• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательский проект "Исключаем исключения"

Опубликовано Искорцева Людмила Сергеевна вкл 04.11.2023 - 17:39
Автор: 
Постникова Полина Ивановна

В русском языке много правил, а также много исключений из этих правил. Но являются ли слова, которые мы запоминаем, исключениями? Чтобы понять это, необходимо углубиться в историю происхождения того или иного слова. Изучая русский язык в школе, можно двигаться разными путями: просто выучить слова- исключения из правил, вызубрить их и благополучно забыть, а можно углубиться и понять суть вещей. Последняя привычка запускает процесс формирования функционально грамотной личности. И в будущем воспитанные и образованные дети станут теми взрослыми, кто сможет дать ответы следующему поколению, кто обучит и воспитает своих детей понимающими, стремящимися к новым знаниям и бережно относящимися к родной природе и культуре своего народа.

Знания даются только тому, кто к ним стремится, данный проект, по нашему мнению, может помочь учащимся в их стремлении, нами было решено составить справочник к учебнику по русскому языку «Исключаем исключения».

Объект проекта: справочник к учебнику по русскому языку.

Предметом исследования являются слова-исключения в русском языке.

Цель: изготовить справочник к учебнику по русскому языку.

 Для достижения цели  были поставлены задачи:

  1. Дать определение понятию «справочник»;
  2. Изучить основные правила в русском языке со словами-исключениями;
  3. Систематизировать информацию для справочника.

 Гипотеза: справочник к учебнику по русскому языку позволит учащимся углубить знания по предмету, а также поможет подготовиться к сдаче проверочных, контрольных и экзаменационных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_postnikovoy_poliny.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой

научно-практической конференции «Эврика»

Малой академии наук учащихся Кубани

Секция: «Русский язык»

Возрастная категория: 5-7 классы

Исключаем исключения

Автор:

Постникова Полина,

7  класс, МБОУ СОШ № 1

Научный руководитель:

Искорцева Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1;

Абинский район, г.Абинск

г.Абинск,

2023 год

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I

Справочник.

4

ГЛАВА II

Основные правила орфографии в русском языке

5

2.1

Н и НН в суффиксах прилагательных

5

2.2

Е и И в личных окончаниях глаголов

6

2.3

Ы и И после Ц

7

2.4

О – Ё после шипящих в корне слова

8

2.5

Чередование А - О в корне слова

9

2.6

Чередование Е - И в корне слова

11

2.7

Ь на конце наречий после шипящих

11

2.8

Правописание наречий через дефис

11

2.9

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

12

2.10

Гласные Ы – И после приставок

12

2.11

Правописание приставок РОС(З)- и РАС(З)-

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

15

ПРИЛОЖЕНИЕ Справочник «Исключаем исключения»

        

Постникова Полина

Краснодарский край, Абинский район, город Абинск,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза В.Г. Миловатского муниципального образования Абинский район, 7 класс

Исключаем исключения

Научный руководитель: Искорцева Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1, Абинский район, город Абинск

Введение

В русском языке много правил, а также много исключений из этих правил. Но являются ли слова, которые мы запоминаем, исключениями? Чтобы понять это, необходимо углубиться в историю происхождения того или иного слова. Изучая русский язык в школе, можно двигаться разными путями: просто выучить слова- исключения из правил, вызубрить их и благополучно забыть, а можно углубиться и понять суть вещей. Последняя привычка запускает процесс формирования функционально грамотной личности. И в будущем воспитанные и образованные дети станут теми взрослыми, кто сможет дать ответы следующему поколению, кто обучит и воспитает своих детей понимающими, стремящимися к новым знаниям и бережно относящимися к родной природе и культуре своего народа.

Знания даются только тому, кто к ним стремится, данный проект, по нашему мнению, может помочь учащимся в их стремлении, нами было решено составить справочник к учебнику по русскому языку «Исключаем исключения».

Объект проекта: справочник к учебнику по русскому языку.

Предметом исследования являются слова-исключения в русском языке.

Цель: изготовить справочник к учебнику по русскому языку.

