• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект «Эколого-правовая культура - основа благоприятной экологии»

Опубликовано Мельникова Светлана Викторовна вкл 13.04.2023 - 23:53
Автор: 
Болабонова Александра

Проект содержит предложения по проведению конкретных мероприятий, направленных на воспитание бережного отношения к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_ekologo-pravovaya_kultura_-_osnova_blagopriyatnoy_ekologii.docx934.43 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации

городского округа Истра
МОУ ЛИЦЕЙ Г. ИСТРЫ

 Российская Федерация

Московская область, Истринский район, г. Истра, ул.Босова , д. 17а
тел/факс 8 (49831)5-2-06

e-mail: licey-istra@mail.ru

    Директор: Оличева Ольга Анатольевна

                   

                 

                           Болабонова Александра Сергеевна, 10 класс                 

                Контактный телефон 6 89680813530

e-mail: alya.bolabonova@mail.ru

                                   

        Тема работы:

«Эколого-правовая культура - основа благоприятной экологии»

         Руководитель: Мельникова Светлана Викторовна,

         учитель истории и обществознания,

         тел: 89055512817, e-mail:svetulekmb48@gmail.com

2021 год

Содержание

Введение  . …………………………………………………………   3

      1.Право на благоприятную окружающую среду  ……………….    5

           2.Проблемы эколого-правовой культуры .………………………    8
           Заключение  ……………………………………………………….   11
         
Список использованной литературы  ……………………………  12

           Приложение 1  ……………………………………………………    13

           Приложение 2 .……………………………………………………..  15

           Приложение 3  ……………………………………………………..  19

           Приложение 4 ……………………………………………………… 20

 

«Ели вы думаете на год вперед – сажайте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека».[11]

Введение

            В современном обществе экологическая повестка становится все более актуальной по всему миру. На мой взгляд, в первой четверти XXI века человечеству наиболее полно пришло осознание того, что если цивилизация продолжит развиваться бесконтрольно, нашим потомкам достанется совсем другой мир. Чтобы всем в мире хватило места и ресурсов, чтобы Земля будущего осталась прекрасной голубой планетой, необходимо действовать иначе. Мировое научно-педагогическое сообщество стало рассматривать экологическое образование в качестве платформы для благополучного экологического развития человечества и природы.
          Школьный возраст – важнейший этап развития личности человека. Сегодняшний школьник – это будущий специалист, политик, родитель, а в первую очередь, и активный гражданин – это все те, кто каждый на своем месте строят экологическое будущее своего города, страны и планеты. Надо так же сказать, что современные школьники – это активные молодые люди, воспринимающие знания как руководство к действию. В подтверждение своих слов я хочу привести высказывание участника Всероссийской олимпиады школьников по экологии, которое характеризует понимание роли благоприятной экологической среды для дальнейшего существования человечества: «Дорогие взрослые! Мы хотим обратиться к вам от будущих поколений, от молодежи. Мы понимаем больше, чем вы думаете. Своей жадностью вы уничтожаете мир, который создал вас. Вы хотите вкладывать деньги в защиту природы, но при этом продолжаете засорять ее. Мы, дети, хотим помочь спасти мир, который создан для радости, но для этого вы, взрослые, должны помочь нам, став скромнее в потребностях и желаниях наживы» [8]

К слову, в Федеральных Государственных стандартах второго поколения  в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личночти гражданина России к традиционным источникам нравственности относят природу . Согласно определения, «природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание» [10]

                   Подтверждением актуальности проблемы эколого-правовой культуры так же служат  результаты анкетирования (см. приложение1,2) и самооценки учащихся (см. приложение 3) старших классов нашего Лицея. Так, среди причин экологических проблем 72,5 % опрошенных видят низкий уровень эколого-правовой культуры, а меры экологической защиты соблюдают всего 69,3%.При этом, всего 38 % опрошенных участвовали в экологических мероприятиях, а 58% затрудняются ответить, куда обращаться в случае обнаружения экологического вреда. Вызывает беспокойство и то, что знание международных и Российских природоохранных правовых актов школьники оценивают чуть выше среднего.

          Все выше сказанное подтверждает необходимость эколого-правового воспитания современного общества, и, прежде всего, молодежи.

         Цель моей работы, соответственно - изучение основополагающих международных и отечественных нормативных актов с точки зрения гарантий права человека на безопасную экологическую среду и уровня эколого- правовой культуры молодежи, внесение предложений по совершенствованию эколого-правовой культуры населения.

