Наши общие взгляды, идеи и намерения отражены в том, как мы используем наш язык.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_issl._deyat.docx | 316.13 КБ |
СЛЕТ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА В 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ
ТЕМА: ЭВФЕМИЗМЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Секция 9. Филология (русский язык)
Автор: Кабиева Амина Кайржановна
5 «Г» класс
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №5»
Научный руководитель: Терехова Зинаида
Сергеевна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №5»
г. Нижневартовск
Аннотация
Тема: «Эвфемизмы в современном русском языке»
Автор: Кабиева Амина Кайржановна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №5»
Актуальность данной работы: для того, чтобы люди могли выжить, они должны общаться между собой и понимать друг друга, используя разные способы общения. Для того чтобы мы могли понимать друг друга, мы должны общаться друг с другом, показывать свои взгляды, идеи, намерения и т.д. Вот поэтому владение русским языком, соблюдая культуру речи, очень важно. Изучение значений слов – это большая часть познания любого языка. Правильное использование слов помогает нам понимать друг друга и предотвращает ошибки в нашей речи.
Наши общие взгляды, идеи и намерения отражены в том, как мы используем наш язык, например мы, выбираем, что сказать и как это сказать. Некоторые слова могут быть использованы в прямом значении, другие – нет, необходима замена. В современном русском языке все чаще стали использовать слова и выражения, которые заменяют другие слова (оскорбления, хамство, нетактичность и грубость). Называют такие выражения и слова термином «эвфемизм».
Для реализации исследования были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать понятие «эвфемизма»;
2. Выявить причины, по которым используются эвфемизмы;
3. Рассмотреть темы и цели использования эвфемизмов;
4. Рассмотреть жизненные ситуации, в которых используются эвфемизмы;
5. Провести опрос и выявить уровень владения знаниями об эвфемизмах, а также уровень их использования;
6. Подготовить «продукт» - памятка с информацией и примерами эвфемизмов, которые можно употреблять в нашей речи.
В исследовании были использованы методы теоретического анализа научной литературы, анкетирования и статистического анализа.
Целью работы является определение места эвфемизмов и их особенности в современном языке и обществе в целом. После проведения исследования были получены результаты, наглядно доказывающие достижение поставленной цели.
План исследования
Для того, чтобы выявить уровень осведомленности людей об эвфемизмах и их употребления в речи, мы подготовили опрос, в который включили вопрос на знание того, что такое эвфемизм, часто используемые эвфемизмы, которые встречаются в речи как детей школьного возраста, наших ровесников, так и взрослых людей.
В опросе принимало участие 50 человек (учащиеся 5 «Г» класса и учащиеся 6 «Г» класса). Из них 100% людей не знакомы с этим понятием. Но 94% регулярно используют эвфемизмы в своей речи.
Отсюда можно сделать вывод, что эвфемизмы являются очень актуальной и важной темой, с которой необходимо познакомиться и детям, и взрослым.
Целью исследования является определение места эвфемизмов и их особенности в современном языке и обществе в целом.
Объектов исследования являются эвфемизмы современного русского языка, взятые из речи учащихся и учителей школы.
Предметов исследования является анкетирование.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать эвфемизмы в своей речи. Также, данная тема может быть затронута на уроках русского языка. Еще, практическая значимость данного проекта заключается в том, чтобы общество могло понять, какую огромную роль играет культура речи в человеческих отношениях.
Базу исследования составили школьники Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней школы №5» в количестве 50 человек (учащиеся 5 «Г» класса и учащиеся 6 «Г» класса).
