• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Подростковое одиночество"

Опубликовано Подоксенова Ирина Владимировна вкл 28.05.2023 - 20:57
Подоксенова Ирина Владимировна
Автор: 
Бахтина Мария

Исследовательская работа "Подростковое одиночество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bahtina_m._podrostkovoe_odinochestvo.docx70.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

г. Советский

Исследовательская работа

ПОДРОСТКОВОЕ ОДИНОЧЕСТВО

Выполнила: Бахтина Мария Константиновна,

ученица 11 б класса

Руководитель: Подоксенова Ирина Владимировна,

педагог-психолог

г. Советский,

2022-2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..5

1.1. Понятие «одиночество». Проблема одиночества в психологии и философии ………………………………………………………………………...5

1.2. Особенности переживания одиночества подростками: факторы, причины, последствия ……………………………………………………………………….6

ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У УЧАЩИХСЯ 11Б КЛАССА……………………………..10

2.1. Особенности представления об одиночестве у учащихся 11Б класса ….10

2.2. Изучение уровня субъективного ощущения одиночества у учащихся 11Б класса …………………………………………………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………16

ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………….18


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Тема моего исследовательского проекта интересная и актуальная, так как во все времена  дети подросткового возраста часто сталкиваются с переживанием чувства одиночества, которое является возрастным новообразованием, появляющимся впервые в результате развития познавательной и эмоциональной сферы личности и перехода подростка на новый уровень самосознания.

Изучением данного вопроса занимались многие психологи – И. С. Кон, И. В. Дубровина, С. В. Кривцова и другие. Причем большинство авторов подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии и даже к суициду. Почему же одиночество для одних подростков становится ступенькой в личностном росте, а других ведет в пропасть отчаяния? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо разобраться в том, что же такое одиночество, каким образом оно возникает и каков механизм его влияния на подростка.

С целью изучения особенностей характера переживаний чувства одиночества подростками я решила провести исследование на своих одноклассниках. И это является новизной моей работы.

Исходя из поставленной цели, была выдвинута гипотеза: подростки нашей школы остро переживают одиночество.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

- проанализировать психологическую литературу по проблеме одиночества;

- выяснить причины, факторы и последствия подросткового одиночества;

- провести опрос и диагностическое обследование среди учащихся 11Б класса с целью определения особенностей представления одиночества и  выявления у них уровня субъективного ощущения одиночества;

- провести качественный анализ результатов опроса и тестирования, сделать выводы;

- разработать рекомендации по преодолению чувства одиночества в подростковом возрасте.

Объектом исследования является подростковое одиночество.

Предметом исследования –  особенности переживания одиночества в подростковом возрасте.

В своей работе я использовала такие методы исследования как анализ психологической литературы, опрос, тестирование, анализ полученных данных, метод математической статистики.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том что, зная особенности переживания одиночества подростков, можно привлечь к этой проблеме внимание педагогов и родителей.

Моя работа помимо теоретической имеет и практическую значимость, потому что материалы исследования могут использоваться педагогом-психологом при анализе поведения учащихся подросткового возраста, при проведении родительских собраний по проблеме подросткового одиночества, а разработанные рекомендации  помогут подросткам преодолеть данное чувство (Приложение Б).


ГЛАВА 1. ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие «одиночество». Проблема одиночества в психологии и

философии

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящается все больше работ, исследующих сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разных людей в разные периоды их жизни.

Страх одиночества имеет древние корни: весь первоначальный период истории, насчитывающий не одну тысячу лет, человек, оставшийся один, не мог выжить. В первобытном обществе самой тяжелой была не смертная казнь, а изгнание, то есть, наказание одиночеством. Эта традиция сохранилась и в современном обществе. Причем современное изгнание – это не обязательно удаление от общества.

Одиночество – это не просто переживание. Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены или вовсе разорваны.

По мнению психологов впервые состояние одиночества наиболее остро осознается в подростковом возрасте.

Это связано с тем, что подростковый возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, могут быть первостепенными. Подростковое одиночество связано с тем, что подростки испытывают трудности в удовлетворении потребностей в установлении значимых межличностных отношений; потребностей в расширении дружеских связей, в знакомстве с людьми различных социальных ориентаций и социального опыта; потребностей в причастности, признании и знакомстве с различным социальным опытом, желания быть принятым различными социальными группами.

