• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Тема проекта: Национальная одежда (женская) жителей Тувы и Якутии

Опубликовано Монгуш Юлия Ивановна вкл 10.02.2023 - 1:46
Монгуш Юлия Ивановна
Автор: 
Монгуш Ригзенма

Тема проекта:

Национальная одежда

(женская)  жителей  Тувы и Якутии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема проекта: Национальная одежда (женская) жителей Тувы и Якутии26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Чадана

Проект «Слава культурному наследию России!» в рамках Года  культурного наследия народов России и года новых решений  в Туве

Тема проекта:

Национальная одежда

(женская)  жителей  Тувы и Якутии

Выполнил(а):  Монгуш Ригзенма

                                                                                        ученица 9 «в» класса

                                                                                        МБОУ СОШ № 1 г.                                                                                                Чадана      

2021-2022 учебный год

Цели: 

  •   знакомство с традиционными национальными костюмами жителей Тувы и Якутии;
  •   показать, как изменилось представление о национальной одежде  в настоящее время и какие носят одежды современные представители  этих народов;
  •   провести  параллель между традиционной национальной одеждой и стилизованной современной;
  •   способствовать воспитанию патриотических качеств, чувства гордости за талант своего народа, который дарит познание красоты и добра;

        В соответствии с поставленной целью предстоит     решить следующие задачи:

  •    раскрыть и изучить элементы народной одежды жителей Тувы и Якутии,

провести между ними параллель;  изучить тенденции современной моды в одежде;

Объект   нашего исследования –  женская национальная одежда  народов  Тувы и Якутии.

        Актуальность данной   работы заключается в том,  что каждый народ чтит свои  традиции и обычаи,  сохраняют национальный  колорит, защищают костюмы, несмотря на современные  трансформации.  

Национальный  костюм – традиционный комплекс одежды, характерный 

для определенной местности, который использовался людьми  в повседневном и праздничном обиходе.  Отличается особенностями кроя, фактурой и колоритом ткани, характером декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей.

        Традиционные костюмы  жителей  Тувы и Якутии имели много   разновидностей: по половому признаку  (мужские/женские), по сезону   (летние/осенне-весенние/зимние), по  случаю ношения  (праздничные/  повседневные/свадебные).

        Зимой как тувинцы так и якуты свои  костюмы создавали из мехов  и  шкур

разных животных, потому что зимой было  холодно. Самое главное – тепло (полярный  климат Якутии) и удобство  (кочевая форма быта тувинцев).

        Крой женских костюмов был схож с   мужскими, отличаются только       декоративными элементами.

Традиционный тувинский халат  (тон женский)

Термином "ТОН" тувинцы называют верхнюю халатообразную  одежду.                Разновидности по сезонам:

        К зимним  относятся:

     1. "Аскыр негей тон"- шили из шкур четырехгодовалых баранов с  ворсом 8-10 см, носили самые сильные мужчины.

      2. "Негей тон"- шили из шкур годовалых баранов, коз с ворсом 4-5 см.

      3. "Додарлыг тон"- из овчины шили, он крылся тканью.

        К весенне-осенним тонам относятся:

      1. "Ой тон"- шили из шкур стриженных осенью баранов;

     2. "Сесиирге хураган кежи тон"- шили из шкур 5-6-месячных ягнят, крытых тканью.

     3. "Хурбе хураган кежи тон"- шили из шкур умерших при  рождении ягнят, крытых тканью;

     4. «Тарбаган кежи тон»- шили из шкур сурков.

     5. «Шекпен тон»- шили из прессованной грубой шерсти ручной  работы или войлока.

     6. «Хевенек тон»- шили из телячьей шкуры.

        К летним тонам относятся:

  1. «Хаш тон» или «элик кежи тон»- шили из тонкой кожи  оленей, косули.

     2.  «Чирик тон»- шили из ткани с вырезом сбоку.

  1. «Терлик тон» или «эдектиг тон »- шили из ткани с  подкладкой.

Выйдя замуж, женщина получала право носить самый  красивый халат –

эдектиг тон. От девичьего отличался округлой кокеткой, разноцветными поперечными  полосками под ней. Кокетка переходила в кыдыг –  вертикальные полосы по низу подола. На уровне бедра две  пуговицы соединяли левую и правую полы. Подол низа у  замужней женщины, в отличие от девичьего, усеченный,  словно открывшийся. Он как бы  освобождает дорогу  будущему рождению. А радужная полоса –  шалан,  начинающаяся от усеченного края, «заклинает» новое   богатство для рода.  

Главная деталь верха – пазуха (хоюн) является символом  защиты всего сокровенного, в том числе  напитка жизни  – святого материнского молока.

Знаки и символы тувинской одежды

Белый цвет - самый  символ чистоты, благородства, благополучия, добра, почета. Высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, юрта, человек с белой душой, белая одежда. Черный цвет  в  контексте тувинской символики он  олицетворяет разные понятия.  С одной стороны – это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны – несметные богатства, неисчислимое множество скота, чистота природных явлений.  В одежде этот цвет использовали, чтобы призвать силу и богатство и выразить принадлежность хозяина одежды к Северной стороне. Символизировали: красный цвет – радость, благополучие, синий – удачу, победу, золотой или желтый святость, божественность, высшую исключительность, серый – нищету, обездоленность.