Выборка состояла из 50 человек. С исследуемыми было проведено анкетирование. Результаты были заключены в данном исследовании.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
1. ЭВФЕМИЗМЫ В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКЕ………………….………..5
1.1 Понятие «эвфемизм»……………………………………………….………..5
1.2 Причины использования эвфемизмов в речи…………...……….....………6
2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВФЕМИЗМОВ..…......…….7
2.1 Темы и цели использования эвфемизмов……………………….…...……..7
3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ……………...………….10
3.1 Социальный опрос «А вы знакомы с эвфемизмами?"……..…………….10
3.2 Информационный продукт по проекту………………………..……….…10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...…………………………………..………..........11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…..........12
Приложение 1……………………………………………………….……...........13
Приложение 2………………………………………………………….…...........14
Приложение 3…………………………………………………………………....15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы проекта. Для того, чтобы люди могли выжить, они должны общаться между собой и понимать друг друга, используя разные способы общения. Для того чтобы мы могли понимать друг друга, мы должны общаться друг с другом, показывать свои взгляды, идеи, намерения и т.д. Вот поэтому владение русским языком, соблюдая культуру речи, очень важно. Изучение значений слов – это большая часть познания любого языка. Правильное использование слов помогает нам понимать друг друга и предотвращает ошибки в нашей речи.
Наши общие взгляды, идеи и намерения отражены в том, как мы используем наш язык, например мы, выбираем, что сказать и как это сказать. Некоторые слова могут быть использованы в прямом значении, другие – нет, необходима замена. В современном русском языке все чаще стали использовать слова и выражения, которые заменяют другие слова (оскорбления, хамство, нетактичность и грубость). Называют такие выражения и слова термином «эвфемизм».
Целью работы является определение места эвфемизмов и их особенности в современном языке и обществе в целом.
Данный проект содержит в себе следующие задачи:
1. Исследовать понятие «эвфемизма»;
2. Выявить причины, по которым используются эвфемизмы;
3. Рассмотреть темы и цели использования эвфемизмов;
4. Рассмотреть жизненные ситуации, в которых используются эвфемизмы;
5. Провести опрос и выявить уровень владения знаниями об эвфемизмах, а также уровень их использования;
6. Подготовить «продукт» - памятка с информацией и примерами эвфемизмов, которые можно употреблять в нашей речи.
Материалом для исследования данной работы послужили эвфемизмы современного русского языка, взятые из речи учащихся и учителей школы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать эвфемизмы в своей речи. Также, данная тема может быть затронута на уроках русского языка. Еще, практическая значимость данного проекта заключается в том, чтобы общество могло понять, какую огромную роль играет культура речи в человеческих отношениях.
Проект состоит из введения, трех глав, заключения списка использованной литературы и приложений.
1. ЭВФЕМИЗМЫ В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Понятие «эвфемизма»
Понятию «эвфемизм» дается много различных объяснений. В нашей работе мы рассмотрим несколько источников и сделаем вывод, что же такое эвфемизм.
Более кратко понятие «эвфемизм» раскрывается в «Словаре русского языка» Ожегова: «Эвфемизм - слово или выражение, заменяющее другое, неудобное для данной обстановки или грубое, непристойное, например «уснул последним сном» вместо «умер», «неумён» вместо «глуп»».[1]
В энциклопедии «Русский язык» понятию «эвфемизм» дают следующее определение: «Эвфемизм (от греч. euphemia - воздержание от неподобающих слов, смягченное выражение) - слово или выражение, служащее в определенных условиях для замены таких обозначений, которые представляются говорящему нежелательными, не вполне вежливыми, слишком резкими: задерживается вместо опаздывает, поправился вместо потолстел…[2]
Для русского языка современного общества характерен процесс использования эвфемизмов, при помощи которого слова заменяются на другие, способные скрыть главную суть сказанного или смягчить её. За каждым эвфемизмом скрыто прямое значение слова, которое часто не подходит для употребления по разным причинам (к ним относятся политические, этические или морально-нравственные). Примером могут послужить следующие слова и словосочетания: лица без определенного места жительства ( бродяги), семья без перспективы ( семья, которая не может иметь детей), она в положении (она беременна) и др.
Из всего этого мы можем сделать вывод, что эвфемизмы очень важны в речи каждого человека, который хочет развивать культуру своей речи и не хочет обидеть своего собеседника.
