• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект по русскому языку" Правильно ли мы говорим"

Опубликовано Каногина Людмила Александровна вкл 27.11.2023 - 19:21
Каногина Людмила Александровна
Автор: 
Балбашева А.

О правилах произношения в русском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по русскому языку.62.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мы не хоЧЕМ, мы хоТИМ…

Правильно ли мы говорим?

Для интеллигентного человека

дурно говорить так же неприлично,

как не уметь читать и писать.

А. П. Чехов

Говорить красиво, правильно должен каждый  человек. Правильная речь производит благоприятное впечатление о человеке, помогает в общении и работе. Правильное произношение и верная постановка ударения являются необходимым признаком культурной, грамотной речи.

Проблема. Дети и многие взрослые люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.

Правильное произношение слов является актуальной проблемой современного русского языка, ведь часто слова произносят так, чтобы было удобнее, а не правильнее. Проект необходим для сохранения чистоты русского языка, стремления беречь и приумножать лучшие традиции, ценности русского языка.

Цель исследования: Развитие интереса к изучению русского языка, к сохранению норм произношения, формирование потребности «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.

Объект исследования: культура речи учащихся школы

Предмет исследования: правильность произношения слов, в которых чаще всего нарушаются акцентологические нормы.

Задачи исследования:

1. На основе анализа литературы и опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются нормы произношения.

2. Определить пути повышения культуры речи.

3. Способствовать активному включению в изучение норм литературного языка.

Этапы работы над проектом

1. Изучение литературы по данной проблеме.

2. Наблюдение за разговорной речью среди учащихся 2-5 классов. Выявление слов с типичными ошибками.

3. Составление карточек со словами для  опроса, распределение их по группам.

4. Выпуск тематических газет.

5. Составление памятки – словаря для разных групп учащихся.

4. Обобщение исследований.

5. Презентация. Защита проекта.

Ожидаемые результаты работы над проектом.

Проводя исследование, было привлечено к изучению орфоэпии большое количество учащихся школы. Следует ожидать, что в будущем будет повышаться культура речи.

1 часть Теоретическая

Русский язык - плод многовекового труда и творчества народа, наше национальное достояние. Вряд ли хоть один язык мира смог бы сравниться с русским в той сложной и богатой истории, какую он пережил. Проблемы языка тесно связаны с проблемами воспитания и нравственности. Вопросами правильного произношения занимается орфоэпия.

ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos 'правильный' и epos 'речь') - наука, занимающаяся нормами произношения.

Особенности ударения

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть «звуковое выделение одного из слогов слова».

Гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчётливо. Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи.

Ударение может падать на любой слог русского слова: на первый -кнИга, на второй - экспЕрт, на третий – жалюзИ и т.д. Во многих языках мира ударение прикреплено к опредёленному слогу – это разноместность.

Ударение может перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА - вОду, хожУ – хОдишь – это подвижность. Большая часть слов русского языка имеет подвижное ударение.

Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: зАмок - замОк, засЫпать - засыпАть.

Ударение в именах существительных

Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняют ударение на последнем слоге: партЕр, жалюзИ  и др.

в словах из английского языка, где – мен дословно переводится как «человек»): полисмЕн, джентельмЕн, но: бАрмен.

Особое место занимает существительное  греческого происхождения фенОмен - «редкое, необычное, исключительное явление». Следует придерживаться нормы фенОмен в любом случае.

Ударение на последнем слоге (-ота) имеют существительные, образованные от прилагательных: пОлный - полнотА, немОй-немотА.

Ударение на предпоследнем слоге (-ота) имеют существительные, образованные от глаголов: дремать - дремОта, ломать - ломОта, зевать - зевОта. 

Имена существительные с неподвижным ударением.

