• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Буллинг в школе

Опубликовано Дамшаева Людмила Кимовна вкл 03.09.2023 - 15:48
Дамшаева Людмила Кимовна
Автор: 
Мягкова Александра

Буллинг очень актуальная тема на сегодняшний день. К сожалению, в школе многие являются свидетелями подобного явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon myagkova.zip11.89 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

ХХХ научно-практическая конференция школьников

«Шаг в будущее»

Секция «обществознание»

Тема: Буллинг в школе.

Автор: Мягкова Александра, 9В класс

Научный руководитель: Дамшаева Людмила Кимовна

Улан-Удэ

2023 г.

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………………………..3

        Глава I. Теория. Понятие буллинг ……………………………………………………...4

          Глава II. Типы буллинга ………………………………………………………………...5

        Глава III. Жертвы буллинга ………………………………………………………….....6

        Глава IV. Примеры из художественной литературы ………………………………. 7-8

        Глава V. Примеры из реальной жизни ………………………………………………...9

Заключительная часть

        Результаты исследования ……………………………….............................................10

        Выводы ……………………………………………………………………………..… 11

        Список используемой литературы ……………………………………………….… 12

                                                     

                      3

                                                                    Введение

Актуальность. Школьный буллинг - это одна из самых серьезных проблем в обществе молодежи. На данный момент, в России официально подтверждено 55% подростков, которые подвергались той или иной травле среди сверстников. И это, не учитывая тот факт, что многие дети скрывают правду о том, как с ними по истине обращаются одноклассники. Но, замечу один момент, подростки подвергаются буллингу не только со стороны сверстников, такое неподобающие поведение имеется и у учителей.         В последнее время очень часто всплывают различного рода информации, о травлях подростков, причем иногда в очень жестокой форме. Давайте же сейчас разберемся с этой непростой темой.

        Цель моей работы заключается в том, чтобы выяснить что именно подталкивает людей на такие поступки, а также больше разузнать о травлях в школах Российской Федерации.  Для дальнейшего анализа, мне необходимы следующие задачи:        

  • Познакомиться с понятием «буллинг».
  • Изучить типы и участников буллинга.
  • Собрать информацию по поднятой теме. Примеры взять из реальной жизни или из литературы.

        Объекты исследования: подростки.

        Предметы исследования: буллинг в школе.

        Методы работы: изучение литературы, опрос среди знакомых.

                                                                     4

                                                  Глава I. Понятие «буллинг»

        Для начала необходимо разобраться, что же такое буллинг. Буллинг — это травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими). Он может выражаться по-разному: от непристойных шуток и оскорблений до избиения. Основная цель — запугать жертву, подчинить ее себе. Это не всегда физическое нападение, чаще происходит психологическое насилие. Например, распространение слухов и сплетен, словесная травля, бойкот. Чаще всего причиной буллинга является борьба за доминирование в коллективе, неприязнь к человеку за то, что он чем-то выделяется или же отличается от других. Последнее одно из самых распространенных явлений. Берем в пример любого ребенка, который хоть как-то отличается от сверстников. Цвет кожи, полнота тела, дефекты речи, нестандартность внешности (родимые пятна, родинки, шрамы, пигментации и т.д). Так вот, один из компании, замечает данного ребенка и колко указывает своим приспешникам на все те (по его мнению) недостатки, тем самым показав своим друзьям новую цель для издевательств. Так наступает первый этап травли.

        Формы школьного буллинга могут различными: насмешки, физическое и психологическое унижение, вымогательство, игнорирование, бойкот и т.п. Но как правило, зачинщики данного действия бывают очень расчётливыми и сообразительными.

               

                                                                        5

                                                   Глава II. Типы буллинга.

        На данный момент Национальный центр борьба против буллинга, отмечает четыре типа травли. Давайте рассмотрим их по подробнее:

  • Физический буллинг. Этот тип подразумевает под собой: избиение, удары руками и ногами, толчки, порча личного имущества.
  • Кибербуллинг. Это травля при помощи социальных сетей, которые имеют общую цель как-то задеть человека оскорблениями или угрозами.
  • Групповой буллинг. Этот тип издевательств, при котором участвуют ни один человек, а целая компания. По-другому можно назвать – социальное запугивание.
  • Вербальный буллинг. Оно состоит из насмешек, словесных унижений, расистких высказываний.

