Данная работа направлена на изучение истории и топонимики посёлка Ванзетур. Исследовательская работа имеет четкую структуру и состоит из введения, основной части, практической части (результаты анкетирования обучающихся, разработка лепбука), заключения, библиографии и приложения.
Работа написана грамотным языком. Оформление работы соответствует предъявленным требованиям.
Во введении автор объяснила актуальность своей работы и выдвинула гипотезу о том, что человек, интересующийся историей родной страны, своей малой родины, будет заботится о ней и стремиться к развитию своего посёлка и всей страны. В Исследовательской работе чётко сформулирована цель, , поставлены конкретные задачи. Введение выглядит достаточно содержательным и емким, описаны этапы работы над проектом и его практическая значимость. В результате четкого изложения цели работы в изложении основной части исследовательской работы присутствует логичность, четкость, последовательность. В своей теоретической части работы автор работы рассматривает историю возникновения посёлка, его традиции, освещает национальные промыслы. Она провела объемную исследовательскую работу по выявлению интересных исторических фактов. Мария опрашивала жителей посёлка, собирала их воспоминания, фотографии. Проанализировала результаты исследований и подтвердила выдвинутую гипотезу.
В качестве продукта проекта представлен детально проработанный интересный лепбук, включающий в себя следующие темы:
Автор провела анкетирование среди обучающихся щколы, результаты которого представлены и проанализированы в виде диаграмм. А также ею было проведено внеклассное мероприятие для обучающихся начальных классов по теме проекта.
Библиография включает разные источники информации (книги, статьи, интернет-источнники, видео материал), оформленные в соответствии с требованиями.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 790.19 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Ванзетурская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция обучающихся 5-11 классов Берёзовского района «Шаг в науку»,
посвящённая 100-летию образования Берёзовского района
Наименование номинации: Колесо времени
Исследовательская работа
Тема: Ванзетур – моя малая Родина
Автор работы: Полякова Мария Сергеевна, 10 класс.
Руководитель: Полякова Светлана Сергеевна, учитель английского языка.
п.Ванзетур, 2023 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………..……………………...3
Теоретическая часть
История возникновения посёлка……………………………… ………………6
Традиции нашего посёлка…..………………………………………………....15
Национальные промыслы и ремёсла………………………………………….21
Юван Шесталов и Ванзетур…………………………………….……………24
Школа – душа посёлка………………………..……………………………….29
Практическая часть
Результаты анкетирования. Создание лепбука для пробуждения интереса к истории и культуре родного посёлка…………………………………………34
Заключение..………………………………………………………………….39
Библиография…………………..……………………………………………...41
Приложение 1………………………………………………………………….43
Приложение 2………………………………………………………………….44
Приложение 3………………………………………………………………….45
Приложение 4………………………………………………………………….46
Введение
Что значит «Родина моя»? –
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой…
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
(А. Н. Поляков)
Почему наш родной край часто кажется таким малоприметным, серым и скучным? А дальние страны и города манят нас, как магнит. Порой лишь с возрастом человек начинает понимать и чувствовать скромную красоту родных лесов и полей, волнующую тихую голубизну наших рек и озер, видеть поэзию в названиях сел и деревень. Хотелось бы, чтобы открытие каждым человеком своего края состоялось как можно раньше, и интерес этот сохранялся как можно дольше!
Актуальность: Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине, к тому месту, где ты родился. Малая Родина – это исток, начало, откуда все мы делаем первые шаги в большой мир. Многие люди, а особенно школьники, не знают родословную своей семьи, не знают биографий бабушек и дедушек, плохо представляют себе жизнь наших предков, даже не задумываются о происхождении названия села, в котором родились и выросли. Именно поэтому меня и заинтересовала данная тема, я хотела бы ближе познакомиться с местом, откуда родом мой отец, бабушка и дедушка и познакомить ребят из моей школы с собранным материалом. Именно с детских лет, маленький человек учится любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Если ребёнок будет знать историю своего края, села, памятников архитектуры, он никогда не совершит акта вандализма, он будет знать им цену. Наш посёлок в основном населяют малочисленные народы: манси и ханты, но их традиции и культура, если мы не будем их бережно хранить и передавать подрастающему поколению, могут попросту исчезнуть, как и сам посёлок с карты России.
Этого нельзя допустить. Каждый человек должен знать историю, традиции и культуру своей малой Родины и гордиться ей, ведь даже самый маленький посёлок несёт в себе культурную и историческую ценность, хранит корни народов, проживающих на его территории и играет большую и важную роль в истории нашей большой страны. В этом и состоит гипотеза исследования.
Цель моей исследовательской работы заключается в том, чтобы вспомнить забытое, открыть неизвестные для меня страницы истории своей малой родины.
Исходя из цели данной работы, были определены следующие задачи:
Объект исследования – посёлок Ванзетур Берёзовского района.
Предмет исследования – история посёлка Ванзетур.
Время проведения исследования: 2023 г.
При создании работы использованы основные исследовательские методы:
1) теоретический (изучение литературных источников);
2) метод опроса (беседы со старожилами, родственниками старейших жителей посёлка Ванзетур);
3) метод изучения документов (официальных и личных).
Для достижения поставленной цели выбран следующий ход исследования:
1. изучение имеющейся литературы по поставленной проблеме;
2. сбор фактического материала на основе опроса земляков;
3. изучение материалов архивного фонда; документов из семейных архивов; периодических изданий;
4. просмотр фотографий и отбор значимых для создаваемой работы;
5. проведение анализа собранного материала, его систематизации.
6. формулирование выводов, оценка полученных результатов.
В ходе работы были отсканированы документы и фотографии, которые хочется сохранить на память для последующих поколений.
Практическая значимость исследования: Мною собран богатый фактический материал для школьного музея, создан лепбук для более увлекательного путешествия в мир истории и традиций моего посёлка Ванзетур, а также материал можно использовать для проведения библиотечных уроков, классных часов и краеведческих мероприятий.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительный
Определение темы, цели, задач, содержания проекта
2 этап. Основной этап
3 этап. Заключительный этап.
История возникновения посёлка
В Берёзовском районе, на правом берегу реки Северная Сосьва, стоит посёлок Ванзетур, которому недавно исполнилось 90 лет. Документальные материалы о прошлом поселка Ванзетур, к сожалению, в районном архиве отсутствуют, но в некоторых сохранившихся архивных документах и других источниках есть, хотя и незначительные сведения о поселках, входящих в Ванзетурскую территорию.
В книге «Описание Тобольского округа» (статистические данные по переписи населения в 1926 году) поселок Ванзетур отсутствует. Но есть сведения о населенных пунктах: Ватарнельский мыс ( - тернельский, Ваттарн - ньел пауль) поселок. В нем проживали в 10 хозяйствах 43 человека из них 11 мужчин, по национальности 41 русский, зыряне - 2. В современном обиходе, в 50-70-х годах этот поселок носил название Baттерноль, жили в нем, в основном, русские. В переводе с манси языка на русский «Ватерноль» означает «бережной мыс», «Ванзетур» -«заливной сор с муравой». В этом же источнике упоминаются селения территории: юрты Комратские, где проживали 39 вогулов (манси) в 8 хозяйствах, юрты Лапоркие, проживают 30 вогулов в 9 хозяйствах, выселок Лагорский, проживают 16 русских в 3 хозяйствах, юрты Неремовские, проживают 86 вогулов и 2 зырянина в 23 хозяйствах, юрты Новые (-инские) проживают 58 вогулов в 14 хозяйствах, поселок Чуанельский мыс (юрты Чуенел), проживают 67 русских в 18 хозяйствах, юрты Резимовские, проживают 45 вогулов в 7 хозяйствах, юрты Малеевские , проживают 30 вогулов в 6 хозяйствах.
Поселок Ванзетур начал строиться в 1930 году спецпереселенцами, в основном из Свердловской области из города Магнитогорска. Были также немцы из Крыма, рязане, евреи. Крепкие семьи, настоящие хозяева. Кто-то имел «лишнюю», недозволенную по тем нормам, корову, кто-то не захотел вступать в колхоз, за что и поплатился. Их отнесли к классу кулаков, конфисковали всё имущество и практически без вещей выслали в Берёзовский район. В Берёзовском районе на тот момент проживало более 10000 спецпереселенцев, в основном из Свердловской, Тюменской и Челябинской областей, позже к ним примкнули калмыки, немцы и евреи.
Людей высадили на пустынный берег, выдали им пилы и лопаты. Кто-то пилил лес, выкорчёвывал пни, кто-то рыл землянки. Но первое здание, появившееся в Ванзетуре – это комендатура, где спецпереселенцы должны были ежемесячно отмечаться, так как все были репрессированные и были случаи побегов. Часов не было, был вывешен флаг, по нему ориентировались, когда идти на работу, когда с работы. Утром флаг поднят – на работу, в обед флаг поднят – пора обедать, вечером поднят – пора на отдых. И только после строительства комендатуры люди начали строить для себя, до этого жили в выкопанных землянках. Но так как раскулаченные семьи были работящими и ответственными хозяевами, то они отстроили для себя посёлок. Чтобы не умереть с голоду, расчищали поля, сеяли рожь, овес, ячмень, садили картофель. Все это делалось вручную. В первые годы урожаи были небольшими, так как земля никогда не знала удобрений.
Из воспоминаний Валерия Ефимова «Рассказы спецпереселенцев из Магнитной»: Наша жизнь в Вазентуре. Ехали мы в телячьих вагонах трудно, в антисанитарных условиях. Помню, что я дорогой на стоянке выглянул из вагона, а красноармеец пригрозил мне штыком... Привезли нас в Сибирь, край, где жили остяки и зыряне. Поселили в поселке Вазентур. Строились сами. Сначала разбили места под дома, а номера домов написали на дощечках и прибили к кедрам. Учились в поселковой школе. Местные ребята дразнили нас: «Бурзуи! Бурзуи!» Я закончил семь классов в Ванзетуре. А дальше нужно было ехать в Шайтанку или Березово. Но у нас не было денег. Жили мы там не голодно, хорошо жили. Голода не знали: много ягод, рыбы, птицы, зверья. Приезжающие из Центральной России удивлялись нашей сытной жизни. Старшая сестра, Анна, вышла замуж за Дмитрия Колобова. Жили они неплохо, имели лошадь. Когда там начали создавать колхоз, то лошадь эту объединили с другими и забрали в колхоз. Наши родные смеялись: «Ну вот! Второй раз раскулачили». Я до армии работал в колхозе почтарем. Почту гонял «по веревочке» (эстафетой). Отца забрали по линии НКВД первый раз в 1933 году, потом второй раз - 1935. А в третий раз и расстреляли...[1]
Из воспоминаний ветерана труда Анны Михайловны Ефимовой (Колобовой): Места, куда нас сослали, дикие - тайга и глушь. Жили тут дикие остяки и «самоеды»: они носили косы и одевали «малицы» из оленьей шкуры. Возле Березова у них - «святое озеро», кишащее рыбой. Остяки голодали, но рыбу не трогали. Они его даже охраняли, не давали никому ее ловить. Другой народ назывался «зыряне». У них свои обычаи. Когда хоронят умершего, то могилку делают в виде сундука с крышкой, чтобы покойник выходил. Если мужчину хоронят, то в могилу кладут охотничьи лыжи. ружье и котелок. Дров нарубят и ставят к могиле, но их (дрова) никто не берет. На ссылке рыболовный промысел, потому что летом там рыбы было полно. Как лед сойдет, чебак идёт икру метать. Ловили его и солили в кадках. Селедку жирную солили в бочатах. Одни сутки рыбачит одна бригада, другие сутки - сменная. Бригадира называли «башлыком». Папа тоже одно время был «башлыком», работал на должности счетовода и бригадира. Работала я на тяжелой работе и куда пошлют. В семнадцать лет я тянула лямку большого невода наравне с мужчинами, а зимой в сорокаградусный мороз, тоже наравне с мужчинами, пилила и шкурила лес. Жили на ссылке в «шалмане», общей избе с нарами. Строили такие дома мужчины, а мы, молодежь, долбили мерзлую землю и поднимали ведрами на потолки. Получали норму 600 граммов хлеба на рабочего, а на иждивенца - 400 граммов. Я одна работала, а мама болела (она была сердечница), а папу каждый год брали в штрафную роту в Березово. Там его заставляли бесплатно работать, а когда он терял силы, списывали, и он, чуть живой, приезжал домой.
