• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Пословицы и поговорки"

Опубликовано Шмелева Наталья Викторовна вкл 01.09.2023 - 13:40
Шмелева Наталья Викторовна
Автор: 
Учащиеся 5 класса МБОУ-СОШ с.Алексеевка Аркадакского района Саратовской области

Конкурс проектных и исследовательских работ "Мой первый проект". Целью данного проекта было исследовать: нужны ли пословицы и поговорки в наше время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tekst.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная школа с.Алексеевка Аркадакского района

Саратовской области

Конкурс проектных и исследовательских работ

«Мой первый проект!»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

ВИД РАБОТЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

СЕКЦИЯ – РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Авторы:

учащиеся 5 класса

МБОУ-СОШ с.Алексеевка

Руководитель:

Шмелева Н.В.

учитель русского языка и литературы

с.Алексеевка 2022г.

Слайд 1. Предлагаем вашему вниманию проект по русскому языку и литературе «Пословицы и поговорки». Авторы проекта – учащиеся 5 класса МБОУ-СОШ с.Алексеевка, руководитель – Шмелева Н.В., учитель русского языка и литературы.

Слайд 2.

Введение

Слайд 3. С самого раннего детства мы слышим от своих родителей и бабушек коротенькие выражения, очень похожие на стишки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Позже  на уроках литературы в школе мы узнали, что это пословицы-самый распространенный жанр русского фольклора.
Нас  очень заинтересовала эта тема, и мы решили продолжить изучения этого вопроса, выполнив исследовательскую работу «
Пословицы и поговорки».

Слайд 4. Актуальность исследования: 

Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности

Слайд 5. Объект исследования – пословицы и поговорки русского народа.
Предмет исследования – устная и письменная речь школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что пословица не утеряла своей актуальности в речи современных людей.
Цель  исследовательской работы: выяснить, нужны ли пословицы и поговорки в современной речи.

Задачи:
1.Изучить теоретический материал по теме «Пословицы и поговорки русского народа».

2.Выделить тематические группы пословиц.

3.Познакомиться с  имеющейся в школьной библиотеке  литературой о пословицах и поговорках

4.  Провести анкетирование учащихся школы, проанализировать полученные данные

Слайд. 6

Слайд 7. Пословицы и поговорки часто путают-будьте внимательны.

Пословица – это целое законченное предложение с глубоким смыслом.

Например; «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которые можно заменить другими словами

Например; «остаться с носом» - быть обманутым

Кот Базилио и лиса Алиса оставили Буратино с носом

«медвежья услуга» - помощь, которая обращается во вред.

Слайд 8.Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности еще до появления письменности. Автором пословиц и поговорок является народ. Кто-то когда-то выразил свою мысль, другие люди подхватили, передали, запомнили, внесли что-то своё… Так пословицы и поговорки передавались из уст в уста от поколения к поколению.

Слайд 9.

Откуда эти пословицы и поговорки?

Все наши великие писатели и поэты учились на пословицах богатству русского языка и использовали их в своих произведениях.

Давайте вспомним: «И осталась старуха у разбитого корыта»(«Сказка о рыбаке и рыбке » А.С. Пушкина )

«Кому велено чирикать - не мурлыкайте» («Путаница» К.И. Чуковского)

«А воз и ныне там»( басня И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»)

Слайд 10. Изучив теоретический материал, мы увидели, что пословицы и поговорки можно разделить на тематические группы.
Вот некоторые из них

Слайд 11. Пословицы о дружбе

Слайд 12. Пословицы и поговорке о семье

Слайд 13. Пословицы об учебе

Слайд 14. Пословицы и поговорки о доброте

Слайд 15. Пословицы о труде

Слайд 16.  Знакомство с  имеющейся в школьной библиотеке  литературой о пословицах и поговорках. К сожалению, такой литературы в библиотеке оказалось немного.

Слайд 17. Среди учащихся школы было проведено анкетирование, в котором приняли участие 15 учащихся с 6 по 10 класс.

Слайд 18.

Слайд 19. Учащимся было предложено ответить на вопросы..о

1.Нужны ли пословицы в наше время?
2. Используете ли вы и ваши знакомые пословицы и поговорки в своей речи?

И выполнить следующие задания

3. Продолжите пословицы и поговорки
Без труда –
Не имей 100 рублей,
За двумя зайцами погонишься –
Волков бояться-
Любишь кататься-
Семь раз отмерь –
По одежке встречают-
Береги платье снову, а
4. Какие еще пословицы и поговорки вы знаете?

Слайд 20. Результаты опроса были проанализированы

Слайд 21. Были получены следующие результаты:

1. Нужны ли пословицы и поговорки в наше время?
Да -100%                 нет-0%

2. Используете ли вы и ваши знакомые пословицы и поговорки в своей речи?
Да – 80%                нет- 20%

3.Продолжите пословицы и поговорки
Справились с заданием полностью- 74%
не справились – 26%

4. Какие еще пословицы и поговорки вы знаете?
Справились с заданием-53%

Слайд 22. Заключение

   Пословицы и поговорки были придуманы очень давно и давно проверены временем. Они жили, живут и будут жить среди нас. Как на крыльях, пословицы и поговорки перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет она.
    Можно сказать, что пословицы и поговорки делают нашу речь краше и интереснее, но мы не поняли бы их, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Главное в этом деле понять то, что говорит пословица или поговорка.
Поступай так, как велит народная мудрость - не ошибешься и с легкостью найдешь выход из затруднительной ситуации


Поделиться:

Сочные помидорки

Лавовая лампа

Рисуем осень: поле после сбора урожая

Горячо - холодно

Прекрасная химия