• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Тема: «Льюис Кэрролл и тайные смыслы в его сказке «Приключения Алиса в Стране чудес».

Опубликовано Золотаренко Наталья Николаевна вкл 20.11.2023 - 7:49
Золотаренко Наталья Николаевна
Автор: 
Сорокина Елизавета

Тема: «Льюис Кэрролл и тайные смыслы в его сказке «Приключения Алиса в Стране чудес».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_aktualnost_skazki_alisa_v_strane_chudes_v_nashi_dni.docx870.2 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25»

        

ПРОЕКТ (исследовательский)

Предмет. Иностранный язык (английский язык).

Тема: «Льюис Кэрролл и тайные смыслы в его сказке «Приключения Алиса в Стране чудес».

                                     Автор: Сорокина Елизавета Вячеславовна,

10А класс, МБОУ «СШ№25»

                       Руководитель: Золотаренко Наталья Николаевна

Педагог-организатор МБОУ «СШ №25»

                

2022г.

Тема: «Льюис Кэрролл и тайные смыслы в его сказке «Приключения Алиса в Стране чудес».

План исследований

        Жизнь знаменитых творческих людей: писателей, ученых и философов не проходит бесследно. Уходя, они оставляют частичку себя в своих произведениях и научных трудах. Время меняет лишь угол обзора и отношение к ним. Мы продолжаем интересоваться их творчеством спустя столетия.

        Математик, пастор, блестящий фотограф и оксфордский профессор, больше известный как автор популярного по сей день произведения «Приключения Алисы в Стране чудес» и есть тому пример.

        Актуальность темы в том, что  в эпоху блогинга и фриланса современный темп жизни учит нас мыслить неординарно и очень оперативно. Пример такого мышления ярко и эпизодично раскрыт в данном произведении.

       Проблематика: образ главного героя и ситуации, описанные в сюжете, раскрывают картину креативного мышления, которое так важно и для нынешнего времени.

Цель: изучить биографию и произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», на основе изученного актуальность его произведения в наши дни.

Для достижения цели я поставила ряд задач: ознакомиться с жизнью и творчеством Льюиса Кэрролла, более досконально перечитать произведение, изучить Интернет - источники, посвященные данной тематике.

Гипотеза: Произведение «Приключения Алисы в Стране чудес» о том, что будет актуально всегда. Человек, мыслящий эрудированно и широко, найдет выход из любой сложившейся ситуации и будет востребован во все времена.

Объект: биография Льюиса Кэрролла и его произведение «Приключения Алисы в Стране чудес».

Методы, применяемые в работе: сравнительный, поисковый, аналитический,  метод сюжетного анализа текста.

Библиография: 1. Винтерих Д. Приключения знаменитых книг / Предисл., послесл., прим. Д. Урнова. М., 1975. 2. Данилов Ю.А. Логика в Стране чудес // Знание — сила. 1973. № 12.  3. Демурова Н. Картинки и разговоры: Беседы о Льюисе Кэрролле. СПб., 2008. 4. Синицына О. Как рисуют множество: Из истории иллюстрирования «Алисы в Стране чудес» // Алиса в Стране чудес. Страна чудес Алисы. М., 2010.  5. Демурова Н.М. Льюис Кэрролл: Очерк жизни и творчества. М., 1979.  

                1

Тема: «Льюис Кэрролл и тайные смыслы в его сказке «Приключения Алиса в Стране чудес».

Содержание

Введение

2

Основная часть

2

1. Краткий обзор биографии писателя Льюиса Кэрролла.

2

2. Анализ и особенности произведения «Приключения Алисы в Стране чудес».

4

Заключение

7

Список литературы и Интернет – ресурсов

9

Приложения

I-II

  1.  
  2.  2

Тема: «Льюис Кэрролл и тайные смыслы в его сказке «Приключения Алиса в Стране чудес».

