• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Зимнее лакомство детей. Что мы должны знать о снеге и сосульках

Опубликовано Товстыко Наталья Николаевна вкл 14.11.2023 - 0:07
Товстыко Наталья Николаевна
Автор: 
Титоренко Наталья Александровна

Снег - это не мороженое, и сосулька- не леденец. Так что же такое снег? Снег — это атмосферные осадки, состоящие из кристаллов льда. Талая вода впитывается в почву, участвует в корневом питании растений, а так же попадает в грунтовые воды. Выяснение чистоты снежного покрова территории школы и стала темой моего исследования.

 

Цель: исследование химического загрязнения  снега и сосулек с крыши разными методами.

 

Задачи:

1. Выявление причин загрязнения снега.

2. Проведение исследования влияния талой воды снега и сосульки на прорастание растений.

3. Выявление наличия загрязнений и  определение кислотности исследуемого снега и льда.

4. Анализ результатов опыта.

 

Объект исследования: химическое  и механическое загрязнение снега и сосулек.

 

Предмет исследования: пробы снега и сосульки с крыши.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Новозыбкова»

Брянской области

243020 Брянская область, г. Новозыбков, ул. Бульварная, д.86

Контактный телефон: 8-48343-55711

E-mail: sch6nov@mail.ru 

Российский национальный  конкурс водных проектов

Зимнее лакомство детей. Что мы должны знать о снеге и сосульках

Выполнила работу: Титоренко Наталья Александровна, 27.06.2008 г.р., обучающаяся 8 «Б» класса  МБОУ «СОШ №6 г. Новозыбкова»

Руководитель работы: Товстыко Наталья Николаевна, учитель химии  МБОУ «СОШ №6 г. Новозыбкова»

Брянская область, г. Новозыбков, 2023 год

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………….3 стр.
  2. Основная часть ………………………………………………………..………....4 стр.
  1. Оценка загрязненности микрорайона школы..…..……………………...……..4 стр.
  2. Метод биологического эксперимента......…....…………………………………5 стр.
  3. Метод химического эксперимента…………..…………….................................5 стр.
  1. Заключение……………………………………………………………………….7 стр.
  2. Список литературы………………………………………………………………8 стр.
  3. Приложения……………………………………………………………………....9 стр.

Введение

 «Жила-была на свете девочка, которая любила зимою на улице кушать снег и прозрачные сосульки облизывать. Часто ей мама повторяла, что нельзя этого делать, только не понятно было девочке – почему так? Почему нельзя снег кушать, когда это так вкусно, словно мороженое, которое зима повсюду разложила». С размышлениями героини «Сказки про девочку, которая любила кушать снег» Юлии Глебовой, согласно большинство детей.

Снег - это не мороженое, и сосулька- не леденец. Так что же такое снег? Снег — это атмосферные осадки, состоящие из кристаллов льда. Талая вода впитывается в почву, участвует в корневом питании растений, а так же попадает в грунтовые воды. Выяснение чистоты снежного покрова территории школы и стала темой моего исследования.

Цель: исследование химического загрязнения  снега и сосулек с крыши разными методами.

Задачи:

1. Выявление причин загрязнения снега.

2. Проведение исследования влияния талой воды снега и сосульки на прорастание растений.

3. Выявление наличия загрязнений и  определение кислотности исследуемого снега и льда.

4. Анализ результатов опыта.

Объект исследования: химическое  и механическое загрязнение снега и сосулек.

Предмет исследования: пробы снега и сосульки с крыши.

Основная часть

Оценка загрязненности микрорайона школы

Часто после уроков можно наблюдать, что ученики нашей школы, идя домой,  пробуют снег, отламывают сосульки от водопроводных труб, крыши, теплотрассы. Я решила опросить обучающихся на предмет того, как они относятся к «дарам атмосферных осадков». Обучающимся 2-х классов были предложены следующие вопросы:

1.Пробовали вы снег или сосульки с крыши?