– на основе (во всех формах)

кран – кранов
т
орт – тортов
фл
аг – флагов
б
ант – бантов

стержень – стержней
шоф
ёр – шофёров
т
уфля – туфель
ш
арф – шарфом

– на окончании (за исключением формы именительного падежа единственного числа)

плод – плода
бинт – бинт
а
блин – блин
а
герб – герб
а

гриб – гриба
пруд – пруда
серп – серпа
столяр – столяра

Имена существительные с подвижным ударением.

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном числе

директор – директора
д
октор – доктора 
сл
есарь – слесаря

шкаф – шкафы
суп – супы

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа

гусь – гусей
л
ось – лосей
в
олк – волков

вор – воров
к
орень – корней
н
овость – новостей

ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже, множественное число не даёт схемы движения ударения

голова – голову,
г
оловы – голов – головам – головами – о головах;

доска – доску,
д
оски – досок – доскам – досками – о досках;

стена – стену,
ст
ены – стен – стенам – стенами – о стенах;

щека – щёку,
щ
ёки – щёк – щекам – щеками – о щеках

Форма родительного падежа множественного числа.

валенок
чулок
сапог
ботинок
яблок
дел
мест
пятен
блюдец

полотенец
помидоров
килограммов
мандаринов
апельсинов
шалашей
фонарей
носков

Ударение  в именах прилагательных

        

1) Полные прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -н-, -ск-, -овск-, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные: кухня- кУхонный, эксперт- экспЕртный, переход- перехОдный, Украина -украИнский, август –Августовский. Обратим внимание на произношение прилагательных козырнОй, мизЕрный.

2) Если прилагательное имеет окончание – ой, то оно является ударным: валовОй, ножевОй, спиртовОй, суповОй, объезднОй.

Ударение в глаголах

1. Глаголы в неопределённой форме сейчас имеют тенденцию к смещению ударения ближе к началу слова. Например, произношение клЕить сейчас является обязательным. Ударение на основе стало основным и для глагола ржАветь.

Особое внимание обратим на формы: углубИть, усугубИть, принУдить, понЯть, принЯть, баловАть, начАть, облегчИть, исчЕрпать.

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: клАла. 

  Следует запомнть произношение следующих форм: звонИт, позвонИт, заключИт, включИт, подключИт, долбИт, заразИт, скрепИт подписью,, облегчИт, усугубИт.

Неподвижное -  ударение закреплено за окончанием

заключИть – ты заключИшь – он заключИт – они заключАт

звонИть – ты звонИшь – он звонИт – они звонЯт

облегчИть – ты облегчИшь – он облегчИт – они облегчАт

включИть – ты включИшь – он включИт – они включАт

   Все эти особенности можно представить в виде таблицы.

ОСОБЕННОСТИ  УДАРЕНИЯ

Особенность

Пояснения

Примеры

1. Разноместность

Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

Резать

Вырезать

Вырезать

Вырезной

2. Подвижность

Может перемещаться при изменении слова

Вода – воды – воды

3. Вариантность

(вариативность)

Наличие слов с разными вариантами ударения

Творог, одновременно, петля, камбала

4.Стилистическая функция

Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной  норме, общему / специальному употреблению

Феномен  шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.)

5. Омографы

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить, проклятый – проклятый.

Существуют и другие нарушения в произношении слов.

в немногих словах звучит вместо ЧН- [шн]: пустя[шн]ый, яи[шн’]ица, ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о.

Буквенное сочетание чт в немногих словах произносится так: [шт]о, [шт]обы, ни[шт]о.  

слово дождь  произносится до[щ’]и до[шт’], до[жд’], до[ж’]и.

тся и ться в глаголах произносится [цъ]

В словах иноязычного происхождения  согласные перед е довольно часто произносятся мягко: [т’]екст , к [р’]ем , [т’]ермин , ба[с’]ейн  и др.

В ряде случаев согласные перед е произносятся твёрдо:

а [т]елье , па[н]ель ,

ин [д]екс , компью [т]ер , мо[д]ем  и др.

.

