• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Социальный проект по русскому языку на тему:"Чем могут быть полезны словари?"

Опубликовано Мешкова Валентина Николаевна вкл 03.01.2024 - 19:15
Автор: 
Елкасимова Юлия

   Муниципальное общеобразовательное         учреждение  «Филимоновская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Социальный проект по русскому языку на тему:

                            

                                «Чем могут быть полезны словари?»

 

                                Разработчик: ученица 7 класса Елкасимова Юлия

                                Наставник: учитель русского языка и литературы :

                                                                 Мешкова Валентина Николаевна

 

Можно сделать следующие выводы:

- словари правильно называют спутниками цивилизации,

- они расширяют кругозор, повышают грамотность, благодаря им язык становится выразительнее,

- во всех языках большое разнообразие словарей, каждый из которых имеет свою специфику и предназначение,

 -учащиеся нашей школы недооценивают значение словарей,

- не владеют информацией о них.

Работа над проектом мне понравилась. Я думаю, буду пользоваться словарями не только в учебное время.

А моя памятка – буклет будет полезна и ученикам, и взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл социальный проект по русскому языку46.41 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное общеобразовательное         учреждение  «Филимоновская средняя общеобразовательная школа»

 Социальный проект по русскому языку на тему:

                           

                                «Чем могут быть полезны словари?»

                                Разработчик: ученица 7 класса Елкасимова Юлия

                                Наставник: учитель русского языка и литературы :

                                                                 Мешкова Валентина Николаевна

                                                             

                                                               

                                                         2023 ГОД

                                                                   

Содержание:

 Введение______________________________________________________________стр.1

1. Глава 1  Теоретическая часть

   1. 1Что называется словарем______________________________________________ стр.7

   1.2 Типология словарей __________________________________________________стр.8

  1.3 Информация о некоторых словарях_____________________________________ стр.9

  1.4  Заключение

   2.  Практическая часть

   3. Проведение анкетирования__________________________________________________ стр.10

   4. Диаграмма (результаты анкетирования)________________________________________стр.11    

    Приложения

                                                                                                                                                 

Введение

Тема моего социального проекта : »Чем могут быть полезны словари»? Я выбрала эту тему не случайно, так как на уроках мы встречаем много незнакомых слов , и нам нужно их обьяснить, а эту информацию мы можем найти в словарях.

Меня заинтересовала эта тема.

Цель проекта: привлечение внимания моих сверстников к данной теме.

Исходя из цели мной поставлены следующие задачи:

- дать определение данного понятия ,

- рассказать о разновидностях словарей ,

- познакомить со спецификой отдельных словарей,

- провести анкетирование учащихся 6 -7 классов,

- составить памятку – буклет о словарях

Обьект исследования : словари, предмет исследования – типы словарей , их специфика.

Метод исследования: изучение и анализ литературы по теме, анкетирование учащихся, обобщение информации.

Гипотеза: предположение, что учащимся , имеющим представление о словарях и их классификации и специфике, будет легче ориентироваться в них при выполнении определенной работы с незнакомыми словами.

Продукт проекта: памятка – буклет: словари русского языка»

Теоретическая часть

Не секрет, что словари играют огромную роль в жизни современного общества.

Так, автор статьи «Словарь Русского языка  - это своего рода лексикографический бестселлер» в «Учительской газете»22 сентября 2020 года  задает вопросы : Чем важны словари в эпоху интернета? Чем словарь может быть полезен современному человеку?» Сотрудник Государственного института русского языка им.А.С.Пушкина Александра Ольховская отвечает :» Мне очень нравится высказывание Михаила Эпштейна о том, что словарь – это прообраз интернета». До появления глобальной сети основной поисковой системой был, безусловно, словарь…В целом, словари в эпоху интернета важны тем , что они составляют немалую часть его содержания»[1] Если мы не уверены в правописании слов, необходимо знать их лексическое значение, интересует какое-то понятие или явление – мы обращаемся к словарям. Словари повышают культуру, обогащают словарный запас, предостерегают от ошибок разного уровня, развивают логическое мышление. Таким образом, они имеют огромную социальную роль.

