Исследовательская работа "Завод "Красное Сормово в годы Великой Отечественной войны" выпонена на всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ "Отечество", вышла в финал областного этапа. Номинация: "Трудовой подвиг горьковчан в годы Великой Отечественной войны".
Предметом исследования работы стала производственная деятельность завода «Красное Сормово», личный вклад рабочих в укрепление оборонной промышленности на заводе «Красное Сормово».
Вложение | Размер |
---|---|
zavod_krasnoe_sormovo_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.zip | 939.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Задворковская средняя школа
Воскресенского муниципального района Нижегородской области
Трудовой подвиг горьковчан в годы Великой Отечественной войны
1 группа (средняя) – 12-14 лет
Завод «Красное Сормово» в годы Великой Отечественной войны
Копров Александр Николаевич
6кл.
МОУ Задворковская средняя школа Воскресенского района Нижегородской области
Руководитель:
Софронова Анастасия Юрьевна,
учитель истории МОУ Задворковской средней школы Воскресенского района;
89087313818
nastasyazvereva@yandex.ru
Воскресенское
2019 г.
Оглавление
Глава 1. История возникновения завода «Красное Сормово» 5
Глава 2. Завод «Красное Сормово» в годы Великой Отечественной войны 7
2.1. Переход на военное производство 7
Глава 3. Трудовой подвиг горьковчан в годы ВОВ 9
Список литературы и источников: 16
Актуальность тематики обусловлена тем, что изучению истории родного края придается не такое большое значение, как изучению истории России в целом. Изучение деятельности завода позволит ближе познакомиться с историей Нижегородской области, с её ролью в период Великой Отечественной войны, позволит узнать о патриотических подвигах горьковчан в годы войны и воспитать чувство гордости за доблестные страницы из истории нашего края.
Деятельность завода «Красное Сормово» в 1941-1945 гг. является характерным примером деятельности предприятия, перестроившегося на выполнение заказов оборонного ведомства СССР в период войны.
По истории завода «Красное Сормово» имеются комплексные научные труды, в частности диссертационное исследование Прокопова В. В. «Деятельность завода «Красное Сормово» по реализации проектов оборонной промышленности СССР: 1929-1945 гг.», монография «Красное Сормово: Завод и люди» и ряд других работ. При этом следует отметить, что тема не является полностью разработанной. В последние годы исследователям стали в значительной мере доступны новые архивные материалы по данной проблематике.
Практическая значимость работы заключается в том, что анализ деятельности завода «Красное Сормово» поможет выявить особенности организации производственного процесса в чрезвычайных условиях.
Объект исследования - Завод «Красное Сормово».
Предмет исследования – производственная деятельность завода «Красное Сормово», личный вклад рабочих в укрепление оборонной промышленности на заводе «Красное Сормово».
Цель работы – рассмотреть и проанализировать особенности деятельности завода «Красное Сормово» в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи работы:
Волго-Камский водный путь, будучи важнейшей торгово-транспортной артерией России, в XIX веке начал остро нуждаться в переходе на паровые суда. Парусный флот, беляны, мокшаны и бурлацкие расшивы уже не обеспечивали скорость и растущий объем перевозок, а первые пароходы, построенные кустарным способом на местных верфях В. А. Всеволжского или Евреинова Д. П., были еще несовершенны и ненадежны. До 1843года развитие также сдерживала государственная монополия на постройку пароходов, которой владел Санкт-Петербургский промышленник Карл Берд. К этому времени на Волге было построено всего 16 пароходов.
8 марта 1849 года в Петербурге возникла «Компания Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства», Представители компании решили строить в окрестностях Нижнего Новгорода судостроительное предприятие. Для реализации проекта, 30 июня 1849 года в Нижний Новгород прибыл представитель компании Алексей Иванович Узатис (отставной майор и горный инженер), который выкупил у помещицы Крюковой участок земли на правом берегу Волги между деревнями Сормово и Мышьяковка.
21 июля 1849 года Балахнинский уездный суд утвердил купчую. Эта дата является днем рождения завода Красное Сормово.
Строительство машинной фабрики под руководством Узатиса началось интенсивно. К моменту создания работало 18 токарных, строгальных, навальных и точильных станков, паровой молот, 20 печей и горнов. Работали цеха токарный и слесарный, чугунолитейный с кузницей, мастерская, верфь для сборки судов, котельная.