Особенности современной орфоэпии (постановки ударения)

   Любой образованный человек в случае затруднений обращается к словарю. Классическим орфоэпическим словарём является труд под редакцией Р. И. Аванесова. Статус официальных авторитетов получили «Орфографический словарь русского языка» Брониславы Букчиной, Инны Сазоновой и Людмилы Чельцовой, «Грамматический словарь русского языка» под редакцией Андрея Зализняка, «Словарь ударений русского языка» Ирины Резниченко.

Для этого необходимо разобраться в некоторых пометах:

1. и - равноправные варианты произношения: во′лнам и волна′м; 

2.  доп. – слово допускает 2 варианта произношения: творо′г и доп. тво′рог;

3. не рек. – не рекомендуется так говорить: звони′т, не рек. зво′нит;

4. нельзя – так говорить нельзя: [т’э]рмин, нельзя [тэ]рмин

2 часть практическая

Многие современные ведущие говорят неправильно. Например, мы обратили внимание, что на одном популярном канале телеведущая предлагает купить простынь, другая  повторила слово столяр с ударением на первый слог. Мы решили проверить, как современные школьники произносят слова, трудные с точки зрения постановки ударения

Следуя поставленным задачам, мы  провели опрос и выявили слова, в которых наиболее часто нарушаются нормы произношения.

Ученикам 2-5 классов нужно было выбрать правильный вариант ответа

Искра или искрА

твОрог или творОг

звонИт или звОнит

свЁкла или свЕкла

красИвее или красивЕе

Имена существительные с неподвижным ударением.

– на основе (во всех формах)

кран – кранов
т
орт – тортов
б
ант – бантов

туфля – туфель


Имена существительные с подвижным ударением.

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном числе

директор – директора
д
октор – доктора 
сл
есарь – слесаря

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа

гусь – гусей
л
ось – лосей
в
олк – волков

ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже, множественное число не даёт схемы движения ударения

доска – доску,
д
оски – досок – доскам – досками – о досках;

стена – стену,
ст
ены – стен – стенам – стенами – о стенах;

щека – щёку,
щ
ёки – щёк – щекам – щеками – о щеках

Форма родительного падежа множественного числа.

валенок
чулок
сапог
блюдец

полотенец
помидоров
килограммов
мандаринов
апельсинов
носков

Результаты получились следующие:

На следующем этапе работы над проектом, мы наметили  пути повышения культуры речи наших школьников.

Организовали ежемесячный выпуск газеты «Давайте говорить правильно!», темы газет следующие:

  1. Это удивительное ударение!
  2. Поговорим о глаголах.
  3. Таинственные шипящие.
  4. Болезни нашей речи.
  5. Единственное – множественное…
  6. Крылатые фразы.
  7. Склоняется-не склоняется.

Составили памятки – словаря для разных групп учащихся.

Составили задания – помощники и правила для повышения культуры речи.

  • Снег валИт с самого утра.
  • Закрой жалюзИ плотнее.
  • Он сам тебе позвонИт.
  • ПозвонЯт ли они – это еще вопрос.
  • Лекция вот-вот должна начАться, простите, она уже началАсь.
  • Они балУют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются балОванные.
  • Сдайте отчет за первый квартАл.
  • Съешь-ка кусочек тОрта.
  • Ваш телефон отключЁн.
  • Надо купить белые бАнты для дочери.
  • Где у вас мусоропровОд?
  • Пусть будет по-вашему, вы прАвы. 

   Как видно из проведённого исследования, ни одно из слов не было произнесено правильно всеми участниками опроса. Меньше всего затруднений вызвало слово «столяр», а наиболее трудными с точки зрения правильной постановки ударения оказались слова «включит», «кралась»,

 «обеспечение», «оптовый»,  «откупорить».

Пути исправления орфоэпических ошибок

Обогащение речи выразительными средствами может быть успешным, если человек постоянно повышает свой культурный уровень, читает художественную и публицистическую литературу, внимательно прислушивается к людям, хорошо владеющим литературной речью.