Так как ничем необходимым спецпереселенцев не снабжали, они были вынуждены сами организовывать свой быт. Для строительства домов и сооружения печей был необходим кирпич. Домашняя утварь, в частности посуда, также отсутствовала, поэтому переселенцы стали изготавливать её сами из местной глины. Так в 1933 году за посёлком Ванзетур было построено помещение, или, как его тогда называли, кирсарай, - для изготовления кирпича, который, в основном, шёл на нужды посёлка. Более подробное описание керамического производства отсутствует, но можно предположить, что производство было организовано самым простым способом, а из продукции кирсарая в воспоминаниях упомянут только кирпич. Кирпичное производство в посёлке Ванзетур имело локальный, кустарный характер, продукция использовалась населением посёлка для возведения печей и постройки зданий. В воспоминаниях 50-х годов о кирсарае уже не упоминается, скорее всего, к этому моменту производство кирпича в посёлке уже было свёрнуто.[2]
В 1930-м году также была открыта начальная школа. Под нее была отдана квартира в 5-ти квартирном бараке. Работают три учителя. Директор школы Акулов Анатолий Иванович. 23 мая 1931 года образуется Приобский сельский совет депутатов трудящихся. Хоть и жили тяжело и по всем меркам было не до развлечений, но всё же в 32-м году строится клуб. Очень редко приезжал из Березово киномеханик, «крутил» фильмы. Ставились концерты к майским, ноябрьским праздникам. В этом же здании была почта. Почту возили на лошадях по зимнику, летом на катерах. Позже, когда почту перевели, помещение отдали под библиотеку. Строится магазин-продают муку, крупы, спички.
В документах за 1935 год имеются также сведения о колхозах и простейших производственных товариществах Ванзетурской территории:
Из анализа архивных документов явствует, что основными отраслями в колхозах и артелях были рыбодобыча, охотпромысел, животноводство, растениеводство (посев картофеля и овощей) в поселках Ванзетур, Чуанель, Лапоры.
В 1933 года, после организации неуставной сельхозартели «Урманец» в п.Ванзетур, идет строительство скотника для нескольких коров, строится телятник на две половины – в одной содержатся телята, в другой овцы. Была молоканка. Молоко сепарировали вручную. В 1934-ом году открывается школа-семилетка, директором которой стал Егий Владимир Викторович. Строительство больницы было закончено примерно в 1935 году. Фельдшером в посёлке тогда работал Соснин Иосиф Савич, а жена его Таисья Петровна была акушеркой. Здесь на месте принимали роды, лечили, даже был стационар для экстренных случаев. В 1936 году были первые выборы, проходили они в школе. Пол был застелен половиками. Все были нарядно одеты. Депутатом избрана Пухленкина Хеония Петровна. Жизнь понемногу налаживалась. В конце поселка построили парники, где выращивали капусту, лук, морковь, огурцы и другие овощи. Часть овощей выдавалась на заработанные трудодни, излишки сбывались в районе. В животноводстве и растениеводстве работали в основном женщины и дети. Мужчины были заняты на строительстве, занимались охотой, ловом рыбы. На заработанные трудодни начислялись деньги. Часть из них высчитывалась за выдаваемые в счет трудодней овощи, молоко и масло, остальные выдавались колхозникам. И тогда можно было что-то приобрести в магазинах, к тому времени был открыт и промтоварный в леспромхозе. В 1938 году председателем сельхозартели «Урманец» работает Минеев Эдмунд Готлибович.
В период 1940-1950 годов происходят коренные экономические изменения в колхозах и артелях, вызванные Великой Отечественной войной и выездом семей спецпереселенцев из поселков Ванзетур, Лапоры, Чуанель в места прежнего местожительства. В 1941 году война забирает из поселка все мужское население, начиная от 18-летних юношей и кончая пожилыми мужчинами. Всех, кто по состоянию здоровья мог сражаться на фронте. Остались в деревне одни старики, женщины и дети. Все тяготы военной жизни легли на их плечи. Мальчики-подростки сразу повзрослели, ведь они стали считаться единственными мужчинами, поэтому покос, рыбалка были возложены на них. Рыбу сдавали и этим помогали фронтовикам, а сами жили впроголодь. Многим пришлось работать на валке леса. Да и девушки не отставали от них. Работали летом на прополке полей, на покосе, занимались сбором ягод и грибов. Осенью собирали урожай картофеля, овощей, зимой вывозили на лошадях сено с полей. Многие работали круглый год на рыбалке, в лесу. В годы войны появились калмыки, тоже репрессированные. Им приходилось несладко. Не привыкшие к морозам, без теплой одежды, они работали в основном на рыбалке. Также в войну, для того, чтобы женщины могли не беспокоиться за своих малышей, начинает работать детский сад-ясли (в бывшем бараке возле конторы совхоза). Из ушедших на войну 157 человек (цифра не точная, в архиве данные не сохранились) в поселок вернулись всего 29 человек. Поселок опустел наполовину…
Колхозы за годы войны экономически «ослабли», произошел отток мужского населения. В связи с этим процессом необходимо было принять меры по укреплению колхозов. В 50-х годах начинается кампания по объединению колхозов. Первыми на основании решения исполкома Березовского районного совета депутатов трудящихся от 9 ноября 1951 года, решений общих собраний колхозников объединены рыбоартели имени 17 партсъезда (д.Камратка), имени Коминтерна (д.Новинские), имени 18 партсъезда (д.Неримово). Объединенный колхоз с центром в д.Новое по решению общего собрания колхозников назван «Путь к коммунизму», председателем избран Антипин Иван Павлович. Решением исполкома Березовского районного совета от 15 января 1954 года, общих собраний колхозников объединены сельхозартели имени «Северная -Заря» (п.Ванзетур) имени Карла Маркса (д.Чуанель), имени «На новом пути» (п.Лапоры) с центром в п.Ванзетур. Объединенная сельхозартель по решению собрания колхозников названа имени Никиты Сергеевича Хрущева. В следующие годы объединяются колхозы «Путь к коммунизму» (д. Новое) и имени Хрущева Н.С. Объединенная сельскохозяйственная артель названа «Путь Ленина». Председателем избран Вокуев Михаил Иванович. 1 сентября 1961 года на базе сельхозартелей «40 лет Октября» (рп.Березово) и «Путь Ленина» (п.Ванзетур) и подсобного хозяйства Березовской геологоразведочной экспедиции создан мясо-молочный совхоз «Ванзетурский» с центром в р.п.Березово и отделениями Березовское, Шайтанское, Ванзетурское.
Но жизнь в посёлке после войны не остановилась. Так, 1949 году в Ванзетуре появляется первая «электростанция». Когда в домах загорелся свет, молодежь даже придумала песенку:
От избы и до избы
Зашагали торопливые столбы
Зашумели, загудели провода
Мы такое не видали никогда.
Нам такое и не снилося во сне,
Чтобы солнце зажигалось на сосне,
Чтобы радость подружилась с мужиком,
Чтоб у каждого звезда под потолком
В 1952 году закрываются школы в малых деревнях – Лапоры, Новое, Неремово, Камратка. Детей на учебу отправляют в Ванзетур, где под интернат отдают три барака.
В 1954 году решением общих собраний колхозов объединили три сельхозартели в д. Лапары, д. Чуанель, п.Ванзетур с центром в п.Ванзетур. Назван колхоз был имени Н.С. Хрущева. Председателем избран Вахромеев Леонид Федорович, затем его обязанности возлагаются на Чагина В.П. А с 1955-1958 г. колхозом руководит Витязев Максим Яковлевич. 9 апреля 1959 года Приобский с/совет переименовали в Ванзетурский. В 59-60-х годах объединяются колхозы д.Новое и п.Ванзетур. Колхоз стал называться «Путь Ленина». Председателем избран Вокуев Михаил Иванович В 1961 году создается мясо-молочный совхоз «Ванзетурский» на базе сельхозартелей «Путь Ленина» (п.Ванзетур), «40 лет Октября» (п.Березово) и подсобного хозяйства Березовской геолого разведочной экспедиции. Директором совхоза назначен Барихин Иван Андреевич, а управляющим Ванзетурским отделением – Вокуев Михаил Иванович.
Совхоз по характеру производства представлял многоотраслевое хозяйство с уклоном животноводства, включающего отрасли: молочное, мясное, звероводство. С первого года образования совхоза проводится работа по специализации хозяйства. В 1962 году ликвидированы отрасли: звероводство и оленеводство. Хозяйство в основном базируется на производстве мяса и молока, с дополнительными отраслями: производство овощей и картофеля. Но в последние годы совхоз «Ванзетурский», в основном, занимается производством молока и мяса. 21 июля 1997 г. совхоз «Ванзетурский» реорганизован в общество с ограниченной ответственностью «Ванзетурский». За 36-летнюю свою деятельность совхоз внес значительный вклад в развитие сельскохозяйственного производства района.
В 1990-ые годы, когда произошёл полный развал Советского Союза, многое ушло в небытие. Жители посёлка до сих пор занимаются рыбной ловлей, охотой и сбором дикоросов, но только лишь для своих домашних хозяйственных нужд. А для коренных жителей поселения из числа малочисленного народа манси в настоящее время существуют определённые квоты на вылов ценных пород рыбы.
Конечно, сейчас в посёлке нет совхоза и других предприятий. Но в посёлке действует рыбопитомник «Ванзетур». Водоём уникален по своим характеристикам: хорошая кормовая база, небольшая глубина, высокий уровень насыщения воды кислородом. Выживаемость молоди в озере достигает 90%. В прошлом году осенью в реку Сосьва было выпущено 90 процентов подросшей рыбы из тех 50 миллионов мальков, которые были завезены в рыбопитомник. Работники рыбопитомника, среди которых и мой дедушка Поляков Александр Бориславович, постоянно отлавливают хищную рыбу: язя, щуку, окуня, сорогу, леща, чтобы они не съедали мальков пеляди. Кроме того, благодаря отлову этих хищников, хорошо сохраняется кормовая база для мальков. Выпускаемая молодь ценных пород станет не только уловом рыбаков, но и в значительной степени повлияет на баланс водной экосистемы региона.
Сейчас в посёлке есть и высокоскоростной интернет, и интерактивное телевидение, нет перебоев в поставках продуктов, для ребят посёлка организуют просмотры фильмов в поселковом клубе. Но с рабочими местами дело обстоит проблематично, что и влияет на то, что молодёжь не охотно возвращается в посёлок после учёбы. А хотелось бы, чтобы посёлок жил и процветал.
Традиции нашего посёлка
У посёлка Ванзетур есть свои традиции, часть из них постепенно забывается, так как год за годом уходят старожилы нашего посёлка, но также появляются и новые традиции, которые объединяют поколения людей, живущих здесь.
Сначала хотелось бы остановится на мансийских традициях, ведь основное население посёлка – это манси.
Ежегодно, 7 апреля, в Ванзетуре, также, как и на территории Ханты-Мансийского автономного округа, отмечается традиционный обрядовый праздник манси «Вороний день», который ещё называют «Щань хотал» - «День Матери». Его сакральность подчёркивается и в семантической мотивировке праздника – «святой день просьб». «Уринэква хотэл» – Вороний день, праздник в начале весны, во время прилета ворон. Его приуроченность к 7 апреля является более поздней, адаптированной к православному календарю.
По мнению манси, «вороны приносят весну». Это представление связано с особенностями поведения этих птиц. Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров ворона выступала покровителем женщин и детей. В связи с преобразующимися явлениями природы в основу праздника заложены представления о возрождении и обновлении, имеющие связь с родильной обрядностью.
