• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Какие домашние обязанности у сельских детей"

Опубликовано Орешкова Наталья Владимировна вкл 02.03.2023 - 9:24
Орешкова Наталья Владимировна
Автор: 
Шевлякова Анна

Актуальность работы состоит в следующем: проблема домашних обязанностей детей во все времена является  одной из главных в каждой семье, потому, что именно обязанности с детского возраста развивают трудовые навыки, воспитывают в детях трудолюбие и чувство ответственности. Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира, а также для проведения классного часа и родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа "Какие домашние обязанности у сельских детей" 495.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Разъезженская средняя школа»

Какие домашние обязанности имеют сельские дети?

 

Автор: Шевлякова Анна, ученица 3 класса

Руководитель: Орешкова Н.В.

учитель начальных классов

с. Разъезжее, 2023 г.

Введение

Я живу в селе Разъезжее. У меня большая семья, мама, дядя Саша, старший и младший братья, маленькая сестренка. Мама в большой семье постоянно занята домашними делами, много времени тратит на присмотр за младшей сестрой, ей один год. Я  должна помогать своей маме. Я решила узнать, какие домашние обязанности имеют сельские дети.

Объект исследования: детские обязанности.

Предмет:   выполнение детьми обязанностей по дому.

Гипотеза: предположим, что каждый сельский ребёнок имеет обязанности по дому.

Цель исследования: выяснить,  какие обязанности по дому имеют сельские дети.

Задачи:

  1. выяснить, что означает слово «Обязанность» и изучить   литературу и узнать историю детских обязанностей в сельской местности;
  2. составить перечень детских обязанностей;
  3. рассказать, как я выполняю свои домашние обязанности;
  4. выявить у учащихся начальной школы, какие они выполняют домашние обязанности, как к этому относятся их родители.

Методы исследования:

- анализ литературы и других источников информации;

- анкетирование учащихся и их родителей;

-  интервью с бабушкой. 

 Дата и место проведения моего исследования.

Исследование проводилось в МБОУ «Разъезженская средняя школа», в январе - феврале 2023 года.

Актуальность работы состоит в следующем: проблема домашних обязанностей детей во все времена является  одной из главных в каждой семье, потому, что именно обязанности с детского возраста развивают трудовые навыки, воспитывают в детях трудолюбие и чувство ответственности. Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира, а также для проведения классного часа и родительского собрания.

  1. Теоретическая часть

1. 1. Из истории детских обязанностей на селе.

 Обязанность – это совокупность дел, поручений, возложенных на кого-либо и обязательных для выполнения; определенный круг действий, связанных с исполнением какой-либо должности. [2]

В другом источнике обя́занность, -и, ж. Круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения. [1]. То есть, обязанности – это какие – либо дела, поручения, которые мы обязаны  выполнять.  

Какие же обязанности выполняли мои сверстники, живущие на селе, раньше? Во времена Древней Руси обязанности полагалось распределять  в зависимости от пола ребенка. При этом воспитание строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребенку. Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда. Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, наколоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери [3].

https://www.nra-russia.ru/pic/art/2016/07/02/06/art_2016-07-02_04.jpgДевочки присматривали за младшими братьями и сёстрами, помогали матери по хозяйству, учились у неё прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду.

Помимо выше перечисленного, девочка к десяти годам помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину (Рисунок 1).  

Мальчиков учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, теплыми, непромокаемыми.   Интересен факт, что мальчик не был обязан ухаживать за младшими братьями и сестрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжелой работе девочек не привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату.  В зимнее время мальчики ухаживали за скотом, плотничали, занимались несложными видами мастерства.

 Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям [5].  

  Прихожу к выводу, обязанности на селе распределялись в зависимости от пола ребёнка и времени года.

  1. Обязанности сельских детей в современном мире.

Мы составили примерный перечень обязанностей для детей младшего школьного возраста, который затем включили в анкетирование.

Обязанности, которые выполняют дети в зависимости от места проживания, представлены в таблице 1.

Таблица 1

 Обязанности городских и сельских детей

Обязанности сельских детей

Утилизация мусора

Прополка гряд

Полив  комнатных растений

Посадка растений

Уборка в своей комнате

Посев семян

Помощь в приготовлении пищи

Копка картофеля

Мытьё посуды

Полив огорода

Мытьё полов

Принос дров с улицы в дом

Разбор купленных продуктов

Расчистка дорожек от снега

Присмотр за младшими братьями и сестрами

Сбор урожая (ягод, фруктов и овощей)

Кормление  домашних животных (кошек, собак, хомяков и др.)

Присмотр за домашней птицей (цыплятами, утятами, гусятами)

Покраска несложных изделий (забора, скамейки и др.)

Таким образом, у детей, живущих в сельской местности и в настоящее время много домашних обязанностей.

 

  1. Практическая часть

2.1. Мои домашние обязанности

До школы я жила с моей бабушкой Ниной. Моя бабушка говорит, что выполнять домашние обязанности очень полезно. Бабушка рассказала мне, как я ей помогала до школы (аудиозапись): «Когда Аня была маленькая, помогала мне в огороде. С 3-х лет она ходила со мной в огород, собирала огурцы, морковку дергала и лук. С 4-х лет мы с ней стали по грибы в лес ходить. Перебирать помогала все грибы. Посуду помогала мне мыть, пирожки стряпать. С 4-х лет начали учить с ней буквы. К 5 годам мы с ней начали потихоньку читать. Аня в 5 лет красиво рисовала, лепила хорошо. Послушная и хорошая девочка, росла помощницей»

         Сейчас, я самостоятельно убираю свою комнату. Стараюсь  не разбрасывать вещи, чтобы уборка не занимала много времени: вытираю пыль с мебели и подоконника, пылесошу ковер и мою пол (фото 1).