    Большую помощь в овладении культурой речи оказывают различные пособия. Говоря о пособиях по культуре речи, прежде всего надо указать на орфоэпические словари русского языка. ( См. Приложение 3 на стр.22)

   

    Процесс устранения прочно укоренившихся привычек неправильного произношения – процесс трудный и сложный. В нём можно выделить следующие моменты.

1. «Открытие» того, что для обозначения словами известных нам с детства фактов, явлений, вещей существуют различные языковые способы. Уже на самом раннем этапе обучения в школе мы узнаём, что речь, близкая и привычная нам  с раннего детства, в некоторых случаях является неправильной.

2. Накопление новых фактов литературного языка (например, при сопоставлении литературного и своего привычного произношения).

3. Постепенное осмысление новых фактов (слов, звуков, их сочетаний и т.д.), установление соотношений между значениями, связанными с привычными для нас с детства словами и значениями, вызываемые в нашем сознании вновь новыми   словами. Это могут быть соотношения тождества, сходства.

4. Период  конкурирования в  нашем сознании старого и нового. Этот этап неодинаков на разных стадиях его протекания: вначале новое медленно «пробивает» себе путь и лишь впоследствии  окончательно вытесняет старые, привычные нам  навыки.

5. Период подлинного усвоения. Процесс усвоения должен завершиться тем, что факт литературного языка откладывается в  нашем сознании в качестве полноценного эквивалента тому, что было вытеснено из языка как менее совершенное, как явление просторечное. И только теперь мы начинаем уверенно говорить без серьёзных отступлений от норм литературного языка.

Итак, из всего этого следует, что можно избавиться от ошибок в речи путём  чтения художественной литературы и обращения к различным словарям.

Для того чтобы легче запомнить   правильное произношение слов, можно использовать  звуковые ассоциации.

  • У  Иры – крапИва.
  • У Фёклы – свЁкла.
  • Лика- малая толИка.
  • Ия – санитарИя.
  • Чук купил каучУк.
  • Где ель- там щавЕль.
  • Остынь –нет простЫнь.
  • Рота прошла через ворОта.  
  • МЕльком взглянешь- на  мель сядешь.
  • У ушка – ракУшка.
  • Молчишь и не звонИшь.
  •  Простит  и позвонИт.
  • Будешь с нами –

      будешь с деньгАми.

       А если «Ах!» -

  •  Забудь о деньгАх.
  • Кричат «Ура!»
  •  профессорА  и докторА,
  •  директорА и поварА,
  •  увидев церковные куполА

Существуют также детские стихи.

  • Я ужасно утомлённый –
  • Брат не спит новорождЁнный.
  • Не смыкает ночью глаз,
  • Криком громким будит нас.
  • (И. Агеева)
  • Если есть в тебе таланты,
  • Завяжи на праздник бАнты.
  • Без талантов если ты,
  • Повяжи себе бантЫ.
  • Чтоб скорей в библиотеке
  • Отыскать ты книгу смог,
  • В ней бывает картотека,
  • Специальный каталОг.
  • Солнце. Жарко. Привези
    Нам для окон жалюзИ.
    (И. Агеева)
  • Нами купленный стол
    И в кухню
    Занесённый, –
    Зовётся
    КУхонный,
    А вовсе не
    Кухонный!..
    (С. Белорусец).
  • Сперва –
    Их на кусочки режьте.
    А следом –
    Открывайте рты –
    И с наслажденьем
    ТОрты ешьте!
    Ошибкой будет
    Есть тортЫ!
  • Свёкла плакать начала,
    До корней намокла:
    – Я, ребята не свекла,
    Я, ребята, не свекла,
    Я, ребята, свЁкла.
    (П. Синявский)

17

                                                   VIII. Заключение

   В данной работе было выполнено исследование орфоэпических норм русского языка. Знание орфоэпических  норм даёт возможность изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. Умение говорить правильно необходимо всем людям.

