• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Опубликовано Качановская Наталия Николаевна вкл 06.04.2023 - 20:55
Качановская Наталия Николаевна
Автор: 
Пинчук Сусанна Руслановна

В современном мире с его экономическим развитием, социальными условиями конкурентноспособность является важным качеством личности, позволяющим ему не только легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, но и самореализоваться. Успешными чаще всего становятся личности, обладающие лидерскими качествами. Поэтому проблема развития лидерского потенциала детей является актуальной в наше время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_liderskogo_potentsiala_mladshego_shkolnika.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Пинчук Сусанна Руслановна,

 учащаяся Пинского колледжа учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», Республика Беларусь, г. Пинск

Научный руководитель: Качановская Наталия Николаевна,

Преподаватель Пинского колледжа учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», Республика Беларусь, г. Пинск

В современном мире с его экономическим развитием, социальными условиями конкурентноспособность является важным качеством личности, позволяющим ему не только легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, но и самореализоваться. Успешными чаще всего становятся личности, обладающие лидерскими качествами. Поэтому проблема развития лидерского потенциала детей является актуальной в наше время.

Сенситивным возрастом для формирования этих качеств является младший школьный возраст. Именно в это время ребёнок усваивает базовые знания о мире, о взаимоотношениях с окружающими людьми, коллективом. В это время формируются отношение к окружающему миру, черты характера и привычки. Большую роль в этот период для формирования мировосприятия детей играет пример взрослых с которыми он состоит в повседневном общении. Ими являются родители ребёнка и его первый учитель. Учитель начальных классов является для школьника не только образцом поведения, но и человеком, который помогает выявить и закрепить важные личностные лидерские качества ребёнка, которые помогут ему быть конкурентноспособным и успешным в учебной деятельности, получить признание сверстников.

Лидерские качества - неотъемлемая часть личности ребёнка. Проводя психолого-педагогическую диагностику активности ребёнка, опираясь на знания механизма формирования лидерских качеств, педагог может составить индивидуальный план развития ребёнка, может определить оптимальные методы, которые помогут воспитать в нём лидера.

«Лидер (от англ. leader — ведущий, руководящий) — 1) человек, эффективно осуществляющий формальное или неформальное руководство (лидерство); 2) «человек с идеями», умелый организатор, способный вдохновить, сплотить людей и повести их за собой» [2, с.148]

Американский психолог Р. Стогдилл выделил пять основных лидерских качеств: ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела.

Американский социолог С. Богардус перечислил десятки качеств, которыми должен обладать лидер, - чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность и т.д. Он считал, что лидером человека делают прежде всего такие качества, как ум, энергия, характер. [3, с.21]

Английский писатель С.Паркинсон, выделил основные элементы лидерства, которые можно приобрести или развить в процессе учёбы. Это- воображение, знание, решимость, притягательность. Рассмотрим эти качества.

  • Воображение. Если нужно что-то создать, построить или организовать, человек должен ясно себе представлять, что получится в итоге.
  • Знание. Оно необходимо для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которое нарисовало воображение. Знание придает лидеру уверенность.
  • Решимость. Решимость включает в себя уверенность в том, что поручение, задание посильно для выполнения, что оно непременно будет сделано. Спокойная уверенность лидера придаст силы остальным членам команды.
  • Притягательность. Лидер должен обладать обаянием, которое притягивает других членов коллектива и сплачивает вокруг него.

         Лидерские качества по-разному влияют на процесс развития и становления личности лидера. Выделить одно-два качества, оказывающих главное воздействие, невозможно.

Проведя опрос двенадцати учителей начальных классов трёх школ города о лидерских качествах младшего школьника, которые необходимо формировать, получили следующую информацию:

«Самостоятельность, уверенность в себе, коммуникабельность, дисциплинированность», — Е. К. Вакулич, учитель ГУО «СШ№8 г. Пинска».

«Умение отстаивать свою точку зрения, принимать активное участие в обсуждениях, участвовать в мероприятиях, быть ответственным», — М. Н. Никитчина, учитель ГУО «СШ№8 г. Пинска».

«Уважение к себе и окружающим, настойчивость, ответственность, самостоятельность, доброта, находчивость», — Т. В. Лесюк, учитель ГУО «СШ№8 г. Пинска».

«Смелость, ответственность, стремление быть лучшим, стремление быть первым, трудолюбие», — Г. Н. Амельченя, учитель ГУО «СШ№8 г. Пинска».

«Любознательность, внимание, умение логически рассуждать, ответственность, дружелюбие», — Л. К. Симашенко, учитель ГУО «СШ№8 г. Пинска».

«Коммуникабельность, ответственность, осознание равности всех людей» — И. В. Шульжик, учитель ГУО «СШ№18 г. Пинска».

«Уверенность в себе, коммуникабельность, дисциплинированность, трудолюбие», — Т. Н. Данилкович, учитель ГУО «СШ№18 г. Пинска».