        Задачи:

  • Изучить право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду;
  • оценить степень осведомленности и заинтересованности сверсников проблемами экологии
  • популяризовать экологические знания среди школьников;
  • внести предложения по совершенствованию правовой природоохраной базы и эколого-правовой культуры

  1. Право на благоприятную окружающую среду

         «Человечество является частью огромной развивающейся Вселенной. Наш дом - живая планета Земля, которая несет на себе уникальное живое сообщество. Силы природы делают существование опасным и непредсказуемым, однако Земля обеспечивает все условия, необходимые для развития жизни. Способность к восстановлению живого сообщества и благополучие человечества зависят от сохранения здоровой биосферы со всеми ее экологическими системами, богатым разнообразием растений и животных, плодородной почвой, чистой водой и воздухом. Забота о глобальной окружающей среде, ресурсы которой не бесконечны, является задачей всех народов. Защита Земли, ее разнообразия и красоты – наш священный долг» - так записано в преамбуле документа « Хартия Земли».[2]

     Согласно «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года,  государства – участники (к ним относится Россия)признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь , обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Так же признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития ребенка. Полагаю, что для такого развития необходима благоприятная экологическая среда, хотя конкретно на данное требование Концепция не указывает. И только в последнем пункте «е» статьи 29, касающейся образования детей, упомянуто «воспитание уважения к окружающей природе». [1]

   Что касается законодательства РФ, то оно максимально конкретно регулирует правоотношения, связанные с экологической безопасностью. Так, конституционные права граждан РФ включают право каждого: а) на благоприятную окружающую среду; б) достоверную информацию о ее состоянии; в) на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;[3]

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит  систему прав граждан, включающую права на: а) благоприятную окружающую среду; б) ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера; в) достоверную информацию о состоянии окружающей среды; г) возмещение вреда окружающей среде; а также права: д) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; е) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; ж) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях; з) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; и) оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; к) обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; л) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; м) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.[4]

     Поскольку наше государство закрепило эти фундаментальные условия жизни и экологические права, то оно берет на себя обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, в том числе экологические права и интересы своих граждан (человека, каждого?!), и должно считать выполнение этих обязанностей своими первостепенными целями и долгом. В частности, выполнение подобных обязательств отражается в Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года. Вот, только, речь об экологической культуре идет в III главе и на 11-ой позиции из 13 в п. 9:

«…9. Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением следующих основных задач:…
л) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;[5]
       Как видим, и в этом государственном документе, подписанном Президентом нашей страны в 2012 году, экологическое воспитание далеко не на 1 месте среди задач по достижению стратегической цели в области экологического развития. Ведь именно низкий уровень эколого-правовой культуры старшеклассники указали как одну из основных причин экологических проблем. Сколько бы законов не было , если человек считает их необязательными для исполнения, навести порядок в охране природы будет очень сложно. И в муниципальной программе городского округа Истра «Экология и окружающая среда» на 2020-2024 мероприятия, направленные на воспитание эколого-правовой культуры обозначены в общем. Подобные «недомолвки» в программах экологического развития различных уровней заставляют, на мой взгляд, все громче говорить о воспитании эколого-правовой культуры наших граждан, особенно, молодого поколения.

  1. Проблемы эколого-правовой культуры.

        В XXI веке дымящий завод и повсюду разбросанный мусор никого уже не удивляют. Мы привыкли к тошнотворному запаху и к тому, что воду из-под крана нельзя пить ни при каких условиях. Мы едим фрукты и овощи, выращенные в парниках и не имеющие никакой вкусовой и пищевой ценности. На данный момент есть хотя бы такая возможность. А дальше? Человек истощает природные ресурсы, вырубает леса, загрязняет атмосферу. Из-за этого разрушается озоновый слой и меняется климат. Человек убивает животных, многие виды потеряны безвозвратно. При существующем темпе роста уничтожения естественных экосистем к 2030 году их не останется совсем.
         Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.
У детей школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону (восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения; деловую готовность (возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, начала «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии, интеллектуальную готовность .
         
