• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

проект "Школьные конфликты между учениками и пути их разрешения"

Опубликовано Кайнова Оксана Анатольевна вкл 21.11.2023 - 7:48
Кайнова Оксана Анатольевна
Автор: 
Сытина Альбина

Цель проекта:

Подробно изучить причины возникновения межличностных конфликтов в школе и возможные методы их разрешения. Разработка памятки для разрешения школьных конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект полезен для разрешения конфликтов между школьниками254.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Танзыбейская средняя школа»


Индивидуальный итоговый проект на тему:

Школьные конфликты

между учениками и пути их разрешения

Выполнила: Сытина Альбина Сергеевна,

ученица 9 класса

Руководитель проекта: Кайнова О.А.,

учитель истории и обществознания

п.Танзыбей, 2023 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…..…3

Глава 1 Теоретическая часть

1.1.Общие сведения о понятии «конфликт»………………………..…….....5

1.2.Причины конфликтов……………………………………………………...7

1.3. Основные этапы конфликтов………………………………………..…..8

1.4. Способы (стили) разрешения конфликта……………………………….9

1.5. Как избежать конфликтных ситуаций …………………………………11

Глава 2 Практическая часть………………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………...15

Список  литературы…………………….………………………………..….16

Приложение…………………………………………………………………..17

Введение.

Актуальность.

Опросив своих одноклассников, я выяснила, что почти каждый ученик,  хотя бы раз за время обучения  попадал в конфликтную ситуацию с одноклассником и как следствие, возникали  драки, обзывания друг друга. Для того, чтобы правильно выйти из конфликтной ситуации, необходимо разобраться как правильно это сделать.

В связи с этим передо мной возникла проблема: мы знаем, что в школе возникают конфликтные ситуации, при которых ученики могут потерять свое самообладание, однако не умеем правильно их разрешать.

Гипотеза: я предполагаю, что большинство конфликтов происходит из-за недопонимания, нежеланиями принять и понять друг друга.

Цель проекта:

Подробно изучить причины возникновения межличностных конфликтов в школе и возможные методы их разрешения. Разработка памятки для разрешения школьных конфликтов.

Задачи проекта:

1)изучить понятие «конфликт»;

2)выявить причины возникновения конфликтов;

3) рассмотреть основные этапы конфликтов;

4) выбрать эффективные способы разрешения конфликтов;

5) разработать памятку для разрешения школьных конфликтов и ознакомить с нею одноклассников на классном часе.

Объект проекта - межличностный конфликт.

Предмет проекта - школьные конфликты между учениками и способы их разрешения

Для выполнения проекта мною были применены следующие методы: социологический – в ходе исследования было проведено анкетирование учащихся о причинах конфликтов в моем классе (методы анализа и обобщения);

статистический – обработка результатов в  диаграмме;

теоретический – изучение и анализ материалов средств массовой информации, научной и справочной литературы, интернет источников.

Работая над проектом, были выделены следующие этапы:

1.Подготовительный этап.

-выбор темы, определение проблемы, цели и задач исследования.

2. Основной этап

-планирование работы;

-поисково-информационная деятельность;

-подбор необходимой информации;

-изучение понятия «конфликт», «межличностный конфликт» и разработка рекомендаций как правильно разрешить конфликтную ситуацию;

-оформление результатов

3. Заключительный этап.

-презентация и защита проекта;

-рефлексия после защиты проекта, внесение коррективов.

Практическая значимость проекта: практическая значимость моего проекта заключается в том, что использование рекомендаций разрешения конфликтов между учениками можно использовать на классных часах, уроках обществознания, родительских собраниях. 

Глава I. Теоретическая часть

1.1Общие сведения о понятии «конфликт».

Понятие «конфликт» в научной литературе, как и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина «конфликт». В учебнике 6 класса обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова: конфликт – это столкновение противоположных интересов. Межличностный конфликт – столкновение интересов нескольких участников.

Само слово "конфликт" - явление из области психологии. Все знают, что конфликт - это отсутствие общего мнения на тот или иной вопрос или ситуацию. На самом деле это слово можно определить и другими фразами, но суть - одна - отсутствие общего мнения, согласия, договоренности. В конфликте имеет место противоречие участвующих в нем сторон.

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

        С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется

  • агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п.

Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать.

1.2.Причины конфликтов.

