• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Опубликовано Тихомирова Мария Сергеевна вкл 24.04.2023 - 22:26
Тихомирова Мария Сергеевна
Автор: 
Шестерикова Полина

1.1. Понятия, функции и современное состояние социального обеспечения в РФ 

1.2. Виды классификации споров в сфере социального обеспечения 

1.3. Основные формы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: научные подходы 

1.4. Неюрисдикционная форма защиты прав граждан на социальное обеспечение

1.5. Судебная форма защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 

1.6. Роль института участия прокурора в гражданском процессе в судебной защите прав граждан в сфере социального обеспечения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_proekt01_shesterikova_-_kopiya_-_kopiya.docx101.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 277

Кировского района Санкт-Петербурга

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема проекта

«Защита прав граждан в сфере социального обеспечения»

Работу выполнил(а):

Шестерикова Полина

Ученик(ца) 9 А класса

Руководитель:

Тихомирова Мария Сергеевна

Учитель обществознания и истории

                                 

Санкт-Петербург, 2023

Оглавление

Введение        3

Глава I.        4

Общая характеристика социального обеспечения защиты прав граждан в этой сфере        4

1.1 Понятия, функции и современное состояние социального обеспечения в РФ        4

1.2. Виды и классификации споров в сфере социального обеспечения        8

1.3. Основные формы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: научные подходы        9

1.4. Неюрисдикционная форма защиты прав граждан на социальное обеспечение        10

1.5. Судебная форма защиты прав граждан в сфере социального обеспечения        11

Особенности судебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения        12

1.6. Роль института участия прокурора в гражданском процессе в судебной защите прав граждан в сфере социального обеспечения        12

Глава II        13

Исследование в виде опроса        13

Анализ исследования        14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        19

Введение

Актуальность темы исследования.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема защиты права граждан на социальное обеспечение приобрела особенно важное значение в последнее время. Постоянные изменения законодательства в области социального обеспечения, приобретают сложности в его применении. Оценка эффективности гарантий прав граждан на социальное обеспечение подразумевает научное исследование и осмысление задач использование законодательства о социальных, экономических соглашениях и изменениях в процессуальном законодательстве          

Цель исследования 

Изучение данных о праве граждан в сфере социального обеспечения, и использования этих данных в нужной сфере, понять, как пользоваться и для чего нужны выплаты гражданам.

Для достижения указанной цели предполагается решить ряд следующих задач:

  • рассмотреть понятие, функции и современное состояние социального обеспечения в РФ;
  • охарактеризовать виды и классификации споров в сфере социального обеспечения;
  • определить основные формы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения и изучить научные подходы к данному вопросу;

Объект

совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе защиты нарушенных прав граждан в области социального обеспечения.

Предметом исследования

Является совокупность норм действующего законодательства, регулирующих организационно-правовые основы предоставления граждан защиты их нарушенных прав в сфере социального обеспечения, материалы учебной и научной литературы

 Методы

Анализ, анкетирование, сравнение, обобщение.

Продукт проекта

Публикация статьи в сети Интернет.

Практическая значимость исследования

Материалы исследования могут использоваться для образовательных целей.

   

Глава I.

Общая характеристика социального обеспечения защиты прав граждан в этой сфере

1.1 Понятия, функции и современное состояние социального обеспечения в РФ

Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущностные признаки. Проследив основные тенденции в становлении систем социального обеспечения в различных странах, к числу сущностных признаков социального обеспечения на современном этапе можно отнести[1]:

во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения;

в-третьих, закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

в-четвёртых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путём законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

Некоторые учёные выделяют и иные конститутивные признаки социального обеспечения. Так, Р.И. Иванова относит к их числу следующие:

  • объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты по поддержанию (предоставлению) определенного уровня жизнеобеспечения;
  • особые фонды, источники социального обеспечения;
  • особые способы создания этих фондов;
  • особые способы предоставления средств существования;
  • закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах[2].

Говоря о функциях социального обеспечения, необходимо понимать, что в отечественной научной доктрине подходы к их классификации существенно разнятся. Так, одной из основных функций является экономическая функция, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым, оказывая определённое воздействие на выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков[3]. Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путём аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).

Социальное обеспечение в современной России распространяется на отдельные категории населения, что закреплено в ст. 39 Конституции РФ. Уполномоченные службы реализуют меры по поддержке жизнедеятельности человека в старости, в случаях наступления временной и стойкой нетрудоспособности, а также путём оказания помощи семьям при низких семейных доходах, при решении социальных проблем в случаях трудных жизненных ситуаций, предусмотренных законодательством.