Праздник считается женским, его символика направлена на женскую сферу деятельности как будничную, так и сакральную – рождение, семейное благополучие, любовь (и из наблюдений в природе – воспроизводство). В прошлом праздник отмечался несколько дней: день отправления обряда на священном женском месте, где принимают участие только пожилые женщины и девочки до наступления регул; семейный (домашний) день, с участием всех женщин и детей одной семьи; женский и девичий день, с участием женщин и девушек поселения (рода); общественный день, с участием всех членов поселения.
За день до прилета ворон, вечером, жители делали из сена гнезда, в них складывали конский помет, вместо яиц от 3 до 5 штук. Гнезда делали возле стайки, в огороде, каждый ребенок делал по несколько гнезд. Утром надо было рано встать и все собрать, чтоб другие люди не собрали. В каждом доме пекли золотистых птиц. В день праздника дети бегали по улице, держа на небольших палочках испеченных птиц, собирали щепочки. Желающие сходить в лес собирались вместе, несли с собой еду, готовили "саломат" (мучная каша или густой мучной кисель из прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи; иногда с добавлением сала или масла). Молились, призывая всех Духов - покровителей.
После трапезы играли в разные игры, соревновались, танцевали, пели песни, показывали сценки. Дети готовили луки и тупые стрелы, учились попадать в цель. На дерево вешали лоскутки, которые изготавливались на всех членов семьи. Людям верилось, что "Вороний праздник" принесет благополучие на целый год. С этим связаны приметы, гадания, приходившиеся на "Вороний день". Считалось, если 7 апреля ветер дует с севера, то "сорок утренников пройдет до тепла", т.е. сорок утренников сохранится холодная погода. Следили за тем, куда садится прилетающая ворона: если на верхушку дерева, то к "большой воде". По количеству снега определяли, много ли рыбы и ягод будет.
В настоящее время, «Вороний день» также массово празднуют. Проходят сельские гуляния, дети и взрослые с удовольствием играют в национальные игры и танцуют. Сохранились также традиции развешивания лоскутков на деревья и многие семьи пекут печенье в виде птичек. Праздник проходит ярко, интересно и весело.
Медвежий праздник.
В духовной культуре ханты большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник» или «медвежьи игры».
Медведь, по преданию ханты, - предок-родственник. Первоначально этот праздник проводился только членами одной общины, но со временем он стал общенародным По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума. Поэтому он такой сильный и ловкий. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за непослушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму. Медведя называют еще и лесным человеком. Ханты и манси почитают его. Праздник начинается с инсценировки охоты с множеством правил. Поются песни с извинениями, что пришлось убить медведя. Даже приносится жертва в виде олененка. Количество песен всегда нечетное. В песнях хвалят медведя, как представителя рода целого народа. Существуют специальные песни, которые исполняют по этому поводу, в костюмах и масках зверей. Люди подражают их повадкам и пляскам. Вороны выступают в роли воров, которые хотят своровать мясо и душу медведя. Люди стараются защитить и не дать похитить бессмертную душу. После песнопения начинаются спортивные соревнования и драматические инсценировки. Охотники соревнуются в метком попадании стрелами в цель, приготавливают медвежье мясо для обеда с соблюдением правил и ритуалов, после чего начинается трапеза. Отобедав, люди собирают все кости, чтобы захоронить в специальном месте, веря, что медведь сможет возродиться вновь.
Шкура, часть морды, губы, череп - считаются священными и хранятся отдельно. Голове оказывают всевозможные почести — к ней наклоняются для прощания, ее бережно вынимают из саней, торжественно передают с рук на руки и с ритуальной борьбой у двери вносят в дом, где водружают на «священный» стол среди яств — хлеба, печенья, конфет, рыбы, оленьего мяса. Перед ней ставят блюдце с курящейся чагой — целебным березовым наростом: это тоже обряд очищения. Медвежий праздник проводится по случаю убитого медведя, чаще зимой.
Из воспоминаний Полякова Сергея Александровича: «Помню в детстве было такое место МУЖСКОЕ, куда нельзя было ходить женщинам, в нашем роду это место было на чердаке. Вот по особым дням или событиям (медвежий праздник, собирались на охоту, родился мальчик или осенью, когда скотину на мясо режут), я с дядьями поднимался на чердак, они открывали огромный сундук, а в сундуке лежали медвежья голова, лапы и драгоценности: золотые изделия, старые монеты. На блюдцах поджигали кусочки древесного гриба (они долго тлеют и дают интересный запах дыма) и самый старший начинал просить Медведя о помощи или благодарить его за удачную охоту или улов.»
Из воспоминаний Новьюховой Розы Семёновны: «В детстве, до школьной поры, зимой, отец ездил на свое мужское место, святое. Место находилось в кедровом бору. У мамы было свое святое место, женское, но там берёз было мало, больше ивы были, так как место затапливаемое, низменное. И была одна берёза, вот на этой самой берёзе, на ветках, стояло что-то в виде сундучка, может небольшой чемоданчик, она туда ходила с женщинами. А папа ездил намного дальше, бор был далековато от дома. Как-то один раз меня папа взял с собой, и подъезжая к сумьяху (амбар на курьих ножках, небольшой, внутри можно находится только сидя) сказал мне, чтоб я сидела в санях и ждала его. Так как была зима, я устала его ждать и пошла посмотреть, что он там делает? Я потихоньку подошла к сумьяху и вижу: папа сидит на коленях перед идолами, они все одеты в платки по нескольку штук, и одевает платок на идола, приносит подарок значит, задабривает, чувствовала запах сэны (чаги), его жгут и круговыми движениями проводят возле идолов, отгоняя злых духов. Я себя не выдала и побежала к саням, так как папа уже заканчивал свой обряд. Пошаманил, можно и домой. На священные места мужские обычно папа ездил и с ним много было мужчин, для жертвоприношения забивали всегда животное: теленка либо барашка, шаманят, шепчут свои молитвы, просят об удаче на охоте или на рыбалке.»
Сейчас данные традиции отходят в прошлое и остаются только в воспоминаниях наших родителей, бабушек и дедушек, так как их истинных хранителей в посёлке уже почти не осталось.
Следующий праздник не менее важный – это День Обласа. Праздник открывает традиционный обряд поклонения Воде. Коренные жители верят, что каждый водоем имеет своего духа-покровителя. Чтобы задобрить его, люди бросают монеты в воду перед началом сезона рыбной ловли. Считается, что после этого рыболовам будет сопутствовать удача. После обряда состоятся соревнования на обласах - национальных одновесельных лодках народа ханты. В соревнованиях могут принимать участие мужчины и женщины. Победителей соревнований ждали призы. Показать свою удаль могли не только представители коренных народов, но и все желающие, приняв участие в национальных играх: перетягивании палки, прыжках через нарты и стрельбе из лука.
Праздник уходит своими корнями в древние времена, когда
мужчины народов ханты и манси открывали соревнованиями новый сезон рыбной ловли, выявляя самых сильных и ловких юношей своего поселения.
Мне кажется, что продолжением данной традиции стали
«Мань Хап» - гонки на калданках.
К более современным традициям относятся ежегодные соревнования -гонки на калданках «Мань Хап», которые традиционно проводятся в Ванзетурском сору и принимают участников со всего Берёзовского района. Это очень зрелищное и значимое мероприятие для жителей посёлка Ванзетур. Основная цель соревнований по гребле на калданках «Мань Хап» – популяризация национальных видов спорта и в целом культуры коренных народов, издревле проживающих на северной земле. В соревнованиях в качестве участников принимают участие подростки, молодежь и взрослые, остальные категории граждан это просто гости, приехавшие поболеть за участников и хорошо провести время. Калданка (в пер. с мансийского языка «маленькая лодка») - это традиционная лодка жителей западной части Югры, которую сшивают из трёх досок. Калданки использовали для передвижения, осмотра сетей, ловли рыбы, охоты на уток и лебедей, перевозки грузов. На соревнованиях это традиционное средство передвижения служит участникам специальной лодкой для гонок. «Мань Хап» - это всегда праздник для наших жителей, которым не часто удаётся стать свидетелями таких больших соревнований.
«Футбол на снегу»
Также, каждый год на территории посёлка Ванзетур в конце марта проводятся спортивные соревнования «Футбол на снегу». Данный турнир проводится ежегодно с 1998 года и в основном на территории посёлка Ванзетур. Этим не совсем традиционным для мансийского населения видам соревнований исполнилось уже 25 лет. Их когда-то, будучи главой администрации посёлка Ванзетур, придумал и начал развивать глава администрации Шесталов Алексей Ефимович и с тех пор они регулярно проводятся и являются настоящим праздником для жителей посёлка. Обязательными участниками турнира являются учителя и выпускники Ванзетурской школы, а мы, жители посёлка, обязательно собираемся их поддержать и подкрепиться вкусной и свежей ухой и горячим чаем.
Национальные промыслы и ремёсла
Да, многие традиции забываются, исчезают, поэтому хотелось бы, чтобы молодые люди не забывали своих корней, интересовались у бабушек и дедушек историей и передавали эти знания своим детям и внукам. А наши старожилы совершенно не против поделиться своими знаниями. Местные мастерицы продолжают шить национальные костюмы, украшая бисером края воротника, вырез на груди, рукава, подол платья, линию кокетки женского платья. Также мастерицы используют бисер для игольниц – намт, хозяйственных сумок из сукна (тучан хир), ниры - женской обуви без голенища. Делают они традиционные украшения из бисера в основном для себя, своих дочек и внучек с полным пониманием того, что такие изделия являются важной частью их традиционной культуры.
Наиболее распространёнными являются два типа женских нагрудников: мевлсак и турлопс (хант.), пальсак или магыллопс, турлопс (манс.). Первый тип традиционных украшений — две ажурные бисерные полосы, спускавшиеся на грудь и скреплённые на шее сухожильными или крапивными нитями. К концам полос крепятся короткие низки бисера либо небольшие круглые штампованные подвески, кольца, бусы, бубенчики. Спереди полосы соединяются узкой перемычкой из бисера. Традиционные украшения второго типа — бисерная сетка полукруглой формы. У ханты бисерная сетка крепится к ажурной бисерной полоске, у манси — к хлопчатобумажной полоске ткани, закрывает основание шеи и завязывается сзади или застёгивается пуговицей с петлёй. Дяк Лариса Петровна, сотрудница Дома культуры посёлка Ванзетур рассказала, что подобные изделия из бисера служили не только украшением одежды, но и оберегом.
В нашем посёлке изделия из бисера изготавливают Канева Инна Михайловна, Новьюхова Роза Семёновна, Хозумова Людмила Савельевна, Дяк Лариса Петровна. Людмила Савельевна и Лариса Петровна часто устраивают мастер-классы для желающих ребят по исконным мансийским ремёслам.
А традиции работы с берестой бережно хранит Канева Анна Диаментьевна. Береста – один из самых распространённых материалов в традиционной культуре хантов и манси. Бересту снимают весной, до начала сокодвижения, а также летом и осенью. Весной о осенью она имеет коричневую плёнку кирпичного оттенка. Летом береста особенно легко снимается с берёзы, но она жёлтого цвета, поэтому на неё нельзя нанести рисунок. Берёзу выбирают прямую, гладкоствольную, без лишайника. Глазки должны быть, по возможности, небольшие, без поперечных трещин. Снятые пласты скручивают в рулон, наружной стороной вовнутрь, поперёк естественного скручивания.
Хантыйские и мансийские изделия из бересты отличаются особенно красивыми и разнообразными орнаментами. Узоры на бересту можно наносить выскабливанием, накалыванием, тиснением и сшиванием различно окрашенных кусочков бересты.
На сегодняшний день берестяную утварь заменила стеклянная и пластиковая посуда, детскую люльку - коляска, вместо берестяных туесков люди берут в лес вёдра. Бересту же, в основном, сейчас используют для изготовления сувениров.