В своей работе я хочу познакомить с определением этого понятия, какие виды словарей есть, с точкой зрения некоторых выдающихся общественных деятелей на этот счет.

Уместно вспомнить восточную притчу» Все в твоих руках».

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках. [2]

Таким образом, видим. что все в наших руках, в том числе и знание словарей, которые помогут нам современном мире.

Что такое словарь?

Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).[3]

Словарь – собрание слов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству расположенных (Словарь Академии Российской. 1806-1822).[4]

1. Книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык. Французско-русский словарь. Толковые словари русского языка. Словарь языка Пушкина. Энциклопедический словарь.

2. только ед. ч. Совокупность слов, используемых кем-л. или где-л. Воробейцев уже сносно говорил по-немецки — во всяком случае, располагал словарем из каких-нибудь ста пятидесяти слов, при помощи которых можно было вполне объясняться. Казакевич, Дом на площади. Я не люблю пустого словаря Любовных слов и жалких выражений: «Ты мой». «Твоя». «Люблю». Блок, В дюнах.[5]

Итак, мы видим , что во многих источниках указывается , что словарь – это перечень слов, расположенных в определенном алфавитном порядке.

 Какие виды словарей есть в русском языке?

В лингвистике нет единой классификации словарей. На мой взгляд , более доступно она дана в  статье «Это-любопытно/классификация-словарей»[6]

Классификация словарей

По содержанию все словари можно разделить на две группы:

лингвистические (филологические) словари, это

  • толковые словари, словари синонимов, словообразовательные словари и т.п.
  • энциклопедические словари.

энциклопедические словари.

По принципу отбора лексики выделяют:

словари-тезаурусы,

частные словари.

По способу описания единиц словари делятся на:

морфемные. 

словари, в которых единицей является слово.

словари, в которых описываемая единица больше слова.

К ним относятся фразеологические словари.

По порядку расположения статей словари делятся на:

алфавитные. Из них большинство лингвистических словарей: толковый, орфографический, орфоэпический

идеографические - словари синонимом и антонимов.

ассоциативные.

Словари делятся в зависимости от количества языков, представленных в издании:

Одноязычные- словарь составлен на конкретном языке.

Двуязычные (англо-русский, немецко-русский).

Многоязычные ( более двух языков).

По цели применения словари делятся на:

Научные используются учеными грамматические, исторические словари, словари терминов .

Учебные - школьный фразеологический, орфоэпический, толковый

Переводные для передачи информации с одного языка на другой.

Справочные, в них дана справочная иформация.

Какую же пользу могут оказать данные виды словарей?

.Остановлюсь на специфике некоторых словарей

Языковые объясняют значение слова, написание, происхождение, перевод на др. языки.

Энциклопедический словарь расскажет о различных явлениях природы, о выдающихся деятелях искусства, спортсменах, исторических событиях и др.

Немецкий философ Фейербах Людвиг Андреас (1804 – 1872) писал: «Чем большим количеством слов я обладаю, тем большее значение я имею для других, тем обширнее объем моих воздействий, моего влияния».

Толковые словари являются словарями комплексными. В отличие от них аспектные словари акцентируют внимание на различных сторонах слова – его значении, форме (написании или произношении), его происхождении и истории, его возможностях сочетаться с другими словами, его связях со словами, близкими по смыслу.

Любой текст должен быть грамотно написан. Это один из важнейших критериев языковой         культуры личности. Работа над орфографической грамотностью невозможна без обращения к орфографическим словарям.

Словарь поможет преодолеть барьер между читателем и текстом, воздвигаемый иногда непонятными или ложно понятными современным читателем устаревшими словами, а также вдумчиво, осмысленно воспринять текст . В словаре раскрываются значения устаревших слов, делается их грамматическая и стилистическая характеристика.

