• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Ученик и учитель растут вместе"

Опубликовано Венера Галимхановна Касаткина вкл 25.02.2023 - 22:53
Венера Галимхановна Касаткина
Автор: 
Ушаков Георгий

Одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников.   

Актуальность работы объясняется рядом причин:

- 200-летие одного из основателей российской педагогики К.Д.Ушинского. Его невероятные по богатству наследие не только не устарело, но и продолжает ставить перед педагогами важные вопросы — и одновременно отвечать на них;

- 2023 год  Президентом РФ объявлен Годом педагога и наставника в России, а это говорит «о высоком статусе этих специальностей в нашем обществе, о важности их работы, о повышении престижа учительской профессии».  

Работа  имеет как высокую исследовательскую значимость, так и практическую значимость. Собранные  материалы могут широко использоваться во время подготовки к  мероприятиям Года педагога и наставника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushakov_georgiy_sosh_no18_4_g.docx108.44 КБ
Файл uchitel_i_uchenik_rastut_vmeste.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Управление образования Исполнительного комитета

Муниципального образования г.Казани

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей № 23» Ново-Савиновского района г.Казани

V Республиканская конференция школьников им.Д.В.Вилькеева

«Вилькеевские чтения-2023»

Секция «Юный исследователь»

Научно –исследовательская (или исследовательская) работа

«Учитель и ученик растут вместе…»

 

Выполнил :Ушаков Георгий Александрович,                                                                                   ученик (ца)_4 Г класса                                                                                                                              МАОУ «СОШ №18 с углубленным изучением английского языка»                                                          Вахитовского района г.Казани

   Руководитель:  Касаткина Венера Галимхановна,                                                                          учитель МАОУ ««СОШ №18 с углубленным изучением английского языка»                                  Вахитовского района г.Казани

Казань-2023

                                              ОГЛАВЛЕНИЕ                                              стр.

  1. Введение.                                                                                                   3                                                                                              
  2. Основная часть.                                                                                        4                                                                                            

2.1. Понятие слов  «педагог-наставник», «наставничество»

2.2. Наставничество  в историческом аспекте

2.3. Учительская династия                                                  

3.  Практическая часть исследования                                                           7                                                                                                            

4.  Заключение.                                                                                                8

5.   Список используемой литературы (информационные источники)     9

 6.  Приложения, таблицы, иллюстрации                                                    10

Введение

Одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников.  

Актуальность работы объясняется рядом причин:

- 200-летие одного из основателей российской педагогики К.Д.Ушинского. Его невероятные по богатству наследие не только не устарело, но и продолжает ставить перед педагогами важные вопросы — и одновременно отвечать на них;

- 2023 год  Президентом РФ объявлен Годом педагога и наставника в России, а это говорит «о высоком статусе этих специальностей в нашем обществе, о важности их работы, о повышении престижа учительской профессии».  

Работа  имеет как высокую исследовательскую значимость, так и практическую значимость. Собранные  материалы могут широко использоваться во время подготовки к  мероприятиям Года педагога и наставника.

Предмет исследования: педагог-наставник-учитель; вклад учительской династии моей семьи в образование. Предмет нашего исследования довольно сложный, многоплановый.

Объект исследования: миссия учителя в истории  педагогики.

Цель моей работы:   роль педагога-наставника.

Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:

  •  исследование истории вопроса,
  • проведение социологического опроса, его интерпретация, логическое  обоснование,
  • изучение материалов из личного архива семьи Ушаковых, демонстрация значения учительского труда.

Для решения поставленной цели и задач был использован комплекс методов исследования: сравнительно-исторический анализ, систематизация информации при работе с источниками, архивной информации (семейный архив), социологический опрос, подготовка и презентация исследовательской работы.

Основная часть

Великое счастье встретить такого педагога, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. Хорошего учителя не забывают и вспоминают всю жизнь, рассказывая о нём друзьям и внукам, считая его идеалом добра и справедливости.

Педагог-наставник – это учитель-энтузиаст, открывающий перед ребенком дверь в мир знаний, закладывающий основы  его будущего. В большинстве случаев именно от наставника зависит успех ученика.

Наставничество – неформальный процесс передачи знаний, умений, навыков  от более опытного  и знающего, оказание ученику помощи и совета,   необходимой психологической поддержки во взрослении. Эта древнейшая форма обучения старшими младших прикладным знаниям, необходимому поведению, формирования у них жизненных ценностей и позитивных установок.

Своими корнями  наставничество уходит в доисторические времена  Первым профессиональным наставником (ментором), давшим имя всем будущим поколениям наставников, был древний грек Ментор. Этот герой древнегреческой мифологии был мудрым советчиком, пользовавшимся всеобщим доверием. Он стал примером мудрого и эффективного наставника.