Работы Ванзетурских мастериц украшают школьный музей и музей Дома культуры.

На фото Дяк Лариса Петровна с ученицами Ванзетурской школы
Ванзетурские мастерицы: Лариса Петровна, Людмила Савельевна, Роза Семёновна, с удовольствием проводят мастер-классы по традиционным мансийским ремёслам для интересующихся ребят, передавая свой опыт подрастающему поколению. Ребята знакомятся с традиционными орнаментами и их значением, плетут небольшие украшения из бисера, шьют куколок акань. Такие куколки представляют собой символическую фигурку человека, состоящую из головы и туловища. Куклу шьют, орнаментируют одежду, но лицо не рисуют. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла навредить. Лицо куклы мастерили из семи полосок ткани, что обозначало семилетний цикл жизни.
Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони. В такие самодельные куклы раньше и играли дети. Считалось, что кукла не должна ходить «безнадзорно». Чтобы по ночам кукла не вставала и не бродила по дому, нужно было перед сном слегка покусать ей головку.
У нас замечательные мастерицы, жаль только, что они потихоньку уходят от нас, именно поэтому так важно для них передавать ребятам своё ремесло, заинтересовать их культурой и традициями того места, где они родились и растут.
Юван Шесталов и Ванзетур
Юван (Иван) Николаевич Шесталов – ровесник мансийской письменности, один из самых ярких представителей народа манси, наследник несметного фольклорного богатства Югры – родился 22 июня 1937 года в деревне Камрадка Берёзовского района Остяко-Вогульского национального округа. В Ванзетуре проживал отец поэта, Николай Шесталов, и Юван с женой и детьми часто приезжал его навестить и заодно пообщаться с жителями посёлка.
Как отмечают биографы, Шесталов – сын коммуниста-председателя колхоза, а по матери – внук шамана. Это социальное противоречие отразилось в жизни и творчестве Шесталова: в биографической повести "Когда качало меня солнце" он описывает, как дед проиграл его отца в карты богатому соплеменнику. От мальчонки на побегушках у купца он прошел путь до председателя колхоза, образованного человека. Эта повесть так насыщена преданиями и сказками, что и шаманское прошлое видится в ней очень ярко, убеждая читателя, что жизнь – тоже своего рода сказка.
Внук шамана, духовно-интеллектуального пастыря своего народа, сын председателя мансийского колхоза, он благодаря генам, одаренности и трудолюбию стал человеком мира, с панорамным, поистине планетарным мышлением. Как уместна здесь его любимая поговорка: «Голос хорошего журавля за семь рек слышен!»[4].
Шесталов рано потерял дедушку, бабушку, мать и с 8 лет жил в новой семье отца в хантыйском поселке Теги. В школе обучение велось на русском языке. С двенадцати лет Юван Шесталов писал стихи. Не захотел остаться в колхозе, но и добыча полезных ископаемых не поманила его, как других, – хотя в Березово он стал свидетелем открытия первого газового фонтана, оставившего впечатление на всю жизнь.
Решил Шесталов следовать за своим литературным призванием. Сначала он учился в Тюменском педагогическом институте, затем по рекомендации окрисполкома – в Ленинградском пединституте им. Герцена.
«Только в Ленинграде, далеко от родных мест, я научился понимать и чувствовать красоту и возможности языка моего маленького народа. Вероятно, этого не произошло бы, если бы не было животворного воздействия русского языка», – вспоминал он позднее с благодарностью.
Первая книга Ювана Шесталова издана в Тюмени в 1958 году на мансийском языке. Называлась она «Макем ат», что в переводе означает «Дыхание родной земли». Сборник «Миснэ» («Добрая лесная фея») подвел итог первого этапа творческого пути: в нём – лучшие стихи, написанные до 1960 года.
Сестра писателя, филолог и редактор мансийской словесности Альбина Мехнина рассказывает: — «Вспоминаю, как во время жизни в Ванзетуре к нашей семье пришел в гости пожилой манси. В разговоре с отцом он спросил, чем занимается его сын Юван. Тот не знал, как объяснить понятнее, и сказал: — «Сын пишет для мансийского народа мансийские песни, но он их не поет, а читает, и их печатают в книгах». Отец поначалу не понимал слова «поэт», говорил, что это несерьезно, что лучше бы Юван был рыбаком или охотником, а еще лучше возглавил бы колхоз и обеспечил свою семью. Но когда в 1958 году вышла первая книга «Макем ат» («Запах родины»), ему очень нравилось слушать ее зимними вечерами. Особенно любил он стихи о Миснэ – лесной фее, помогающей хорошим людям»
В большую литературу Юван Николаевич вошёл со своей первой повестью «Синий ветер каслания» (1964), которая много раз издавалась в Советском Союзе и была не раз переведена на иностранные языки.
«Книга «Языческая поэма», – говорил Ю. Шесталов при присуждении ему Государственной премии РСФСР, – складывалась из стихов, написанных мною в разные годы. Можно сказать, я её писал всю сознательную жизнь». Важно отметить, что писателю принадлежит основная роль в возрождении традиционных обрядовых представлений народа. Так, в 1985 году в поселке Сосьва Березовского района впервые после запрета он организовал «Тулыглап» - Медвежьи игрища. Праздник транслировался по центральному телевидению. В настоящее время обряд «Тулыглап» на территории Ханты-Мансийского автономного округа проводится повсеместно. С 1985 по 1988 г. Шесталов работал директором Дома народного творчества в г. Ханты-Мансийске, после чего переехал в Ленинград.
В 1990-е гг. – он ответственный секретарь Ленинградской областной писательской организации, член и редактор издательства журнала «Стерх» (1991), газеты «Белый журавль», профессор кафедры ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе» Российского Государственного педагогического университета им. Герцена.
С 1995 г. Юван Николаевич – президент «Фонда Космического сознания». Он обращается к философии мансийского народа, исследуя религиозные представления народа, традиции, обряды. В 1997 году Шесталов стал членом Союза писателей Венгрии, на родственном мансийскому венгерском языке изданы многие его произведения. С 2002 по 2011 г. – профессор кафедры филологии Югорского государственного университета.
Юван Шесталов умер 5 ноября 2011 г. На доме, где он провёл последние дни своей жизни, размещена мемориальная доска, в Этнографическом музее «Торум Маа» открыт Мемориальный кабинет-музей Ювана Шесталова, на экспозиции под открытым небом музея установлена скульптурная композиция «Белый стерх».