 Для достижения цели  были поставлены задачи:

  1. Дать определение понятию «справочник»;
  2. Изучить основные правила в русском языке со словами-исключениями;
  3. Систематизировать информацию для справочника.

 Гипотеза: справочник к учебнику по русскому языку позволит учащимся углубить знания по предмету, а также поможет подготовиться к сдаче проверочных, контрольных и экзаменационных работ.

Глава l   Справочник

Спра́вочник, Справочная книга — издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку[1].

Справочники рассчитаны на выборочное чтение и предназначены для быстрого нахождения по ним справки.

Справочники обычно имеют систематизированную структуру, заглавия в них упорядочены по определённому принципу.

Многие справочники снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным и пр.).

По целевому назначению справочники различают на:

  • Научный справочник  -  справочник, предназначенный для научной работы.
  • Производственно-практический  справочник - справочник, предназначенный специалистам,  занятым  в сфере  производства или общественной практики.
  • Массово-политический    справочник   -   справочник, содержащий   актуальную  общественно-политическую  информацию   и предназначенный широким кругам читателей.
  • Учебный справочник - справочник, содержащий сведения по определенной учебной  дисциплине,  организованный в соответствии с учебной программой и предназначенный учащимся.
  • Популярный справочник - справочник, содержащий сведения по  какой-либо  теме и  предназначенный  для просвещения широкого круга читателей специфическими справочными средствами.
  • Бытовой справочник - справочник, содержащий какие-либо прикладные сведения, необходимые в повседневной жизни.

По форме носителя справочники различают на:

  • бумажные
  • онлайн (интернет-справочники)

Учебный справочник - средство обучения, входящее в учебный комплекс по изучаемому языку. Систематизирует сведения об изучаемом языке. Используется для справок, оказывает практическую помощь в овладении языком[2].

Глава II Основные правила орфографии в русском языке

  1. Н и НН в суффиксах прилагательных

Если прилагательное образовано от существительного, надо определить, какой суффикс присоединился к основе существительного.

Если это суффиксы -ин-, -ан- (-ян-), то в них пишется Н: лев→львиный, кожа→кожаный и т. д.

Если это суффиксы -онн, -енн-, пишется НН: тыква→тыквенный, лекция→лекционный и т. д.

Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный, ветреный

В русском языке последовательно происходили морфологические, словообразовательные и акцентологические изменения. Но только в трех словах – деревянный, оловянный, стеклянный – эти закономерности переплелись.

Первоначально, в древний период все отымённые прилагательные образовывались с помощью суффиксов -ан- – -ян-, но при этом получали различное ударение. И уже от этих суффиксальных прилагательных могли появиться новые формы с дополнительным суффиксом -ьн-. По этому правилу слова писались следующим образом: дерев-ян-ьн-ый, олов-ян-ьн-ый. Но в связи с исчезновением сверхкраткого звука ь (ерь) ударение перешло на предшествующий слог и здесь закрепилось, возникли новые слова деревянный, оловянный.

А прилагательное стеклянный, сохранив старое ударение на суффиксе, одновременно с этим оставило и «усиленное н» – и попало в разряд исключений. Это слово, даже получая суффикс -ьн-, никогда не переносило ударение на корень, потому что и корень у него состоял из сверхкраткого ъ (ер): стькльнъ – всё слово состояло из одних сверхкратких гласных. После утраты слабых сверхкратких слово стькльнъ дало форму стклен, которая настолько сложна для произношения, что просто не сохранилась в русском языке.

Также, не стоит забывать про слово ветреный, пишущееся с одной буквой Н. Всё бы ничего, да только вот слово безветренный пишется уже с двумя Н.   В чём причина? В древнерусском языке оно относилось к отглагольным прилагательным, образованным от глагола несовершенного вида ветрить, и писалось с одной н, а как только добавлялась приставка без-, слово писалось с двумя буквами н. Сегодня слово ветреный перешло в прилагательные, однако сохранило свое старое написание.