2.Если пробовали, то что?

        В опросе приняли участие 64 человека. Абсолютное большинство  (48 учеников) ответили, что пробовали снег или сосульки. 36 опрошенных отметили, что ели и то, и другое (Приложение 1).

Оценка загрязненности микрорайона школы показала, что наше учебное учреждение  располагается в районе частной застройки. С трех сторон от  территории школы проходят автомобильные дороги по улицам Бульварной, Красногвардейской, Советской площади. На территории располагается котельная, использующая в качестве топлива природный газ. В шаговой доступности от школы действуют небольшие предприятия города: пекарня «Хлебный пир», макаронная фабрика «Макноф», предприятие по распилке лесоматериалов «ООО Рогнеда».  Все вышеперечисленные факторы могут привести к накоплению в атмосфере вредных веществ, в том числе оксидов серы и азота.

Снег является одним из основных показателей загрязненности, так как:

1) Основу роста снежных кристаллов составляют частицы, попавшие в атмосферу, а это пыль, копоть, сажа.

2) Попадая на землю, сформированные снежинки захватывают дополнительные частички пыли и дыма, количество которых напрямую зависит от загрязненной атмосферы.

3) Достигая поверхности снега, в период между снегопадами, частицы пыли и копоти, достигают поверхности снега, образовывая прослойки грязно-серого цвета.

4) Оксиды серы и азота, растворяясь в атмосферной влаге, образуют растворы слабых кислот, которые выпадают на землю в виде кислотных дождей.

5) Сосульки образуются при  нагревании крыши  и таянии снега, который стекая , растворяет в себе все, что находится на поверхности кровли.

Можно предположить, что все вместе эти источники создают общее загрязнение снежного покрова. Весной, с талыми водами, эти вещества поступают в открытые и подземные водоёмы, загрязняя их.

Для исследования чистоты атмосферных осадков мной использовался метод биотестирования и химический эксперимент

Метод биологического эксперимента

        В качестве растения – индикатора, в методе биологического эксперимента , я использовала семена горчицы салатной, всхожесть которой приближается к 100 %. Эксперимент длился 10 дней.

        В конце декабря я растопила сосульку  и снег, взятые на территории школы. В три  подписанные пластиковые тарелки («водопроводная вода», «снег», «сосулька») я уложила хлопчатобумажные салфетки, обильно смоченные водой из разных проб, и сверху положили  по 15 семян горчицы.

В ходе биологического эксперимента я  наблюдала за количеством пророщенных семян, добавляла  талую воду из разных проб по мере необходимости.

Всходы появились на четвертый день. На 6 день всходы начали появляться дружней. Всхожесть  в пробах со снегом и сосулькой  оказалась выше, чем в пробе с водопроводной водой. Проростки ровные, крепкие. Все результаты я занесла в таблицу.

Вывод: для прорастания семян более благоприятной оказалась талая вода (Приложение 2).

Метод химического эксперимента

Используя знания, полученные на уроках химии и изучив тематическую литературу, я провела опыты. Для этого мне понадобилась следующая химическая посуда: мерные стаканы, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, предметные стекла для выпаривания, пинцет, штатив; реагенты: вода (H2O), универсальный индикатор.

Опыт 1. Определение наличия механических загрязнителей.

Проведение опыта: приготовила бумажный фильтр, вставила его в воронку, закрепленную  в кольце штатива. Подставила под воронку колбу и профильтровала талую воду сначала снега, потом сосульки. На фильтре заметны остатки грязи и мусора в пробе снега, меньше – в пробе  сосульки. (Приложение 3)

Вывод: снег имеет больше механических включений, чем сосулька.

Опыт 2. Определение наличия сухого остатка.

Проведение опыта: несколько капель полученного фильтрата поместила на предметное стекло и над горелкой выпарила воду. В обоих случаях на стекле остается след.