В подростковом возрасте люди пытаются как-то систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным же образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их неудовлетворительной социальной жизни.

Подростки, переживающие одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот, всячески избегают его, несмотря на наличие острой внутренней потребности в общении.

1.2. Особенности переживания одиночества подростками: факторы, причины, последствия

Одиночество в подростковом периоде связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих данному возрастному периоду. Среди них:

- потребности в установлении значимых межличностных отношений;

- потребности в расширении дружеских связей, в знакомстве с людьми различных социальных ориентаций и социального опыта;

- потребности в причастности, признании и знакомстве с различным социальным опытом, желание быть принятым различными социальными группами.

Основными причинами подросткового одиночества являются:

 − неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям;

- возрастной кризис идентичности. Ребенок должен найти баланс между обособлением («Я») и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое «Я» и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми;

- возрастной кризис самооценки. Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения;

- завышенные требования к другим людям, которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.;

- нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви;

- внешние социальные факторы: смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений);

- пример семьи. Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом);

- отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями, завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, не принятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить;

- гиперопека. Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.

Таким образом, подростковый возраст – это самый сложный этап превращения ребенка во взрослого человека. Причин, по которым подросток может чувствовать себя одиноким, существует множество, однако наиболее часто встречаются следующие: сложные отношения в семье, трудности в общении со сверстниками [2].

Принято выделять три типа одиночества:

1. временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворенности общением и межличностными отношениями);

2. ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций: смерть близкого человека, разрыв отношений);

3. хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека в течение длительного времени удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности. Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям [4].

Психологи выделяют две группы факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте:

Первая группа – это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которое порождает потребность подростка познать себя на уровне собственных требований к самому себе. В то же время подростку трудно реализовать эту потребность из-за недостаточного развития навыков самонаблюдения и самоанализа. Поэтому часто у подростков возникает чувство неуверенности, в том числе и в том, что они соответствуют избранному идеалу или общепринятой норме. Происходящая в подростковом возрасте переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений со сверстниками весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной для подростков, так как именно в этом возрасте резко увеличивается число ребят, жалующихся на нехватку опыта и навыков общения.

Другую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т.п. [8].

И. С. Кон писал, что в переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как одиночество и уединение. Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим содержанием, приписывая им не только отрицательный, но и положительный смысл. Оказалось, что от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений растет, а негативных – уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша ценит уединение. Следует отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания.

Таким образом, анализируя проблему одиночества можно выделить две тенденции. Первая – трактовка его как субъективного переживания. Когда человек не получает полноценного внимания со стороны других, при этом людей вокруг подростка может быть много и они даже могут с ним общаться, но он чувствует себя одиноким. Вторая – трактовка одиночества как исключительно позитивного состояния переживания. Если даже человек месяцами находится один, не поддерживает ни с кем никаких контактов, но чувствует себя при этом превосходно и не нуждается ни в какой помощи, он не считается находящимся в одиночестве.

ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У УЧАЩИХСЯ 11Б КЛАССА

2.1 Особенности представления об одиночестве у учащихся 11Б класса

        Экспериментальная часть работы проводилась на базе МБОУ гимназии г. Советский в классном коллективе 11Б класса. В диагностическом исследовании принимали участие 23 обучающихся старшего школьного возраста (17-18 лет), из них 15 юношей и 8 девушек.

Целью данного исследования является определение особенностей представления одиночества у старшеклассников.

Был проведен письменный опрос учащихся 11Б класса, в котором они должны были ответить на вопросы:

1. Вы когда-нибудь испытывали чувство одиночества?

2. Что для вас значит одиночество?

3. Как вы думаете, почему возникает чувство одиночества?

Анализ опроса показал, что 57% обучающихся (13 ч.) испытывали чувство одиночества в подростковом возрасте, 47% – данное чувство незнакомо, что свидетельствует об удовлетворении их эмоциональных потребностей в первую очередь со стороны семьи.