1.2 Причины использования эвфемизмов в речи
Когда человек говорит, то он дает оценку своим словам в момент речи. В некоторых случаях прямое значение может быть воспринято собеседником как грубость, резкость, неприличие и др. Поэтому у говорящего человека возникает желание уменьшить этот негатив. Но только некоторые сферы жизни человека и отношения могут вызывать подобное желание, остальные остаются «безразличными». Сейчас мы рассмотрим самые востребованные для эвфемизмов сферы и чувства, которые вызывают потребность их употребления:
1. «Чувство стыда», которое заставляет говорящего избегать обозначения вещей «их собственными именами» и пользоваться «косвенными обозначениями».
2. Ещё одной причиной является табу - запрет, который возникает в сфере общественной жизни на разных ступенях человеческого развития. В древние времена был запрет называть вслух определенные слова (например, имена богов, слова, связанные со смертью и др.) Считалось, что при произнесении таких слов люди накличут на себя беду.
Говорящий человек использует такие слова, которые не просто смягчают слова и выражения, которые кажутся грубыми и нетактичными, но также скрывает суть явления. Эти эвфемизмы используют для того, что исключить неудачу при общении, чтобы не обидеть собеседника, а также, чтобы исправить ситуацию.
Использование эвфемистических единиц зависит от:
1. контекст;
2. условия речи.
Таким образом, чем больше мы контролируем свою речь в обществе, тем больший шанс появления новых эвфемизмов. Но также и напротив, при слабом контроле речи эвфемизмы заменяются «прямыми» значениями слов. То, что в одной ситуации расценивают, как эвфемизм, в другой ситуации может быть оценено иначе.
2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВФЕМИЗМОВ
2.1 Темы и цели использования эвфемизмов
Люди все также стараются не использовать в своей речи многие слова, как и раньше, в прошлом. В пример можно привести такие слова, как «смерть», «умер» и даже многие человеческие заболевания (рак, виды раковых опухолей и другое).
Грамотная и приятная речь все также играет важную роль в нашем обществе. Она ставит запрет на прямое употребление в речи названия процессов физиологии, которые связаны с процессами, например, выделительной функцией организма о дефектах, которые являются врожденными.
Сейчас, в наше время, новая функция эвфемизации речи – преувеличение некоторых моментов того, что есть на самом деле. К тому же, следует обратить внимание на то, что в наше время число названий, применяющихся к широким кругам вещей, о которых не желательно говорить напрямую, стремительно растет (старуха – представительница старшего поколения, жирная кожа – проблемная кожа и другое).
Отсюда можно сделать вывод, что целевыми установками использования эвфемизмов являются:
К такому же способу обращаются и тогда, когда обозначение предметов напрямую может негативно сказаться на реакции окружающих и помешать добиться желаемого результата. Примером служат такие словосочетания как «гиперболизация цен», такое словосочетание для оповещения людей об изменении цен часто используют в своей практике экономисты, люди, имеющие отношение к власти и другие. Но чаще всего такие речевые обороты указывают на повышение цен и используются, чтобы завуалировать мало приятное для людей явление.
Эвфемизмы принято делить на:
В данной главе мы узнали о том, что такое процесс эвфмизации, какие у него основные цели и в каких сферах используются эвфемизмы, что является очень важным для современного русского языка.
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ
3.1 Социальный опрос «А вы знакомы с эвфемизмами?"
Для того, чтобы выявить уровень осведомленности людей об эвфемизмах и их употребления в речи, мы подготовили опрос, в который включили вопрос на знание того, что такое эвфемизм, часто используемые эвфемизмы, которые встречаются в речи как детей школьного возраста, наших ровесников, так и взрослых людей.
Анкета опроса представлена в приложении 1.
В опросе принимало участие 50 человек (учащиеся 5 «Г» класса и учащиеся 6 «Г» класса). Из них 100% людей не знакомы с этим понятием. Но 94% регулярно используют эвфемизмы в своей речи.
