предупреждается о предстоящем событии посредством родственников, жрецов или даже божества.

В Античности

Во времена Античности толкование снов было обычным делом. Народные прорицатели занимались своим ремеслом на ярмарках и рынках, где за скромную плату разъясняли гражданам их сны, наподобие наших гадалок по картам, кофейной гуще и т.п. Профессиональные гадальщики как настоящие специалисты работали обычно у себя дома или даже в храмах. К толкователям сновидений с уважением прислушивались и часто обращались за советом, хотя, быть может, и не почитали так, как авгуров и гаруспиков — жрецов, гадавших по внутренностям жертвенных животных или по полету птиц. В культуре римлян и греков очень чётко разграничивались ложные сны и истинные.

В древнем мире

 С давних времен сон имел сакральное значение, ведь само по себе «не-бодрствование» это отсутствие в мире человеческом и перенос разума далеко за грань, достижимую человеком. Сюжет выхода души из тела во время сна особенно был популярен Он воспринимался ещё и как момент единения с высшими силами в том мире.

Древний Египет

Отношение ко сну

В Древнем Египте снам придавалось огромное значение. Откровения, полученные в сновидениях, наряду с "правителями прирожденными" и действием магии считались основой мирового порядка, сотворенного богами. В папирусе Инсингер звучит очень распространенная мысль: сны - это дар богов: "Бог создал сновидения, чтобы указать путь спящему, глаза которого во мраке". Естественно, снам фараонов, детей Ра, уделялось большее внимание. Это явление присуще не только Египту, но и в принципе любой политеистической стране. Одно лишь отличие монотеистических стран – в них сон посылает один Бог, что иногда затрудняет трактовку. В странах, где распространено многобожие, разные боги имели возможность «присылать» сны, что облегчало понимание.

Явление богов к простым людям воспринималось чудом высшего разряда. То, что какому-то Псентаису за его благочестие было обещано рождение сына, а Хорсиесису было открыто, сколько лет ему осталось жить на земле, слепцу Тотертаису, который заснул в храме было явлено избавление от слепоты (что и случилось), уже сродни невозможному. Конечно, можно найти и больше подтверждений подобных чудес.

В египетском языке понятие "сновидение" передавалось словом rswt, которое восходит к глаголу r(j)s, "бодрствовать". Как я уже упоминала ранее, сон воспринимался как существование души в иной реальности. Прежде всего толкователи опирались на устойчивые парные словосочетания, трактуя их как вопрос (центральный мотив сновидения) и ответ (толкование).

Методы толкования снов 

Толкование снов относится к малым формам фольклора, поэтому его очень трудно анализировать. По структуре оно состоит из двух частей: образ, сновидение и его непосредственное толкование, раскрытие символов. Сразу упомяну, что египетский сонник Честер-Бити III имеет три части: образ сновидения, толкование и «вердикт» – к добру сон или нет. В целом сон может принимать два основных значения. Самое распространенное – это предсказание, повествующее о ближайшем будущем. Менее распространенное – диагностическое, описывающее то, что происходит в данный момент скрыто или открыто.

Одним из самых древних источников толкования снов является папирус Честер-Бити III, древнейший сонник. Для дальнейшего разбора я взяла за основу именно его. Текст датируется эпохой XIX династии, но скопирован с более древнего оригинала, который предположительно восходит ко времени Среднего царства. Сонник занимает одиннадцать листов. К сожалению, начало и конец папируса утрачены и первоначальный объем источника установить не представляется возможным. Направление письма - справа налево. Описание каждого сна с его толкованием занимает одну горизонтальную строку. Общее построение следующее: в начале каждого листа справа имеется вертикальная колонка с выписанной крупными демотическими знаками фразой: "ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКУ ПРИСНИТСЯ", - далее следует описательная часть, а затем, в конце строки, помещена собственно трактовка сна, которая предваряется словами ХОРОШО или ПЛОХО. Эти слова, так же, как и текст вертикальной колонки, выписаны крупно, причем для обозначения "ПЛОХО" использованы красные чернила (цвет Сета, пустыни, крови, огня и т.д.).

