Сочинение участвовало в областном конкурсе творческих работ обучающихся профессинальных образовательных организаций Кемеровской области "Сочинение -классика жанра, посвященном Году литературы, проведённом КРИРПО в 2015 году. . На конкурс было представлено 34 работы. Никита занял в нём 3 место в номинации "Лучшее сочинение -рассуждение"
Вложение | Размер |
---|---|
http://www.туэтт.рф/news/sochinenie-klassika-zhanra?offset=1680 | 17.74 КБ |
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Томь-Усинский энерготранспортный техникум
(ГОУ СПО ТУ ЭТТ)
Областной конкурс творческих работ обучающихся профессиональных образовательных организаций Кемеровской области
«Сочинение – классика жанра», посвященный Году литературы
Номинация: «Сочинение – рассуждение»
Тема: «Бесовское и демоническое глазами русских (советских) писателей (М. А. Булгаков)»
Автор: Ногин Никита Владимирович
Научный руководитель: Букина Надежда Владимировна,
преподаватель русского языка и литературы ТУ ЭТТ
Адрес образовательного учреждения: 652845, г. Мыски, ул. Энергетиков, 4; а/я 16; электронный адрес: TUGETK@mail.ru Телефоны: директор (факс) 8-384-74-3-45-26; зам.директора 8-384-74-3-44-84
Люди всегда, с самого начала своего земного бытия верили в существование высших сил. Человеческое воображение рисовало картины невероятных, всемогущих и вездесущих богов и духов, что незримо правят этим миром и судьбами смертных. И далеко не всегда эти силы были благими и добрыми. Бесы, демоны, вампиры, упыри, злые духи – существуют тысячи разнообразных образов во всех религиях и мифологиях мира, но все они имеют между собой нечто общее. Бесовское и демоническое - это обобщенный образ представлений людей о Зле и Тьме как антиподе Света и Добра. И этот образ привлекал внимание многих русских и советских писателей и, в частности, Михаила Афанасьевича Булгакова.
Как говорится в одной притче, Зло – лишь отсутствие Добра. Но, мне кажется, с этой мыслью Михаил Афанасьевич точно бы не согласился. Попробуем узнать, что же он думал по этому поводу, на основе его знаменитого романа «Мастер и Маргарита».
Итак, можно ли предполагать, что Зло само по себе является лишь отсутствием Добра? То есть, Зло – это пустота, которую без всякого ущерба можно заполнить Добром, как свет наполняет и насыщает до момента пустую и тёмную комнату? Булгаков тут же отвечает нам речью Воланда, обращённой к Левию Матвею: «Ты произнёс свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и Зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё Добро, если бы не существовало Зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?» Выходит, для того, чтобы Свет заполнил собой тёмную пустоту, он должен что-то выжечь, выкорчевать из мира.
Тогда тут же возникает вопрос: а возможно ли вообще это присутствие Добра во всём? Неужели Зло есть неотъемлемая часть этого мира, то, что нам придётся принять, как смену дня и ночи? Хм, а ведь с последним люди не так уж и смирились. Они стали изготовлять лампы и фонари, создавать такие небольшие иллюзии Солнца. Точно также они научились не замечать Зла, создали иллюзии Добра – лицемерие и столь привычную нам подмену ценностей. Например, те же большевики, отринувшие Бога, культивировали в советском народе атеизм, породив совершенно другое мировоззрение.
Но я отошёл от главной темы – в чём природа Зла, природа всего бесовского и демонического, и что нам об этом говорит Булгаков? Ответ на это можно найти не только в романе «Мастер и Маргарита», но и уже в самой истории его создания. Как известно, писатель до конца жизни переписывал «московские» главы, однако же «ершалаимская» часть всегда оставалась в первозданном виде. Во всём этом есть некий мистический символизм. Сущность Иешуа Га-Ноцри, Добро, также как и «ершалаимские» главы, неизменна, а идеалы незыблемы. Свет всегда льётся ровно и прямо. Зло же, сущность Воланда – так называемая «игра теней»: постоянно меняется, подстраивается под реальность, меняет маски.
В романе представителями Зла являются Князь Тьмы Воланд и его дьявольская свита. Чем они занимаются? Для чего прибывают в Москву и всячески пакостят людям? Любой, кто читал роман, ответит, что их руками автор изобличает человеческие пороки, наказывает Зло. Вот тут-то вся и загвоздка – наказывать Зло Злом? Почему именно дьявол? Он ведь, по нашему привычному представлению, наоборот, должен поощрять всяческие грехи и радоваться Тьме в людских душах. Почему же на его место Булгаков не поставил представителя Света, ну хоть того же Левия Матвея? Представляете картину – вместо Воланда в Москву заявляется ученик Иешуа и принимает единственное, по его мнению, верное решение: прирезать каждого Иуду в городе! Да Коровьев и Бегемот со своими шуточками просто ангелы по сравнению с этим! Вспомните, как Матвей приветствовал Воланда: «Я не хочу, чтобы ты здравствовал». Если взять какого-нибудь святого из христианской традиции, то тот на месте Левия скорее пожалел бы мессира, ведь сатана – падший ангел, сбившийся с пути грешник, дух, заболевший грехом.
И раз уж я затронул тему христианства... На мой взгляд, лишь в одном месте романа Воланд предстаёт перед нами как типичный христианский дьявол – на балу, где он говорит грешникам и висельникам: «Я пью ваше здоровье, господа», после чего те рассыпаются в прах. Истинно так, дьявол насыщается грехами мира, его подпитывает Зло, царящее над людьми, ведь он сам и есть то самое Зло. Но в романе он изобличает лицемерие, жадность, невежество и наказывает заражённых этими пороками, пусть и своими, несколько извращёнными методами. И даже в беседе на Патриарших прудах пытается убедить атеистов в существовании Бога!
Пытаясь понять этот парадокс, я размышляю так. Зло и Добро… нет, не две стороны одной медали, но нечто большее. Как ничем не разделимый раствор или сплав химических элементов. В любой Тьме есть Свет, и на любой звезде есть пятна. Это ясно видно в романе Булгакова, и выходит, что всё показанное им «бесовское и демоническое» на самом деле не такое уж и бесовское?
Демоны и ангелы – лишь разные грани человеческих душ. Люди… Кто создал их такими? Если есть в этом мире высшие силы, они не стремятся раскрывать себя нам. Возможно, им кажется невероятно прекрасным то, что они сотворили. И большинство людей считает также. Те же, кто представляет себе некий идеал мира, наполненный одним Добром или же только Злом, видят в своём воображении лишь искажённую картину того, что мы уже имеем. Не существует никакого Добра и Зла, не существует в людях чего-то демонического или же ангельского, они не бывают святыми или грешными.
Но какие же они? Воланд отвечает: «...они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди...». И, как поёт Андрей Князев в своей одноименной песне: «Воланд прав!».
Мост из бумаги для Киры и Вики
Рукавичка
Денис-изобретатель (отрывок)
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
10 осенних мастер-классов для детей