Этот проект был создан для Муниципальной научно-практической конференции школьников «Одиссея разума - 2022»
Вложение | Размер |
---|---|
Учебно-исследовательская работа: «Семейный альбом –источник Памяти» | 79.11 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная школа с. Абабково
Муниципальная научно-практическая конференция школьников
«Одиссея разума - 2022»
Секция: историческая
Номинация: учебно-исследовательская работа:
«Семейный альбом - источник Памяти»
Выполнила: Краюшкина Алина Алексеевна
ученица 9 класса МБОУ ОШ с. Абабково
Руководитель: Голубева Светлана Владимировна
учитель истории и обществознания
2022
Содержание
Введение……………………………………………………………3 стр
Глава I: Семейный альбом как транслятор исторической памяти прошлого…………………………………………………………...6 стр
Глава II: По страницам семейного альбома………………….....12 стр
Заключение……………………………………………………….14 стр
Литература………………………………………………………..15 стр
Приложение………………………………………………………16 стр
Введение
В истории нет неинтересных периодов, и вопросов, которые она ставит перед исследователями, множество. ХХ век стал одним из драматичных в истории России. Несмотря на близость этого времени, сохранение исторической памяти становится важнейшим фактором становления самосознания российского общества. В настоящее время появились новые подходы в изучении истории России, позволяющие раскрыть ее целостный образ. Вокруг нас уже немного живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать всё возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, осталось, и стало историческим свидетельством эпохи. Поэтому, анализируя повседневную жизнь можно найти ответ на часто возникающий вопрос: как могли люди выживать и сохранять человеческое достоинство в экстремальных условиях войны, террора, голода и послевоенной разрухи?
Но даже в эти периоды люди дружили, любили друг друга, воспитывали детей, устраивали свой быт. Занимаясь историческими изысканиями, можно увидеть, из чего складывалась ежедневная жизнь людей. Как люди приспосабливались к жизненным обстоятельствам, почему не протестовали, когда, казалось бы, должны были это делать, не сопротивлялись, когда должны были сопротивляться. Или, наоборот, как люди могли непостижимым образом побеждать естественный страх.
В этом году мы будем отмечать 77-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Но война ещё не ушла с нашей земли. Очень часто, бывая на местах сражений, еще можно увидеть обвалившиеся, обмелевшие и заросшие травой окопы, ржавые гильзы и ржавые пробитые каски. Груда металла, борта полуторок, резина и множество предметов военного снаряжения до сих пор разбросаны по лесам и в воде, в местах отступлений, переправ и кровопролитных сражений. Но самое главное - это кости и черепа солдат, которые каждый год находят, и не только поисковые отряды.
Мы, живущие в стране, победившей фашизм, до сих пор не похоронили с почестями своего последнего солдата, потому что и в XXI веке не знаем точное число погибших.
Мы до сих пор не наградили всех тех, кто кровью и потом заслужил свои медали и ордена в годы войны, потому что не всех еще разыскали. Да и разыщем ли? Между тем каждый год от нас уходят ветераны. А сколько их встретит следующий день победы? Мы не знаем.
В нашем школьном музее собран большой материал об участниках Великой Отечественной войны, имена погибших увековечены на мемориальной доске памятника павшим воинам нашего села. Среди участников войны – мои прабабушка и прадедушка, прошедшие через все испытания и прожившие всю жизнь с памятью о Великой Отечественной войне. Мне захотелось больше узнать об этом. А помог мне в этом наш старый семейный альбом.
Благодаря фотографиям, жизнь в наши дни обретает особое звучание и ценность как объективное, не затронутое страстями времени свидетельство. Сквозь призму исторического опыта, сквозь магический кристалл времени в них проглядывает глубокий человеческий смысл. Даже многое из того, что кажется сейчас наивным, излучает простодушие и подкупает чистосердечностью.
Такой милый старомодный альбом есть в каждом доме, и с ним связаны наши детские теплые воспоминания. Когда любимая бабушка бережно доставала его из ящичка, чтобы показать, какими были они в нашем возрасте. И это было настоящим открытием! Конечно, все мы уже знали, что бабушка и дедушка жили на свете задолго до нашего рождения, но вот увидеть, как они выглядели, как были подстрижены и одеты, да услышать сопутствующий моменту рассказ бабушки — все это бережно хранится в нашей памяти и сегодня.
Объект нашего исследования - историческая память о военном и послевоенном времени, закрепленная в документах и фотографиях, хранящихся в семейном альбоме.
Предмет исследования – судьбы двух значимых для нашей семьи людей, моего прадедушки, Козина Александра Семеновича, героя-фронтовика, и моей прабабушки, Козиной Марии Ивановны, испытавших на себе весь ужас военных лет.
Цель: проследить, как могут сохранять историческую память семейные альбомы спустя 77 лет со дня Великой Победы?
