Презентация к занятию с обучающимися СОО "Я и МОИ эмоции"
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 8"
Занятие 1. «Я и мои эмоции: Агрессия - что это»»
Дата проведения: 11.03.2020 – 8 «В» класс, 13.03.2020 – 7 «А» класс.
Авторы составители: Сысолина А.В., педагог-психолог
Ульянова Арина, учащаяся 10 «Б» класса.
Цели: создание условий для формирования умения распознавать, анализировать и регулировать собственное эмоциональное состояние.
Задачи:
1. актуализировать представление учащихся о психологических понятиях «чувства» и «эмоции» и об их функциях,
2. способствовать распознаванию своих эмоций как результата отражения своих чувств,
3. развивать навыки регуляции своего настроения, влияющих на проявление тех или иных эмоций;
4. научить детей конструктивно реагировать на негативные эмоции других.
5. воспитывать культуру поведения и общения при работе в коллективе.
Оборудование и материалы: листы бумаги А5; фломастеры; карандаши, бейджики, проектор, доска.
Предварительная работа: подготовка бейджиков, оформление презентации (Приложение 1), диагностика обучающихся тест «Мои эмоции» (тест Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной)
Предполагаемые результаты:
- у обучающихся актуализируются представление о психологических понятиях «чувства» и «эмоции» и об их функциях,
- обучающиеся смогут распознавать свои эмоции как результат отражения своих чувств,
- обучающиеся смогут регулировать свое настроения, влияющее на проявление тех или иных эмоций;
- обучающиеся смогут конструктивно реагировать на негативные эмоции других.
- обучающиеся смогут соблюдать нормы поведения и общения при работе в коллективе.
Возможные риски: незаинтересованность обучающихся, обусловленная индивидуальными особенностями (скованность, стеснение, недоверие).
Ход тренингового занятия
Слайд 1. Определение цели и задач тренингового занятия.
Ведущий 1 (Педагог-психолог): Здравствуйте, ребята, сегодня наша первая встреча и говорить мы будем с вами на тему «Эмоции».
Слайд 2. Принятие правил
Ведущий предлагает принять свод правил. Правила должны быть такими, чтобы всем было:
1. Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого.
2. Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется и даже поощряется.
3. Безопасно! Все, что происходит на занятиях, — для всех, кроме нас, секрет.
4. Полезно! Выполняем задания добросовестно.
5. «Символ слова» говорит тот, у кого символ слова.
Ведущий говорит о добровольности участия в работе группы. Если кто-нибудь из участников не захочет выполнять какое-либо упражнение, он может отказаться.
Перед тем как принять правила, следует обсудить их с детьми, а также продумать санкции за их нарушение. Санкции должны соответствовать проступку и быть выполнимыми, например, нарушивший правило выходит за круг и пропускает следующее упражнение. Дети могут предложить свои правила, и если группа согласится, они включаются в основной список.
Если дети согласны с предложенными правилами, они вслед за ведущим торжественно принимают правила под аплодисменты группы. После этого все участники заполняют и прикрепляют к одежде свои именные карточки.
Ведущий 2 (Арина): Для более комфортного проведения тренинга, предлагаем вам познакомится через одноименную игру.
Игра «Давайте познакомимся: Интервью»
Цель: знакомство участников группы.
Участники разбиваются по парам. Задача - познакомиться друг с другом, поочередно исполняя роль интервьюера. Вы можете спрашивать друг у друга о том, что считаете возможным, интересным и необходимым для знакомства.
В течение 10 минут интервью берет один человек, затем участники меняетесь ролями. По окончании беседы происходит представление всем друг друга. Примерный перечень вопросов может быть таким:
1. Твое имя?
2. Любимый цвет?
3. Любимая пора года?
4. Любимое имя: мужское, женское?
5. Что ты больше всего ценишь/не ценишь в других людях?
6. Чего ты больше всего боишься?
7. Чем тебя легко огорчить?
8. Чем тебя легче всего обрадовать?
9. Чем ты любишь заниматься, когда остаешься один?
Слайд 3.
Ведущая 2: Немного теории…
Эмоции - это переживание наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а так же к самому себе, это реакции на конкретные ситуации
Слайд 4. Американский психолог Кэрол Изард выделяет пять «Чистых», «Фундаментальных» эмоций: интерес, радость, удивление, печаль и гнев.