  • учебниках по обществознанию выделяют следующие причины конфликтов:
  1. Противоположные желания и интересы;
  2. Смысловые барьеры в общении;
  3. Различия, связанные с положением в обществе;
  4. Эмоциональное состояние;
  5. Различные представления о правилах или нормах поведения.

Объективные причины. К ним относят столкновение интересов разных людей, слабое использование процедур разрешения противоречий, недостаточная разработанность этих процедур.

Социально-психологические причины. Они порождают конфликты в ситуациях, когда нет сбалансированности в исполнении своих ролей, неправильная оценка результатов своей деятельности и т.д.

Личностные причины конфликтов. Это такие факторы, как особенности темперамента и характера человека (холерики, конфликтные люди чаще являются инициаторами конфликтных ситуаций), неадекватная оценка своих возможностей, недостаточная социальная адаптированность и прочее. Эта группа чаще всего является причиной бытовых конфликтов.

1.3. Основные этапы конфликтов.

  1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
  2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.

Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

  1. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша,

заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

  1. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
  2. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто при помощи бесед, убеждений, просьб, разъяснений, профилактических игр и упражнений и т.п.

1.4. Способы (стили) разрешения конфликта.

В  учебнике  Л.Н. Боголюбова  выделено 4 стиля (или пути) разрешения конфликта:

  1. сотрудничество,
  2. компромисс,
  3. избегание (уклонение),
  4. приспособление.

 Кроме этого, проводя исследование других источников, мною были более подробно изучены способы  (стили) разрешения конфликта

Стиль сотрудничества. Обозначает, что субъект старается разрешить конфликт в свою пользу, но при этом должен учитывать интересы оппонента. Поэтому разрешение конфликта предполагает поиск выгодного обеим сторонам исхода. Наиболее типичными обстоятельствами, когда используется этот стиль, можно считать следующие:

     если обе стороны конфликта имеют одинаковые ресурсы и возможности;

если разрешение этого конфликта выгодно, и ни одна из сторон не устраняется от него;

     если между оппонентами давние и взаимовыгодные отношения;

если у каждой из сторон вполне объяснимые цели, которые они могут объяснить; если у каждой из сторон есть иные пути выхода из кризиса.

  • стилю сотрудничества прибегают в тех случаях, когда у каждой из сторон есть время на поиск общих интересов. Но такая стратегия требует терпимости и эффективна в том случае, если в перспективе не предвидится каких-либо изменений в расстановке сил противоборствующих сторон.

Стиль компромисса. Компромисс означает, что противники стараются найти такое решение, при котором будут какие-то взаимные уступки. Использование этого стиля возможно, если стороны обладают одинаковыми ресурсами, но их интересы взаимоисключающие. Тогда стороны придут к какому-то временному решению, а выгода, которую они получат, будет кратковременной.

Самое интересное, что именно компромисс становится порой единственным возможным выходом из конфликта. Когда противники уверены, что стремятся к одинаковому результату, но понимают, что одновременно достичь этого невозможно.

Стиль избегания (уклонения). Обычно используется в том случае, когда потенциальный проигрыш в каком-то определённом конфликте намного выше, чем те моральные издержки, которые вызовет уклонение.

Стиль приспособления. Проявляется в том, что личность совершает какие-либо действия, ориентируясь на поведение других людей, однако при этом не стремится отстаивать свои интересы. Он как бы заранее признаёт доминирующую роль оппонента и уступает ему в их противостоянии. Подобная модель поведения может быть оправдана лишь тогда, когда, уступая кому-то, вы слишком много теряете.

Подобный стиль для разрешения конфликта рекомендуется выбирать в следующих случаях:

когда необходимо сохранить мирные отношения с другим человеком или даже целой группой;

когда недостаточно власти, чтобы одержать победу;

когда победа для оппонента важнее, чем для вас;

когда необходимо найти решение, устраивающее обе стороны;

   когда невозможно избежать конфликта, а сопротивление может навредить.

1.5 Как избежать конфликтных ситуаций.

После анализа литературы я постаралась, на мой взгляд, отобрать самые эффективные методы избегания конфликтной ситуации и поместить их в памятку «Правила поведения по недопущению возникновения конфликтной ситуации»:

  1. Не провоцируйте. Если вы знаете, что человек хам и склочник, лучше держаться от него подальше, лишний раз не разговаривать с ним, общаться только по необходимости. Таким образом, вы снизите шансы на то, что конфликт прицепится именно к вам.