  1. Научная статья
  2. Введение
  3. После Шекспира Чарльз Лютвидж Доджсон, более знаменитый под псевдонимом Льюис Кэрролл – один из самых цитируемых в мире авторов. Он действительно больше известен не как священник и профессор математики, а как детский писатель Льюис Кэрролл, автор популярной сказки «Приключения Алисы в Стране чудес». Когда английская королева, восхитившись приключениями «Алисы в Стране чудес», пожелала прочесть другие сочинения того же автора, ей принесли математические трактаты. Есть ли связь между уникальностью художественных произведений писателя и особенностями его личности? Может ли обычный  человек придумать такие приключения и превращения героини? Если сосредоточится исключительно на психопатологических событиях в жизни писателя, можно отметить, что уже во время учебы в школе у Чарльза отмечалось отрицательное отношение к общепринятым правилам — и стремление придумывать во всем свои собственные. 1

Основная часть

  1. Краткий обзор биографии писателя Льюиса Кэрролла.
  1.           Льюис Кэрролл родился 27 января 1832 года в доме приходского священника в деревне Дарсбери, графство Чешир. Всего в семье было 7 девочек и 4 мальчика. Учиться начал дома, показал себя умным и сообразительным. Его образованием занимался отец. Был левшой; по непроверенным данным, ему запрещали писать левой рукой, чем травмировали молодую психику (предположительно, это привело к заиканию).
  2.           В 12 лет он поступил в небольшую грамматическую частную школу недалеко от Ричмонда. Льюису там понравилось, но в 1845 году ему пришлось поступить в школу Рагби, где мальчику нравилось значительно меньше. В этой школе он проучился 4 года и показал отличные способности к математике и богословию. В мае 1850 года был зачислен в Крайст-Чёрч, один из наиболее аристократических колледжей при Оксфордском университете, и в январе следующего года переехал в Оксфорд. Учился не очень хорошо, но благодаря выдающимся математическим способностям после получения степени бакалавра выиграл конкурс на чтение математических лекций в Крайст-Чёрч. 2
  3. _______________________________
  4. 1 worldofaphorism.ru
  5. 2wikipedia.org

3

  1. Он читал эти лекции в течение следующих 26 лет. Они давали неплохой заработок, хотя и были ему скучны. По уставу колледжа он принял духовный сан, но не священника, а только диакона, что давало ему право читать проповеди без работы в приходе. Писательскую карьеру начал во время обучения в колледже. Писал стихотворения и короткие рассказы, отсылая их в различные журналы под псевдонимом «Льюис Кэрролл». Этот псевдоним был придуман по совету издателя журнала и писателя Эдмунда Йейтса (приложения I, иллюстрация 1-2) . Он образован из настоящих имён автора «Чарльз Латвидж», которые являются соответствиями имён «Карл» (лат. Carolus) и «Людовик» (лат. Ludovicus). Доджсон выбрал другие английские соответствия этих же имён и поменял их местами.
  2. Другие варианты для псевдонима - Эдгар Катвеллис (имя Edgar Cuthwellis получается при перестановке букв из Charles Lutwidge), Эдгард У. Ч. Вестхилл и Луис Кэрролл - были отброшены. Постепенно приобрёл известность. С 1854 года его работы стали появляться в серьёзных английских изданиях: «Комические времена» (англ. The Comic Times) и «Поезд» (англ. The Train). В 1856 году в колледже появился новый декан - Генри Лидделл (англ. Henry Liddell), вместе с которым приехали его жена и пятеро детей, среди которых была и четырёхлетняя Алиса.
  3. В 1864 году написал знаменитое произведение «Приключения Алисы в Стране чудес». Через 3 года диакон англиканской церкви Доджсон вместе с богословом, преподобным Генри Лиддоном, посетил Россию. Это был период богословских контактов англиканской и православной церквей, которыми особо интересовались Лиддон и влиятельный епископ Оксфордский, Сэмюэл Уилберфорс, чьими рекомендательными письмами заручились оба клирика.
  4. Вместе с Лиддоном Кэрролл был принят в Москве и Сергиевом Посаде митрополитом Филаретом (визит был приурочен к 50-летию его пребывания на московской кафедре) и архиепископом Леонидом  (Краснопевковым).
  5. Это была единственная заграничная поездка Кэрролла. Её описал он сам в «Дневнике путешествия в Россию 1867 года» (не предназначался для печати, но издан посмертно), где приводятся туристические впечатления от посещённых городов, заметки о встречах с русскими и англичанами в России и записи отдельных русских фраз.
  6. Публиковал также много научных трудов по математике под собственным именем. Он занимался евклидовой геометрией, линейной и матричной алгеброй, математическим анализом, теорией вероятностей, математической логикой и занимательной математикой. 2
  7. _______________________________
  8. 2 wikipedia.org
  9. 5Демурова Н.М. Льюис Кэрролл: Очерк жизни и творчества. М., 1979 – 110с
  10. 4
  11. Умер 14 января 1898 года от пневмонии в Гилфорде, графство Суррей. Похоронен там же, вместе с братом и сестрой на кладбище Восхождения. 2

