• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Главные вкладки

  • Просмотр(активная вкладка)
  • Редактировать

Сказкопсихопедагогика

Опубликовано Иванова Виктория Анатольевна вкл 23.03.2024 - 11:15
Автор: 
Иванова Виктория

Сказкопсихопедагогика. Варианты ее использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkopsihopedagogika.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

В дошкольном возрасте активно развивается фантазия и именно через фантазию и игровую деятельность мы можем повлиять на развитие ребенка, а наиболее способствует этому – сказка. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; - что тоже относится к сказкопсихопедагогике, имеющей возможность психолого-педагогической помощи и индивидуальный подход по любому вопросу. Именно сказкопсихопедагогика отвечает современным требованиям ФГОС ДО и ФОП так как несет в себе недирективную коррекционную и развивающую функцию. С помощью метафор ребенок себя принимает.

Изучением влияния сказки на развитие ребенка дошкольного возраста занимались такие исследователи, как И.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.М. Зинина, и многие другие. Они изучали сказкопсихопедагогику, раскрывая педагогический потенциал, затрагивали проблему применения сказкопсихопедагогики для формирования нравственного развития у дошкольников.

Изначально применялся термин сказкотерапия автором которого является Т.Д.Зинкевич - Евстигнеева, но в 2011 году С.М. Зинина ввела термин сказкопсихопедагогика, так как она используется в именно педагогическом процессе и только педагогами.

Сказка может вызвать эмоциональное переживание у ребенка, и с помощью этого начинает работать его воображение. Сказки имеют большой смысл для детей, так как дают им опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям.

Сказкопсихопедагогика — область знаний, в которой объединяется психология, педагогика и сказкотерапия. Сказкопсихопедагогика изучает возможности использования сказок для развития личности, решения психологических проблем, обучения и воспитания детей разными способами.

Выделяются следующие виды сказок, используемых в сказкопсихопедагогике:

  • народные сказки - их характеризуют простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: «Курочка Ряба», «Репка»;
  • авторские — это сказки написанные конкретным автором имеющие оригинальные сюжеты или переработанные народные. Например, это сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо;
  • психотерапевтические сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение человека к самому себе, к миру в целом и к другим людям. Но следует отметить, что использование этих сказок возможно лишь совместно с педагогом-психологом;
  • психологическая — это любая авторская история, в которой присутствует вымысел. В этом заключается её простота;
  • психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека - как взрослого, так и ребёнка. По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка;
  • медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов;
  • дидактическая - их еще называют педагогическими, данные сказки всегда используют для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. Педагогическая сказка самая простая и ненавязчивая.

Возрастные особенности: на разных возрастных этапах нужно использовать разные типы сказок: от простых с легкими для понимания сюжетами и знакомыми персонажами (животные, дети, взрослые) для детей 1-3 лет, до более сложных с понятным сюжетом и определенной моралью для детей 4-5 лет. С 5-6 лет ребенок уже способен понимать сказки с реальным сюжетом, в которых действуют животные, люди, маги. С 6-7 лет формируются представления о красоте языка произведений.

Сказкопсихопедагогику в условиях ДОУ можно использовать следующими вариантами: моделирование сказок (планирование сказки и переработка ее в процессе проигрывания); Выразительные движения (развитие творческих способностей детей); Проблемные ситуации (детям предлагается найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности); Творческие задания (после выполнения появляется продукт, являющийся новым и уникальным); Игровые задания (Продолжи сказку, от точек - к сказке, нарисуй сказку); Дидактические игры.

Хочется отметить, что сказкопсихопедагогика является новым, малоиспользуемым направлением в деятельности педагогов. Эта работа позволит педагогам и родителям использовать различные литературные произведения для всестороннего развития ребенка.


  • Мне нравится 
Поделиться:

«Течет река Волга»

На горке

Сила слова

Дерево в снегу

Агния Барто. Сережа учит уроки