Мы , дети, связаны с природой изначально. Они лазают по деревьям, бегают по полям, играют с животными, удивляются волнам на море и водной глади озера, ловят ртом снежинки и весело шлёпают по лужам. Дети как никто другой понимают подлинную ценность природы. Сегодня стоит обратить внимание на детей, которые нуждаются в изучении природы и экологии
          Я считаю, необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
         Но, чтобы сформировать у учащегося полноценную эколого-правовую культуру, только нормативных актов недостаточно. Надо действовать! На мой взгляд, необходимо расширить практико-ориентированный подход к экологическому воспитанию. Почему, например, программа по профориентации школьников «Билет в будущее» существует и успешно реализуется- все школы массово проходят тесты и участвуют в мастер-классах, есть программа он-лайн уроков по финансовой грамотности, в которой участвуют все классы по графику, а о подобной программе по эколого-правовой грамотности мы не знаем?
         
На сегодняшний день, на мой взгляд, непрерывное экологическое образование не сформировано как система, которая связывает все звенья образовательной системы на всех уровнях, и требует развития. Чтобы экологическое образование стало повсеместным, нужна координация всех структур образования и природоохранных ведомств, нужен общественный запрос на то, чтобы экообразование и экопросвещение стали приоритетными. Вместе с тем Полученные знания о природе, обществе, человеке недостаточны для формирования у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. В связи с этим низка степень их участия в поиске решений проблем сохранения природы.

Я считаю необходимым создать федеральную образовательную платформу по эколого-правовому воспитанию школьников и на законодательном уровне вменить ее обязательное подотчетное изучение во всех школах.

В свою очередь, хочу предложить для такой платформы два направления:

1) эколого-просветительское,

2) социально- прикладное.

Большей частью образовательная платформа, на мой взгляд, будет служить именно экологическому просвещению- доносить до школьников информацию об экологических правовых нормах, способах утилизации отходов, очистки воды в домашних условиях, организациях, в которые нужно обращаться в случае обнаружения экологического вреда, о финансовых последствиях дополнительных мероприятий, например, по ликвидации мусора.

 В социально-прикладном направлении могут быть предложены сценарии различных мероприятий экологической направленности. Это может быть флэшмоб «Бросай в цель!»: организаторы акции заранее изготавливают надписи «Не бросайте мимо» и расклеивают их на урнах, расположенных в близлежащих к школе дворах и в общественных местах (автобусные остановки), таким образом. Привлекают внимание прохожих к тому, чтобы брошенный мусор действительно попал в урну, а не остался на дороге. А может быть и конкурс моделей «Наряд из ничего» : учащиеся изготавливают платье/костюм из вторсырья. В качестве материала могут использовать полиэтиленовые пакеты, ленты видеокассет, компьютерные диски и т.п.

Акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки» по изготовлению поделок из пластиковых бутылок подскажет, как в быту можно использовать пластиковую посуду, бывшую в употреблении, а это заставит задуматься, все ли надо выбрасывать, соответственно, сократится количество твердых бытовых отходов.

Заключение 

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду - это возможность для каждого российского гражданина и всего многонационального народа России проживать в условиях такого состояния биосферы России, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих угрозы биосфере страны, которые вызваны человеческой жизнедеятельностью. Реализация данного права обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных , общественных, и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.

       Право на благоприятную окружающую среду имеет каждый человек, который обладает правом на жизнь и на свободу. В процессе социализации человека, на этапах экологического воспитания формируется экологическая культура, которая обращает внимание в первую очередь на ту среду обитания в которой человек находится, а именно на окружающую среду.

Список использованной литературы

  1.  Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
  2. «Хартия Земли»  (Париж, 14 марта 2000г.)
  3. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  5. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года
    (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.)
  6. Постановление Правительства Московской области от 25 октября 2016 г. N 795/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2017 - 2026 годы"
  7. Постановление Главы городского округа Истра Московской области от 05.02.2021г. Муниципальная программа «Экология и окружающая среда» на 2020-2024годы
  8. Алексеев С. В., Гущина Э. В.   Современные экологические проблемы глазами школьников: результаты социологического исследования.М.,2018
  9. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. - М., 1996.
  10. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект.- М.: Просвещение, 2009.
  11. Малявин В.В. Афоризмы старого Китая.-Литмир
  12.  Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010.

Приложение  1

Дорогие друзья! Мы – неотъемлемая часть экосистемы.

От нас многое зависит. Прошу Вас максимально подробно ответить на вопросы. Это поможет определить необходимые меры для повышения уровня эколого-правовой культуры.

Класс ____________

Возраст ______________

  1. В чем Вы видите причины экологических проблем? 