Важной особенностью социального обеспечения в РФ являются принципы его построения, а именно:

–всеобщность, т. е. распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм её оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жёны (мужья), отец, дед, бабушка и некоторые другие;

–общедоступность, предполагающей, что условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех.

–установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы и других факторов.

–разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг.

–демократический характер организации и управления проявляется в решении всех вопросов социального обеспечения.

Что касается основных методов и инструментов социального обеспечения, к ним относят предоставление пенсий, социальных пособий, социальных услуг и льгот, социального страхования и обслуживания[4]. 

Здесь следует заметить, что существует многообразие органов, непосредственно предоставляющих каждый из видов социального обеспечения, поэтому выяснить, какой именно орган предоставляет тот иной вид социального обеспечения, в каждом конкретном случае возможно лишь проанализировав многочисленные нормативные правовые акты.

Общий анализ законодательства показывает, что помимо органов, непосредственно предоставляющих тот иной вид социального обеспечения, данную функцию может осуществлять и другие государственные органы. К числу так или иначе имеющих отношение к вопросам социального обеспечения, можно отнести, например, федеральные органы законодательной и исполнительной и судебной власти, соответствующие органы субъектов РФ и местного самоуправления, фонды обязательного социального страхования, некоммерческие и иные организации, администрацию организаций и учреждений[5].

Главным инструментом исполнения конституционных норм, реализации основных направлений политики государства в социальной сфере является Правительство РФ, которое наделено широкими полномочиями во всех областях жизни населения, поскольку на него также возложена ответственность за реальное обеспечение прав и свобод граждан, включая и их надлежащее социальное обеспечение[6]. Правительству РФ подчиняются центральные органы федеральной исполнительной власти, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т. п.

В структуру федерального правительства входит Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруда России), которое и является центром социальной политики России и одним из основных объектов настоящего исследования.

Некоторые субъекты Российской Федерации «замкнули» социальное обслуживание населения на предоставлении услуг стационарного обслуживания (дома-интернаты), другие – привлекают коммерческие структуры к оказанию помощи в организации услуг по социальному обслуживанию, разрабатывают инновационные методы и формы социального обслуживания (социальное такси, социальные чеки, социальные парикмахерские и др.)»[7].

Таким образом, национальная государственная система социального обеспечения населения в настоящее время включает в себя:

  • пенсионную систему;
  • систему социальных пособий и компенсационных выплат;
  • систему социальных услуг (социального обслуживания);
  • систему социальной медицинской помощи и лечения;
  • систему социальной помощи, систему социальных льгот и преимуществ.

Социальный эффект деятельности органов социальной защиты населения и подведомственных им учреждений в сфере социального обслуживания зависит не столько от материальной составляющей, сколько от продуманных управленческих решений, морально-нравственных ориентаций руководителей и заинтересованности в профессии, а также от того, хорошо или плохо развиваются учреждения и предприятия социального обслуживания населения.

Однако при этом сами формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

1.2. Виды и классификации споров в сфере социального обеспечения

При реализации гражданами своих прав на отдельные виды социального обеспечения могут возникнуть различного рода разногласия (споры) между ними, а также государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями, предоставляющими обеспечение. Такие разногласия возникают в правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, по предоставлению отдельных видов социального обеспечения, а также в материальных правоотношениях но социальному обеспечению[8].

В правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, спор может возникнуть по поводу отказа в установлении инвалидности, неудовлетворенности гражданина группой инвалидности, причиной инвалидности и т. д., по поводу отказа в установлении факта иждивенства и др.

При обращении за назначением пенсии споры могут касаться задержки в оформлении документов по вине работодателя либо задержки по вине территориального органа ПФР, органа военного управления, правоохранительного органа. Кроме того, спор может возникнуть по поводу отказа в назначении пенсии, а также при несогласии гражданина с её размером или сроком назначения[9].

1.3. Основные формы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: научные подходы

Защита права, в том числе права на социальное обеспечение, представляет собой один из вариантов реализации права в весьма специфичной форме. Защита осуществляется посредством правомерной деятельности компетентных органов, прежде всего, государственных либо негосударственных (например, представителем профсоюза), направленной на восстановление нарушенного права и устранение препятствий к его осуществлению. Формы и способы защиты устанавливаются отраслевым законодательством РФ (например, гражданским, жилищным, трудовым и др.).

В российском законодательстве определения этих понятий нет; к тому же в разных кодексах имеются противоречивые суждения – так, например, по–разному представлены способы защиты прав и свобод в ст. 352 Трудового кодекса РФ[10] (далее – ТК РФ) и ст.12 Гражданского кодекса РФ[11] (далее – ГК РФ). Так, трудовое законодательство в качестве основных способов защиты прав трудовых прав и свобод граждан предусматривает:

  • самозащиту работниками трудовых прав;
  • защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • судебную защиту.