  1. Если неприятность все же случилась, и человек втянул вас в конфликтную ситуацию, ни в коем случае не опускайтесь до его уровня. На практике это бывает сделать совсем непросто, однако если в ответ на хамство или ругань в ваш адрес вы поступите подобным образом, вы потеряете лицо, чего и добивается ваш оппонент. Ведите себя сдержанно, не повышайте голос и не кричите.

  1. В том случае, если ваш недруг перешел всяческие границы, оскорбляя вас, ни в коем случае не молчите. Скажите, что разговор в таком тоне недопустим, и вы отказываетесь продолжать беседу до тех пор, пока он не извинится. Все дальнейшие его слова игнорируйте напрочь – до тех пор, пока не получите извинение.

  1. Подумайте над тем, какие цели преследует человек, с которым у вас часто возникают конфликтные ситуации. Если вы найдете причины конфликта, вы сможете его прекратить.
  2. После каждой конфликтной ситуации анализируйте свое поведение. Вполне возможно, что в чем-то вы послужили причиной конфликта, сами того не замечая. Делать это нужно после того, как вы перестали  негодовать и можете посмотреть на ситуацию объективно.

Глава 2. Практическая часть

Изучив и проанализировав нужную литературу о конфликтах, мне нужно было узнать, из-за чего происходят конфликты между учениками в моем классе. Для этого, мною  в классе было проведено анкетирование «Причины конфликтов между учениками».

Результаты анкет следующие: чаще всего конфликты  происходят вследствие оскорблений одного человека по отношению к другому -50%, недопонимание между учителем и учеником - 35%, из-за нарушения дисциплины в классе - 15%. Таким образом, выделена главная причина конфликтов в нашем классе – это оскорбления.

После полученных результатов я решила получить очную консультацию о причинах конфликта и способах выхода из него у учителей-медиаторов своей школы: Марины Павловны Дьяченко и Анастасии Павловны Белевской. На консультации я узнала, каким образом можно выйти из конфликтной ситуации. Учителя мне показали несколько способов разрешения конфликтов.

После консультации я разработала памятку «9 правил, которые помогут при конфликте». Эту информацию я рассказала на классном часе своим одноклассникам, где представила эту информацию в виде информационного буклета.

         Памятка по предотвращению межличностных конфликтов.

При возникновении напряжения в общении попробуйте следующее:

  1. Проявлять естественное внимание к собеседнику, терпение.
  2. Держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован.
  3. Установите контакт глазами и старайтесь не терять его.
  4. Дайте собеседнику выговориться, не перебивайте его.
  5. Дайте собеседнику понять, что вы понимаете его состояние.
  6. Признайте свою вину, если таковая есть.
  7. Постарайтесь предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже прав.
  8. Покажите, что вы тоже заинтересованы в решении проблемы собеседника, сотрудничаете с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересу дела.
  9. Разделите с собеседником ответственность за решение проблемы, определите план будущего сотрудничества.
  10.  Не оскорбляй другого человека, придерживайся золотого правила «Относись к другим так же, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».
  11. Будь терпелив к каждому, мы все разные, уважай мнение другого.

Для профилактики конфликтов между учениками можно организовать игры и упражнения, такие как:

1.ПОДНИМИ МОНЕТУ. Эта игра учит договариваться. Для того чтобы ее провести, понадобится книга большого формата или что-то подобное, на чем одновременно смогут стоять двое учащихся. Также нужны две монеты или два камешка. Каждый из учащихся ищет партнера, с которым они часто конфликтуют. Участники встают на книгу и кладут на свободные края книги две монеты. Каждый из них должен поднять одну монету.

При этом запрещается наступать на пол или держаться за что-нибудь. Ребята могут поддерживать друг друга, им разрешается разговаривать. У каждой пары есть 1 минута на подготовку. При желании можно потренироваться, естественно, без книги. Пары приступают к выполнению задания по очереди. Остальные наблюдают и готовятся. Нельзя громко разговаривать, давать советы или критиковать. В конце все аплодируют.

2.ОБМЕН РОЛЯМИ.  Предложить ученику разыграть его недавнюю ссору с ровесником. В этой ролевой игре пусть он выступает в качестве своего «противника».

Заключение.

Подводя итоги, своего проекта:

  1. Я изучила более подробно такую важную тему в жизни каждого человека: « Что такое конфликт, причины возникновения и способы разрешения».