(отметьте нужное)

  • Недостатки природоохранного законодательства
  • Недостаточность специальных научных знаний в природоохранной сфере
  • Низкий уровень эколого-правовой культуры населения
  • Другое _________________________________________
  1. Согласны ли Вы с мнением о том, что экологические проблемы влияют на ухудшение здоровья населения? (отметьте нужное)
  • Да
  • Нет
  1. Вы соблюдаете меры экологической защиты, не требующие дополнительных средств/действий? (отметьте нужное)
  • Да
  • Нет
  1. Как часто Вы интересуетесь экологическим состоянием Вашего города? (отметьте нужное)
  • Ежедневно
  • Один раз в неделю
  • Один раз в месяц
  • Реже одного раза в месяц
  1. Какое из перечисленных мероприятий Вы считаете необходимо сделать для улучшения экологии в городе? (отметьте нужное)
  • Улучшить работу городских властей в данной области
  • Перевести транспорт на экологически чистый вид топлива
  • Увеличить расходы бюджета на решение экологических задач
  • Увеличить штрафы предприятиям за загрязнение окружающей среды
  • Улучшить организацию «уличной уборки» (субботник)
  • Ввести в школах программу эколого-правового воспитания
  1. Приходилось ли Вам участвовать в мероприятиях по улучшению окружающей среды вашего города? (отметьте нужное)
  • Да
  • Нет
  1. Намерены ли Вы в будущем уделять гораздо больше внимания экологии? (отметьте нужное)
  • Да
  • Нет
  1. Знаете ли Вы, куда обратиться (позвонить), если обнаружите экологическую проблему в своем районе, по месту жительства? (отметьте нужное)
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  1. Вы осуществляете раздельный сбор мусора?
  • Да
  • Нет

Приложение 2

Результаты анкетирования старшеклассников

             В чем Вы видите причины экологических проблем? (%)

        Видят причину экологических проблем в низком уровне эколого-          
      правовой культуры населения

        Видят причину экологических проблем в иных причинах

         Видят причину экологических проблем в недостатках  
      природоохранного законодательства

      Видят причину экологических проблем в недостаточности  
     специальных научных знаний в природоохранной сфере

Как часто Вы интересуетесь экологическим состоянием Вашего города? (%)

         Один раз в месяц

             Один раз в неделю

          Реже одного раза в месяц

          Ежедневно

Какое мероприятие Вы считаете необходимым для улучшения экологии в городе ? (%)

        Ввести в школах программу эколого-правового воспитания

        Улучшить работу городских властей в данной области     

        Перевести транспорт на экологически чистый вид топлива

        Увеличить расходы бюджета на решение экологических задач

        Увеличить штрафы предприятиям за загрязнение окружающей  
        среды

          Улучшить организацию «уличной уборки» (субботник)

Вопрос

Да, %

Нет,

%

Затрудняюсь ответить, %

Согласны ли Вы с мнением о том, что экологические проблемы влияют на ухудшение здоровья населения?

98

2

Вы соблюдаете меры экологической защиты, не требующие дополнительных средств/действий?

69,3

21,7

Приходилось ли Вам участвовать в мероприятиях по улучшению окружающей среды вашего города?

36,2

63,8

Намерены ли Вы в будущем уделять гораздо больше внимания экологии?

100

0

Знаете ли Вы, куда обратиться (позвонить), если обнаружите экологическую проблему в своем районе, по месту жительства

24

18

58

Приложение 3

Критерии для самооценки учащимися экологических  
                      знаний, умений и деятельности.
(по 10- бальной шкале)

Критерии оценки

Самооценка

(баллы)

Я владею основными понятиями и терминами современной экологии (экология, экосистема, экологическая проблема, экологический кризис и др.)

7,2

Я могу рассказать о глобальных экологических проблемах (парниковый эффект и изменение климата, озоновый слой, кислотные дожди и др.)

5,8

Я знаю об экологических проблемах Московской области и г.о.Истра

4,9

Я учитываю экологические ценности в повседневной жизни

5,7

Я знаю о международных и российских экологических организациях и фондах

5,3

Я знаю о международных и российских экологических законах

7,2

Я знаю о правилах раздельного сбора мусора

9,8

Активно участвую в различных экологических проектах и акциях

3,8

Оценка собственного уровня экологической культуры

6,2

Приложение 4

               

                         В нарядах из подручных материалов

                     

                   Елочные игрушки из пластиковых бутылок


Поделиться:

Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись

Весенняя гроза

Снег своими руками

Самодельный телефон

Ворона