Характер Шесталова словно вобрал в себя речное колдовство, и судьба литератора нередко круто менялась. Решил Шесталов следовать за своим призванием, нести миру историю и культуру своего народа, красоту и мощь родной земли. В двадцать лет молодой поэт обозначает свою позицию, официально сменив «паспортное» имя «Иван» на родное и традиционное. Под именем «Юван Шесталов» издаются все его произведения, в том числе повесть «Синий ветер каслания» (каслать – кочевать по тундре вместе с оленями, прим. авт.) и «Языческая поэма», за которую поэт был удостоен в 1978 году Государственной премии РСФСР им. Горького.
К творчеству Шесталова обращаются многие югорские литераторы. Признаться в любви и уважении, почтить память, поразмышлять.
Вот что пишет о нем поэтесса Светлана Динисламова (в переводе ханты-мансийского поэта Вадима Орлова):
«Жаль, вогульский няйт оставил Землю,
Видно, Торуму нужнее стал,
Но живые мы все больше внемлем
Тем заветам, что ты начертал.
Сотворенный свет в душе народа
Не закроет времени река,
Юван-ойка, вольный сын природы,
Белым стерхом будешь в облаках.
Трудно осознать, что ты, великий,
Жил, творил средь невеликих нас,
Нелегко лицо причислить к лику,
Если близ него стоял не раз.
Но как только ты завесил веки,
Мудрости спокойствие вобрав,
Поняли – какого человека
Потеряла навсегда Югра»…
Из воспоминаний о Юване Шесталове можно собрать целую книгу, отметил его коллега, известнейший хантыйский прозаик Еремей Айпин, чьи произведения переведены на многие языки народов мира. Вместе с другим корифеем обско-угорской словесности, поэтом-манси Андреем Тархановым они рассказали слушателям, как делали первые шаги в литературе, уже когда имя Шесталова было в России на слуху, как читали его произведения, учились у мастера. Тот со своей неуемной, активной натурой мог, бывало, и задеть неловкой шуткой или движением, но и помочь, посоветовать, защитить и подбодрить теплыми словами. Первая хантыйская поэтесса Мария Волдина вспоминала, как много лет назад, будучи учительницей, привезла в Тюмень учеников. Никакие заведения общепита не работали, только ресторан, но там голодных ребятишек кормить отказались. Шесталов вступился за земляков и заставил ленивых сотрудников заведения приготовить ужин для северян.
Сотрудница этнографического музея «Торум Маа», родная сестра поэта, Альбина Мехнина поделилась воспоминаниями:
– Ювана отец иногда называл именем сказочного персонажа «Эква пыгрищ», потому что он мог как герой из мансийской сказки внезапно появиться. Однажды в деревню Ванзетур, где жил отец приземлился вертолёт рядом с нашим домом, отец в недоумении: «Что случилось?». А с вертолёта к нам выходит наш Юван. Как-то на самолёте АН-2 прилетел, вся деревня пришла посмотреть на самолёт, да и на своего именитого земляка. А в последний раз в отчий дом приплыл на своём теплоходе «Стерх». Юван очень любил родной край, людей, живущих в деревне.
До самых последних дней жизни поэт трудился, и всегда в центре его внимания был родной край и его жители. Из воспоминаний Владимира Солоухина: «Да, это и было село Ванзетур, которое Юван считает теперь своей родиной, село, вобравшее, втянувшее в себя, всосавшее в себя многие разрозненные мелкие становища из окрестной тайги, с обоих берегов Сосьвы.»
Да и жители Ванзетура отзываются о Юване с добротой и теплотой. Мемориальная доска с его именем размещена на Доме культуры посёлка Ванзетур. В музее, поселковой библиотеке и ,конечно, в школе постоянно проходят мероприятия, посвящённые жизни и творчеству легендарного мансийского поэта, который не побоялся своей самобытности, раскрыл красоту родного края и всегда обращался к традициям родной земли и родного народа.

