• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Внедрение методических разработок совместной деятельности с родителями на тему "Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе

Опубликовано Захарова Вероника Григорьевна вкл 14.03.2023 - 12:38
Захарова Вероника Григорьевна
Автор: 
Захарова Вероника Григорьевна
Паспорт проекта
1 Вид проекта Творческо-информационный
 
2 Продолжительность долгосрочный
3 Участники проекта *дети старшей группы
 
*родители
*воспитатели
 
4 Общая характеристика проекта Проект состоит из трех взаимосвязанных блоков
 
 «Моя семья. Мой дом»
 «Мой детский сад»
 «Мой родной город Якутск»
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного
возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой
ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников
на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
* Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, о городе, в котором
они живут, о стране.
* Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как
субъекта разнообразных видов деятельности.
* Воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного
отношения к себе и окружающему миру.
* Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с
произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства,
архитектуры и достопримечательностей.
*Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и
умения к познанию.
Предполагаемый результат:
У детей будут сформированы и расширены представления по следующим разделам
проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Мой город Орск», «С чего
начинается Родина», «Моя страна Россия».
У детей будут сформированы нравственные качества, необходимые для дальнейшего
воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, достойных
граждан России.
Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность дошкольников.
Установится взаимодействие между всеми участниками проекта.
Обогатится предметно-пространственная развивающая среда группы, дошкольников.
Проблема: Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам
патриотического воспитания.
 
Актуальность
 
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец,
родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у
дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому
саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности
ребенка.
Этапы реализации проекта.
1 Подготовительный
-изучение интереса детей для определения целей проекта.
-Подбор методического материала.
2 Основной
3 Заключительный
4 Презентация результатов деятельности.
 
Формы взаимодействия с детьми:
-непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- Экскурсии;
- Чтение художественной литературы;
- беседы, ситуативные разговоры;
- игры, презентации.
Формы взаимодействия с родителями:
- консультация по проблемам патриотического воспитания детей;
- Сотворчество детей и родителей.
Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного
целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего
возраста. Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали
тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова
говорили о важности этой работы и считали, что воспитывать у детей патриотизм нужно с
дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается
историей народа, его материальной и духовной культурой.
Родина начинается с семьи, а формирование отношения к земле, стране, где живет
ребенок, начинается с детства и в условиях ближайшей среды: чем больше ребенок будет
знать о родных местах, тем ответственнее и бережнее будет к ним относиться. Зарождаясь
из любви к малой Родине, патриотические чувства перерастают в любовь к Отечеству.
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО строится
в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет
Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила
использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие
ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской
государственности провозглашены патриотизм и интернационализм. Приоритетная
 
необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Базовые ценности и
воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Весь материал по нравственно- патриотическому воспитанию я разбила на блоки:
1блок «Моя семья. Мой дом» Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в
формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных
морально-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления детей с
семьёй были организованы сюжетно – ролевые игры: «Семья» - дети учились заботиться
друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в
игру «Больница», ребята также учились проявлять доброту, учились культуре общения. В
игре «Строители» ребята учились трудиться в коллективе. В группе оборудован уголок
ряженья и есть все необходимые атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная
художественная литература: стихотворение Л.Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев
«Мама»; Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К.Д.Ушинский
«Петушок с семьей» и др.
При чтении сказки «Доктор Айболит» К.Чуковского не только знакомила детей с
трудом врачей, а в первую очередь обращала их внимание на такие качества, как
сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих
людях. Читая «Федорино горе», акцент делала на воспитание желания трудиться и
приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировала основы здорового
образа жизни. Играя в сказку «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята
получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок»
дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята
закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и
дисциплинированными.
Рисовали портреты членов семьи, а потом их рассматривали. Одним из главных условий
патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности.
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на
прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных
поручений. Провела беседы, совместно с родителями оформили семейный фото – альбом,
генеалогическое древо семьи.
2 блок «Мой детский сад».
Сначала я организовала знакомство детей со своей группой: с загадками, с различными
заданиями. Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении группы.
Например: в столовой (когда я ем, я глух и нем), в игровых зонах (поиграл – убери). Затем
была проведена экскурсия в медицинский кабинет с целью знакомства детей с профессией
медработника детского сада (медсестрой), показать расположение и оборудование
медкабинета, познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их
назначением. Нина Николаевна рассказала детям, для чего необходим медицинский
кабинет в детском саду. В ходе экскурсии был сделан замер веса и роста детей. По
окончании экскурсии детей угостили витаминами.
 