  1. Схожесть явлений по звучанию

В основе такого подхода лежало соединение созвучных, но неодинаковых по значению слов. Поэтому дерево (nˁḫt) предвещало утрату (nḫj), журавль (ḏˁt) - благополучие (wḏȝ), большая кошка (mjwˁȝ) - большой урожай (šmwˁȝ), бусы (wḏw) - благополучие (wḏȝ), трава (ḏˁis) - враждебность (ḏˁis) и т. д. Это условие соблюдалось не всегда, например, схожесть следующих элементов очень спорна, хоть и относится к этой же группе: ослиное мясо (iwf nˁȝ) – это продвижение сновидца по службе - (sˁȝ f), а мокрые (iwḥ) одежды предвещали драку - (ˁḥȝ).

  1. Противоположность явлений

Здесь, как и отмечено в заголовке, явления разгадываются на основе противоположных им явлениях. Например, жестокая смерть во сне обещала сновидцу долгую жизнь, рыдания - умножение имущества, белые сандалии - скитания по земле, вино - праведную жизнь, а если бог осушил его слезы, то ожидала человека драка.

Последний случай свидетельствует, что не всегда видение во сне божества рассматривалось как доброе предзнаменование. Кстати, в папирусе Честер-Бити III лишь однажды упоминается о непосредственном видении "бога в небе" (2,14), что обещало сновидцу "много пищи"; в папирусе Карлсберг XIV, напротив, имелся целый раздел о "приказаниях богов, полученных человеком во сне", но, к сожалению, он полностью утрачен. В более поздних греческих и византийских сонниках мотив встречи во сне с божеством и вступления с ним в контакт занимает одно из центральных мест, и именно с него обычно начинались греческие, византийские и сирийские сонники. С другой стороны, очень часто мотив дурного предвещал беду, а мотив добра сулил благополучие. Так, связывание во сне злодеев в папирусе Честер-Бити III сулило надежду избавиться от наговора врагов, пребывание во фруктовом саду - удовольствие, а молитва, обращенная к Ра, - оправдание на загробном суде. Любопытен мотив встречи с карликом, предвещавший уменьшение "вполовину" жизненного срока сновидца. Интересен также ярко выраженный моральный аспект некоторых сновидений: например, похороны во сне незнакомого старика (бедняка?) оборачивались для сновидца земным благополучием.

Славянские народы

Отношение ко сну

В славянской мифологии существовал отдельный персонаж, Дрёма. Дрема - вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. В сумерках Дрема бродит под окнами, а когда темень cгyщается, то просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрема приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам; со взрослыми этот дух не так нежен и порою навевает кошмары

Методы толкования снов.

Обращаясь к русскому, в основе своей славянскому соннику, мы видим, что у русских, как и у других славян и иных европейских народов, существовали два вида снотолкователей: а) сонники книжные и б) сонники устные, народные. Старые рукописные и более новые печатные сонники в большинстве своём выглядят как набор элементов разных времен, будто бы они дополнялись вновь и вновь, в зависимости от ситуации.

Методы нахождения связи между образом в сновидении и его значением почти идентичны египетским.

  1. Сходство явлений (в т.ч. и паронимия)

Увидеть во сне покойника-родственника, приглашающего к себе – это к смерти того, кто видит сон. Однако использование такого принципа в толкованиях встречается редко, чаще выступает принцип сходства, которое при этом может быть разного рода. Возможно просто подобие: Дождь - к слезам или горох - слезы. При этом в первом случае - подобие по свойству, а во втором - по форме. Примеры паронимии распространены еще меньше. Так, на Ровенщине говорят корона - корогва (т.е. «хоругвь») и поясняют: буде мэртвэц, а на Гомельщине корова - хвороба, а на Волыни толкуют в рифму корова – крёву (к рёву, к слезам). Так же поясняют на Ярославской земле и в восточном Полесье. Того же типа предсказание гора – горе.

  1. Ассоциативная связь

Часть толкований снов основывается на метонимии – пространственно-временной или иной. Например, песок или тина снятся - к смерти, к похоронам, т.е. к вырытой могиле; рушник, полотно - к дороге. Часть толкований снов основана на метафоре: если снится, что укусила гадюка, то «остерегайся лихого человека», а когда убиваешь гадюку, то побеждаешь и врага; видеть во сне огонь - повстречаться со злодеем.

