Цель: исследование влияния гаджетов на восприятие учебного материала: объем, переключение, концентрация и устойчивость внимания обучающихся.
Задачи:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 876.88 КБ |
Валишин Альфред Динарович, 4 класс
МАУДО «ЦДТ»
Влияния современных гаджетов на восприятие учебного материала
Научный руководитель: Андреева Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования МАУДО «ЦДТ»
г. Лянтор Сургутский район, 2021 год
Оглавление
Глава I. Введение ..……………………………………………………............................... | 3 |
Глава II. Теоретический обзор…………….…………………………............................... | 4 |
2.1. Что такое гаджет……………………………………………………………………… 2.2. Теоретическое освещение проблемы развития внимания ………………………… | 4 5 |
Глава III. Практическая часть. Методы и материалы исследования………………….. | 7 |
Глава IV. Заключение……………………………………………………………………... | 9 |
Список используемой литературы и источников….……………………….….……….. | 10 |
Приложения ……………………………………………………….………........................ | 11 |
Глава I. Введение
Я занимаюсь в центре детского творчества в объединении «Сам себе режиссер». Мы создаем свои маленькие мультфильмы на компьютере. Но, даже занимаясь в компьютере, некоторые обучающиеся умудряются одновременно «сидеть» в телефоне. Кроме того, по моим наблюдениям, в классе, где я учусь, снизилась успеваемость у отдельных ребят, появились случаи нарушения дисциплины, что сказалось на общем уровне показателей успешности обучения нашего коллектива, хотя мы всегда были одними из лучших.
На уроках и переменах с некоторыми одноклассниками стало трудно общаться. Они постоянно заняты компьютерными играми в гаджетах. Если их спрашиваешь о чем- то, обращаешься к ним с просьбой, они начинают нервничать, оговариваться, отказываются выполнять поручения, потому что нужно отвлечься от телефона. Многие ребята, во время урока смотрят на часы, учителю приходится часто обращать их внимание на себя, дополнительно объяснять задания. Из-за этого мы стали на уроках выполнять заданий меньше, чем обычно. С некоторыми детьми, кроме как об играх, поговорить то ни о чем не возможно.
Взрослые нам говорят, что игры – это вымышленный мир, а нужно жить реальной жизнью. Наблюдая за поведением играющих в гаджеты ребят, мы определили проблему: увлечение гаджетами негативно влияет на успешность усвоения знаний, работоспособность и рациональное распределение внимания. А, кроме того, мы считаем, что гаджеты влияют и на наше зрение, работу головного мозга, т.е. - наше здоровье.
Цель: исследование влияния гаджетов на восприятие учебного материала: объем, переключение, концентрация и устойчивость внимания обучающихся.
Задачи:
Объект: влияние гаджетов на восприятие учебного материала.
Предмет: объем, переключение, концентрация и устойчивость внимания.
Теоретическое значение исследования заключается в раскрытии влияния гаджетов на восприятие учебного материала и уровень внимания обучающихся.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты исследования для улучшения успешности учения.
Гипотеза: Предполагается, что гаджеты оказывают отрицательное влияние на организм ребенка, а именно: влияют на снижение памяти, концентрацию, устойчивость и объем внимания.
Методы
Глава II. Теоретический обзор.
2.1. Что такое гаджет.
Изучив литературу по данной теме, мы решили в первую очередь определить понятие «гаджет» [1]. В современном мире, где электронные технологии развиваются стремительными темпами, получили своё развитие гаджеты. Гаджет – в переводе с английского языка - приспособление, устройство, техническая новинка, выполняющая ограниченный круг задач. Гаджеты – это смарт-телефоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты, и другие электронные устройства. Они слышат, видят, поют, рассказывают и делают кучу разных мелочей. В автомобилях поселились навигаторы, некоторые из них не только подсказывают дорогу, но и показывают кино. Видео-регистраторы записывают всё, что происходит на дороге. Заглянуть в интернет проще простого. Ещё есть разные мелочи, например: ручки-диктофоны, очки-видеокамера - на любой вкус и запросы. Удобные электронные штучки заполонили мир и заняли место в нашей жизни. Гаджеты появились, чтобы помогать нам. Они делают жизнь проще и комфортнее. Однако, при чрезмерном увлечении, электроника, которая призвана помогать нам в жизни, может быть вредной для здоровья. Противостоять гаджетам и интернету очень трудно.