Школа – душа посёлка
Борьба с неграмотностью была одной из основных задач советской власти, поэтому первое постановление, которое приняло оргбюро по организации Остяко-Вогульского округа (первоначальное название Югры), было посвящено этому вопросу. «С 1931–1932 учебного года вводится всеобщее обязательное начальное обучение среди оседлого и полукочевого населения округа для детей 8–9–10–11 лет и переростков 12–13–14 лет в объеме программы начальной школы 1-й ступени», – говорится в обязательном постановлении № 1 оргбюро по организации Остяко-Вогульского округа от 15.08.1931.
В крупных спецпереселенческих поселках срочно начинают строить здания под школы.
– Согласно архивной выписке, наша школа существует с 1932 года. В документах сказано, что это новое здание с теплыми уборными, внешний объем здания – 1 620 кубических метров. Есть две классные комнаты, 110 квадратных метров, мастерская площадью 60 квадратных метров, кухня и две квартиры для учителей общей площадью 30 метров. В сводке школы 1-й ступени – Ванзетур от 29.10.1932, направленной в адрес Березовского районо, сказано: «Учтено детей школьного возраста – 102. Занятия начались 28 октября. Ни в школе, ни на поселке нет часов. Нет ни единой буквы разрезной азбуки, если есть – пришлите. Заведующий школой Ильиных Ф. Л.».
Федор Лукич Ильиных, 1908 года рождения, стал первым заведующим школой. На тот момент ему было всего 24 года. В архиве сохранились данные, что он был комсомолец, русский, имел среднее образование и стаж работы два года. Спустя два года директором стал Анатолий Иванович Акулов. В отчетах школы 1936 года мы читаем, что под руководством Акулова в начальной школе работали три учителя, которые вместе с директором обучали 128 ребят математике, русскому языку, литературе, истории, «обществ.» (непонятно, обществознание или обществоведение), биологии, географии, изо, пению и труду.
В 1934 году открывается школа – семилетка. Школа была одноэтажная, деревянная, с печным отоплением. Во главе стал директор– Егий Владимир Викторович. В 1939-1940 годы школа расширила свои ряды, в то время в ней обучалось 125 учащихся.