  Сохранение и изучение русского языка, овладение культурой речи – залог успешной учёбы и в дальнейшем успех в профессиональной деятельности. Достигнуты положительные результаты: проснулся интерес к дальнейшему  овладению орфоэпическими нормами русского языка, сделан шаг к изучению культуры речи. Хотя в нашей речи  и присутствуют орфоэпические ошибки, их можно избежать, если чаще обращаться  к художественной литературе  и  различным   пособиям. Они  не только  помогут предостеречь  нас от ошибок, но и пополнят словарный запас.

    В ходе написания своей работы мы достигли тех целей, которые ставили перед собой. Мы поняли, что успех работы по применению орфоэпического  правила зависит от нас самих.    В качестве главного вывода своей работы мы хотим напомнить слова В.А. Сухомлинского: «Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры»1. Обращайте внимание на свою речь, правильно произносите слова!

X.Приложение 1

Список слов с распространёнными орфоэпическими ошибками

Правильное   произношение слов

Банты

включит

свёкла

километр

звонят

каталог

отрочество

понял

перезвонит

магазин

документ

щавель

красивее

намерение

договор

средства

углубить

обеспечение

мышление

ржаветь

кухонный

вручит

недуг

принял

сливовый

положил

сироты

торты

прибыл

доверху

бАнты

включИт

свЁкла

киломЕтр

звонЯт

каталОг

Отрочество

пОнял

перезвонИт

магазИн

докумЕнт

щавЕль

красИвее

намЕрение

договОр

 срЕдства

 углубИть

 обеспЕчение

 мышлЕние

 ржАветь

 кУхонный

 вручИт

 недУг

 прИнял

 слИвовый

 положИл

 сирОты

 тОрты

 прИбыл

 дОверху

20

Приложение 2

Задание для учащихся 1-3группы

Расставьте ударения в словах

Банты, включит, свёкла, километр, звонят, каталог, отрочество, понял,

перезвонит, магазин, документ, щавель, красивее, сироты, договор, средства, ходатайствовать, обеспечение, мышление, ржаветь,  кухонный, вручит, недуг, принял, сливовый, положил, роты, торты, прибыл, доверху.

 Правильные ответы

БАнты,  включИт, свЁкла, киломЕтр, звонЯт, каталОг, Отрочество, пОнял, перезвонИт, магазИн, докумЕнт, щавЕль, красИвее, намЕрение, договОр, срЕдства, углубИть,  обеспЕчение, мышлЕние, ржАветь, , кУхонный, вручИт, недУг, прИнял, слИвовый, положИл, сирОты,тОрты, прИбыл, дОверху.

21

Приложение 3

Орфоэпические словари

1.Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – М., 1984г.  

2.Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка: около 76 000 словарных единиц. – М., 1993г.

3.Борунова С.Н. и др.Орфоэпическийсловарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Ок. 63 500 слов // Под ред. Р. И. Аванесова. –М., 1983г.

4.Воронцова В. Л. Русское литературное ударение XVIII – XX вв. Формы словоизменения. –М., 1979г.

5.Вербицкая Л. А. и др. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. – М., 2003г.

6.Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – М., 2003г.

7.Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов.– СПб., 2000г.

8.Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения: Ок. 15000 слов. – М., 1997г.

9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс,2008г.

10.Русское литературное произношение и ударение. // Под ред. Р. И.

Аванесова, С. И. Ожегова. – М., 1960г.

11.Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц // Под ред. М. А. Штудинера. –М., 2000г.

12.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. // Под ред. Р. И. Аванесова. – М., 1983г.

13.Орфоэпический словарь русского языка. – Санкт-Петербург.: ООО

«Виктория плюс»,2009г.

14. Хрыслова Р. В. Словарь ударений русского языка. – Минск, 1986г.


Мы целый день

С тобой хохочем,

Остановиться

Всё не хочем…

Сказать, вернее, –

Не хотИм.

Всё хохотим,

Да хохотим!..

(С. Белорусец)


Поделиться:

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Астрономический календарь. Май, 2019

Заяц, косач, медведь и весна

Именинный пирог

Круговорот воды в пакете