Статистика сообщает следующее: чрезмерное пристрастие к современным гаджетам стало объектом пристального внимания. Власти и журналисты обеспокоены как никогда: зависимость от мобильных гаджетов развивается стремительно, и она может иметь трагические последствия. Ученые и врачи считают это явление клиническим расстройством личности [2].
Американская академия педиатрии приводит шокирующие цифры: средний американский ребенок в возрасте от 8 до 10 лет смотрит на экран в среднем 8 часов в день. Под экраном здесь подразумевается все в сумме: ТВ, смартфоны, планшеты, ПК. Но еще хуже то, что подростки и старшеклассники пользуются цифровыми устройствами еще активнее (около 11 часов в день) [3].
Вот еще один шокирующий факт: две трети современных родителей вообще никак не ограничивают использование ребенком медийных гаджетов, сообщает «TheNewYorkTimes». По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми.
Согласно последним исследованиям, в Европе гаджетоманией в разной степени страдают уже десятки миллионов жителей. Самые страстные покупатели -англичане и поляки. Каждый пятый из опрошенных поляков признавался, что приходит в раздражение, если не может позволить себе купить техническую новинку. А самыми хладнокровными признаны итальянцы - у них 4 % населения регулярно делает необоснованные покупки новейших видов техники.
В Великобритании треть жителей регулярно покупают приборы без всякой надобности, при этом они пользуются лишь половиной встроенных функций.
В России от гаджетов не оторвать не только взрослых, молодёжь, но и маленьких детей от 2-х лет. 85% людей в России психологически зависят от портативных приборов [4].
Глава III. Практическая часть. Методы и материалы исследования
В сентябре 2020 года был проведен социологический опрос среди обучающихся центра детского творчества г. Лянтор. В мониторинге приняло участие 157 человек – учащиеся 2-7 классов в возрасте от 8 до 14 лет.
Детям было предложено ответить на несколько вопросов (Приложение 1. Диаграмма 1.). Результаты следующие: 39 % детей пользуются гаджетами с целью различного рода компьютерных игр, 47% регулярно просматривают видео-ролики, 45 % используют Интернет для развлечения и общения, 31% ведут собственные сторис в Инстаграмм, Телеграмм и др социальных сетях.
Исследование на предмет влияния гаджетов на здоровье человека Приложение 1. Диаграмма 2.).показало следующие результаты: 41% считают, что компьютерные игры, головоломки, видео развивают память и внимание, 24 % -считают, что гаджеты приносят вред, 28 % считают, что использование гаджетов не влияет на их успеваемость и усвоение учебного материала, 7% затруднились ответить.
Из всех опрошенных была выделена экспериментальная группа в количестве 29 человек, из них – 12 девочек и 17 мальчиков. С целью выявления влияния гаджетов на концентрацию внимание мы провели исследования по методике «Таблицы Шульте»
Обучающимся были предложены листы бумаги с таблицами, представляющими собой набор цифр (от 1 до 25), расположенными в клетках случайном порядке. Дети показывали с помощью ручки и называли цифры от 1 до 25, стараясь сделать это как можно быстрее, но меток не оставлять. У каждого испытуемого было 5 попыток (Приложение 2. Рисунок 1). Экспериментатор регистрировал время каждого, затраченное на эту работу. Результаты следующие: концентрацию внимания на хорошем уровне показали 4 человека, на достаточном уровне- 8 человек, слабую концентрацию внимания показали-17 человек (Приложение 2. Диаграмма 1).