Вывод: фильтраты снега и сосульки после выпаривания имеют сухой остаток- в талой воде имеются растворенные вещества.

Опыт 3. Определение прозрачности воды.

Проведение опыта: талую воду снега и сосульки наливаю в стеклянные плоскодонные стеклянные цилиндры диаметром 2,5 см и высотой 30 см. Для контроля использую дистиллированную воду. Поочередно устанавливаю цилиндры на печатный текст. Читаемость текста зависит от прозрачности воды, прозрачность воды, в свою очередь, зависит от наличия взвешенных частиц. По итогам опыта было выявлено, что текст читается при высоте водного столба в 30 см

Вывод: пробы талой воды снега и сосульки прозрачны.

       

       Опыт 4. Определение интенсивности запаха

Проведение опыта: в колбу поочередно наливаю исследуемые пробы талой воды. Закрываю колбу. Встряхиваю, открываю колбу и оцениваю запах воды в баллах. Запах не был обнаружен.

Вывод: в пробах талой воды отсутствует ощутимый запах-интенсивность запаха 0 баллов.

    Опыт 5. Определение кислотности среды

Проведение  опыта: определяем с помощью универсального индикатора реакцию среды. Индикаторная бумажка незначительно меняет цвет, по цветовой диаграмме pH, определяем уровень pH  в обеих пробах, он равен 6.

Вывод: талая вода снега и сосульки имеет нейтральную среду.

Заключение

Снежный покров и сосульки, образовавшиеся на территории школы,  являются индикаторами загрязнения воды. Проведя несложные исследования, можно сделать вывод о чистоте атмосферного воздуха.

      В ходе работы я выполнила все поставленные задачи:

1.Выявила причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы.

2. Провела биологический эксперимент с использованием семян горчицы.

3. Провела химический эксперимент, поставив опыты по выявлению механических и химических примесей в талой воде.

4. Провела опрос обучающихся начальной школы, заинтересовав их проблемой загрязнения снега, и, по итогу работы, провела разъяснительную беседу о том, почему нельзя есть снег и сосульки, даже если они, по внешним признакам чистые.

Выводы и рекомендации по итогам проделанной работы:

1. Проведя исследовательскую работу, можно сделать вывод, что экологическое состояние атмосферного воздуха и поверхностного слоя почвы в микрорайоне школы находится на хорошем уровне.

2. Показатели уровня pH талой воды находятся в диапазоне от 5,5 до 8, что говорит о нейтральности среды  проб талой воды и отсутствия кислотных осадков.

3. На основании биотестирования можно сделать вывод, что всхожесть семян лучше, если их поливать талой, а не водопроводной водой. Этот вывод имеет для меня практическое значение: комнатные растения в снежный период года  я буду поливать талой водой.

4.Мной не проводились  опыты по обнаружению органических примесей в талой воде, наличия спор грибов, растений, бактерий, но и механические включения, обнаруженные в пробах талой воды, в виде сажи, дыма, пыли дают основания сказать, что чистого снега и сосулек, которые можно было бы съесть, не опасаясь заболеть,  нет.  

5.Для своевременного предотвращения вредных выбросов в атмосферу проводить экологический мониторинг окружающей среды.

6.Администрации школы рассмотреть возможность массового озеленения (хвойными и лиственными породами) территории школы, как основного природного очистителя атмосферы.

Список литературы

  1. Богданова С. Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами и их влияние на организм человека.Улан-Удэ,2009
  2. Валетдинов Р.К., Горшкова А.Т., Валетдинов А.Р. Эколого-геохимическая оценка загрязненности снежного покрова тяжелыми металлами. //Вестник ТО РЭА. 2004. № 2. С.43—46.
  3. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9—11 кл.: Школьный практикум. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  4. Биологическая индикация [ электр. ресурс] biofile.ru›Биология›36949.html


Поделиться:

Шум и человек

Кто должен измениться?

Любимое яичко

Пчёлки на разведках

Снежная сказка