  1. Противоположность явлений

Наиболее характерным и, вероятно, древним принципом толкования является принцип переворачивания значения символа-знака, придания противоположного смысла результату. В народной традиции широко распространено убеждение, что видеть во сне экскременты - к деньгам, к золоту, измараться ими – это к большим деньгам, а видеть во сне золото, значит испачкать постель. На основе этого мотива возникло много быличек, кратких юмористических рассказов и анекдотов, известных не только в крестьянской, но и в городской среде. По сути дела, на основе именно такого поверья и возникли в прошлом ароматные русские слова золотарь, золотая рота, золоторотец. Если же снится чья-то смерть, то приснившееся лицо будет жить долго. В Полесье считалось, что смех во сне – к слезам, а слёзы во сне – к счастью.

Перевёрнутые толкования отражают сразу же несколько очень важных пунктов менталитета и показывают отношение людей ко сну. Отсюда вытекают такие положения:

  1. Сон противопоставляется реальности, повседневности
  2. Сон – перевернутая явь, видимый фрагмент параллельной жизни
  3. Сон равносилен смерти. Как смерть, по народным представлениям, не является концом жизни, а лишь переходом ее в другое состояние, так и сон есть временный переход в другое состояние, в «параллельную жизнь»
  4. Сон - посещение «того» света. Отсюда во сне естественное, как правило, вполне обыденное, общение с людьми, с близкими. Сон - это открытие границы между «этим» и «тем» светом.
  5. Сон - это также открытие границы между настоящим и будущим и в то же время настоящим и прошедшим. Отсюда восприятие сна как предсказания, предзнаменования, пророчества, отсюда вера в вещий смысл снов. Мистичность сна и двойственность его смысла, придающая ряду предметов и действий сближает его с гаданиями.

Сравнительный анализ двух толкований снов – египетского и славянского

Для начала сравним методы толкования снов. В египетском соннике представлено два основных типа, в славянских – три. Интересно, что именно метод толкования за счет противоположности явлений оказался общим. Что более интересно, так это то, что таким образом толкуют в основном плохие сны. Это легко объяснимо, так как страшных или странных снов человек боится, и потому желает верить, что его не ждет встреча с предками и т.п. Ассоциативная связь частично отражена в виде паронимии у славянских народов, что совпадает с первым методом толкования египетских сонников. Мне лично этот метод кажется очень интересным, так как в нем отражена больше фонетическая находчивость народов.

Что касается образов, то их можно разделить на несколько основных категорий: анималистические, бытовые, абстрактные (вроде смерти) и природные. В принципе, примерно все, что человек видел наяву, он видел и во сне. Я провела сравнительный анализ образов, встречающихся в сонниках. Результат данного анализа можно увидеть в приложении 1. Данное приложение оформлено как небольшой сонник, где можно увидеть два разных толкования одного и того же образа египетскими сонниками Честер-Бити III и Кенхерхепешефа и славянскими сонниками. Интересно, что, если анималистические образы в большинстве своем совпадают, то природные или абстрактные имеют некоторые различия. Так, например, роль огня в сонниках различна. Это связано с общим характеров сонников. Если египетские сонники трактуют все довольно прямо, то славянские предпочитают свести большинство абстрактных явлений к хорошему исходу для сновидца. Отчасти это связано с довольно жизнелюбивым национальным характером, отчасти – с временем, когда были созданы данные источники. Для эпохи, соответствующей сонникам характерна некоторая приземленность и суеверность суждений, тогда как красота и замысловатость (если разбирать конкретно Египет) появилась ближе к Новому царству и приходу эллинов. Славянские же сонники относятся к первым векам нашей эры и, несмотря на огромную культурно-историческую разницу, все же находились на новом уровне понимания мира.

Частью моей исследовательской работы было так же то, что я провела опрос среди разных возрастных категорий: 12-13 лет, 16-17 лет и 30-50 лет. Вопросы были такие:

  1. Часто ли вам снятся сны?
  2. Верите ли вы во сны? В вещие сны?
  3. Обращаетесь ли вы к сонникам? Если да, то какому вы доверяете больше – славянскому или египетскому?