В мае 1850 г. со стапелей завода было спущено на воду первое судно — деревянный колёсный пароход «Ласточка». Первым пароходом с металлическим корпусом стал «Орёл», спущенный на воду 30 апреля 1852 года.
Паровозостроение на заводе было начато в 1898 году, когда завод выпустил сразу 28 паровозов серии Од. В 1910 году на заводе под руководством инженера Б. С. Малаховского был построен первый паровоз серии С — «Сормовский», получивший признание как лучший пассажирский дореволюционный паровоз России.
Сормовский завод был в десятке самых передовых в России и единственным в Волжско-Камском бассейне пароходостроительным заводом.
В настоящее время Завод «Красное Сормово» - одно из крупнейших судостроительных предприятий России. Выпускает речные суда и суда типа река-море, оборудование для буровых установок, понтоны, сельскохозяйственные машины.
После нападения Германии на СССР в июне 1941 года Завод «Красное Сормово» в короткий срок должен был перейти на военное производство. Государственный Комитет Обороны постановлением № 1 обязал Сормовский завод выпускать танки «Т-34» (2. с.495). (Приложение 1).
Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная: «завод превратился в огромную строительную площадку» (5. с.243). Предстояло варить и катать марки стали, с которыми ранее они не работали. Литейным цехам необходимо было организовать производство броневого литья, в кузнечном – резко увеличить изготовление штамповок, в том числе из специальных марок сталей, чего не было прежде. Заново следовало создавать производство гусеничных траков, что оказалось наиболее сложным делом. В термическом цехе сильно изменилась номенклатура деталей и усложнилась технология всего производства. Взросший объем сварочных работ побуждал сормовичей заняться их автоматизацией, чего до войны тоже не было.
Переоборудовались ведущие цеха. Расширялись производственные площади. Строили круглосуточно.
«В сентябре дать первые танки из узлов, присланных с других танковых заводов, а в октябре наладить серийный выпуск» (там же. С. 243). Такова была установка, данная заместителем предсовнаркома В. А. Малышевым командному составу завода.
Первый танк Т-34, собранный из привозной комплектовки, вышел из испытания в сентябре 1941 г. Уже в октябре было изготовлено 5 машин, первый эшелон с сормовскими танками ушел под Москву. В ноябре было выпущено 58 танков, марте 1942 г. – 160 машин (там же. с. 244). (Приложние 2.)
«…мы начали получать с Сормовского завода первые танки с «Т-43». Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль в битве за Москву…» (там же. с. 244),, - писал в своей книге маршал Советского Союза Г.К Жуков.
Производство танков неуклонно возрастало, но фронт требовал все больше и больше боевых машин. Помимо выпуска новых танков завод занялся их ремонтом: был создан танкоремонтный цех.
В бою средний танк «Т-34» показал себя машиной, превосходящей не только свой класс, но и многие «тяжелые» типы машин. Чтобы противостоять вражеским «Тиграм» и «Пантерам», танку «Т-34» требовалась новая дальнобойная пушка. Сормовские конструкторы активно взялись за модернизацию танкового орудия. К январю 1944 г. новая пушка успешно выдержала все испытания. Усовершенствованные «тридцатьчетверки» уже в марте стали поступать в войска, а с 1 мая 1944 г. начался их поточный выпуск.
Кроме «Т-34» завод выпускал и другие виды танков: «командирский» танк с мощной радиостанцией, экранированный танк «Т-74» с защитой от кумулятивных зарядов, огнеметный танк с радиолокацией. В 1943-1944 гг. сделаны проектные разработки танка подводного хождения.
Всего за годы войны завод «Красное Сормово» дал фронту более 13 тыс. боевых машин (там же. с.58).
Весомым вкладом было строительство на заводе «Красное Сормово» подводных лодок малого водоизмещения сери «С» для Балтийского и северного театра военных действий. Всего за годы войны на фронт было отправлено 27 лодок.
Завода «Красное Сормово» также изготавливал боеприпасы, «доля этого производства в общем объеме составляла около 17%» (7. с.60).