В травле всегда есть три типа героя:

Хулиган. Зачинщик всего буллинга.

Жертва. Человек, который подвержен издевательствам.

Свидетель. Персона, которая наблюдает за действием со стороны, но не принимает в нем прямого участия.

                                                                     

                                                                      6

                                              Глава III. Жертвы буллинга.

        Чаще всего жертвой может стать именно тот ребенок, который раздражает своим поведением сверстников:

  • Ябеды.
  • Гиперактивные дети с повышенной возбудимостью.
  • Дети с плохой успеваемостью.
  • Хвастуны.
  • Гиперопекаемые родителями.
  • Любимчики учителей.
  • Отличники.
  • Дети с синдромом дефицита внимания.
  • Дети, которые хоть как-то отличаются от других во внешности. Распространённая версия данного термина – белая ворона. (Например, косоглазие, сколиоз, заячья губа, темный оттенок кожи, шрамы, брекеты или очки и т.д)  
  • Интроверты. Нелюдимые дети.
  • Одаренные, талантливые.
  • Дети, которые не могут позволить себе ту или иную дорогостоящую технику или вещи.
  • Вундеркинды.
  • Дети со слабым здоровьем.
  • Дети с необычной манерой речи, активной жестикуляцией.
  • Дети с другой национальностью, которая не особо распространена в данной школе.
  • Дети, которые не могут дать отпор из-за каких-либо психологических травм.  

                          Глава IV. Примеры из художественной литературы.

К себе в пример, я хочу взять одну популярную книгу писателя Владимира Железникова «Чучело». Эту книгу я прочитала, когда была еще в 7 классе, тогда это произведение оставило во мне огромное количество впечатлений. И так как сама никогда не сталкивалась с проблемой буллинга, для меня было очень возмутительно наблюдать все страдания бедной девочки Лены Бессольцевой. После прочтения произведения, я с полным возмущением рассказывала одноклассникам, что необходимо сделать с маленькими хулиганами, которые терроризировали главную героиню. Иногда я до сих пор задаюсь вопросом, неужели это и в правду были ученики шестого класса? Неужели дети способны на такие бесчеловечные поступки? Но к сожалению, возвращаясь в суровую реальность мы все прекрасно понимаем, что иногда дети совершают куда более зверские действия, даже если сравнивать со взрослыми.  

Повесть «Чучело» Железникова была написана в 1981 году. Произведение отличается эмоциональностью и повествует о стойкой и мужественной девочке, вынужденной противостоять одноклассникам, объявившим ей бойкот. История основана на реальных событиях, которые произошли с племянницей писателя. В повести отражена драма детских взаимоотношений, показано, какими бесчувственными и жестокими могут быть подростки.

На примере повести «Чучело», давайте рассмотрим участников и тип буллинга:

  • Тип буллинга: Групповой, также присутствует вербальный буллинг.
  • Хулиган: Миронова (Железная кнопка), девочка, которая имеет жесткие лидерские качества, самая первая начинает проявлять агрессию к Бессольцевой. В последствии чего подначивает весь класс объявить главной героине бойкот. В этой травле конечно же участвует не только она, но и весь остальной класс, которые активно содействовали с Мироновой.
  • Жертва: Лена Бессольцева. Главная героиня, улыбчивая, с двумя длинными косичками, из-за чего далее одноклассники дают ей кличку «чучело». Характером она стойкая, всегда активно пыталась защищаться от остальных, любознательная и очень чувствительная. Поначалу искренне не понимала из-за чего имеет к себе подобное отношение.
  • Свидетель. В лице свидетеля выступает мальчик Дима Сомов. Юноша, в которого главная героиня по уши влюбляется, но позже в нем разочаровывается навсегда, назвав его «малодушным трусом». Сначала повести он производит впечатление благородного рыцаря, умного, красивого, который «вроде как» защищал Лену от нападок одноклассников, но позже вскрывается его трусливая сторона крысы. Он сначала и до конца действия лишь наблюдал за издевательствами над Бессольцевой, не желая вступаться за нее.  