Под неюрисдикционнной формой защиты понимается применение мер (способов защиты) управомоченным субъектом самостоятельно, без обращения к какому–либо органу.

Самозащита права (в широком смысле) – это любые действия лица, обладающего субъективным правом, связанные с защитой данного права от нарушения[12]. Самозащита, как способ действия заинтересованного лица, заимствована из гражданского законодательства. В соответствии со ст. 14 ГК РФ самозащита возможна при следующих условиях:

  • лицо, само защищающее свое право, должно являться бесспорным его обладателем;
  • данный способ защиты должен быть соразмерен нарушению;
  • самозащита не может выходить за пределы действий, необходимых для её применения.

1.4. Неюрисдикционная форма защиты прав граждан на социальное обеспечение

Как было определено в предыдущем параграфе настоящего исследования, под неюрисдикционной формой защиты понимается применение мер (способов защиты) управомоченным субъектом самостоятельно, без обращения к какому-либо органу. В трудовом праве неюрисдикционная форма защиты представлена, например, в виде самозащиты в соответствии со ст. 379 ТК РФ, в гражданском праве – в соответствии со ст. 14 ГК РФ. 

Представляется необходимым подробнее остановиться на вопросе возможности самозащиты в праве социального обеспечения. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть данное понятие. Самозащита права (в широком смысле) – это любые действия лица, обладающего субъективным правом, связанные с защитой данного права от нарушения[13]. Самозащита, как способ действия заинтересованного лица, заимствована из гражданского законодательства. В соответствии со ст. 14 ГК РФ самозащита возможна при следующих условиях:

  • лицо, само защищающее свое право, должно являться бесспорным его обладателем;
  • данный способ защиты должен быть соразмерен нарушению;
  • самозащита не может выходить за пределы действий, необходимых для её применения.

Обратимся к законодательству РФ о социальном обеспечении.

К сожалению, конкретных положений, определяющих порядок или хотя бы процедуру осуществления контроля со стороны профсоюзов, законодательство РФ не содержит.

Подводя итоги, подчеркнём, что неюрисдикционная форма защиты социально-обеспечительных прав – это установленный самостоятельно порядок деятельности, направленной на восстановление нарушенного права, осуществляемой самим сторонами спора (или их представителями), самостоятельно оценивающими правомерность действий сторон и принимающими решение по обоюдному соглашению или в одностороннем порядке. 

1.5. Судебная форма защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Конституция РФ, а также иные нормативные правовые акты закрепили широкий ряд гарантий права на социальное обеспечение. Самой распространённой и действенной формой защиты социальных прав граждан является, безусловно, судебная защита, которая согласно ст. 46 Конституции РФ гарантируется каждому.

Судебную защиту права на социальное обеспечение следует признать наиболее распространенной и используемой в нашем государстве формой защиты права. Именно суд вправе обязать государство и его органы исполнить свои обязательства перед гражданином и возместить причинённый ему ущерб – полномочия суда превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов.

Споры, связанные с защитой права на социальное обеспечение, находят своё разрешение как в судах общей юрисдикции, так и в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, а также высшем органе конституционного контроля – Конституционном Суде РФ[14].

Подводя итоги второй главы необходимо подчеркнуть, что практика судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина свидетельствует, что, осуществляя непосредственное обращение к смыслу и роли конституционных норм, суды в большей степени обеспечивают надлежащий уровень защиты указанных прав.

Особенности судебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

1.6. Роль института участия прокурора в гражданском процессе в судебной защите прав граждан в сфере социального обеспечения

В продолжение предыдущего параграфа необходимо отметить, что органы прокуратуры уполномочены выступать с исковым заявлением по просьбе целого ряда лиц, нуждающихся в судебной защите, в связи с нарушением их социально значимых прав – трудовых, жилищных, социальных, семейных и других прав, охватывая правовой помощью большое количество граждан, не имеющих возможности обратиться в суд по обсуждаемым уважительным причинам. Причём в этом случае прокурор вправе обратиться в суд в интересах гражданина о защите его нарушенных социальных прав даже в случае, когда последний может самостоятельно обратиться с иском в суд.

Согласно ст. 131 ГПК РФ, в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина, в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору. В случае обращения прокурора с иском в суд в интересах гражданина к исковому заявлению достаточно приложить копию обращения гражданина к прокурору.