Опрос показал, что чем младше опрашиваемый, тем больше вера в сны. Так, среди ребят возрастом 12-13 лет большая часть верит (Приложение 2 диаграмма 1). Более того, после этапа отрицания снов в подростковом возрасте (Приложение 2 диаграмма 2), люди, уже в более взрослом возрасте, опять возвращаются к ним (Приложение 2 диаграмма 3)

Помимо этого, я рассмотрела процент доверия сонникам среди вышеуказанных возрастных категорий (Приложение 2 диаграмма 4). Видно, что большинство людей всё же обращается к сонникам. Люди, не обращающиеся к сонникам, как правило, и во сны не верят. Однако часть людей даже при вере не обращаются к сонникам, что так же вполне логично, ведь зачастую человек пытается интерпретировать свой сон самостоятельно.

Вывод:

Моя работа сама по себе имеет характер фольклористический. Я не ставила себе целью приравнять культуры египетскую и славянскую. Но я смогла достичь своей цели – я выделила сходства и различия толкований снов и доказала, что толкования снов являются вполне состоятельными источниками в плане этнологических и культурологических исследований. Я выполнила задачи, которые ставила перед собой. В процессе исследования я открыла для себя много нового и интересного, и, надеюсь, смогла заинтересовать человека несведущего.

Моя работа относится к междисциплинарной, в себе она совместила не только фольклороведение, но и культурологию, историю, психологию и переводческую деятельность. Для своей работы я была вынуждена переводить тексты с английского языка не только обработанные и авторские, но и тексты свитков, представленных в относительно необработанном варианте.

Моя работа будет полезна для тех, кто хочет узнать больше о культуре Древнего Египта и о славянской.

Помимо этого, я планирую продолжить свою работу над рассмотрением сонников других эпох или народов.

На основе своей работы я создала учебный модуль в приложении Quizlet, помогающий максимально кратко выделить основные термины работы и важные моменты. Ссылка на данный модуль находится в Приложении 4.

Приложения:

  1. «Славянско-египетский сонник»
  2. Статистические данные

Диаграмма 1.

Диаграмма 2.

Диаграмма 3.

Дополнение к диаграмме 3: опрошенные разделяются на 20 женщин и 7 мужчин. Подобное разделение не связано с показателями диаграммы.

Диаграмма 4. Доверие сонникам вне зависимости от возрастной категории.

  1. Презентация «Толкование снов как отражение мировоззрения народа»
  2. Модуль в приложении Quizlet: «Толкование снов как отражение мировоззрения народа» (https://quizlet.com/_83pf99?x=1qqt&i=2ojq2y)

Список используемой литературы:

  1. Бессонова Л.А., «Наука и паранаука» 2012 г.
  2. Murray M.A., «The splendor that was Egypt» fourth impression, 1961 г.
  3. Flinders Petrie W.M., «The religion of Ancient Egypt» 1906 г.
  4. Gardiner А.Н., Hieratic Papyri in the British Museum. Third Serie. London, 1935. vol. I. P. 9- 23; Vol. II, Pis. 5-8a, 12-12a. (взято с сайта Arcive.org)
  5. Moret A., «The Nile and Egyptian civilization» 1972 г.
  6. Александров Л.Г., «Мистические суеверия и гадания в журнальном святочном рассказе (вторая половина XVIII первая половина XIX веков)» 2009 г.
  7. Гура А.В., «Славянские сонники: источники и параллели» 2018 г.
  8. Жак ле Гофф, Николя Трюон, «История тела в средние века» ч. IV 2003 г.
  9. Штаерман Е.М., «”Онейрокритика” Артемидора как исторический источник» 2012 г.
  10. Рабинович Е.И., «Сон и сновидения как феномен культуры (на примере культуры северо-буддийского региона)» 2011 г.
  11.  Солкин В.В., «Искусство толкования снов в Древнем Египте» 2012 г.
  12.  Толстой Н.И., «Народные толкования снов и их мифологическая основа»
  13.  Светлов А.В., «Онейрология»
  14.  Грушко Е.А., Медведев Ю.М. «Русские легенды и предания» 2007 г.
  15.  Блинова Т.Э., «Дрёма в славянском фольклоре и мифологии» 2014 г.