«Настойчивость, активность, ответственность, самостоятельность», — И. С. Литвяк, учитель ГУО «СШ№18 г. Пинска».

«Активность, дружелюбие, ответственность, уверенность в себе», — И. А. Цеван, учитель ГУО «СШ№18 г. Пинска».

«Упорство, целеустремлённость, дисциплинированность, уверенность», — М. П. Мартынова, учитель ГУО «СШ№3 г. Пинска».

«Трудолюбие, целеустремлённость, уверенность в себе», — И. В. Потапова, учитель ГУО «СШ№3 г. Пинска».

«Активность, самостоятельность, уверенность в себе», — Э. В. Кравцова, учитель ГУО «СШ№3 г. Пинска».

         Таким образом, учителя основными лидерскими качествами современного младшего школьника считают - уверенность в себе и ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, дисциплинированность и активность.

Проанализировав высказывания учёных, писателей и учителей, можно выделить личностные качества, которые необходимо развивать у детей младшего школьного возраста - самостоятельность, ответственность, инициативность, позитивность мышления, смелость, чуткость, адекватная самооценка, развитое чувство собственного достоинства, коммуникабельность, способность анализировать ситуацию и извлекать нужную информацию, решительность, быстрота реакции, а также способность переносить неудачу.

Именно школа то место, где создаются благоприятные условия для проявления лидерские качеств школьника. Организуя воспитательный процесс, педагоги должны помнить, что формирование лидерских качеств необходимо не для взращивания выскочек с завышенной самооценкой, самовлюблённых эгоистов, а для укрепления таких личностных социально значимых качеств, как справедливость, ответственность, целеустремлённость, коллективизм и взаимовыручка. А для этого следует наблюдать за взаимодействием детей в коллективе и направлять в положительные стороны лидерства.

Для формирования лидерских качеств необходимо вовлекать младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность, поощрять упорство в решении трудных задач, акцентировать внимание детей на  важности стремления преодолевать преграды, создавать ситуации успеха и положительный эмоциональный настрой при совместной деятельности, поощрять мечты и стремления детей, направлять учащихся на составление программ действий для достижения их целей, создавать условия для приобретения ребёнком опыта публичных выступлений, воспитывать у школьников чувство сопереживания и чувства справедливости, давать детям поручения через которые они проявят свои коммуникативные умения и организаторские способности, самостоятельность в принятии решения.

Педагог должен способствовать формированию у младшего школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Для того чтобы направить детей к социально одобряемым достижениям, необходимо дополнять их представления информацией о долгосрочных перспективах, а также об этике и духовно-нравственных ценностях.  Для формирования у младших школьников решительности, целеустремлённости, дисциплинированности следует рекомендовать им заниматься спортом или танцами.  

Средствами формирования лидерских качеств являются не только учебная и трудовая деятельность, не только пример учителя и книжных героев, но и КТД, различные соревнования, турниры, конкурсы, дидактические и сюжетно-ролевые игры.   .
         Результат правильного воспитания лидерских качеств может определить по следующим признакам:

  • Младшие школьники умеют грамотно планировать свободное время, собственный день, просчитывают сразу несколько ходов в развитии событий.
  • Дети с лидерскими качествами доводят начатое дело до логического конца, не бояться ошибок, извлекают урок из затруднительных ситуаций, умеют достойно принимать поражение.
  • Ребенок не стремится добиться собственных целей принуждением, приказом, попытками указать на место сверстникам. Ребята - лидеры другими способами с легкостью привлекают внимание окружающих, быстро находят с ними общий язык. Например, они придумывают интересные дела, игры и с готовностью принимают в них других.
  • Дети с лидерскими качествами не стремятся вступать в конфликты, всегда готовы ответить за собственные действия. Они предпочитают не демонстрировать таланты, но все равно притягивают взгляды и заставляют обращать на них внимание.
  • Лидеры всегда проявляют собственную любознательность, открытость в суждениях, самостоятельность в принятии решения и уверенность, стремятся узнать нечто новое и обожают наблюдать за окружающими детьми, анализировать их поведение в разных ситуациях.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие устойчивых лидерских качеств у младшего школьника является важным компонентом работы учителя начальных классов.

Список использованных источников:

  1. Вержибок Г. В. Лидерство в социальном и образовательном пространстве: учебно-методическое пособие / Г. В. Вержибок, В. И. Шупляк. – Минск: РИВШ, 2012. – 360 с.
  2. Педагогический словарь: учебн.  пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Загвязинский, В.И., Закирова, А.Ф., Строкова, Т.А.; под ред. В.А, Звягинского, А.Ф. Закировой: -М.: Издательский центр «Академия», 2008.-352 с.
  3. Равино А. В.  Основы лидерства: тексты лекций для студентов специальности 1 – 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» заочной формы обучения / А. В. Равино. – Минск: БГТУ, 2014. – 85 с.

Поделиться:

Бабочка

Финист - Ясный сокол

Горка

Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"

Астрономический календарь. Апрель, 2019