        Тувинцы придавали большое значение не только цвету, но и буддийским символам, которых включали в качестве священных и могучих знаках в женские и  мужские головные уборы, украшения и подвески.

        Буддийские знаки имеют значение, а именно:

  • Нить счастья  – бесконечная любовь и сострадание ко всем живым существам;
  • Сосуд – долгая жизнь;
  • Колесо Учения – Учение  Будды Шакьямуни;
  • Золотые рыбы  – гармония;
  • Лотос  – чистота;
  • Чинтамани – исполнение желаний;
  • Три драгоценности – Будда, Учение Будды, Сангха.

Традиционный  якутский  костюм  (женский)

        Женские и мужские костюмы имели одинаковый крой. Они отличались только декоративной отделкой. Гардероб якутки обязательно включал аннах. Он   представлял собой кусок ткани, которым дамы прикрывали лицо.

Виды якутских костюмов:

  • Повседневный – для работы, охоты, поездки.
  • Ритуально-обрядовый – шаманский, свадебный.
  • Нарядный – для праздников и гостевых посещений.

Женская шуба носит название саныйах. Ее шили из шкур волка, росомахи,

лисы, соболя. Она обязательно присутствовала в свадебном костюме невесты и имела меховые вставки в виде крыльев на спине. Очень интересен традиционный костюм невесты. Его составляющие: наличное покрывало (аннах), ровдужная

рубаха, кожаные панталоны (натазники), ноговицы (наколенники), меховая доха. Головной убор напоминает шлем воина.

Знаки и символы якутской  одежды

Цветовая палитра и узоры, нанесенные на национальные женские якутские платья, несут смысловую нагрузку, связанную с  исторически сложившимся мировоззрением. Традиционная одежда  дает возможность полной интеграции в окружающую среду. 

        Принципы использования цвета:

  • Белый. Представляет собой символ солнца и дня. Эквивалентен молоку,

роль которого отведена традиционному жизнеутверждающему началу. Белый цвет использовался для подчеркивания святости, зарождения новой жизни и природных сил.

  • Синий. Его оттенки в якутской и чукотской культуре указывают на

вечность и постоянную верность сложившимся традициям. В мифологии голубое небо приобретает смысл прародителя всех живых существ. Подобные одеяния используются для национальных праздников.

  • Черный. Характеризует зло, смерть, но также и жизнеутверждающее начало.

До сих пор в ряде ситуаций из темной ткани изготавливаются ритуальные наряды.

        Основные образы – природы (деревья, огонь, солнце, снежинки)

Общие выводы по традиционной одежде

Таким образом, имея представление о  традиционных национальных женских костюмах  жителей Тувы и Якутии, можно сделать вывод, что  характерным признаком по изготовлению одежды является  удобство и климатические особенности.          

Не менее главным является еще и символика цвета,  знаков.  Главные образы вышивки на одежде:

  • узоры, орнаменты, буддийские символы, образы природы (огонь, река, горы,

солнце)(у тувинцев);

-  орнаменты, мозаики из меха, образы природы (огонь, ель, снежинка) (у якут);

Современная  стилизованная
национальная одежда

Современные тувинские и якутские  костюмы в 21 веке отличаются  более ярким оформлением. Используются национальные орнаменты и  довольно смелые формы. В то же время, традиционная специфика не  была утрачена. Новая интерпретация идей предлагает интересные  образцы, способствующие формированию молодежной моды.  Авангардный стиль отвечает мировоззрению нового поколения  народностей Якутии и Тувы.

  • Традиционные одеяния используются только в дни праздников.  На

сегодняшний день  в Туве и в Якутии развиваются модельные агенства, где  создают стилизованные национальные костюмы.  Участвуют в различных модных показах и получают призовые места.

  • Модельеры стараются использовать обширный спектр тканей и

разнообразных красочных фасонов. Несмотря на активное слияние исторических тенденций с новыми веяниями моды, до сих пор можно наблюдать прежние элементы костюма. Это особенно присуще платьям для свадебных церемоний и головным уборам.

В стилизованных национальных костюмах  используются орнаменты, узоры, образы (солнце, снежинка). Украшают мехами (лисьи, норки, соболя), но это только для придания красоты. Эти костюмы более легкие.  

Вывод

Таким образом, изучая и сравнивая традиционные и  современные национальные костюмы жителей Тувы и  Якутии, можно сделать следующие выводы:

  •  традиционные костюмы более сдержаны и символичны. Была очень

удобной для кочевого образа жизни,  отвечают климатическим  условиям (способствовала сохранению здоровья).

  • современные стилизованные костюмы несут яркие цвета. Имеют

назначение больше на показ зрителям, ежели на ношение в повседневной жизни.         

        Современные костюмы  несут в себе  определенный смысл

точно так же как традиционные костюмы, для создания модельеры  часто  обращаются  истокам.

        


Поделиться:

Свадьба в Малиновке

Как нарисовать портрет?

Алые паруса

Хитрость Дидоны

Сладость для сердца