Причины травли:

  • В повести Лена — это белая ворона, которая отличалась широкой улыбкой и нестандартной внешностью.
  • Также причиной издевательств могло быть то, что Бессольцева не была богата и не имела какой-либо хороший статус. Одноклассники видели, что ее дедушка на своем пиджаке делал заплатки вместо того чтобы купить новый.

                                                                        9

                                  Глава V. Примеры из реальной жизни.

        Один из моих самых ярких примеров из жизни могу привести моего отца. С рождения он обладает родимым пятном, которое расположено у него прямо на лице. Оно темно-фиолетового цвета, поэтому абсолютно каждый человек при встрече замечает его. Еще в детстве мой отец подвергался травле со стороны сверстников, но имея достаточно тяжелый характер никогда не давал хулиганам оставаться безнаказанными. Он влезал во все драки, которые только мог. Любая провокация в его сторону и вот начиналась новая потасовка.  Со слов моего отца:

        «В наше время, до травли какого-либо человека никому не было дело. Особенно учителям. Они дергались лишь тогда, когда те, кому я давал отпор жаловались своим родителям и они приходили в школу с претензиями. В таких случаях виноватым выставляли меня. »

        Результатом данной травли, стало озлобленность на людей и вспыльчивость. Это очень сильно повиляло на его дальнейшую жизнь. В то время не было социальных психологов или людей, которые боролись с издевательствами. Сейчас же, во многих школах обязывают иметь своего школьного психолога и это очень важно. Отрадно, что об этом начали говорить, а не закрывать глаза как раньше.

        Также, хочу заметить, что, живя в Бурятии, где имеется очень обширный вид на национальности, можно услышать множество издевок в сторону людей, которые имеют другую национальность. И речь идет не только о бурятах, а также о армянах, азербайджанов, якутов и т.д. Называя обидными словами такими как «чурка» или «ускоглазый».

                                                                       

10                                                          

    Результаты исследования.

Рассматривая статистику школ Российской Федерации, есть некоторые данные:

  • Дети, которые подвержены психологической агрессии – 32%
  • Дети, которые подвержены физической агрессии, толчкам, ударам и побоям - 26,6%
  • Подростки, которых травят за внешний вид - 43,8%
  • Подростки, которые подвергаются буллингу из-за национальности - 33,6%
  • Каждый пятый опрошенный, говорит о агрессии со стороны учителей - 19,7%
  • Но при этом, подростки, которые считают, что в классе у них дружелюбная атмосфера целых – 65% .

        Изучив данную статистику, мне стало очень интересно, как обстоят дела в нашей школе. И в связи с этим, провела опрос среди одноклассников. Из 35 человек приняли участие 32 человека.

  • Вопросы были следующие:
  • 1. Вы слышали или знаете, что такое буллинг?
  • 2. Испытывали на себе подобного рода отношение со стороны однокласссников?
  • 3. Испытывали на себе подобное отношение со стороны учителей, взрослых?
  • 4. Являлись ли вы сами организаторомЮ агрессором буллинга ?
  • 5. Наблюдали ли вы за буллингом в школе?

                                                         

    Выводы:

        Проведя столь интересную работу, по такой трудной и серьезной теме я пришла к выводу, что данная проблема актуальна по сей день. Я много раз слышала, что и в моем городе множество подростков подвержены насилию со стороны сверстников. С этим нужно бороться, хоть это и очень трудно, ведь каждый человек принимает свое решение сам, независимо от того ребенок он или взрослый.

                                                                       

 11

Список используемой литературы.

  1. Богомолов В. А. Ориентированный на решение подход в работе с ситуациями травли в школе.Москва.:2013г.
  2. Кон И.С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг. Москва:2015 г.
  3. Куценко Е.И. Школьная травля: перезапуск отношений.2013.
  4. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга.М: Генезис, 2013. 264с. 10

Поделиться:

У меня в портфеле

Композитор Алексей Рыбников

Рукавичка

Карты планет и спутников Солнечной системы

Три загадки Солнца