Фото 1

C:\Users\User\Desktop\Исследовательская Шевлякова А 23\фото\IMG-20230212-WA0003.jpgC:\Users\User\Desktop\Исследовательская Шевлякова А 23\фото\IMG-20230212-WA0009.jpgC:\Users\User\Desktop\Исследовательская Шевлякова А 23\фото\IMG-20230212-WA0006.jpgC:\Users\User\Desktop\Исследовательская Шевлякова А 23\фото\IMG-20230210-WA0018.jpg

C:\Users\User\Desktop\Исследовательская Шевлякова А 23\фото\IMG-20230212-WA0008.jpgНедавно моя мама принесла в дом маленькую собачку, заботы у меня теперь добавилось. Я кормлю её (она ест уже почти всё, любит больше всего мясо, хотя ей 1 месяц),  мы с ней играем в «догоняшки», я слежу, чтобы она не напакостила. Мы назвали собачку Лялей. На улице у нас живёт Грей, он уже взрослый и большой, наша с братьями обязанность его кормить.  Я иногда отцепляю его и играю с ним в ограде. Я много времени уделяю уходу за домашними животными. Мне нравится ухаживать за ними. Я давно уже решила, что стану ветеринарным врачом (фото 2).

C:\Users\User\Desktop\Исследовательская Шевлякова А 23\фото\IMG-20230210-WA0015.jpgУ меня младшая сестрёнка Лена, мне нравиться с ней играть. Я люблю нянчиться с малышами, поэтому часто хожу в гости к моей тёте Анжеле, у неё двое маленьких девочек, я помогаю тёте за ними присматривать. Мои маленькие сестрёнки называют меня няней, мне это очень нравится.

Помогаю на кухне в приготовлении пищи. Мою овощи и фрукты, очищаю яйца от скорлупок. Тётя Анжела научила меня заводить тесто на блины и даже наливать его на сковороду (фото 3). 

 В зимнее время обязанностей не так уж много:  помочь подбелить печку, подмести от снега крылечко. 

Летом работы в сельской местности прибавляется, так как необходимо помогать на огороде. С братьями мы пололи и поливали грядки.

C:\Users\User\Desktop\Исследовательская Шевлякова А 23\фото\IMG_20230213_142259.jpgСобирали урожай: ягоду (у нас много клубники), из которой я сама умею готовить домашний йогурт (молоко смешать с ягодой и сахаром), кабачки (мы с мамой делали кабачковую икру).  В начале осени много времени уходит на копку картофеля. В этом году картошка уродилась на славу (фото 4).

         Осенью мы делали ремонт. Я помогала окрашивать пол.

        Мне нравится выполнять мои обязанности.

2.2.        Обязанности детей начальной школы.

Анкетирование в начальных классах мы провели с целью выяснить, какие обязанности есть у моих сверстников дома, выполняют ли они их. Также мы опросили и родителей с целью узнать выполняют ли обязанности ребята, и как к этому относятся родители. Вопросы анкет в некоторых случаях совпадали. Всего в анкетировании приняли участие 12 детей и их родителей.

Первый вопрос анкеты показал, что все мои сверстники помогают  родителям и родители эту информацию полностью подтвердили. Второй вопрос был задан с целью выяснить мнение опрашиваемых, необходимы ли домашние обязанности. Все, родители и дети считают, что домашние обязанности у сельских детей  должны быть. Анализ третьего вопроса показал, что детям на 100% нравиться помогать,  и 93%  родителей устраивает детская помощь (диаграмма 1).

Цель четвёртого вопроса была: выяснить, по какой причине ребёнок помогает родителям. Результаты показали, что 8 детей помогают по своему желанию, проявляя свою инициативу, остальных нужно просить, заставлять детей, чтобы помочь родителям не приходится (диаграмма 2).

Пятый вопрос показал, что дети начали выполнять свои обязанности в возрасте от 3 до 7 лет. Причём ответы детей абсолютно совпали с ответами родителей (диаграмма 3).

Проанализировав ответы, на следующий вопрос, мы выяснили, сколько времени тратят дети на выполнение домашних обязанностей. Первоклассники и второклассники тратят от 30 минут до 1, 5 часа. Учащиеся 3-4 классов от 1, 5 до 3 часов.  

Ответы на следующий вопрос мы сделаем в сравнении. В этом вопросе были перечислены обязанности, которые могут выполнять дети моего возраста. Размещу только те обязанности, которые выбрали более половины детей. Результаты представлены на диаграммах 4 и 5.

Таким образом, в ходе анкетирования были выявлены обязанности, которые выполняют мои сверстники, живущие в сельской местности.

Заключение

В ходе выполнения исследовательской работы моя гипотеза подтвердилась. Действительно, мы выяснили, что у всех детей есть обязанности по дому.  Мы узнали, какие обязанности были раньше и сейчас. Составили перечень детских обязанностей, разделив их в зависимости от места проживания.  Рассказывая о своих обязанностях, я поняла, как это важно с малого возраста помогать своим родителям.  

Список литературы:

  1. Ожегов С.И.  Словарь русского языка: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. – 896 с.
  2. Универсальный словарь по русскому языку. – СПб.: ИГ «Весь», 2009. – 1184с, 887 с.
  3. https://lifehacker.ru/2015/03/22/dety-i-obyazannosti-po-domu/
  4. https://masterok.livejournal.com/7026027.html
  5. https://nra-russia.ru/glavnaya/roditelskoe-prosveshhenie/poleznoe-chtenie/chto-umela-10-letnyaya-devochka-100-let-nazad-na-rusi.html 


Поделиться:

Сказка об одной Тайне

Два Мороза

Сила слова

Ледяная внучка

Фокус-покус! Раз, два,три!