Далее мы провели исследование на избирательность внимания по Методике Мюнстерберга (Приложение 3. Рисунок 1). Испытуемым был предложен сплошной буквенный текст, распечатанный на бумаге, среди которого зашифрованы 23 слова. Дети должны были, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова, подчеркивается карандашом. На работу отводилось две минуты. Экспериментатор с помощью секундомера отмечал время и останавливал испытуемого. После того, как испытуемый заканчивал, подсчитывалось количество подчеркнутых слов и сравнивалось с правильным ответом. Результаты следующие: концентрацию внимания на хорошем уровне показали 6 человек, на достаточном уровне-9 человек, слабую концентрацию внимания показали-14 человек (Приложение 2. Диаграмма 1).
Следующим было испытание по методике Воронина Л.Г. «Внимание» [10] (Приложение 4. Рисунок 1). Испытуемым был предложен лист бумаги с квадратами. В квадратах в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Дети должны были их найти в порядке возрастания — сначала 101, затем 102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивалось карандашом). Работу дети начинали по команде экспериментатора. Объем внимания рассчитывался по формуле: B = 648: t, где B — объем внимания, t — время работы в секундах. Оценка результатов осуществлялась по таблице «Оценка показателей объема внимания». Результаты следующие: высокий объем внимания наблюдался у 7 человек, 7 человек показали средний уровень, 15 человек -низкий.
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, что гаджеты оказывают отрицательное влияние на организм ребенка, а именно: влияют на снижение памяти, концентрацию, устойчивость и объем внимания, мы предложили испытуемым принять участие в эксперименте: огранить использование гаджетов до 1 часа в день с перерывами не менее 3 часов. Не использовать гаджеты на переменах в школе, а потратить это время на подвижные игры или ходьбу. Контроль выполнения плана фиксировался в мини-дневниках (помогали родители), которые мы предложили детям завести (приложение 5). Конечно, мы общались с компьютером на занятиях в объединении «Сам себе режиссер», но это было в развивающих и познавательных целях (осваивали «Клавиатор», делали мультики). Эта часть занятий не входила во время общения с гаджетами. Кроме того, мы разработали для обучающихся рекомендации по «оптимизации» отношений с гаджетами и распространили среди сверстников (Приложение 6).
Эксперимент длился 1 месяц и 10 дней. В октябре 2020 года с контрольной группой из 29 человек нами повторно были проведены исследования влияния гаджетов на концентрацию, устойчивость и объем внимания и мешают ли они нашей учебе.
Результаты следующие: по методике «Таблицы Шульте» выявлено, что после эксперимента обучающихся с хорошей концентрацией внимания стало на 10 человек больше, а со слабой на 12 человек меньше. По Методике Мюнстерберга выявлено, что после эксперимента отличный результат показали на 11 человек больше, а ниже среднего- на 12 меньше. По методике Воронина Л.Г. «Внимание», также, отмечено повышение объема внимания у 14 детей.
Глава 4. Заключение.
Проведя исследование, мы пришли к выводу, что излишнее увлечение гаджетами может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья. Многочасовое непрерывное использование гаджетов может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу, что в свою очередь отрицательно сказывается на восприятии учебного материала и поведение школьников. Наша гипотеза подтвердилась: гаджеты оказывают отрицательное влияние на организм ребенка, а именно: влияют на снижение памяти, концентрацию, устойчивость и объем внимания. Результаты эксперимента и наблюдений показали, что разумное использование гаджетов не оказывает отрицательного влияния на успешность учения и поведение. Использование планшета в образовательных целях облегчает подготовку к урокам и экономит время. На переменах теперь наши одноклассники предпочитают «живое» общение и реальные игры. Отказавшись от компьютерных игр, многие ребята начали лучше учиться, объем выполняемых на уроках заданий возрос. Общаться с одноклассниками стало намного приятнее [12,14]. Будем вместе решать эту проблему, продолжим и дальше использовать материалы работы и привлечем как можно больше детей.
Список литературы и источников
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС, 1999.
Интернет-ресурсы
Приложения
Приложение 1.
Диаграмма 1. Исследование на предмет использования обучающимися 2-7 классов гаджетов.