Наставничество в России корнями уходит в историю нашего государства, где каждая высокопоставленная особа имела своего наставника. Начиная с X-XII веков, со времен Киевской Руси характер образования и воспитания в России находился по влиянием византийской традиции. Главным сосредоточением образованности и «книжности» были монастыри. Первые образованные люди на Руси вышли именно из монастырских школ. Киевские князья способствовали созданию и открытию школ в крупных городах – Киеве, Суздали, Новгороде, Полоцке, Чернигове. Князья и представители церкви, будучи литературно одаренными и образованными людьми, высказали много педагогических идей. Население Киевской Руси по уровню образованности намного превосходило жителей Западной Европы. Воспитанием детей занимались главным образом в семье и под наблюдением наставника – монаха-книжника или  приходского священника.

В эпоху Средневековья (XIV-XVII в.в.) развитию педагогической мысли и наставничества на Руси способствовала деятельность выдающихся деятелей культуры – Ивана Федорова, Кориона Истомина, Сильвестра Медведева. В 1687 году по проекту Симеона Полоцкого в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. Симеон Полоцкий был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской: Фёдора, Ивана, Софьи, и их единокровного брата Петра от Нарышкиной.  Одним из образованнейших людей последней четверти XVII века заслуженно является Карион Истомин –известный деятель русского просвещения, талантливый педагог, поэт и переводчик, монах Московского Чудова монастыря. В своей книге «Вразумление» он наставлял «мудрости» 11-летнего царя Петра I: «Учися ныне, прилежно учися. В младости твоей царь мудр просветися». Карион Истомин выступал последовательным и настойчивым певцом науки и просвещения. Он хотел учить всех: детей и взрослых, мужчин и женщин, рабов и слуг, православных и иноверных. В этом он видел источник силы, славы и богатства государства, его украшение и гордость. Основным проводником просвещения он считал школу. Поэтому горячо убеждал всех открывать школы, чтобы учить детей с самого раннего возраста. И в Казанском крае в эпоху Булгарского государства происходит становление и развитие организованных форм обучения (мектебе и медресе). Ю.Баласагуни, Кул, Мухаммедьяр - именно они оказали наиболее сильное влияние на развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли.

        Значительный вклад в развитие педагогики XIX века внес Константин Дмитриевич Ушинский, основоположник научной педагогики в России. К.Д.Ушинский считал, что развитие ребенка напрямую зависит от педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.

Среди педагогов-просветителей в области татарской педагогики значительное место занимает педагог-наставник Музафар Муштариев, который всю свою жизнь посвятил распространению передовых идей и знаний. Педагог-наставник   М. Муштариев стремился принести в татарское общество светское образование и русский язык. Эта цель сопровождала его на протяжении всей жизни.  Его слова «дети - цветы нашей жизни и будущее человечества» актуальны и по сей день.

Разговор о наставничестве, на мой взгляд, был бы не полный, если не вспомнить об учительских династиях. Это семьи, в которых есть несколько поколений педагогических работников: преподавателей, учителей, воспитателей. Именно в этих семьях процесс наставничества – многолетний, последовательный и очень тщательно отработанный, отработанный самой жизнью. Именно здесь  самые ответственные и заинтересованные наставники. Этот тип семейного наставничества характеризуется искренностью, отсутствием назиданий, менторского тона. Трудно представить, чтобы после звонка с урока учитель закрыл кабинет на ключ и до следующего  рабочего дня забыл обо всех школьных проблемах. В учительских семьях каждый день – мини-педсоветы: проработка учебной проблемы, поиск путей разрешения конфликтной ситуации, выявление причин неуспешности школьника, совместное изготовление наглядных пособий и создание презентаций к уроку, сопровождение детей на экскурсию…

Я - наследник, потомок учительской  династии. Ей более 100 лет. Три поколения учителей.

Прапрабабушка Жук Анна Фёдоровна и ее сестра Горшенина Варвара Фёдоровна -учителя начальных классов. До революции работали г. Северное Оренбургской области. После революции Варвару Фёдоровну направили в Казахстан. Через несколько лет она переехала в Самару, там работала до пенсии. Варвара Федоровна заслуженный учитель РСФСР.  За многолетний учительский труд обе награждены орденом Ленина.

Жук Мария Дмитриевна (прабабушка) - учитель математики, ветеран труда, Отличник народного просвещения. Жук Мария Дмитриевна (моя прабабушка) родилась в 1931-2009, Жила и работала   Бугульме, в школе- интернате для детей с ограниченными возможностями. Преподавала математику у слабослышащих детей.

Шаповалова Анна Константиновна (двоюродная бабушка), родом из Бугульмы, закончила Лениградский педагогический институт.   Работала учителем математики в гимназии №116    Санкт-Петербурга. Ее учительский стаж 43 года. Награждена почетной грамотой как победитель конкурса лучших учителей РФ.