Что же такое подростковое одиночество? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое и мой одноклассники не исключение. В качестве примеров приведу некоторые полученные из ответов:

  • «Одиночество – это ощущение, что не с кем поговорить или провести время»;
  • «Одиночество – это быть в изоляции от других людей»;
  • «Одиночество – это когда тебя никто не понимает»;
  • «Одиночество – это состояние, в котором человек себя ощущает, не получая внимания, понимания, сочувствия и заботы от близких»;
  • «Одиночество – это когда, даже находясь в кругу людей, ты будешь не с ними»;
  •  «Одиночество – это состояние, при котором человек испытывает пустоту внутри себя из-за нехватки общения»;
  • «Одиночество – это когда человек чувствует себя пустым, испытывает чувство ненужности, отчаяния и даже депрессии».

  Исходя из ответов, можно сделать вывод, что старшеклассники наполняют понятие «одиночество» психологическим содержанием, приписывая ему только отрицательный смысл. Однако двое учащихся трактуют одиночество как исключительно позитивное состояние переживания  – «одиночество хорошо тем, что у тебя есть время лучше подумать о себе, своей жизни, своих планах…», «время для саморазвития».

Анализируя ответы обучающихся 11Б класса на третий вопрос анкеты, можно выделить ряд причин возникновения чувства одиночества:

  • недостаток внимания со стороны близких людей (семьи) в детстве;
  • личностные качества людей, которые мешают в построении взаимоотношений и отталкивают других;
  • потеря близкого человека;
  • страх быть непонятым, недоверие к людям;
  • отсутствие общих тем для разговора;
  • невозможность проводить время с друзьями;
  • неспособность человека быстро социализироваться;
  • отсутствие близких людей;
  • трудности в общении со сверстниками.

2.2 Изучение уровня субъективного ощущения одиночества у учащихся 11Б класса

Для изучения уровня одиночества учащимся 11Б класса была предложена Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М.Фергюсона [6].

Учащимся предлагались ряды  утверждений. Нужно было рассмотреть последовательно каждое и оценить с точки зрения частоты их проявления применительно к их жизни при помощи четырех вариантов ответов «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отмечали знаком «+» (Приложение А).

Результаты обозначены на Рисунке 1.

Рисунок 1. Процентное соотношение уровней одиночества в 11б классе

Из Рисунка 1 следует, что у 89% испытуемых 11Б класса преобладает низкий уровень субъективного ощущения одиночества, что говорит о том, что для них не свойственно переживать одиночество как состояние, оно не является для них преградой в межличностных отношениях. У таких обучающихся гармоничные социальные отношения, они легко заводят друзей и чувствуют себя прекрасно в их окружении.

Средний, т.е. адекватный уровень субъективного ощущения одиночества выявлен у 11% учащихся. Данный уровень характеризуется как адекватный, так как раскрывает особенности переживания субъективного ощущения одиночества как естественное нормальное состояние. Такие обучающиеся могут лишь временами испытывать чувство одиночество из-за недостатка внимания со стороны ближнего социального окружения.

Учащихся с высокой степенью одиночества в 11Б классе не выявлено.

        Таким образом, можно сделать вывод, что 100% респондентов не чувствуют себя одинокими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – изучение особенностей характера переживаний чувства одиночества старшеклассниками.

Для достижения данной цели были полностью решены задачи:

- проанализирована психологическая литература по проблеме одиночества;

- выяснены причины, факторы и последствия подросткового одиночества;

- проведен опрос и диагностическое обследование среди учащихся 11Б класса с целью определения особенностей представления одиночества и  выявления у них уровня субъективного ощущения одиночества;

- проведен качественный анализ результатов опроса и тестирования, сделаны выводы;

- разработаны рекомендации по преодолению чувства одиночества в подростковом возрасте (Приложение Б).

На основе анализа теоретических источников я узнала, что одиночество – это не просто переживание, а тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями, которое впервые наиболее остро осознается в подростковом возрасте. Познакомилась с особенностями переживания одиночества подростками, факторами, причинами и последствиями, к которым оно приводит.

В ходе экспериментальной части проекта были выявлены уровень субъективного ощущения одиночества и особенности представления одиночества у учащихся 11б класса.