Диаграмма 2. Исследование на предмет влияния гаджетов на здоровье и успеваемость.

Приложение 2. Концентрация внимания.
Рисунок 1. Таблицы Шульте
Оценка результатов
Диаграмма 1. Результат исследования по методике «Таблицы Шульте»

Приложение 3. Избирательность внимания
Методика Мюнстерберга

Оценка результатов
В тесте зашифровано 23 слова. Если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время - это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты).
Диаграмма 1. Результат исследования по методике Мюнстерберга

Приложение 4.
Рисунок 1. Объем внимания по методике Воронина Л.Г.

Форма отчетности
Определить объем внимания по формуле:
B = 648 :t ,
где B — объем внимания, t — время работы в секундах.
Оценка результатов

Диаграмма 1. Результаты исследования по методике «Внимание» (Воронин Л.Г.)

Приложение 5. Мини-дневник
Мини-дневник
Валишин Альфред (4 класс)
Игра в развивающие компьютерные игры (1 раз в день - 30 минут), общение в соцсетях или сторис (1 раз в день - 30 минут)
Месяц/дата | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
сентябрь | 30 | 25 | 30 | 40 | 30 | 33 | 45 | 30 | 20 | 40 | 30 | 30 | 25 | 30 | 40 | 30 | 33 | 45 | 30 | 20 | 40 | 30 | 0 | 0 | 20 | 40 | 20 | |||
40 | 30 | 33 | 45 | 30 | 20 | 40 | 30 | 30 | 25 | 30 | 40 | 30 | 33 | 45 | 30 | 20 | 40 | 30 | 30 | 25 | 30 | 40 | 40 | 30 | 33 | 30 | ||||
Октябрь | 0 | 0 | 40 | 30 | 20 | 23 | 30 | 25 | 30 | 40 | 30 | 33 | 45 | 30 | 20 | 40 | 30 | 40 | 30 | 30 | 25 | 30 | 10 | 30 | 33 | 45 | 30 | 0 | 20 | 40 |
45 | 30 | 20 | 40 | 30 | 30 | 25 | 30 | 40 | 30 | 33 | 45 | 30 | 20 | 40 | 30 | 30 | 33 | 45 | 30 | 20 | 40 | 30 | 0 | 10 | 0 | 0 | 40 | 30 | 33 | |
Ноябрь | 0 | 0 | 20 | 40 | 30 | 30 | 0 | 40 | 30 | 20 | 23 | 30 | 25 | 30 | 40 | 30 | 33 | 45 | 30 | 20 | 40 | 30 | 40 | 30 | 20 | 40 | 30 | 0 | 10 | 0 |
30 | 30 | 20 | 33 | 45 | 30 | 20 | 40 | 30 | 20 | 23 | 30 | 25 | 30 | 40 | 30 | 33 | 45 | 30 | 20 | 40 | 30 | 40 | 30 | 30 | 25 | 40 | 30 | 40 | 30 | |
Декабрь | 0 | 0 | 40 | 30 | 20 | 23 | 30 | 25 | 30 | 40 | 30 | 33 | 45 | 30 | 20 | 40 | 30 | 40 | 30 | 30 | 25 | 30 | 10 | 30 | 33 | 45 | 30 | 0 | 20 | 40 |
40 | 30 | 20 | 23 | 30 | 25 | 30 | 40 | 30 | 33 | 45 | 30 | 20 | 40 | 30 | 40 | 30 | 30 | 25 | 40 | 30 | 33 | 45 | 30 | 20 | 40 | 30 | 45 | 30 | 33 | |
Январь | 0 | 40 | 30 | 20 | 23 | 30 | 25 | 30 | 40 | 0 | 40 | 30 | 20 | 23 | 30 | 25 | 30 | 40 | ||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||||||||||||||||
Март | ||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||||||||||||||||
Май | ||||||||||||||||||||||||||||||
Июнь | ||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 6. Рекомендации для родителей, детей и педагогов
|
|
|
|
Приложение 7. Результаты исследований после эксперимента
Диаграмма 1. Результат исследования по методике «Таблицы Шульте»

Диаграмма 2. Результат исследования по методике Мюнстерберга

Диаграмма 3. Результаты исследования по методике «Внимание» (Воронин Л.Г.)


Свадьба в Малиновке

Юрий Алексеевич Гагарин

Где спят снеговики?

Барсучья кладовая. Александр Барков

Акварель + трафарет = ?