Гипотеза: Если ты знаешь историю своей семьи, то невозможна потеря связи поколений.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что нами сделаны попытки переосмысления событий и героев Великой Отечественной войны с позиции отдельной трагической личности в безвыходной для него ситуации. И конечно, эта история – дань уважения исторической памяти каждой отдельной семьи, на которой война оставила неизгладимый отпечаток.
Задачи исследования:
1. Изучить наш семейный фотоальбом, как транслятор памяти;
2. Проанализировать этапы фронтовой и послевоенной судьбы прадедушки и прабабушки с помощью открывшихся материалов семейного фотоархива;
3. Выявить, как история нашей страны может рассматриваться и отражаться через призму фотографии и документов семейного альбома;
4. Доказать, что семейный альбом выполняет функции единственного источника хранения фамильной памяти о Великой Отечественной войне и передачи ее потомкам.
Методы исследования: 1. Библиографический.
2. Работа с архивами.
3. Беседа с родственниками
4. Анализ и просмотр фотоматериалов
Глава I
Семейный альбом как транслятор исторической памяти прошлого
Память - это сокровище, которое у человека не отнять, не растоптать, не сжечь, не купить. Память может сохранить многое: и детские воспоминания, дорогие нашему сердцу, и драгоценные воспоминания мамы, и целую жизнь бабушки ... Память - то богатство, которое лишь преумножается с годами, с каждой новой встречей, с каждым воспоминанием. В центре нашего внимания история о том, как передается семейная память из поколения в поколение, с отсчётной точки 1945 года.
Память человека как жизнь большого города. Здесь свои улочки, свои сады, свои достопримечательности. Здесь уживаются вместе мода разных времен, разные вкусы, разные пристрастия, разные песни ... В этом городе Памяти на одной из его улиц есть Дом-память - дом с глазами нашей бабушки. В этом Доме живут воспоминания.
Интерес к семейному прошлому часто возникает из естественных вопросов: «Расскажи, когда ты была маленькой, как вы жили?»; или «А где прадед воевал?»
На чердаке старого деревенского дома у нас сохранились некоторые прадедушкины инструменты. Можно отнестись к ним как к старому ненужному хламу, а можно, перебирая их и складывая снова в ящик, вслух размышлять о том, каким умельцем был дед. К таким вещам можно отнести молоток, мастерок, затирочная доска – руки гладкие, отполированные временем.
За каждой такой сохранившейся в семье вещью — череда воспоминаний, памятные события, происходившие с нашей семьёй. Мы перебираем документы, оставшиеся с тех далёких лет: военный билет, удостоверение участника Великой Отечественной войны, удостоверение к медали за победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг, Красноармейская книжка. Они уже давно стали нашими семейными реликвиями. ( см. Приложение 1). К таким вещам можно отнести и семейный фотоальбом.
Семейный альбом – это традиция с многолетней историей, это книга памяти, история семьи, рассказывающая обо всех её значимых и важных событиях. Листая семейный альбом, можно увидеть историю жизни семьи, её традиции и самые памятные мгновения. В каждой семье есть свой семейный альбом, в котором есть фотографии родственников-фронтовиков…
Есть такой альбом и у нас. Этот альбом – наша семейная ценность, ему уже свыше пятидесяти лет. Этот альбом зеркальное отражение прошлой жизни. В этом альбоме запечатлено Время.
С пожелтевших фотографий на нас смотрят сосредоточенные, преисполненные важностью момента, лица. Каждым снимком писалась история. И фронтовые снимки красноречиво указывают нам на историю нашей Родины, не позволяя нам забывать о подвигах наших прадедов, подаривших нам мирную жизнь. ( см. Приложение 2).
О своём прадеде, Козине Александре Семёновиче, я знаю с раннего детства. Но вот его военная биография была мне незнакома. Недавно, перебирая старые семейные альбомы, я встретилась с тем, что меня потрясло, с историей моего прадеда и прабабушки; заставило глубже пересмотреть их жизнь и найти своё место в ней. Альбом мы смотрели вместе с бабушкой, и я попросила ее рассказать о жизни моих прабабушки и прадедушки…
Из воспоминаний моей бабушки – Краюшкиной Натальи Александровны:
«Мой отец родился в с.Абабково 23 апреля 1916 года. Жил с матерью и двумя сёстрами, дед погиб в гражданскую войну. В 1923 году пошёл в первый класс, в 1927 закончил начальную школу, больше классов в школе не было, и стал помогать матери по хозяйству: пас корову, косил траву, помогал матери в колхозе. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, стал работать в колхозе и учиться профессии: очень ему хотелось дома строить, значит надо быть каменщиком. В 1935 году началась мобилизация молодёжи на строительство Павловского автобусного завода. И там встретил красивую девушку невысокого роста Машу Манакину, которая тоже по мобилизации приехала из д.Гавриловка Гагинского района. Через год они поженились, в ноябре 1937 года родился первый сын – Михаил, а в январе 1940 года – второй сын – Валентин. Все было хорошо: семья была счастлива, подрастали дети.