Ведущая 1: Следующая наша игра поможет нам на практике применить услышанный материал. Игра «Передай маску»
Цели: Перед Вами прекрасная игра, заимствованная из традиций театра импровизаций. Она взбадривает детей, делает их более внимательными и помогает настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродуктивных настроений, с которыми он пришел в класс, и тем самым освободить голову для работы. Дети очень любят эту игру, позволяющую им вести себя спонтанно и проявлять чувство юмора. Они много смеются, и, проведя эту игру, Вы наверняка почувствуете в классе атмосферу любопытства и жажды действия. Чтобы эта высвобожденная энергия не ушла впустую, важно по окончании игры организовать деятельность, требующую от детей высокой активности.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица).
А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и "передаем" его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.
Слайд 5.
Ведущая 2. Наряду с положительными эмоциями в основе наших проявлений лежат и негативные эмоции, такие как агрессия: вербальная, физическая, косвенная.
Агрессия - это эмоциональный акт, который направлен на другого человека, сопровождается желанием сделать ему что-то негативное.
Вербальная агрессия – это словесное нападение на другого человека, которое выражается во вспышках гнева, крике, угрозах или других актах, которые только могут нанести психологическую травму другому лицу. Но при этом вербальная агрессия не причиняет вреда физическому здоровью в большинстве случаев.
Физическая агрессия - использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы (толчки, удары, избиения, истязания и др)
Косвенная агрессия - агрессивные действия, представленные в скрытой, замаскированной форме. (удар по столу, битье посуды). Примерами косвенной агрессии могут быть вандализм, клевета, недоброжелательные слухи и проч.
Игра – разминка «Поменяйтесь местам те, кто»
Ведущая 2. Давайте немного отдохнем и разомнемся. Встанем в большой круг, я буду говорить: «Поменяйтесь местами те, кто…» и буду называть какое-либо общее качество или признак в рамках темы викторины:
- кто сегодня не в школьной форме,
- кто занимается спортом,
- кто соблюдает правила поведения в школе,
- у кого хорошее настроение и пр.
После динамической паузы все рассаживаются по своим местам и мероприятие продолжается.
Слайд 6.
Ведущая 1. Сегодня мы с Вами узнаем, как выражать свои эмоции правильно и как управлять негативными эмоциями.
Слайд 7 .
Научитесь выражать свои эмоции культурными словами и фразами
Упражнение «Спустить пар».
Цель: научиться слушать других, брать на себя ответственность за свое поведение.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.
Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки глуповаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".
Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".
Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.
А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше называть всех мальчишек глупыми... Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".
Ведущая 2.Научитесь выражать свои эмоции через творчество
Игра «Рисуем чувства»
Цель: Научить выражать учащихся свои чувства внутренне разрядить учащихся.
Инструкция: Возьмите бумагу и нарисуйте, как вы себя в данный момент ощущаете. Подберите цвета, подходящие вашему чувству. Вы можете царапать, можете рисовать линии, круги, узоры или картинку, в общем, всё, что вам хочется.
Вы сможете написать слово подходящее вашему рисунку, дать ему название.
Ведущая 1.Рефлексия: Вот и подошло наше занятие к концу, давайте подумаем и ответим на 3 вопроса.
Спасибо за работу!
Используемая литература:
1.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М:.Генезис, 2006. – 514 с.: илл.
2. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/416871/
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_moi_emotsii.pptx | 574.08 КБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» Я и мои ЭМОЦИИ Автор: ученица 10 Б класса, Ульянова Арина Руководитель : педагог-психолог, Сысолина А.В. Радужный, 2020 Приложение 1Слайд 2
Давайте познакомимся!!!! Интервью Правила!!!! Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого. 2. Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется и даже поощряется. 3. Безопасно! Все, что происходит на занятиях, — для всех, кроме нас, секрет. 4. Полезно! Выполняем задания добросовестно.
Слайд 3
Эмоции - это переживание наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а так же к самому себе, это реакции на конкретные ситуации Регулируют поведение человека Стимулируют к развитию Облегчают взаимопонимание между людьми Жизнь без эмоций пуста и неинтересна
Слайд 4
Кэрол Изард : «Чистые», «Фундаментальные» ЭМОЦИИ Игра 2. «Передай маску»
Слайд 6
Как выражать эмоции правильно Как управлять своими эмоциями
Слайд 7
1.Научитесь выражать свои эмоции культурными словами и фразами Упражнение «Спустить пар» 2.Научитесь выражать свои эмоции через творчество Упражнение «Рисуем чувства» Рефлексия Что было сложно выполнять? Что понравилось? Что нового для себя узнали??
Слайд 8
Спасибо за работу!!!
Четыре художника. Осень
Без сердца что поймём?
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Два Мороза
Почему люди кричат, когда ссорятся?