С первых дней войны трудящиеся районов Горького мобилизовали все свои силы на помощь фронту. На фронт ушло много мужчин-специалистов. При этом на производство вернулись старые производственники, «Мы, старики, не должны сидеть дома…хватит сил по-боевому поработать» (5. с.244), - это слова И.М. Олимпиева, ветерана труда, с которыми он обратился к производственникам, ушедшим на отдых. Вслед за ними проявили высокий уровень сознательности, женщины-домохозяйки и подростки. В первые дни войны на завод пришли тысячи домохозяек, ранее совершенно не видевших производство (1). На их хрупкие плечи лег огромный труд и ответственность. На специальных подставках за станками трудились дети-подростки, заменяя своих отцов (приложение 3). Старейшие производственники оказались прекрасными наставниками: помимо непосредственного обучения они рассказывали новым рабочим о важности соблюдения трудовой дисциплины и важности выпускаемой продукции.
Сормовичи научились работать по-военному. Все больше боевой техники отправляли они на фронт.
Руководящие работники и тысячи разнорабочих «сутками не выходили с завода» (там же. с.57), перестраивая работу завода на выпуск военной продукции. Искали и находили все новые резервы для роста производства.
Рубинчик Е.Э., директор завода в 1942-1949 гг., обладал большими организаторскими способностями. Уже в августе 1942 года завод завоевал переходящее Красное знамя ГКО. За время руководства Рубинчика Е.Э. завод получил несколько наград: два ордена Ленина и орден Отечественной войны I степени. Сам директор был награжден 21 правительственной наградой.
Рабочие выполняли двойную норму: работали на станках, выполняя норму за себя и за товарища (двухсотники). Рождались новые формы труда: фронтовые бригады, которые действовали под девизами: «От рекордов отдельных рабочих перейти к рекордам коллективов», «Работать так, как дерутся бойцы на фронте!» (7. с. 61). Фронтовые бригады обучали своим навыкам производства молодежь. Рост производства осуществлялся не только за счет перевыполнения нормы работниками. Сормовичи пытались сократить производственный процесс за счет его механизации и совершенствования техники. Изменение режима сварки корпуса, предложенное расчетчиком КБ А. А. Перлиным, позволило увеличить выпуск готовых корпусов в три раза и сократить бригаду сварщиков в три раза (с 12 до 4 человек). Металлурги А. В. Хрипков и Н. П. Майров за счет применения метода «простого переплава» стали сократили в 2 раза время плавок. В общей сложности за чет предложений заводских рационализаторов было сэкономлено более 2 млн. рабочего времени.
С самых первых дней войны началась коренная перестройка судостроительного завода на серийное производство военной продукции. С этой огромной ответственностью командный состав и рабочие справились благодаря самоотверженному труду.
За трудовые подвиги труженики тыла награждались орденами и медалями (приложение 2). Каждый старался внести свой вклад в общее дело завоевания Победы.
На протяжении всей своей деятельности завод построил более 12 тысяч танков, 27 подводных лодок и несколько миллионов снарядов для артиллерии.
В рамках настоящей работы достигнуты и в полной мере отображены поставленные цели и задачи.
Особенность перехода на военное производство завода «Красное Сормово» заключается в том, что переход стал возможным благодаря патриотизму сормовичей, талантливым организаторским способностям руководящих лиц, а также грамотным рационализаторским предложениям, внедряемых в производство.
В исследовании подробно описана производимая продукция и оценена её значимость для Победы в войне: главной задачей для завода было танкостроение, также «Красное Сормово» поставляло подводные лодки и боеприпасы.
Организация труда на заводе совершенствовалась в целях налаживания оборонного производства: появлялись новые формы труда. Необыкновенный трудовой подъем (движение двухсотников, возвращение старых производственников) и грамотная рационализаторская деятельность заводчан позволили развить на заводе «Красное Сормово» мощное оборонно-промышленное производство.
Подлежит возврату в секретариат ГКО (II часть) | СОВ. СЕКРЕТНО |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 1941 года № ГКО-1сс
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СРЕДНИХ ТАНКОВ Т-34 НА ЗАВОДЕ «КРАСНОЕ СОРМОВО»
ГКО постановляет:
1. Обязать Наркома Судпрома т. Носенко:
а) Немедленно приступить на заводе «Красное Сормово» к производству средних танков Т-34. Выпуск начать с 1/VIII 1941 г.;
б) Немедленно приступить на Кумлебякском заводе к производству бронелистов для Т-34;
Производство бронелистов заводу «Красное Сормово» начать с 1/VIII — 1941 г.