  1. Е и И в личных окончаниях глаголов

Глаголы первого спряжения:

  • в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -еть (кроме семи исключений второго спряжения);
  • глаголы оканчиваются на -ать (кроме четырех исключений, которые относятся ко второму спряжению);
  • четыре глагола исключения, которые оканчиваются на -ить: зиждиться, зыбиться, стелить, брить;
  • глаголы, которые оканчиваются на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть.

Глаголы второго спряжения:

  • в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -ить (кроме трех исключений первого спряжения);
  • семь глаголов, которые оканчиваются на -еть: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть;
  • четыре глагола исключения, которые оканчиваются на -ать: дышать, слышать, гнать, держать.

Напомню, что в первом спряжении – это брить, стелить, а во втором - гнать, дышать, держать, слышать, зависеть, видеть, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть. В древнерусском языке глаголы делились на четыре тематических класса. К глаголам четвертого класса относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом –и- в инфинитиве, а также с основой на ять в инфинитиве, а после шипящих и йот на а. Четвертый класс тематических глаголов относился ко второму спряжению. Таким образом, глаголы слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть, смотреть, вертеть изначально были глаголами второго спряжения. А современная формулировка правила «сделала» их исключениями.

С глаголами первого спряжения всё чуть проще. Стелить — вариант глагола «стлать». Если откроем толковые словари, то увидим пометку «разговорное» и отсылку к словарной статье под названием «стлать». И в древнерусском, и в старославянском существовали формы стьлати и постьлати. Почему тогда «е» в корне? Считается, что праславянское *stьlati (*steljǫ) развилось из индоевропейской основы *stel-. «Стлать» спрягался по такому же принципу, что и «брить» (был третьего класса). Стелю, стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют. Для сохранения единообразия такие же личные окончания фактически «подарили» глаголу «стелить». Говоря современным языком, «стелить» арендует личные окончания у глагола «стлать». Зато у «стелить» есть своё прошедшее время — стелил(ся), стелила(сь), стелило(сь), стелили(сь).

О слове «брить». Этот глагол входит в группу односложных глаголов вить, лить, пить, шить и т.д. Все эти односложные глаголы имеют ударное окончание (вьёшь, льёшь, пьёшь), и глагол брить орфографически объединяется с этими глаголами. Ещё издавна существовала разница: в старославянском бриѬ, бриѤтъ, в древнерусском — брѣю, брѣѤтъ. Русский язык унаследовал чередование и/е в корне от древнерусского: начальная форма «брить», а в личных формах настоящего времени — везде «е»: брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют.

Еще одно предположение насчет глагола «брить»: этот глагол индоевропейской природы (древнеиндийское bhrinanti — «ранит», французское briser — «разбивать», литовское brezti — «царапать, скоблить» и др.). Корень тот же, что в словах бор, борода, бороться. Если предположить, что брить и бороться то же самое, значить I спряжение глаголу брить обеспечено. К тому же в некоторых диалектах сохраняется еще форма этого глагола в первом лице БРОЮСЬ (похоже на БОРЮСЬ, не так ли?).

  1. Ы и И после Ц

Чтобы безошибочно выбрать букву Ы или И после Ц, необходимо определить, в какой части слова находится сомнительная гласная:

1. В корнях слов после Ц следует писать букву И (например: ЦИРК, ЦИТАТА) во всех словах, кроме слов-исключений: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ.

2. В окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ-Ы, ОГУРЦ-Ы, СЕСТРИЦ-ЫН, ЦАРИЦ-ЫН-О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ).

Написание букв И – Ы после Ц сложилось стихийно, но в дальнейшем данные написания прикрепились к определенным морфемам. Написание ЦИ в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными. После Ц пишется И в соответствии с мягким или полумягким произношением тех звуков, которые передаются в русском языке буквой Ц, например: цивилизация из лат. сivilis, цитата – лат. citatum. В русском же языке буква Ц передает твердый звук, после которого может произноситься только [ы], но не [и]. Поскольку заимствованных слов с ЦИ в корне подавляющее большинство, то русские слова с ЦЫ в корне (цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц) попали в исключения.