  1. Анализ и особенности произведения «Приключения Алисы в Стране чудес».

Сказка Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» принадлежит к числу самых известных произведений мировой литературы. Несмотря на то, что она переводилась на различные языки, это одно из труднейших для перевода произведений. В этой сказке главным действующим лицом, можно сказать, «могущественным персонажем» является английский язык. Алиса, а с ней и автор всматривались в глубину смысловых выражений и только обыгрывали их. Эта игра с языком является «философской игрой». Именно она лежит в основе метода Кэрролла. Для переводчика, который должен оперировать категориями другого языка связанного совершенно с иным кругом образов и ассоциаций, это создаёт особые трудности. Перевести её на русский язык совершенно невозможно, не то чтобы никак нельзя было заставить русские слова играть в те же игры и показывать те же фокусы, какие проделывали английские слова под волшебным пером Кэрролла, а то, что самое главное - пропадало, и сказка становилась скучной и малоприятной.3

 «Страна чудес» - это необозримый мир духа,  многообразия, многозначности, космос  интеллекта,  напоминающий  эйнштейновский   тем,  что  это  конечная бесконечность,  допускающая  бесчисленные   исследования,  которые,  однако, никогда не будут завершены».  Так писал известный английский поэт Уолтер Де ла Map, и с ним нельзя не согласиться.

«Если в мире все бессмысленно, - сказала Алиса, - что мешает выдумать какой-нибудь смысл?...»

Действительно, так что же мешает нам выдумать смысл данной сказки, а может всей жизни?

 Сотни литературоведов, историков, психологов и философов искали в ней двойное дно и зашифрованный смысл. И так ли на самом деле, потрясающие и невероятные приключения юной особы,  ребусы и загадки, головоломки, эксцентричные игры разума, удивительные и поражающие нас  персонажи  несут в себе  глубокий  философский смысл?  

В фантастическом романе Фредерика Брауна «Ночь Бармаглота» выдвинута гипотеза, что в сказках Кэрролла зашифрована информация о других измерениях. И тот, кто сумеет разгадать

шифр, преодолеет законы времени и пространства и попадет туда…4

____________________________

3 otherreferats.allbest.ru

4 journalpro.ru

5

В сказке  Льюиса Кэрролла речь идет о категории очень специфических идей и вещей: «о чистых событиях». В тот момент, когда « Алиса увеличивается», мы подразумеваем, что она становится больше, чем была до этого.  Хотя верно и утверждение, что она становится меньше, чем сейчас. Бесспорно, Алиса не может быть разных размеров в одно и то же время. Сейчас она больше, до того была меньше. Вот он парадокс! Она становится больше, чем была, и меньше, чем стала, в одну и ту же секунду.

- Я хотел сказать, - обиженно проговорил Додо, - что нужно устроить Бег по кругу. Тогда мы вмиг высохнем!

- А что это такое? - спросила Алиса.

Сказать по правде, ее это не очень интересовало, но Додо многозначительно молчал - видно, ждал вопроса. И, так как все тоже молчали, пришлось спрашивать Алисе.

- Чем объяснять, - сказал Додо, - лучше показать!

(Может, и ты захочешь как-нибудь зимой сыграть в эту игру? В таком случае я расскажу тебе, что делал Додо.)

Сначала он нарисовал на земле круг. Правда, круг вышел не очень-то ровный, но Додо сказал:

- Правильность формы несущественна!