Результаты опроса представлены в приложении 2.
Отсюда можно сделать вывод, что эвфемизмы являются очень актуальной и важной темой, с которой необходимо познакомиться и детям, и взрослым.
3.2 Информационный продукт по проекту
Результатом нашей работы стал буклет с небольшим объемом теории и часто используемыми в речи эвфемизмов, которые делают нашу речь лучше.
Продукт представлен в приложении 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном проекте рассмотрены эвфемизм как средство, при помощи которого мы можем как приукрасить, так и обойти стороной такие слова и словосочетания, которые могут не вписываться в рамки этикета.
Привычные слова можно рассматривать как устаревшие, т.к. они являются синонимами, которые замещают выражения и отличаются от них только по следующему параметру : норма или отступление от нормы ( в положении, Всевышний, налегке, навеселе и др). Но современное поведение обещества и культуры становится свидетельством того, что формируется новое основание использовать эвфемизмы.
Также, мы провели опрос, на основании которого делаем вывод, что процесс эвфемизации важен для людей и с ним нужно знакомить всех, ведь часто говорят, что прежде, чем что-то сказать, нужно подумать, чтобы не обидеть другого человека.
Мы получили продукт, который поможет желающим впервые познакомиться с эвфемизмами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арапова Н.С. Эвфемизмы // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
2. Грайс Г. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1085, Вып. 16.
3. Крысин, Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи Русистика. - Берлин, 1994, № 1-2. - С. 28-49.
4. Крысин, Л.П. Эвфемистические способы выражения в современном русском языке Текст. / Л.П. Крысин // Русский язык в школе. — М., 1994. №5. - С. 76-82.
5. Крысин, Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи Текст. / Л.П. Крысин // Русский язык конца столетия (1985-1995). М., 1996, 2000. -С. 384-407.
6. Куркиев, А.С. О классификации эвфемистических названий в русском языке. Классификация эвфемизмов по порождающим мотивам [Текст] / А.С. Куркиев. - Грозный, 1977.
7. Ларин, Б.А. Об эвфемизмах / Б.А. Ларин // Проблемы языкознания. Л., 1961.-С. 113-130.
8. Лингвистический энциклопедический словарь/ Под ред. В.Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. — М.: Сов. энцикл., 1990. — 682 с. — ISBN 5-85270-031-2.
9. Москвин, В.П. Эвфемизмы в лексической системе современного русского языка [Текст] / Василий Павлович Москвин. - 2-е изд. - М.: Ленард, 2007. - 26.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 23е изд., испр. - М.: Рус. Яз., 1991. - 917 с.
11. https://znachenie-slova.ru/эвфемизм (дата обращения: 07.12.2021)
12. http://www.endic.ru/efremova/JEvfemizm-121919.html (Дата обращения: 07.12.2021)
Приложение 1
Опрос: «А вы знаете, что такое эвфемизмы?»
1. Знаете ли Вы, что такое «эвфемизм»?
1. Да 2. Нет
2. Хотели бы вы узнать, что такое «эвфемизмы» и для чего они нужны?
1. Да 2. Нет
3. Употребляли ли Вы в своей речи хотя бы один раз следующие слова/словосочетания? (Отметить знаком + то, что было в употреблении)
В возрасте
Встать не с той ноги, быть не в настроении
Всякое бывало
Можно выйти
До конца дней
Задерживаться
Нелестный
Не очень
Не от хорошей жизни
Не рассказывайте сказки
Приложение 2
Приложение 3
[1] Цит. по: https://znachenie-slova.ru/эвфемизм (Дата обращения: 07.12.2021)
[2] Цит. по: http://www.endic.ru/efremova/JEvfemizm-121919.html (Дата обращения: 07.12.2021)
[3] Крысин, Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи Русистика. - Берлин, 1994, № 1-2. - С. 28-49.
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Усатый нянь
Позвольте, я вам помогу
Смородинка