Парадокс! Но в русской орфографии исключениями стали собственно русские слова.

Слово «МУЗИЦИРОВАТЬ» является исключением, поскольку орфограмма не в корне, и данное слово не на -ЦИЯ. Но, учитывая происхождение этого слова, его тоже можно исключить из исключений. Происходит от нем. musizieren, далее из лат. musicare, далее из лат. мusica. Данное слово иностранного происхождения, изначально в нем присутствовало сочетание zi, что соответствует русскому ЦИ, поэтому с переходом слова в русский язык, перешло и его написание.

  1. О – Ё после шипящих в корне слова

 «В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о.

 Слова-исключения: шорох, крыжовник, шов, капюшон и т.д.». Но если проследить механизм работы данного правила, то убеждаешься, что буква е – ё пишется тогда, когда ударение в слове на этом слоге непостоянно и при образовании новых слов переходит на другой слог: жёваный – жевать, жёны – жена, чёлка – чело и т.д. А в таких словах, как шорох, шов, чокаться, обжора, прожорливый, корневой слог при всех изменениях слова остается ударным и о не чередуется с ё. 

Но что же делать с такими словами, как шофер, шоссе, шоколад, жонглер и т.д., которые тоже почему-то рассматриваются составителями школьных учебников в этом правиле? Всё намного проще. Данные слова являются иноязычными и пишутся в соответствии с транслитерационным принципом, попадая в разряд словарных слов. И все же отдельно хочется рассказать еще о трех словах, так как их этимология вызывает особый интерес: крыжовник, чащоба, трущоба.

Крыжовник

Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время как в нем последовательно выдерживается правило написания о – ё в суффиксах после шипящих.

Трущоба

Слово также образовано с помощью суффикса -об- от несохранившегося труща – «хворост, треск». Значит, и здесь применимо правило «о – ё в суффиксах после шипящих».

Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного нам слова чаща. Оно имеет корень чащ и суффикс -об-.

Шорох

У нас есть предположение по поводу слова «шорох», возможно, написание этого слова как-то связано с сочетанием ОРО в русском языке, Такое написание обусловлено процессами в истории русского языка.

  1. Чередование А - О в корне слова

  1. В корнях "раст\ращ" пишется гласная "а", в корне "рос" - гласная "о".

Исключения: ростовщик, отрасль, росток, Ростов, Ростислав.

Ростовщи́к. Это слово, называющее человека, дающего деньги под проценты, образовано от ростовый — «накопленный отдачей под проценты»; в выражении «давать деньги в рост» довольно прозрачно буквальное употребление слова рост — «увеличение».

У слова «отрасль» исконно славянские корни и первоначально – "ботаническое" содержание. В словаре Даля оно встречается в статье про глагол "отращивать". В этом смысле отрасль – новый сучок, побег.

В дальнейшем спектр значений слова расширился. Расширение привело к формированию нескольких групп смыслов. Первоначальная "ботаническая": отрасль - побег, ветвь растения. Вторая "горная": ответвление горы или горного хребта, отрог. Третья "генеалогическая": отрасль - потомок, потомство. Четвертая "специализированная" группа смыслов: отрасль – узконаправленная сфера деятельности. отдельная область науки, знаний, производства.

Ростов от славянского имени Рост (Ростислав), от которого с помощью суффикса -ОВ образовано притяжательное прилагательное. Фасмер сравнивает его со старославянским именем Растиць (Черноризец Храбр), сербохорватским Растиħ.

  1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении, следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

В орфографии русского языка слова «пловец» и «пловчиха» являются исключениями. А почему в их корне  плов- пишется именно буква «о», а не «а», как в остальных родственных словах, выясним, если заглянем в историю грамматики русского языка. В древнерусском языке использовался глагол «плоути», что в переводе на современный язык значит «плавать», то есть передвигаться в воде с помощью мышечной силы тела.

В корне древнерусского слова отметим дифтонг «оу», который с течением времени трансформировался в сочетание гласного с согласным «ов», как, впрочем, фонетически изменились во многих словах и исчезли дифтонги, характерные для языка наших предков.