2. Обязать Наркомсредмаш — т. Малышева немедленно приступить в цехе авиамоторов Горьковского автозавода к производству авиамоторов М-17. Выпуск авиамоторов М-17 начать с 1/Х 1941 г.
3. Разрешить Наркомсудпрому устанавливать на танках Т-34 авиамоторы М-17.
4. Обязать Наркомсредмаш — т. Малышева к 10 августа сего года закончить испытание мотора М-17 работой на газойле. При положительных результатах перевести работу мотора на газойль.
5. Обязать Наркомчермет — т. Тевосяна обеспечить бесперебойную подачу слитков броневой стали с Выксунского завода Кумлебякскому заводу НКСП в количествах, обеспечивающих выполнение программы по броне.
6. Установить, что во всех расчетах о производстве танков, авиамоторов и брони исходить из программы выпуска танков Т-34 в 1941 г. 700—750 шт. , в 1942 г. — 3000 танков.
7. Привлечь к производству танков Т-34 и авиамоторов М-17 заводы Горького и области: «Двигатель революции» НКТМ, Выксунский завод «ДРА» НК станкостроения, Муромский паровозоремонтный завод НКПС «Гудок Октября» НКОМ, завод им. Свердлова НКГП РСФСР и завод «Красный Октябрь» НСП.
Т. Малышеву установить объем кооперации по производству танков и моторов по этим заводам.
8. Обязать Наркомстанкостроения — т. Ефремова отгрузить Горьковскому автозаводу для производства авиамоторов М-17 металлорежущих станков по спецификации Наркомсредмаша — в июле — 300 станков и в августе — 200 станков. Отгрузки произвести впереди других потребителей.
9. Обязать секретаря Горьковского обкома ВКП(б) т. Родионова оказывать всемерную помощь выполнению настоящего постановления.
10. Командировать в г. Горький тт. Малышева и Носенко для выполнения настоящего постановления.
11. Поручить т. Малышеву в пятидневный срок представить на утверждение помесячный график выпуска танков на заводе «Красное Сормово» и авиамоторов на заводе ГАЗ.
12. Предоставить т. Малышеву право давать всем предприятиям и учреждениям обязательные для них распоряжения по выполнению настоящего постановления.
Председатель Государственного Комитета Обороны
И. СТАЛИН
РЦХИДНИ. Ф. 644. Оп. 1. Ед. хр.1. л. 1-3
Производство танков Т-34-76 на заводе № 112 "Красное Сормово"
Интервью Скобелевой Н.М., ветерана труда.
Награды завода «Красное Сормово»
1870 — Бронзовая медаль за введение литья стали по методу Сименса-Мартена на Всероссийской промышленной выставке в Санкт-Петербурге.
1872 — Право изображения государственного герба, что приравнивалось к золотой медали, на Всероссийской выставке в Москве. Экспонировались: кресло-кроватный вагон I кл; вагон-ледник.
1885 — Диплом I разряда приравнивался к золотой медали. За отличную работу пароходного вала с отделанными шейками на районной промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде отмечен Императорским техническим обществом.
1896 — На Всероссийской торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде демонстрировались часть корпуса морской шхуны, паровой котёл, паровые машины, вагоны.
1910 — Большая золотая медаль за двигатель «Бронса» на сельскохозяйственной выставке в Елизаветграде.
1910 — Большая серебряная медаль за двигатель «Лиценмайер» на выставке в Санкт-Петербурге.
1910 — Большая золотая медаль за двигатель «Лиценмайер-Сормово» на выставке в Екатеринославе.
1939 — Орден Трудового Красного Знамени в ознаменование 90-й годовщины завода.
1943 — Орден Ленина за успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов.
1945 — Орден Отечественной войны I степени за выпуск танков и оборонной продукции.
1949 — Орден Ленина к 100-летию завода.
1958 — Большая золотая медаль за дизель-электроход «Советский Союз» на Брюссельской международной выставке.
1958 — Большая золотая медаль за разъездной катер на подводных крыльях на Брюссельской международной выставке.
1970 — Орден Октябрьской революции.
Ворона
Сказка на ночь про Снеговика
Для чего нужна астрономия?
Цветок или сорняк?
Весенние чудеса