Практическая часть исследования

Учитель! Как много в этом слове… какой он современный учитель? Представляю результаты соцопроса. (Приложение).  В качестве объекта исследования были выбраны демографические группы по возрастному  признаку. Сроки проведения опроса ноябрь-декабрь  2022 г. Помимо  этого, к работе имеется проект – обращение к президенту РТ, при необходимости будет представлен  на очный тур НПК. Результаты исследования подтверждают тот факт, что какими бы современными ресурсами не владел учитель, ключ к успешному обучению кроется в умении заинтересовать ребят, пробудить в них живой интерес к предмету и , считаю, - это основная функция педагога-наставника.

Заключение

Решение посвятить это год Учителю еще раз подтверждает значимость для общества гуманистической миссии, которая лежит в основе профессии. Ведь именно талантливый педагог, опытный наставник открывает детям путь к познанию и развитию, достижениям и открытиям.

И в заключении моего вступления, желаю ребятам найти точку соприкосновения с учителем. Потому что когда один стремится дать знания, а другой получить их, то всегда получится хорошее.

Список используемой литературы (информационные источники)

  1. Кочкина С.Н. Роль педагога-наставника в современном мире. Педагогика:история, перспективы.2020. Том 3.
  2. Антипин С.Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования. Нижний Новгород, 2011.
  3. Мухаметшин, А.Г. Из истории педагогической мысли в Татарии / А.Г. Мухаметшин// Высшее образование в России. - 2008. - №1
  4. Мухаметшин, А.Г. Педагогическая мысль булгар-татар в Казанском крае: VIII - начало XX вв.: монография /А.Г. Мухаметшин. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  5. Мухаметшин, А.Г. Педагоги - просветители Булгарского государства. /А.Г. Мухаметшин // Народная педагогика - основа воспитания подрастающего поколения. - Казань, 1993
  6. Культура, литература и история родного края: Экспериментальная программа. 1-4 классы.- Казань, 1988
  7. http://frazy.su/28533-citaty-ob-uchitele-i-pedagogicheskoy-professii\ 

 

 

Приложение

Результаты  исследования (опроса) по возрастным группам

 Родители обучающихся класса, представители старшего поколения (бабушки и дедушки)

Ученики 4- классов


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

V Республиканская конференция школьников им. Д.В.Вилькеева « Вилькеевские чтения-2023» Секция « Юный исследователь » проектно - исследовательская работа «Учитель и ученик растут вместе…» Выполнил : Ушаков Георгий, ученик 4 Г класса МАОУ «СОШ№18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г.Казани Р уководитель : Касаткина Венера Галимхановна, учитель начальных классов высш. кв.категории МАОУ «СОШ №18 с углубленным изучением английского языка»

Слайд 2

. Объект исследования : миссия учителя в истории педагогики. Цель моей работы : роль педагога-наставника. Исходя из поставленной цели определены следующие задачи : исследование истории вопроса, проведение социологического опроса, его интерпретация, логическое обоснование, изучение материалов из личного архива семьи Ушаковых, демонстрация значения учительского труда. Предмет исследования: педагог-наставник-учитель; вклад учительской династии моей семьи в образование. Предмет исследования довольно сложный, многоплановый

Слайд 3

Ментор Наставник Педагог Педагог-наставник – это учитель-энтузиаст, открывающий перед ребенком дверь в мир знаний, закладывающий основы его будущего. В большинстве случаев именно от наставника зависит успех ученика.

Слайд 4

X - XII в., Киевская Русь Константинопольская философская школа. Первые школы Древней Руси

Слайд 5

XIV - XVII в.в.- эпоха Средневековья Иван Федоров Корион Истомин Сильвестр Медведев Симеон Полоцкий 1687 «Учися ныне, прилежно учися. В младости твоей царь мудр просветися»

Слайд 6

Эпоха Булгарского государства Юсуф Баласагуни Мухаммедьяр Махмуд Хаджи улы Кул Гали́

Слайд 7

XIX век Константин Дмитриевич Ушинский Музафар Муштариев «Дети - цветы нашей жизни и будущее человечества»

Слайд 9

Жук Анна Федоровна Жук Варвара Федоровна, заслуженный учитель РСФСР Учительская династия

Слайд 10

Жук Мария Дмитриевна (моя прабабушка). Отличник народного просвещения ГБОУ « Сокольская школа-интернат» Бугульминского района РТ

Слайд 11

Шаповалова Анна Константиновна (моя двоюродная бабушка) ГБОУ «Гимназия №116 Санкт-Петербурга .

Слайд 12

Учитель! Как много в этом слове… какой он современный учитель?

Слайд 14

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...» Конфуций

Поделиться:

Пчёлы и муха

Ледяная внучка

Цветение вишни в лунную ночь

Барсучья кладовая. Александр Барков

Смекалка против Змея-Горыныча