               

Онлайн-ресурсы:

  1.  https://getadreams.ru/dream-book/16
  2.  https://www.astrostar.ru/articles/drevnie-kultury/slavyane/slavyanskiy-sonnik.html
  3.  http://www.tainasnov.ru/sonnik_slavyansky/
  4.  https://www.sunhome.ru/dreams/214?p=2

Технологическая карта учебного проекта

Автор – Маркова Алёна Игоревна, ученица  11 «Г» класса МОУ «Средней общеобразовательной школы №30», г. Вологды

Тема учебного проекта:

"Толкование снов как отражение мировоззрения народа"

Руководитель проекта: Евгения Андреевна Шепель (учитель английского языка).

Цель проекта.

Кому адресован проект.

Цель: найти точки соприкосновения и рассмотреть причины возможного сходства и различия менталитетов  или, если брать различия, то в чем заключается их причина на основе толкования снов.

Проект адресован людям, которым интересно понять таинство снов.

Результат проектной деятельности:

 Продукт

Составление сонника

Критерии оценки

  1. Достоверность информации, предоставленной в продукте.
  2. Возможность использования информации о науках о снах в повседневной жизни.
  3. Информативность.
  4. Оригинальность

Что необходимо для выполнения проекта:

Источники информации

  1. Бессонова Л.А., «Наука и паранаука» 2012 г.
  2. Murray M.A., «The splendor that was Egypt» fourth impression, 1961 г.
  3. Flinders Petrie W.M., «The religion of Ancient Egypt» 1906 г.
  4. Gardiner А.Н., Hieratic Papyri in the British Museum. Third Serie. London, 1935. vol. I. P. 9- 23; Vol. II, Pis. 5-8a, 12-12a. (взято с сайта Arcive.org)
  5. Moret A., «The Nile and Egyptian civilization» 1972 г.
  6. Александров Л.Г., «Мистические суеверия и гадания в журнальном святочном рассказе (вторая половина XVIII первая половина XIX веков)» 2009 г.
  7. Гура А.В., «Славянские сонники: источники и параллели» 2018 г.
  8. Жак ле Гофф, Николя Трюон, «История тела в средние века» ч. IV 2003 г.
  9. Штаерман Е.М., «”Онейрокритика” Артемидора как исторический источник» 2012 г.
  10. Рабинович Е.И., «Сон и сновидения как феномен культуры (на примере культуры северо-буддийского региона)» 2011 г.
  11.  Солкин В.В., «Искусство толкования снов в Древнем Египте» 2012 г.
  12.  Толстой Н.И., «Народные толкования снов и их мифологическая основа»
  13.  Светлов А.В., «Онейрология»
  14.  Грушко Е.А., Медведев Ю.М. «Русские легенды и предания» 2007 г.
  15.  Блинова Т.Э., «Дрёма в славянском фольклоре и мифологии» 2014 г.

               Онлайн-ресурсы:

  1.  https://getadreams.ru/dream-book/16
  2. https://www.astrostar.ru/articles/drevnie-kultury/slavyane/slavyanskiy-sonnik.html
  3.  http://www.tainasnov.ru/sonnik_slavyansky/
  4.  https://www.sunhome.ru/dreams/214?p=2

Приборы и материалы

Компьютер, принтер, текстовый редактор Microsoft Office Word

Необходимые умения, способы работы

  1. Умение работать с текстовым редактором Microsoft Office Word.
  2. Умение находить информацию в интернете и печатных источниках и анализировать её.

Время

3 месяца.

План работы над проектом:

Этап 1

Ноябрь (1-3 недели)

Определение замысла проектной работы. Отбор источников информации и их изучение. Согласование с родителями.

Оформление технологической карты.

Представление промежуточных результатов руководителю проекта, корректирование сделанной работы.

Этап 2

Ноябрь (4 неделя)

Поиск различных метод изучения языков, отбор наиболее подходящих для проекта.

Этап 3

Декабрь (1-4 недели)

Создание проекта, его оформление.  Согласование с родителями.

Представление промежуточных результатов руководителю проекта, корректирование сделанной работы.

Этап 4

Январь  (1-3 недели)

Изготовление продукта. Завершение работы над проектом. Согласование с родителями.

Представление результатов руководителю проекта, корректирование сделанной работы.

Этап 5

Январь  (4 неделя)

Подготовка к защите проекта.

Защита проекта: запись видео своей защиты (5-7 минут), отправка его руководителю, а затем и комиссии.


Поделиться:

Одеяльце

Можно от Солнца уйти...

Стеклянный Человечек

Н. Гумилёв. Жираф

Четыре художника. Осень