  1. Составила общие рекомендации по предотвращению конфликтов для своих одноклассников и для себя лично. На мой взгляд, конфликт, как и болезнь, легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. И конечно я буду надеяться, чтобы конфликтных ситуаций в моей жизни стало меньше.

  1. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась большинство конфликтов у школьников, происходит из-за недопонимания, нежеланиями принять и понять друг друга. Но главная причина здесь кроется в особенностях подросткового возраста.

 

Список литературы

  1. Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. М.: МАУП, 1996.
  2. Боголюбов Л.Н. учебник обществознания 6 класс М. «Просвещение» 2014
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.
  4. Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ,1996.

Интернет - источники:

  1. http://e-libra.ru/read/367651-psihologiya-konflikta.html
  2. http://www.libma.ru/psihologija/shpargalka_po_konfliktologii/p33.php
  3. https://refdb.ru/look/1183047.html
  4. https://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8222.pdf
  5. http://psyfactor.org/personal/personal10-12.htm

Приложение 1.

Анкетирование «Причины конфликтов среди учащихся»

Учащиеся 9 класса ответили на открытый вопрос анкеты: из-за чего в нашем классе появляются конфликты.

Ребята выделили 3 главных причины: из-за оскорблений, из-за недопонимания между ребятами, из-за нарушения дисциплины в классе.

Приложение 2.

Памятка по предотвращению межличностных конфликтов.

При возникновении напряжения в общении попробуйте следующее:

  1. Проявлять естественное внимание к собеседнику, терпение.
  2. Держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован.
  3. Установите контакт глазами и старайтесь не терять его.
  4. Дайте собеседнику выговориться, не перебивайте его.
  5. Дайте собеседнику понять, что вы понимаете его состояние.
  6. Признайте свою вину, если таковая есть.
  7. Постарайтесь предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже прав.
  8. Покажите, что вы тоже заинтересованы в решении проблемы собеседника, сотрудничаете с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересу дела.
  9. Разделите с собеседником ответственность за решение проблемы, определите план будущего сотрудничества.
  10.  Не оскорбляй другого человека, придерживайся золотого правила «Относись к другим так же, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».
  11. Будь терпелив к каждому, мы все разные, уважай мнение другого.

Приложение 3.

Игры и упражнения для профилактики конфликтов

1.ПОДНИМИ МОНЕТУ. Эта игра учит договариваться. Для того чтобы ее провести, понадобится книга большого формата или что-то подобное, на чем одновременно смогут стоять двое учащихся. Также нужны две монеты или два камешка. Каждый из учащихся ищет партнера, с которым они часто конфликтуют. Участники встают на книгу и кладут на свободные края книги две монеты. Каждый из них должен поднять одну монету.

При этом запрещается наступать на пол или держаться за что-нибудь. Ребята могут поддерживать друг друга, им разрешается разговаривать. У каждой пары есть 1 минута на подготовку. При желании можно потренироваться, естественно, без книги. Пары приступают к выполнению задания по очереди. Остальные наблюдают и готовятся. Нельзя громко разговаривать, давать советы или критиковать. В конце все аплодируют.

2.ОБМЕН РОЛЯМИ.  Предложить ученику разыграть его недавнюю ссору с ровесником. В этой ролевой игре пусть он выступает в качестве своего «противника».

Приложение 4

Буклет (фото и фото, где проходила медиацию, где раздавала буклеты)

C:\Users\User\AppData\Local\Packages\5319275A.WhatsAppDesktop_cv1g1gvanyjgm\TempState\9084DF79B057A0C74BB6B6619C9857E6\Изображение WhatsApp 2023-04-21 в 20.40.37.jpg            C:\Users\User\AppData\Local\Packages\5319275A.WhatsAppDesktop_cv1g1gvanyjgm\TempState\3D127BFAEA921DCDB38685DB1CF60C42\Изображение WhatsApp 2023-04-21 в 20.40.37.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Packages\5319275A.WhatsAppDesktop_cv1g1gvanyjgm\TempState\F96E42572185F05478D84F901007F164\Изображение WhatsApp 2023-04-21 в 20.40.38.jpg


Поделиться:

Ледяная внучка

Мастер-класс "Корзиночка"

На горке

Учимся рисовать горный пейзаж акварелью

Разноцветное дерево