• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект Что читает молодежь

Опубликовано Вотякова Любовь Александровна вкл 26.04.2023 - 7:52
Автор: 
Дымша Эвелина, Зенкина Елизавета

Э. Е. Дымша

Руководитель Л. А. Вотякова

Братское музыкальное училище, г. Братск

Что читают наши сверстники

 

Многие думают, что молодежь перестала читать книги, проводя много времени в Интернете. Взрослые говорят, что их дети редко держат книгу в руках, заменив ее гаджетами.

Цель моего исследования – ответить на вопросы: читает ли молодежь, каким направлениям отдаёт предпочтение.

Для достижения цели решались следующие задачи:

собрать сведения о читательских предпочтениях молодежи предыдущих поколений (18,19,20 вв.);

разработать анкету для сверстников;

проанализировать заполненные анкеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymsha_evelina_chto_chitaet_molodyozh.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Э. Е. Дымша

Руководитель Л. А. Вотякова

Братское музыкальное училище, г. Братск

Что читают наши сверстники

Многие думают, что молодежь перестала читать книги, проводя много времени в Интернете. Взрослые говорят, что их дети редко держат книгу в руках, заменив ее гаджетами.

Цель моего исследования – ответить на вопросы: читает ли молодежь, каким направлениям отдаёт предпочтение.

Для достижения цели решались следующие задачи:

собрать сведения о читательских предпочтениях молодежи предыдущих поколений (18,19,20 вв.);

разработать анкету для сверстников;

проанализировать заполненные анкеты.

В XVIII веке для детей было издано около двухсот книг. Состав этой небольшой библиотеки был очень разнообразен. Самым большим разделом библиотеки был научный.

Меньше всего книг было в разделе "Художественная литература", в основном, иностранные классики.

Из всего, что мы склонны называть литературой сегодня, в XVIII веке больше всего читали литературу повествовательно-развлекательную: она состояла из «вымыслов», то есть описывала события, которых не было в действительности.

Помимо проблемы подлинности для читателей XVIII века существовала проблема моральности: считалось, что истории о любви развращают нравы.

Несмотря на это, в XVIII веке роман развивается и постепенно все выше и выше поднимается в иерархии жанров.

В 1760-е годы во всех слоях общества начинают в большом количестве читать стихи.

XIX век стал временем, когда средний уровень образования стремительно вырос: людей разными способами пытались научить грамоте. Так, если в начале века людей, умеющих читать, было всего 5%, то к началу XX века их количество выросло до 40,7% .

Кто и что читал?

Дети дворян

Конечно, в гимназиях и пансионах список чтения значительно отличался от обычных сельских школ. Также существовало разделение между мальчиками и девочками: мальчики чаще учились в светских и церковных гимназиях, девочки же получали образование дома или в пансионе. 

Причем список литературы для студентов и для студенток был разный: интересно, что мальчики чаще читали отечественных авторов, а девочки — французских. Даже если женщины и читали русских авторов, это были произведения о любви и семье. Мальчики же предпочитали сложные произведения, которые сегодня читают в более взрослом возрасте.

Несмотря на предрассудки, женщины не только читали более серьезные книги, но и писали их. Тем не менее, книги, которые писали авторы-женщины, обычно читали только женщины. Мужчины считали это несерьезным. 

Более образованным людям нравились также романы, приключенческие книги, позже детективы. Другими словами, «литература, уводящая от действительности».

XX век. В 80-х годах молодежь в большинстве своем предпочитала фантастику, детективы, приключения.

Целью данного исследования является изучение предпочтений современной молодёжи. Для наших сверстников, привыкших не заострять внимание на объёмных текстах, были разработана простая для чтения и понимания анкета.

В опросе участвовали ученики 11 класса и студенты Братского музыкального училища. Всего приняло участие 60 человек.

Большая часть опрошенных предпочитает читать фантастику.

В таких жанрах, как фантастика и приключения, современную молодёжь привлекают простота и лёгкость повествования, правдоподобный мир, в котором идёт борьба добра со злом. Главными героями здесь, как правило, выступают подростки, что также притягивает читателей в этом возрасте.

Для 91% сверстников важен интересный и захватывающий сюжет.

В таких книгах идёт поиск возможных решений разных проблем, что очень важно в реальной жизни (помогает формировать собственную личность).

Как и юных читателей прошлых веков, наших сверстников продолжают интересовать книги о любви, смысле жизни, психологии.