А потом расставил всех без всякого порядка по кругу. Никто не подавал команды - все побежали, когда захотели. Трудно было понять, как и когда должно кончиться это состязание. Через полчаса, когда все набегались и просохли, Додо вдруг закричал:

- Бег закончен!

Все столпились вокруг него и, тяжело дыша, стали спрашивать:

- Кто же победил?

На этот вопрос Додо не мог ответить, не подумав, как следует. Он застыл на месте, приложив ко лбу палец (в такой позе обычно изображают Шекспира, помнишь?), и погрузился в размышления. А все стояли вокруг и молча ждали. Наконец, Додо произнес:

- Победили все! И каждый получит награды!

 Убежать от настоящего – вот суть одновременности становления. Мы не замечаем

никакого разделения на до и после, на будущее и прошлое, тем самым становление не

подвергается никакому разделению. Любой благоразумный человек скажет, что у всех вещей есть четко определенный смысл, но идея парадокса как раз и заключается в утверждении двух

____________________________

4 journalpro.ru

5 kakoy-smysl.ru

6

смыслов одновременно. Сущность становления – в движении, растягивании в двух смыслах-направлениях сразу: Алиса не растет, не сжимаясь и наоборот.

Философы и психологи со всего света находят множество скрытых смыслов, заключенных на страницах «Приключений Алисы в Стране чудес», однако главной философией кэрроловского произведения, было, есть и остается мысль о том, что необходимо любить мир, таким, какой он есть. Так "нелепая и странная сказка", написанная скромным чудаком-математиком из Оксфорда, открывает современным читателям различные уровни своего содержания.

  Как говорил сам автор: "Слова, как вы знаете, означают больше того, что мы имеем в виду, пользуясь ими, а потому целая книга означает, вероятно, гораздо больше того, что имел в виду писатель... Поэтому перечитывая вновь и вновь книгу «Алиса в Стране чудес»,  мы открываем для себя новые аспекты,  другое видение мира. Таким образом,  можно сказать, что «Алиса в Стране чудес» является философской сказкой современности. 4

Кэрролл, в своей сказке «Алиса в стране чудес» скрыл много смыслов. Страна чудес – мир, перевернутый вверх тормашками. Люди и вещи – это не те люди и предметы, которые мы привыкли видеть в реальном мире. Исходное значение их заменяет значение второго плана. В мире царит абсурдность, а реальность смещается. Само по себе произведение воздействует на читательский ум, как способ заставить работать воображение.5

Кэрролл пытается до читателей донести простую мысль о том, что необходимо верить в чудеса. Без них жизнь теряет свой смысл. Все становится однообразным и серым. Также здесь присутствует мысль о том, что необходимо иметь и ставить перед собой цель. Цель, к которой надо стремиться, не смотря на все препятствия и обстоятельства.

Помимо этого, Кэрролл Льюис в своем произведении «Алиса в Стране чудес» подводит читателя к мысли о том, что все должны заниматься делом, которое ему нравится и которое он любит. Благодаря этому делу, человек и находит свою цель в жизни. Все вокруг такого человека обретает смысл, даже самые незначительные мелочи. 5

В произведении «Алиса в Стране чудес» также говорится о потери времени.

- Если вам нечего делать, - сказала она с досадой, - придумали бы что-нибудь получше загадок

- Не понимаю, - сказала Алиса.

- Еще бы! - презрительно встряхнул головой Болванщик. - Ты с ним, небось, никогда и не разговаривала!

_______________________

4 journalpro.ru

5 kakoy-smysl.ru

7

- Может, и не разговаривала, - осторожно отвечала Алиса. - Зато не раз думала о том, как бы убить время!

Главными доказательствами этого являются Заяц и Шляпник. Именно их покарала судьба за то, что они бездарно растрачивали подаренное им время. Этим автор доносит до читателя то, что не стоит тратить свободное время  впустую. Необходимо ценить время, мы не можем знать, сколько отмеряно нам его на этой земле. 

Одним из важных, по моему мнению смыслов в сказке Кэрролла – это вера в себя. Необходимо постоянно верить в себя и в свои силы.  Я считаю, что только вера может помочь достичь нам поставленной цели. 