Большинство исков заявляется прокурором именно в защиту социальных прав граждан[15]. Основное внимание уделено защите и восстановлению в судебном порядке трудовых прав граждан, в частности, на своевременную оплату труда, в сфере соблюдения законодательства об охране здоровья и оказания медицинской помощи, в сфере образования, в области защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также прав и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних).

Конечно, с тем, что основания для вступления прокурора в процесс, нельзя увеличивать бесконечно, следует согласиться, однако вывод об исчерпывающем характере случаев обращения прокурора в суд для защиты социальных прав граждан не представляется правильным. Проблема в том, что слишком уж широк круг правоотношений, из которых возникает право на обращение в суд в связи с нарушением прав в рассматриваемой сфере. При этом каждая отдельная область правоотношений включает в своё содержание определённые группы прав и обязанностей.

Определённое право может быть нарушено различными действиями (бездействием) ответчика, и соответственно, разными способами, укладывающимися в ст. 12 ГК РФ, защищено. И наоборот, определённые обязанности могут быть не исполнены и повлечь за собой нарушение социальных прав заинтересованного лица. Отсюда, собственно, и вытекает великое множество требований, которые могут быть заявлены прокурором в суд, поэтому об исчерпывающем перечне социальных прав, подлежащих судебной защите, при содействии прокурора, говорить не приходится. Установление границ инициирования прокурором судебных процессов, направленных на защиту социальных прав граждан, перечисленных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ возможно двумя способами:

  • путём обозначения групп социальных прав, соответствующих каждой сфере социальных правоотношений, поименованных в ст. 45 ГПК РФ, или установления ограничений в отношении правоотношений, в которых не должен участвовать прокурор;
  • путём указания гражданина в письменном обращении к прокурору причин, по которым, он не обращается в суд лично.

Глава II

Исследование в виде опроса

 Я провела исследование в виде опроса среди школьников-подростков и людей старше 18 лет. Опрос состоял из 6 вопросов, а именно:

  1. Сколько Вам лет?
  2. Знаете ли Вы что такое защита прав граждан в сфере социального обеспечения?
  • Да
  • Нет
  • Скорее да, чем нет
  • Скорее нет, чем да
  1. Интересовались ли Вы, о том что такое социальное обеспечение?
  • Да
  • Нет
  1. Обращались ли Вы в прокуратуру о проблемах с социальным обеспечением?
  • Да
  • Нет
  1. Знали ли Вы о выплатах в сторону детей/людей с ограниченными способностями/пенсионеров/ветеранов/инвалидов?
  • Да
  • Нет
  1. Как Вы считаете, нужно ли социальное обеспечение в современном мире?
  • Да
  • Нет
  • Скорее нет, чем да
  • Скорее да, чем нет
  1. Как Вы считаете, защита прав граждан в сфере социального обеспечения – актуальная тема в современном мире?
  • Да
  • Нет
  • Скорее да, чем нет
  • Скорее нет, чем да

Анализ исследования

Мой опрос прошли 16 человек разных возрастов. По итогам этого опроса, я сделала некоторые выводы:

На вопрос «Сколько Вам лет?» участники ответили так:

Большинство людей, которые проходили мой опрос – подростки и люди старше 18 лет.

На вопрос «Знаете ли Вы что такое защита прав граждан в сфере социального обеспечения?» участники ответили так:

Из этого делаю вывод, что из 16 человек более половины знают что такое защита прав граждан в сфере социального обеспечения. 31% уверенно ответили «да», а 44% скорее знают, чем не знают. Т.е, большинство людей знают, что такое защита прав граждан в сфере соц. Обеспечения.

На вопрос «Интересовались ли Вы, о том что такое социальное обеспечение?» участники ответили так:

Из 16 человек 6 человек, т. е 37,5% интересовались вопросом что такое защита прав граждан в сфере социального обеспечения, и только 62,5% не интересовались. Из этого делаю вывод, что большинство людей, не зависимо от возраста не сталкивались и не интересовались о вопросе защиты прав граждан в сфере соц. Обеспечения.

На вопрос «Обращались ли Вы в прокуратуру о проблемах с социальным обеспечением» участники ответили так:

Из 16 человек 13 человек не сталкивались с проблемами в сфере защиты граждан соц. Обеспечении, а 3 человека ответили, что, да, сталкивались, можно сделать вывод что не многие сталкивались с проблемами в социальном обеспечении.

На вопрос «Знали ли Вы о выплатах в сторону детей/людей с ограниченными способностями/пенсионеров/ветеранов/инвалидов?» участники ответили так:

Все 16 участников знают о выплатах.