Также я выяснила, что сверстники чаще читают зарубежную литературу. Скорее всего, причина последнего в том, что в отечественной литературе до середины XX века мало произведений в духе приключений и фантастики.

На основании проанализированных анкет был создан список книг. В нём отражена информация о литературных направлениях, авторстве, жанровой принадлежности произведений, выбранных для чтения.

Таблица. Список книг из анкет

Жанр, направление

Автор

Название

Роман, фэнтези

Дж. К. Роулинг

«Гарри Поттер»

Научно-фантастический роман-антиутопия

Рэй Бредбери

«451* по Фаренгейту»

Аллегорический роман

Уильям Голдинг

 «Повелитель мух»

Мистерия, детектив

Эдогава Рампо

«Волшебные чары луны»

Любовный исторический роман

Джейн Остин

«Доводы рассудка»

«Гордость и предубеждение»

Психологический, философский, любовный роман

И. Тургенев

«Отцы и дети»

Психологический роман

Дж. Д. Сэлинджер

Х. Янагихара

М.Ю. Лермонтов

«Над пропастью во ржи»

«Маленькая жизнь»

«Герой нашего времени»

Христианский триллер

Уильям Пол Янг

«Хижина»

Сентиментальный роман

Э. М. Ремарк

«Приют грез»

Философский роман

Оскар Уайльд

«Портрет Дориана Грея»

 Фантастическая юмористическая повесть

А. и Б. Стругацкие

«Понедельник начинается в субботу»

Реалистическая повесть

Рэй Бредбери

«Вино из одуванчиков»

Повесть о любви, реализм

А. Куприн

«Гранатовый браслет»

Молодежная литература (магический реализм)

М. С. Петросян

Дом, в котором…»

Практическая психотерапия

Дж. Синсеро

«Не ной»

«Ни сы»

Детективное, мистическое фэнтези

К. Манискалко

«Охота на Джека-потрошителя»

Фантастический роман

Керстин Гир

«Таймлесс»

Роман, триллер

Дэн Браун

«Ангелы и демоны»

«Код да Винчи»

Философский роман

Ф. Достоевский

«Преступление и наказание»

Любовный, философский роман

М. Булгаков

«Мастер и Маргарита»

Практическая психотерапия

Донна Наказова

«Осколки детских травм»

Любовный роман

Анна Джейн

«Восхитительная ведьиа»

Фэнтези, магический реализм

Стивен Кинг

«Зеленая миля»

Перед нами стояло два вопроса: читает ли современная молодежь в возрасте от 15 до 20 лет и что читает.

Читает! В круге чтения опрошенных присутствует литература  различных направлений. Среди книг чаще всего оказываются зарубежные писатели. Самые популярные направления – фантастика, приключения, литература о любви, детективы.

Немного в стороне остаются классические произведения, а ведь классика является основой формирования хорошего читательского вкуса.

Целью проекта было не только проанализировать читательские предпочтения молодых людей, но и привлечь внимание к чтению книг. Можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, а поставленные задачи реализованы.

Литература

  1. Читательский портрет моего сверстника. Автор: Замостная А. А. [https://school-science.ru]
  2. Шарков А. Н. Любите ли вы читать, - М., 2010 г. – С. 13-15
  3. 4. Яблоневская Ф. И. Читатель – подросток и его интересы. – М., 2010 г., С.
  4. Первые книги для детей. Автор: Мария Соловьева. [https://www.culture.ru/materials/253021/pervye-knigi-dlya-detei]
  5. Массовое чтение в XVIII веке. Автор: Ирина Калитеевская. [https://arzamas.academy/materials/661]
  6. Новикова Т. А. Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе. // Школьная библиотека. – 2005. - № 6. – С. 22-25
  7. Книги для детей XVIII века. [https://jaaj.club/article.aspx?enname=culture&id=2579]
  8. Что читали дети и подростки России XIX века? [https://sch1905.wordpress.com/2021/07/19/что-читали-в-россии-дети-и-подростки-xix-в/]
  9. Новые знания и практическая польза – что читают наши подростки. [http://www.mosalsk-gazeta.ru/news/ya___roditel/novye_znaniya_i_prakticheskaya_polza___chto_chitayut_nashi_podrostki]


Поделиться:

Эта весёлая планета

Рисуем ветку берёзы сухой пастелью

Ласточка. Корейская народная сказка

Весёлая кукушка

Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"