плоути — плоуец — пловец — пловчиха.

Традиционное написание слов «пловец» и «пловчиха» сохранилось в современном русском языке как память об его исторических истоках.

  1. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

Рове́сник. Это существительное образовано от ровесный — «равный по годам», восходящего к той же основе, что ровня, равный, ровный.

Рове́сник чеш. rovesník — то же, польск. rowieśny «одного возраста». От ро́вный; производное от основы на -еs- (*orves-), едва ли однородно по образованию с лит. формой сравн. степ. gerẽsnis «лучший»

Рове́сник. Искон. Суф. производное от ровесный «одинаковый по годам», суф. образования от той же основы, что ровный.

Равнина. Равнина – это место горизонтально плоское, то есть все ее точки расположены на равном расстоянии от уровня моря.

  1. Чередование Е - И в корне слова

В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

Сочетать происходит от церк.-слав. съчетати, от *чета «толпа, группа».

  1. Ь на конце наречий после шипящих

На конце наречий после шипящих ж, ш, ч пишется ь: настежь, наотмашь, сплошь, вскачь, невмочь, прочь. Исключения: замуж, невтерпёж, уж.

Объяснить исключения уж, замуж, невтерпеж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительного уж, терпеж, муж, которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.

Интересен другой факт: наречие настежь образовано от предлога на и существительного второго склонения стеж (устар.) – «крюк, столб», однако это слово не стало исключением и пишется с мягким знаком.

  1. Правописание наречий через дефис

Напомним, что в русском языке существует правило, согласно которому наречные сочетания, составленные из повторяющихся существительных с предлогом между ними, пишутся раздельно.

Например: бок о бок, с боку на бок, честь по чести

Исключение составляет следующее наречные выражения: точь-в-точь.

Таким образом, выражение «бок о бок» пишется раздельно, так как между словами «бок» имеется предлог «о»

Наречия, образованные от двух повторяющихся существительных и предлогов между ними, обычно пишутся раздельно. Но слово «точь» утратило свою принадлежность к существительным и осталось в языке только в наречии «точь-в-точь». Поэтому оно является исключением и пишется через дефисы.

  1. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

После шипящих на конце наречий под ударением пишется О, а без ударения пишется Е. Исключение из правила - слово "ещё".

Примеры: свежо хорошо, горячо, общо, неуклюже певуче, торжествующе, ободряюще, угрожающе, оглушающе, понимающе, вопрошающе, ослепляюще, пугающе, негодующе, могуче, кричаще, бесстыже. Если установить тот факт, что О и Е в данных наречиях являются словообразующими суффиксами, то можно предположить, что слово ЕЩЁ не является исключением, поскольку буква Ё изначально входила в основу слова.

Ещё. Древнерусское – оше. Старославянское – esce. Слово известно с XI в. и является исконным. Оно образовано от общеславянской основы, хотя исследователям до сих пор не удалось установить – от какой именно. Наречие «ещё» означает «снова», «больше», «до сих пор» в зависимости от ситуации.

  1. Гласные ы – и после приставок

После русских приставок, оканчивающихся на согласную, И переходит в Ы: искать – разыскать, играть – сыграть, история – предыстория, известный – небезызвестный.

И не переходит в Ы:

-в слове взимать (на наш взгляд, ВЗИМАТЬ не является исключением, поскольку сочетание ВЗ в настоящее время входит в корень слова);

-в словах с приставками меж- и сверх- (в русском языке невозможно сочетание букв Ж и Ы, Х и Ы, поэтому И в Ы не переходит): сверхизысканный, межинститутский.

  1. Правописание приставок РОС(З)- и РАС(З)-

Правописание приставок РОС(З)- и РАС(З)- Без ударения всегда пишутся приставки РАС- или РАЗ-. Приставки РОС- и РОЗ- могут быть только под ударением. Исключение: розыскной.

 РОЗЫСКНОЙ стало (внимание!) исключением из исключения, о котором в действующих правилах правописания нет ни слова.