Экскурсия в столовую произвела на детей большое эмоциональное впечатление. Во
время экскурсии дети познакомились с поваром и его помощником, рассмотрели отделы
пищеблока (холодный, горячий цех), назвали знакомые предметы кухонной утвари.
Ребята своими глазами увидели, где и как им готовят вкусную и полезную пищу. Провела
экскурсию по территории детского сада с целью ознакомления детей с природой, с
участками, посмотреть, что на них есть.В ходе экскурсии напомнила правила бережного
отношения к растениям и животным.
3блок «Мой родной город»
Работа по воспитанию любви к родному городу началась с бесед, в ходе которых
были выявлены имеющиеся знания детей о родном городе. Продемонстрировала детям
альбом с фотографиями родного города, где дети узнали знакомые здания. Были
проведены экскурсии к Мемориалу Славы и памятнику погибшим воинам
В течение года рассматривали иллюстрации с изображением природы родной страны в
разные времена года. Восхищаясь красотой пейзажей, сообщала детям название страны и
часто его повторяла. Играя в народные игры, читая и разучивая народные потешки,
рассматривая предметы народно - прикладного искусства, постоянно подчеркивала, что
все это придумал народ.
Познакомила детей с жилищем народов саха; разъяснила понятие «якутский
балаган», рассказала о ее устройстве, воспитывая интерес к особенностям якутского
характера, якутским традициям. Закрепляли полученные знания, в музее детского сада,
при посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному
наследию своей страны. Якутская культурная традиция предлагает проверенную веками
народную методологию воспитания и образования, а так же конкретный образовательный
и воспитательный материал, пропитанный духовностью
В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей младшего
дошкольного возраста. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям
данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в
дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития
ребенка в различных видах игр.
В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть
пространства отдана под организацию сюжетно-ролевой игры. Оформлен «Уголок
природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, природный материал,
календарь природы, представлены книги с иллюстрациями природы края,
достопримечательностей родного города. В «Книжном уголке» выставлена детская и
художественная литература соответственно возрасту детей, находятся фотоальбомы «Наш
город» (герб города, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов),
«Наши родители» (профессии).
Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне
любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к
родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой,
способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию
нравственных ценностей.
Наши родители принимают активное участие в жизни группы. Мы
организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей: «Краски
 
Осени» (поделки из листьев, цветов и ягод); «Елочка зеленая» (изготовление ёлок
своими руками); выставка поделок к православным праздникам. Родители наших
воспитанников всегда помогают в оформлении группы к новому году
Мною для родителей были подготовлены консультации: «Как играть с ребенком дома»,
«Воспитание познавательных интересов и любознательности», «Нравственное воспитание
детей младшего дошкольного возраста».
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста
являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что
услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются
другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи,
необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая
разнообразные ситуации.
Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные
праздники и традиции.
В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий,
которые ежегодно проводятся в нашей группе. Это:
*народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы,
национальный праздник « Ысыах», Осенняя ярмарка (Посиделки);
*государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День
Победы, День знаний, День города;
*международные праздники – День матери, Международный женский день, День
Защиты детей;
*бытовые и семейные праздники – дни рождения, «Выпуск в школу» и др. Праздники
всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной
сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой
Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и
бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах)
необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к
Отечеству» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что
любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их
имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей.
В нашей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с
которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и
взаимопомощи
Важность воспитания гражданственности огромна, не только для отдельной взятой
личности, но и для всего общества в целом. А задача воспитателя, несмотря на трудности
– воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и
гордящегося своей Родиной, городом в котором он живет.
 
Анализ результативности опыта
Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать
работу по укреплению психического и физического здоровья семьи, найти пути
оптимизации взаимодействия педагог – ребёнок - семья.
Проделанная работа повлияла на воспитание духовно развитой личности ребёнка, которая
может противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро
вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию. Процесс самораскрытия
ребёнка, ориентация на его индивидуальные особенности является основой высокого
качества реализации стандарта дошкольного воспитания
 
Использованная литература:
1 «Календарные и народные праздники в детском саду». Вып.2:Весна/авт.-
сост.А.Лапшина.-Волгоград, 2002.
https://moluch.ru/archive/155/43765/
2.Т. Я. Шпикалова и др. ; под ред. Т. Я.
Шпикаловой, Г. А. Поровской Возвращение к истокам : народное искусство и
детское творчество : учебно-методическое пособие
3. Культуры и воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников : сост.
Натарова В. И. Воронеж: Учитель, 2005
4.Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. Конспекты занятий. М:
Сфера, 1999

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon doc-20230419-wa0011._1.pdf649.39 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Поделиться:

Каргопольская игрушка

Загадка старого пирата или водолазный колокол

Дымковский петушок

"Портрет". Н.В. Гоголь

Заколдованная буква