В 1952 году закрываются школы в малых деревнях – Лапоры, Новое, Неремово, Камратка.
Детей отправляют на учебу в поселок Ванзетур, где под интернат оборудованы три барака. В 1964 году закрывается школа в деревне Чуанель. Почти все семьи переезжают в деревню Ванзетур. В 1968 году открывается новый интернат для детей. При интернате была котельная, которая топилась углем, имелся небольшой спортзал. В 1980 году строится новая школа – восьмилетка (на месте больницы 30-х годов) с отдельным спортзалом. Согласно архивной выписке, в 1985 году сдали в эксплуатацию новый интернат. В нем жили во время учебного года дети из деревень Шайтанка, Новое, Неремово. Через пять лет, в 1990 году, интернат закрывают и в его здании открывается школа, т.к. предыдущая школа сгорела во время пожара. Теперь в ней учились дети поселка.
Предметом особой гордости каждого директора школы является педагогический, работоспособный, творческий коллектив. Среди учителей той поры особенно выделялись, и останутся в памяти учащихся директора и учителя: Кимлобозов Петр Парамонович, Афанасьев Прокопий Григорьевич, Гындыбина Елена Николаевна, Кивелева Дора Яковлевна, Хозумов Николай Иванович, Хозумова Зоя Ивановна. Они отдали школе свои годы, вложили в сердца любовь к труду, учебе, переживали за каждого ученика, подготовили после себя добрую смену учителей.
В 2000-м году построена 2-х этажная новая, кирпичная школа. Весной 2001 года начался учебный процесс. В школе появились первые молодые кадры. В 1993 году вернулась в родную школу после окончания университета Сергеева Марина Николаевна. И в 2001 году становится директором родной школы, которой руководила вплоть до 2004 года. Затем ее приглашают на работу в Комитет Образования в пгт. Березово, где она работает и по настоящее время, курируя воспитательную работу и дополнительное образование района.
Выпускники
Среди выпускников школы – директор Дома культуры Татьяна Собянина. В свое время здесь обучались и бывшие директора школы: Марина Сергеева (Носова) и Сергей Поляков. А Марина Косенко работает в родной школе заместителем директора по воспитательной работе. Елена Томчук руководит Ванзетурским территориальным отделом городского поселения Игрим, а помогает ей в работе специалист Ираида Корикова (Ярлина). Еще одна выпускница школы Маргарита Ковалюк (Шесталова) – депутат думы Березовского района.
О наших учителях-стажистах – особый разговор. Более тридцати лет отдали школе учителя начальных классов (ветераны педагогического труда): Голошубина Тамара Петровна, Тюменцева Нина Петровна, Пажгина Ольга Кузьминична, Собянина Фаина Алексеевна, Артеева Галина Тимербаевна, Мехнина Альбина Николаевна.
В настоящее время школа достойно продолжает эстафету предшественников. В ней трудятся 16 педагогов, многие из них - выпускники школы: Косенко Марина Анатольевна, Миляхова Любовь Епифановна, Долгов Антон Васильевич, педагог-библиотекарь Новьюхова Роза Семеновна, секретарь учебной части Тимаргалеева Наталья Александровна, Ковалюк Маргарита Витальевна, Артеев Денис Владимирович, Сипачёва Анна Игоревна.
Приезжают в нашу школу и с других мест.
Часть приехавших учителей закрепились в поселке навсегда, а часть работают много лет. Это учитель истории и общества Грищишин Владимир Евгеньевич, учитель химии и биологии Леванских Наталия Витальевна, учитель математики и информатики Горожанина Зиля Афсатаровна, учитель физики и математики Звягинцева Светлана Ивановна, учителя начальных классов Грознова Лариса Родионовна и Артеева Светлана Александровна, учитель английского языка Полякова Светлана Сергеевна. Также в школе стараются не забывать и педагогов, которые много лет отдали делу воспитания детей и ушли на заслуженный отдых. Это Пажгина Ольга Кузьминична (стаж 39 лет), Артеева Галина Тимербаевна (стаж 38 лет), Тюменцева Нина Петровна (стаж 37 лет), Собянина Фаина Алексеевна (стаж 38 лет). Есть и те, кого уже нет в живых, но память о них живёт в сердцах их учеников.
У школы хорошая материально-техническая база: школа располагается в комфортном двухэтажном здании, имеются большой спортзал, актовый зал, столовая, кабинет технологии, музей, библиотека. Школа оснащена современным компьютерным классом, обеспечивающим доступ в Интернет. Главное, конечно же, это учителя, те, кто дает школьникам новые знания, воспитывает в них «разумное, доброе, вечное». В школе сложился дружный педагогический коллектив, который отличают стремление к творчеству, высокий интеллектуальный потенциал, профессионализм. Сегодня в школе работают 16 учителей. О каждом из них можно сказать много добрых слов.
Помимо основного общего образования в школе созданы и условия для развития дополнительного образования. В нашей школе учиться не только интересно, но и комфортно.
К услугам детей познавательные кружки. Влечет искусство? Тогда добро пожаловать в кружки художественно-эстетического направления (музыка, поделки, английский). Любишь спорт? Тогда тебе прямая дорога в спортивные секции. Любишь творчество? Тогда тебе дорога в кружки «Батик» или «Изо-студию».
Активное участие в работе школы принимает и родительская общественность. Важна как для самих детей, так и для их родителей атмосфера добра, сотрудничества и взаимопонимания. В нашей школе, как и в любой другой есть свои сложности. Но их, как известно, нет только у тех, кто ничего не делает. Главное заключается в том, что перед сложностями не пасуют, не опускают руки – нет, здесь их преодолевают! Не случайно над входом в школу висит вывеска «Удача в твоих руках!»
В прошлом году нашей школе исполнилось 90 лет. Много это или мало? «Очень много», - скажут одни и будут правы. За 90 лет сколько поколений учителей и учеников пришли на смену друг другу. С каждым годом школа преображалась, изменяя свой облик как внешний, так и внутренний. Что-то безвозвратно ушло в небытие, чтобы больше никогда не вернуться, другое же стало хорошей традицией, передающейся от одного поколения другому.
90 лет – это не возраст для школы, потому что, сколько бы ни прошло времени, школа остаётся молодой. Планета детства продолжает свой путь по хорошо знакомой школьной орбите.
В судьбе каждого человека есть своя школа, которая ведет не только в страну знаний, но и учит жизни, является ступенькой к успеху.
Я надеюсь, что из стен нашей школы будут выпускаться трудолюбивые, честные люди, любящие свою родину и готовые трудиться на её благо и на благо будущих поколений.
Практическая часть
Диагностика учащихся на выявление знаний о своей малой родине.
Я составила анкету в программе Google Forms и провела опрос среди обучающихся нашей школы с 1 по 11 классы (в опросе также по желанию могли принять участие и взрослые: учителя, родители обучающихся)
В опросе приняли участие 48 человек.