Полезными являются и специальные словари паронимов, объясняющие различия между внешне сходными словами, как вдох – вздох, жилищный – жилой, надеть – одеть, праздничный – праздный, будний – будничный, единичный – единственный, мелодика – мелодия, добровольный – добровольческий, ныне – нынче

Сделать речь более выразительной помогает уместное использование разного рода устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Их представляют как толковые словари, так и специальные словари фразеологизмов. Особое внимание следует обратить и на словари крылатых слов.

С точки зрения потребностей пользователя словарями можно разделить на те, которые, в первую очередь, помогают строить текст, правильно использовать слова в речи, и те, которые позволяют адекватно воспринять текст, точно понять все элементы его смысла.

Чтобы не ошибиться в написании слов, мы обращаемся к орфографическому словарю, в котором они расположены по алфавиту , а также в них расставлены ударения .

Орфоэпические словари – словари, отражающие правила литературного произношения.

Электронные словари  - словари на сайтах словарей и справочников.

Это Академик (http://dic.academic.ru/)., сайт Грамота.ру (http://gramota.ru/), универсальная электронная энциклопедия «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru/), коллекция словарей русского языка для скачивания: http://dict.buktopuha.net/ и т.д.

Практическая часть

Поскольку у меня социальный проект, я должна в нем показать  актуальность его темы  я провела социальный опрос учащихся 6 – 7 классов ( анкетирование). Для этого нужно было подобрать вопросы, показывающие ребятам необходимость применения словарей в современном обществе

Вопросы анкеты были следующие :

Пользуетесь ли вы словарями?

Как вы считаете . нужны ли словари ученикам?

Назовите название словарей и их авторов.

Пользуетесь ли вы электронными словарями?

Есть ли у вас дома словари русского языка?

В анкетировании участвовало 30 респондентов.

Все учащиеся ответили, что они пользуются словарями.

И з них только 10 человек считают, что им нужны словари.

Знают название словарей и их авторов только 5.

Электронными словарями пользуется 20 учащихся.

 У 10 из них дома есть словари. К сожалению , следует отметить , что хотя ученики хотят быть грамотными и понимают , что без словарей им не обойтись, однако п пользуются электронными словарями и   многие не знают ни названия словарей, ни их авторов.

Заключение

В заключение хочу сказать, что я достигла поставленной цели, показала актуальность, социальную значимость проблемы моего проекта .

Можно сделать следующие выводы:

- словари правильно называют спутниками цивилизации,

- они расширяют кругозор, повышают грамотность, благодаря им язык становится выразительнее,

- во всех языках большое разнообразие словарей, каждый из которых имеет свою специфику и предназначение,

 -учащиеся нашей школы недооценивают значение словарей,

- не владеют информацией о них.

Работа над проектом мне понравилась. Я думаю, буду пользоваться словарями не только в учебное время.

А моя памятка – буклет будет полезна и ученикам, и взрослым.

Список литературы

1. А. Н. Васильева. Основы культуры речи. Москва 1990 г.
2. В. И. Максимова. Русский язык и культура речи. Москва 2003 г.

3. В.Д. Черняк. Русский язык и культура речи для технических вузов. Изд. «Высшая школа»,      Москва  2003 г
4.
http://referat.ru/

 5.Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ

 6.   https://ug.ru/slovar-russkogo-yazyka-eto-svoego-roda-leksikograficheskij-bestseller/

 7.  2 https://pritchi.ru/id_254

 8. 3 http://gramota.ru/slovari/types/17_2

   9.  4 http://gramota.ru/slovari/types/17_2

  10  . 5 https://kartaslov.ru/значение-слова/словарь


[1]  https://ug.ru/slovar-russkogo-yazyka-eto-svoego-roda-leksikograficheskij-bestseller/

[2]  https://pritchi.ru/id_254

[3] http://gramota.ru/slovari/types/17_2

[4] http://gramota.ru/slovari/types/17_2

[5] https://kartaslov.ru/значение-слова/словарь

[6] https://znachenie-slova.ru/это-любопытно/классификация-словарей


Поделиться:

Золотая хохлома

Басня "Две подруги"

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Растрёпанный воробей

Астрономический календарь. Декабрь, 2018