В словарях последних десяти (и более) лет это неоправданное и не предусмотренное правилами исключение из исключения устранено. Сегодня нормативно разыскной (иными словами, написание этого слова просто приведено в соответствие действующим «Правилам русской орфографии и пунктуации» 1956 года). Такое написание было предложено в первом издании «Русского орфографического словаря» РАН 1999 года (и во всех последующих изданиях); разыскной зафиксировано также в «Большом толковом словаре русского языка» под ред. С. А. Кузнецова (СПб., 2003), «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка (5-е изд. М., 2008), полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006) и мн. др. изданиях. Вариант розыскной сегодня считается устаревшим (хотя его можно встретить в переизданиях – в том числе «осовремененных» – словарей и справочников, фактически составленных в 1960-80-е).

Нельзя не признать, что написание разыскной вызывает неприятие у некоторых носителей русского языка. Объясняется это очень просто: пишущие уже привыкли к тому самому «исключению из исключения» – к варианту розыскной. Справедливы слова М. А. Кронгауза о том, что соображение, которым руководствуются лингвисты, – необходимость в устранении неоправданных исключений, нарушающих системность орфографии, – «отказывается принимать грамотный носитель языка. Пусть три, пусть десять исключений, но он к ним привык, и принцип сохранения графического облика оказывается важнее принципа системности» (М. А. Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2008).

Однако написание разыскной – отнюдь не нововведение. «Примечательно, что в Толковом словаре под ред. Д. Н. Ушакова (не ставившем задачи орфографической унификации слов) это прилагательное дано в двух вариантах – с буквами а и о после р, причем как основной вариант дано разыскной» (В. В. Лопатин. Указ. соч.). Предлагалось написание через а и в первоначальном проекте академического «Орфографического словаря русского языка» под ред. С. И. Ожегова (1952, корректура). Иными словами, лингвисты уже давно указывали на необходимость фиксации написания разыскной. Теперь оно стало нормой. 



Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

  1. Русский язык наполнен различными правилами правописания, и уже в них нам часто встречаются слова-исключения.
  2. Изучение научной литературы (этимологических и толковых словарей, учебных пособий, научных статей) позволило нам сделать вывод о том, что большинство слов-исключений на самом деле не являются исключениями. Каждому случаю есть объяснение, многие из таких случаев нам удалось разобрать и подтвердить наши предположения. Но это на самом деле трудоемкий и долгий процесс, требующий терпения и усидчивости.
  3. В ходе работы над проектом мы сделали вывод, что русский язык находится в постоянном развитии, возможно, правила и исключения, которые изучались годами, когда-нибудь будут пересмотрены, упрощены. Исчезнут из учебников некоторые слова-исключения, как это произошло с глаголами ЗИЖДИТЬСЯ и ЗЫБИТЬСЯ и прилагательным РАЗЫСКНОЙ.
  4. Польза данного проекта очевидна, наш справочник поможет любознательным школьникам углубить их знания по предмету, подготовиться к различным итоговым работам.
  5. В русском языке есть еще много слов-исключений, которые нам на данный момент не удалось исключить, поэтому работа в этом направлении будет продолжаться.

Список использованной литературы

  1. https://ru.m.wikipedia.org/wiki
  2. https://didacts.ru/termin/spravochnik.html
  3. https://lexicography.online/etymology/krylov/
  1. https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/plovets-plavets-kak-pishetsya.html
  2. http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/
  3. https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200600905
  4. https://russkiypro.ru/pravilnoe-pravopisanie
  5. https://vasmer.slovaronline.com/
  6. https://gufo.me/dict/krylov
  7. http://worksbase.ru/russkii/teoriya/59-pravopisanie-pristavok.html
  8. http://gramota.ru/class/istiny/istiny_2_razysknoj
  9. https://www.mn.ru/society/edu/89282
  10. http://russkiy-na-5.ru/rules/16


Поделиться:

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен

Бабочка

Без сердца что поймём?

"Портрет". Н.В. Гоголь

Воздух - музыкант