В финале  происходит суд над Валетом, укравшим королевские пироги. Во время суда Король и Королева пытаются привлечь и Алису, но она храбро противостоит им.

- Пусть присяжные решают, виновен он или нет, - произнес Король в двадцатый раз за этот день.

- Нет! - сказала Королева. - Пусть выносят приговор! А виновен он или нет - потом разберемся!

- Чепуха! - сказала громко Алиса. - Как только такое в голову может прийти!

- Молчать! - крикнула Королева, багровея.

- И не подумаю, - отвечала Алиса.

- Рубите ей голову! - крикнула Королева во весь голос.

Никто не двинулся с места.

- Кому вы страшны? - сказала Алиса. (Она уже выросла до своего обычного роста.) - Вы ведь всего-навсего колода карт!

Тут все карты поднялись в воздух и полетели Алисе в лицо.

В этот момент девочка просыпается в своей комнате уже в реальном мире.

Считаю, автор вложил смысл о том, что какие бы не вставали на пути трудности – все это абсурдность.  Можно выйти из любой ситуации победителем.

Заключение

       В результате своей работы я ближе ознакомилась с творчеством и фактами из биографии великого английского писателя Л. Кэрролла. Изучение собранных из разных источников материалов по выбранной теме, позволило взглянуть на образ личности Л. Кэрролла с раннего детства и на протяжении всей его жизни. Благодаря изученной литературе и анализу собранных материалов, более досконально изучила историю появления сказки об Алисе.

8

Творчество Льюиса Кэрролла привлекало к себе внимание ряда видных английских писателей XX в., которые посвятили ему эссе, статьи, книги (Вирджиния Вульф, Мартин Гарднер, Уолтер Де ла Мар, С.Г. Геллерштейн, Г.К. Честертон). И хотя работы эти в основном носят общий характер, в них возникает живой образ писателя, создается своеобразный психологический климат, в котором он жил и работал. Немало в них и тонких замечаний об особенностях его художественного дара, которые помогают нам понять природу нонсенса.

Стоит отметить, что об «Алисе» написано огромное количество работ. Аллегории, иносказания, загадки Кэрролла получали в них самое различное толкование: политические, психологические, психоаналитические, богословское, логическое, математическое, физическое, филологическое.

Работая над исследованием, я пришла к выводу, что наследство оставленное писателем не оставляет людей, живущих в разные именные эпохи равнодушными. Мы по-своему пытаемся воспринимать его произведения и выражать свои чувства переводами, иллюстрациями и просто словами в общении друг с другом.

Литература:

1.  Демурова Н. М. Алиса в Стране Чудес и в Зазеркалье.- М.: Наука, 1991.

2. Галинская И. Л. Льюис Кэрролл и загадки его текстов. - М.: ИНИОН РАН, 1995. - 75 с.

3. Демурова Н.М. Картинки и разговоры: Беседы о Льюисе Кэрролле. СПб., 2008.

4. Синицына О. Как рисуют множество: Из истории иллюстрирования «Алисы в Стране чудес» // Алиса в Стране чудес. Страна чудес Алисы. М., 2010 –  21-42с.  

5. Демурова Н.М. Льюис Кэрролл: Очерк жизни и творчества. М., 1979 – 96-145с.  

Интернет – ресурсы:

  1. liveinternet.ru
  2. wikipedia.org
  3. otherreferats.allbest.ru
  4. journalpro.ru
  5. kakoy-smysl.ru

Приложения        I

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/LewisCarrollSelfPhoto.jpg/800px-LewisCarrollSelfPhoto.jpg       Иллюстрация 1-2. Льюис Кэрролл настоящее имя Чарльз Лютвидж Доджсон, или Чарльз Латуидж Доджсон

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/18/Alice_par_John_Tenniel_31.pnghttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3a/Alice_par_John_Tenniel_03.png

Иллюстрация 2. Иллюстрации Джона Тенниела  «Приключения Алисы в  Стране чудес»


Поделиться:

Осенняя паутина

Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"

Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"

Растрёпанный воробей

Золотой циркуль