Все испытуемые, принявшие участие в исследовании, понимают, что такое одиночество, наполняют данное понятие психологическим содержанием, приписывая ему не только отрицательный, но и положительный смысл; выделяют причины возникновения подросткового одиночества.

Несмотря на то, что большинство учащихся (57%) испытывали чувство одиночества именно в подростковом возрасте, сейчас чувствуют себя комфортно, их эмоциональные потребности удовлетворены, и это подтверждается результатами теста. Так у 89% испытуемых 11Б класса преобладает низкий уровень субъективного ощущения одиночества, у 11% отмечается средний, т.е. адекватный уровень одиночества. Учащихся с высокой степенью одиночества в 11Б классе не выявлено.

        Исходя из результатов обследования, можно сделать вывод, что 100% респондентов не чувствуют себя одинокими.

        Таким образом, выдвинутая гипотеза – подростки нашей школы остро переживают одиночество –  не подтвердилась.

Считаю, что практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы исследования могут использоваться педагогом-психологом при анализе поведения учащихся подросткового возраста, при проведении родительских собраний по проблеме подросткового одиночества, а разработанные рекомендации  помогут подросткам преодолеть данное чувство.

В перспективе было бы интересно изучить проблему одиночества в юношеском возрасте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гасанова П.Г., Омарова М.К. Психология одиночества. Киев. – 2017. –  с. 5

2. Генералова Н. «Почему подростки одиноки? Причины подросткового одиночества // Pedsovet.su – 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.su/publ/164-1-0-4952 

3. Киселева В. Подростковое одиночество: причины и последствия / Воспитание школьников, №6. – 2003. – с.7

4. Киселева В. Подростковое одиночество /журнал «Школьный психолог», №8. – 2002. – с.10.

5. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М. Генезис, 1997 г. – с.87

6. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона // Психология счастливой жизни. [Электронный ресурс]. URL:  https://psycabi.net/testy/607-test-na-odinochestvo-metodika-sub-ektivnogo-oshchushcheniya-odinochestva-d-rassela-i-m-fergyus

7. Сатинова В. А. Влияние одиночества на процесс социализации подростков / Гуманитарные исследования, №5. – и с.177

8. Факторы одиночества [Электронный ресурс]. URL:   https://studopedia.su/18_1099_faktori-odinochestva.html

Приложение А

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества

Д. Рассела и М.Фергюсона

Инструкция: «Рассмотрите последовательно каждое утверждение и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+»».

Утверждения

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

2. Мне с кем поговорить

3. Для меня не выносимо быть таким одиноким

4. Мне не хватает общения

5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня

6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне

7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться

8. Я сейчас больше ни с кем не близок

9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

10. Я чувствую себя покинутым

11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает

12. Я чувствую себя совершенно одиноким

13. Мои социальные отношения и связи поверхностны

14. Я умираю по компании

15. В действительности никто как следует не знает меня

16. Я чувствую себя изолированным от других.

17. Я несчастен, будучи таким отверженным

18. Мне трудно заводить друзей

19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

20. Люди вокруг меня, но не со мной

Приложение Б

Рекомендации по преодолению чувства одиночества

в подростковом возрасте

 

Лев Толстой однажды написал в своем дневнике: «Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми».

Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании помощи подросткам нужно придерживаться принципа «золотой середины», т.е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества.

Разделить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства.

Наиболее эффективными способами преодоления одиночества в подростковом возрасте являются:

1.      Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки).

2.     Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности.

3.     Выполнение домашних дел.

4.    Занятие спортом, творчеством и т.п. с целью избавления от негативных эмоций.

5.    Шопинг с целью изменения собственного имиджа.

6.   Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).

7.   Анализ причин своего одиночества.

8.  Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу.

9.  Обращение к психологу для разрешения проблем.

10. Найдите то, что вам нравится делать, своё хобби. Запишись на кружок или в школу искусств, там вы найдете новых друзей, имеющих с вами общие интересы.

11. Развивайтесь, будьте свободнее, интереснее, и тогда люди сами потянутся к вам.

Помните, что чувство одиночества можно использовать, как положительный фактор: найти себя, своё хобби, развиваться, заняться делами!


Поделиться:

Учимся ткать миленький коврик

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного

Есть в осени первоначальной...

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?

Голубая лягушка