Но… В ночь на 21 июня 1941 года начинается страшное, чёрное время, как вспоминала моя мама.
В июле 1941 года Козин Александр Семёнович был зачислен телефонистом в Первый зенитный артиллерийский полк. В марте 1943 года был принят курсантом во Второй учебно-строевой полк, а с июня 1943 года был командиром отделения автоматчиков 18-ой воздушно-десантной бригады.
Военную присягу принял 8 августа 1941 года.
Мой папа вернулся с войны. Он прошёл её от начала до конца (его призвали в июне 1941года, а вернулся в сентябре 1945 года гвардии старшим сержантом, командиром подразделения связистов).
К сожалению, мы мало знаем о его фронтовых дорогах. Знаем, что он был связистом, воевал, налаживая, исправляя, восстанавливая связь, так необходимую во время боя, знаем, что был дважды ранен. А ещё знаем о его наградах за участие в боевых действиях. Мой прадед был награждён медалью «За отвагу» и орденом Красной звезды… Прадед не любил рассказывать о войне, когда смотрел кинофильмы о войне, всегда плакал, и мы не знаем, за что он был награждён орденом. Из записи Центрального Архива мы узнали, что орденом Красной Звезды он был награждён 18 марта 1945 года, в самом конце войны. Но тогда никто не знал, когда он будет, этот конец. Осталось несколько его документов: орденская книжка, книжка красноармейца, военный билет и несколько фотографий. Это всё. Ещё осталась память.
Тем более приятно подержать в руках эти старые книжки. Вплотную прикоснуться к их жизни, посмотреть на старые пожелтевшие фото. Старые реликвии, спасибо вам, что вы – напоминание о живых людях, принёсших победу в каждый русский дом. Они рано умирали, не доживали до старости, ведь война, и, закончившись, продолжалась в них.
Вот фотография, которая была с ним всю войну: это мама, жена и два маленьких сына, за которых он очень переживал: выживут ли?»
К сожалению, ни о каких других "геройствах" она больше не знает. И здесь немалую помощь исследователю могут оказать сведения, почерпнутые на интернет-сайтах о Великой Отечественной войне, где имеется информация о крупных операциях, о формировании и структуре Красной армии, о военной технике, о подвигах личного состава и т.д. Мы с бабушкой обратились к сайту «Подвиг народа», который значительно облегчает поисковую работу документов военных лет.
«Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» представляет все имеющиеся в архивах Министерства обороны Российской Федерации документы о ходе главных боевых операций и их итогах, о подвигах героев и наградах. ( см. Приложение 3)
Из архивных документов я узнала о наградах моего прадедушки и о его боевом пути. 30 июля 1944 года мой прадед был награждён медалью «За боевые заслуги». Об этом имеется запись в приказе № 02/н от 30.07.1944г (см. Приложение 4). А 22 апреля 1945 года Козин Александр Семёнович получил Орден Красной Звезды. Об этой награде свидетельствует запись в приказе № 015/н от 22.04.1945г. (см. Приложение 5).
Так же были найдены документы подтверждающие отвагу и храбрость моего прадеда в боях (см. Приложение 7).
Изучив красноармейскую книжку, я узнала, что мой прадедушка за время прохождения службы совершил 16 прыжков с парашютом: четыре прыжка с самолета ЛИ-2, двенадцать прыжков с аэростата. Последняя запись в документе датирована 26 декабря 1945 года: 3-ий стрелковый полк, рота автоматчиков. (см. Приложение 6)
Таким образом, чем взрослее человек, тем острее становится его интерес к своей родословной. Только вот не всегда мы можем этот интерес удовлетворить из-за собственных скудных познаний. Именно поэтому так важно сохранить в памяти молодого поколения то, что уцелело: воспоминания о прошлом, о событиях, о близких и далёких родственниках, о семейных традициях. Важно и «вещественное» воплощение этой памяти: семейные альбомы с фотографиями, старые письма и документы, книги, бывшие спутниками семьи на протяжении многих лет, памятные вещи, реликвии, предметы быта, утратившие свою материальную ценность, но сохранившие ценность нравственную, психологическую. В них та ниточка, которая связывает одно поколение с другим.
Глава 2
По страницам семейного альбома…
В годы Великой отечественной войны советский народ совершил великий подвиг не только на поле битвы, но и в тылу. Тыл - какое крепкое по звучанию слово. Тыл – это второй фронт. А держался он на самой слабой половине человечества. Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин.
Женщина и мать – слова – синонимы. Многое пережили наши женщины в годы Великой Отечественной войны. Какая безумная тяжесть легла на их хрупкие плечи! Вместе с воинами они ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери и жены за мужчин, ушедших на фронт!
Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещает слово милосердие. Есть и другие слова: сестра, жена, друг и самое высокое – Мать.
Мой прадед был настоящим героем, но сделала его таким семья. Не было тогда семей, которых не постигла злая участь войны. Уходя на фронт, Александр Семёнович оставил дома жену – мою прабабушку, Козину Марию Ивановну, двух сыновей, сестру и мать. Говорят, война – не женское дело, но без женщин не было бы той победы… Женщина даёт жизнь, женщина сберегает её, «Женщина» и «жизнь» два неразделимых понятия. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей родины.
Всю войну семья моего прадеда ждала его. Моя прабабушка работала в полевой бригаде колхоза, занималась хозяйством, растила сыновей, терпела все лишения войны. И ждала, ждала и верила, что её Саша вернётся домой.
Моей семье повезло. Мой прадед вернулся домой живым. С января 1946 года работал в колхозе каменщиком/штукатуром. В селе Абабково много зданий построено его руками: здание Дома культуры, школы, конторы, фермы колхоза им.XXI съезда КПСС /сейчас это называется ЗАО «Абабковское»/ и многое другое. (см Приложение 8)
После войны в семье моих прабабушки и прадеда друг за другом родились ещё четверо детей: долгожданная дочка / сентябрь 1946 г./, два сына /1949, 1952/ и моя бабушка /1956 год/, её ласково называли «поскрёбыш». В семейном альбоме мы нашли фотографии, сделанные в 1958 году и 1960 годах, на которых изображены мои прадедушка и прабабушка вместе с их младшими детьми. Фотографии сделаны для старших сыновей Михаила и Валентина, которые были призваны в армию.
За воспитание шестерых детей прабабушка получила медаль Материнства. (см Приложение 9) Мария Ивановна всегда радела душой за всех своих детей. Она посвятила им свою жизнь, как настоящая женщина-мать.
Я горжусь своими прабабушкой и прадедушкой, которые, несмотря на все сложности и беды, воспитали достойных людей.
Заключение
Воспитание памяти о роде своём, своей семье, о себе самом — начало воспитания всякого человека, который понимает, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью всего народа, с жизнью других людей. Важно уметь сохранить эти вещественные знаки, символы детства, напоминания о прошлых событиях, увлечениях, интересах, поступках…
Изучив материалы из семейного архива, фотографии, данные с официального сайта «Память народа», побеседовав с родственниками, я многое узнала из жизни прадедушки и прабабушки семьи Козиных. Гипотеза подтвердилась. Связь поколений в нашей семье не будет потеряна с годами, если мы трепетно будем относиться к реликвиям, а старые фотографии заговорят живым голосом истории.
Война оставила след в моей семье, отразилась на судьбе прадедушки. Мы должны помнить о родных, которых уже нет с нами, гордиться подвигами прадедов. Подвиг - это пройти все ужасы войны и вернуться домой живым, я так считаю. Прадедушка для меня стал Героем, совершившим величайший подвиг, прошедшим через всю войну, и подаривший мне жизнь своего рода и Победу.
Перебирая старые семейные архивы, практически невозможно найти в них случайные снимки. Таким образом, семейный альбом выполняет функции хранения фамильной памяти, идентификации семьи, её сплочения. Зачастую семейные снимки остаются практически единственным, что связывает разросшуюся семью. Я это вижу на примере моей собственной семьи. История семейной фотографии такая же длинная, как история самой фотографии. Изначально семейная фотография служила своего рода кирпичиком в семейной летописи, скрепляя судьбы разных поколений – мою и моих знаменитых предков. Загляните в свой семейный фотоархив. Как много там снимков, которые ждут вашего внимания!
Я закрываю семейный альбом, который хранит фотографии счастливых людей, моей семьи. К сожалению, многих давно уже нет с нами. В этом альбоме храниться очень много ярких воспоминаний. Так история жизни нашей сплетается с историей жизни других людей, чтобы стать частью большой истории Великой России.
Практическая значимость моей работы на сегодня актуальна, так как может быть использована как материал на уроках истории, краеведения, во всех внеклассных мероприятиях, как дополнительный материал при изучении исторических событий, как источник воспитания нравственности и патриотизма.
Литература и Интернет-ресурсы:
1. Архив школьного музея МБОУ ОШ с. Абабково;
2. Архив библиотеки дома культуры с. Абабково;
3. Семейный архив Козиных;
4. «Память народа» поиск документов о Героях Войны https://pamyat-naroda.ru/
5. Книга «Из истории создания памятника погибшим воинам села Абабково » 2001 год.
6. «Книга памяти» школьного музея с. Абабково.
Рисуют дети водопад
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Отчего синичка развеселилась
Привередница
Кто должен измениться?