На вопрос «Как Вы считаете, нужно ли социальное обеспечение в современном мире?» участники ответили так:

Большинство людей (более 50 процентов), считают что социальное обеспечение граждан, т. е. выплаты от государства, нужно в нашем современном мире, а лишь малая часть считают что не нужно.

На вопрос «Как Вы считаете, защита прав граждан в сфере социального обеспечения – актуальная тема в современном мире?» участники ответили так:

Большинство людей согласны, что тема защита прав граждан в сфере социального обеспечения, актуальна в современном мире.

Из своего опроса я сделала вывод, что не смотря на возраст люди знают о разных социальных выплатах, а так же малая часть интересовалась вопросом о защите прав граждан в сфере социального обеспечения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования автору представляется необходимым сформулировать в соответствии с поставленными целями и задачами следующие выводы.

Во-первых, право на социальное обеспечение и защиту являются основными элементами основы конституционного строя, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство.

Под формой защиты права понимается процессуальный порядок защиты нарушенного права или законного интереса, который обладает определённый спецификой. В этом смысле выделяют 2 фундаментальных направления (формы) защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная.

Первый способ основывается на формате защиты нарушенного права, который предполагает официальное обращение лица, чьё право или законный интерес были нарушены в органы государственной власти, в компетенции или юрисдикции которых находится разрешение данного спора. Наиболее ярким примером юрисдикционной формы защиты следует считать судебную защиту.

Второй, самозащита, базируется на совершенно иных началах – он предполагает, что лицо предпринимает определённые действия с целью восстановления нарушенного права самостоятельно, без обращения в компетентные ведомства и учреждения.

При этом весьма механизмом защиты данной категории прав на сегодняшний день является судебная форма защиты, цель которой состоит не просто в формальном отправлении правосудия, но и в оказании гражданам, права (в частности, социальные права) которых были нарушены или ущемлены, реальной правовой защиты. 

Законом защита социально-значимых прав граждан рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений судебной защиты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. https://studme.org/2008021512750/pravo/konstitutsiya_kak_istochnik_prava_sotsialnogo_obespecheniya
  2. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/
  3. [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/fc86187524a5b293111ca8ab7e668a2acc114b75/
  4. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37863/
  5. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/
  6. https://sudact.ru/regular/doc/y2nBrI8A3QYa/
  7. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-zaschita-naseleniya-v-rossiyskoy-federatsii
  8. https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-mehanizma-zaschity-trudovyh-prav
  9. https://www.studmed.ru/view/zaharov-ml-tuchkova-eg-pravo-socialnogo-obespecheniya-rossii_b3cb0df525c.html
  10. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sudebnoy-zaschity-sotsialnyh-prav-grazhdan-rossiyskoy-federatsii
  11. https://cyberleninka.ru/article/n/instrumentariy-zaschity-sotsialno-obespechitelnyh-prav-grazhdan
  12. https://wiselawyer.ru/poleznoe/24011-formy-zashhity-interesov-prave-socialnogo-obespecheniya



[1] См.: Подколзина И.М. Особенности развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 72-77.

[2] См.: Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М: Проспект, 2020. С. 68. 480 с.

[3] См.: Там же. С. 69.

[4] См.: Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. № 2 (24). С. 36-40.

[5] См.: Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. М: КноРус, 2012. С. 15.

[6] См.: Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. Издание второе, стереотипное. М.: Изд-во РАГС, 2018. С. 7.

[7] См.: Благодир А.Л. К вопросу о системе и структуре регионального законодательства в сфере социального обеспечения // Законодательство. 2017. № 8. С. 64-65.

[8] См.: Право социального обеспечения России и зарубежных стран: учебное пособие для академического бакалавриата / под общей редакцией Ю.П. Орловского. М.: Юрайт, 2019. С. 33.

[9] См.: Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М: Проспект, 2020. С. 68. 480 с.

[10] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 30.04.2021) // Собрание Законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3; 2021. – № 15. – Ст. 2441 (Часть I).

[11] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: Часть 1. (в ред. от 09.03.2021) // Собрание Законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 11. – Ст. 1698.

[12] См.: Халиков В.Р. Самозащита в российском трудовом праве. автореф. дисс. …канд.юрид. наук, Томск, 2006. С. 5.

[13] См.: Халиков В.Р. Самозащита в российском трудовом праве: автореф. дисс. …канд.юрид. наук, Томск, 2006. С. 5.

[14] См.: Андриченко Л.В. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 5-17.

[15] См.: Мидонова Е.А. Форма защиты интересов в праве социального обеспечения // Трудовое право. 2017. № 8. С. 40-44.


Поделиться:

Как нарисовать лимон акварелью

Извержение вулкана

Пока бьют часы

Самодельный телефон

Простые новогодние шары из бумаги