По диаграмме видно, что самыми активными участниками стали обучающиеся начальных классов. Хотя опрос заинтересовал и некоторых родителей. Целью опроса было выяснить, знают ли учащиеся историю и традиции своего поселка. Мною были заданы следующие вопросы и даны варианты ответов. (см. Приложение 1)
Опрос показал, что многие обучающиеся и родители знают год основания посёлка. Данные, полученные в результате анкетирования, представлены в диаграммах.


Почти все верно ответили, что посёлок был основан спецпереселенцами и правильно перевели его название.

Но не все осведомлены о том, что у нас в посёлке были развиты многие направления хозяйства, а не только животноводство и молочное хозяйство.
Люди удивлялись, что совхоз некоторое время занимался оленеводством.

Ребята также знают основные традиционные праздники и мероприятия, так как многие в них активно участвуют.


Я услышала от учителей и от родителей, что им было интересно поучаствовать в опросе и это побудило их узнать что-то новое о родном посёлке.
А ребята спрашивали у родителей и бабушек и том, о чём сами не знали.
Многие из них только в опросе узнали, что же такое няры. А старожилы нашего посёлка их до сих пор шьют.

Ну и конечно же было приятно, что ребята знают о Юване Шесталове, чья жизнь была связана с нашим родным посёлком. Здесь можно поблагодарить нашего библиотекаря Новьюхову Розу Семёновну, так как она ежегодно рассказывает ребятам о знаменитом писателе.
Опрос показал хорошие результаты. Но мне захотелось поподробнее рассказать ребятам, обучающимися младших классов, о том месте, где они живут и учатся. Поэтому мною был проведен классный час на тему «Ванзетур - моя малая Родина» (Приложение 2). Обучающиеся активно участвовали в данном мероприятии, узнали много нового, а для того, чтобы им было интереснее, я подготовила лепбук «Моя малая Родина» , в который были включены следующие темы:
Также лепбук включает в себя загадки, викторину, пазлы и оформлен в виде складной коробки. (Приложение 3)
После рассказа о посёлке ребята выполняли различные задания, были очень активными и все хотели поучаствовать. После игрового классного часа ребята оставили отзывы о занятии. (Приложение 4)
В итоге я пришла к выводу, что необходимо изучать историю своей малой родины, заинтересовать своих друзей и знакомых этим важным делом и сохранить информацию для следующих поколений.
Заключение
Можно бесконечно много говорить о патриотизме и любви к Родине, но, по моему мнению, Родина начинается с памяти о своих корнях, с бережного, трогательного отношения к памяти о своих предках. История маленького поселка неотделима от истории всей страны.
В результате проделанной работы я пришла к выводу, что наш посёлок имеет интересную и богатую историю. У каждого есть своя Малая Родина – тот уголок, где мы родились, где находится наш родной дом, где живут наши родители и друзья. Мало говорить о любви к своему поселку, надо знать его прошлое и настоящее. Из рассказов взрослых мы узнаём об их жизни и интересах. Эти истории передаются из поколения в поколение. А это и есть история. «История моего поселка» – это живой и интересный труд. Пока посёлок живёт, история продолжается. Изучение данной темы вызвало огромный интерес, но осталось ещё множество вопросов, на которые я бы хотела найти ответы. Мне было интересно узнать о том, как жили люди много лет назад, как они ходили в школу и на работу по той же дороге, по той же улице, по которой я хожу каждый день. Жаль, что очень мало фотографий, чтобы ещё более ясно представить, как выглядел мой поселок и жизнь людей много лет назад. Я бы хотела, чтобы мой любимый посёлок Ванзетур всегда был чистым, зеленым, процветающим. Хотелось бы, чтобы молодежь, получив высшее образование, возвращалась на малую родину, чтобы создавать семьи, воспитывать детей, и каждый день делать жизнь красивее! Есть ли у посёлка будущее? Возможно. Но это зависит от каждого жителя, от его активности, желания сделать жизнь в посёлке лучше и интереснее.
В результате я хочу подтвердить гипотезу: если человек будет знать свою историю, он будет беречь и сохранять его каждый уголок. Я люблю свой посёлок. Я знаю, кто построил посёлок, в котором живут и трудятся односельчане. Выполняя эту работу к научно-практической конференции «Шаг в науку», я даже не могла предположить, что у моего посёлка такая интересная история и что она так меня заинтересует и мне захочется продолжить работу по данной теме.
Для меня работа над проектом оказалась интересной и познавательной. В школе я рассказала ребятам об истории посёлка, о замечательных людях, показала фотографии из прошлого нашего посёлка. Трудность работы заключалась в том, что все сведения имеют историческую давность, эти сведения разбросаны, а старожилов практически не осталось.
Мою работу я обязательно передам в школьный и поселковый музей. В будущем её можно использовать на классных часах, в библиотечных уроках и мероприятиях. В завершении своей работы я ставлю не точку, а многоточие.
Библиография
Электронные ресурсы:
https://khanty-yasang.ru/news/9129?ysclid=lol5gghcb7447320693
, https://ya.ru/video/preview/6101427477011055664
Приложение 1
Анкета «Моя Малая Родина»
В каком году был построен посёлок Ванзетур?
Кто основал посёлок Ванзетур?
Как переводится название «Ванзетур»?
Каким видом деятельности не занимался совхоз «Ванзетурский» за период своего существования?
Какой праздник отмечается в посёлке 7 апреля?
Какой событие стало традиционным в нашем посёлке (можно выбрать несколько вариантов)
Что это?

Назовите мансийского писателя и поэта, чья жизнь связана с нашим посёлком?
Приложение 2





Приложение 3
Фото лепбука «Ванзетур – моя малая Родина»


Приложение 4

[1] Сборник автора-составителя Андрея Серова «Воспоминания старожилов станицы Магнитной». (Магнитогорск, 2013 год/ под редакцией В. Ефимова
[2] Керамическое производство в спецпосёлках Ванзетур и Кирпичный в 1930 гг.
[3] Сборник материалов "Спецпоселение Ванзетур", 2016 год.: Архив Югры Ханты-мансийского автономного округа-Югры
[4] Орлов В.Б. Духовный пастырь своего народа / В.Б. Орлов // Научная историко-краеведческая газета Музейное дело. – 2012,-№22-23 – с.12

Кто чем богат, тот тем и делится!

Загадка старого пирата или водолазный колокол

Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"

Акварель + трафарет = ?

Извержение вулкана