Творческая исследовательская работа в рамках защиты проектных работ среди учащихся 9-11 классов
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.79 КБ |
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения -
средней общеобразовательной школа № 1
имени 397-й Сарненской дивизии города Аткарска Саратовской области в с. Озерное
Исследовательская работа на тему:
«Особенности применения игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе»
филиал муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 1 г. Аткарска в с. Озерное
Выполнили учащиеся 9 класса Андреева Ксения
Бессчетнова Анастасия
Руководитель: учитель Щеглова Светлана Викторовна
Место работы: филиал муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 1 г. Аткарска в с.Озерное
2024 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………….……………………………...….…..………………………..3
Раздел 1. Теоретические основы использования игровых технологий на уроках русского языка
1.1.Игра и игровая деятельность…………………………………………………………………..4
1.2.Актуальность и место игры на уроках русского языка………………………………………4
1.3.Классификация игровых технологий …………………………… ……………………………5
Раздел 2. Методика использования игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе…………………………………………………………………………………………………7
2.1. Методическое обоснование применения игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
Анализ проведенной практической работы………………………………………………………. 7
Заключение ………………………………………..……………………............................................9
Список использованной литературы и медиаресурсов…………...………………………………10
Приложение .. …………………………………………………..……………………………………11
Введение
Русский язык - один из самых сложных и не совсем интересных предметов в школе.
Поэтому на самых ранних этапах обучения необходимо развивать у учащихся интерес к предмету, чтобы сделать процесс обучения как можно более радостным и увлекательным. Этому могут помочь игровые технологии и их регулярное использование в классе. Во время урока -игры у детей развиваются мыслительные процессы, и изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Использование игровых занятий в классе не только способствует повышению интереса к учебе, но также улучшает качество самого обучения и увеличивает прочность полученных знаний.
Актуальность исследования заключается в том, что однообразие и стереотипность преподавания в настоящее время снижает интерес к обучению, делает учебный процесс скучным и не перспективным
Тема исследования: «Особенности применения игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе».
Цель исследования: выявить эффективность использования игровых технологий на уроке русского языка в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку в начальной школе, а именно на примере учащихся 3 класса
Предмет исследования: особенности применения игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
Гипотеза исследования: процесс обучения русскому языку будет успешным, если в рамках традиционного обучения использовать игровую деятельность на уроках.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Систематизация литературы по методике обучения русскому языку в начальной школе по предмету исследования.
2. Анализ процесса обучения русскому языку в начальной школе.
3. Выявление особенностей использования игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
4. Разработать конспект уроков русского языка с использованием игровых технологий с методологическим обоснованием.
Методы исследования:
− теоретические методы (изучение, анализ и систематизация информации по теме исследования);
−эмпирические методы (разработка дидактической игры).
Раздел 1. Теоретические основы использования игровых технологий на уроках русского языка
1.1.Игра и игровая деятельность
Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
На всем протяжении истории развития человечества игра существовала, развивалась и приобретала различные качества и особый культурный смысл. Многие исследователи игры связывают ее происхождение с религиозной культурой, например, народные и праздничные игры, сохранившиеся в духовной жизни людей, возникшие из языческих религиозных обрядов.
Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход исторических событий в обществе и природе, посредником между людьми и божествами.
Религия как часть культуры народа хранила и передавала по наследству духовно богатые игры, празднества, связанные с природой, бытом, народным Многие игры рождены религиозной культурой, культовыми традициями далекого прошлого. Религия действительно важный источник появления игр.
Феномен игры изучают представители разных наук и профессий - этнографы, культурологи, философы, психологи, педагоги и др. Однако ни однозначного определения, ни единой общепризнанной классификации игр пока нет. Наверное, дело в том, что игра необычайно многогранна.
Крупнейший специалист по детским играм, врач и педагог Е. А. Покровский, живший в 19 веке, писал, что детские игры представляют собой такую работу, с помощью которой энергично развиваются дух и тело ребёнка, его перу принадлежат такие слова: «Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» [5] Наблюдения специалистов прошлого подтверждают современные исследователи. Они сходятся в том, что игры обладают огромным потенциалом развития эмоциональной, интеллектуальной, физической, коммуникативной и нравственной сфер обучающегося.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции , самореализации.
Игра - это активнейшая форма человеческой деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением, её значение невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игра – это пространство «внутренней социализации» обучающегося, средство усвоения социальных установок.
Игра – это свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов».
1.2. Актуальность и место игры на уроках русского языка
В возрастной периодизации детей особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. В подростковом возрасте, например, наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Нельзя считать игру гарантией быстрого и безболезненного решения всех учительских проблем.
Это просто один из инструментов учительской профессии, который можно использовать на любом этапе урока, в любом компоненте учебного процесса для решения дидактических, воспитательных и развивающих задач. Общее правило таково: игра поможет там, где требуется что- то изменить (разнообразить, оживить, улучшить). С помощью игры можно сделать малопонятную информацию доступной и занимательной, равнодушного ученика превратить в заинтересованного участника урока.
Игра ориентирована на повышение эффективности учебного занятия и одновременно на развитие личности ученика. Игра создаёт на уроке атмосферу жизнерадостности, состязательности, эмоциональной раскрепощённости , доброжелательности, свободы, атмосферу, которая способствует максимальному самовыражению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, включить творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке обучающихся, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.
Готовясь к проведению игры, нужно ответить на ряд вопросов: кто, где и как долго будет играть? Какие ресурсы понадобятся? Какого педагогического результата мы ожидаем от игры? Обязательно нужно соотнести задачи, которые будут поставлены в ходе игры перед учениками, и возможности учеников. Нужно учитывать, что задачи эти могут быть не только дидактическими, связанными с работой над определённым учебным материалом, но и организационными, связанными, например, с умением самостоятельно организовать свою работу или умением работать в группе. Существует ряд правил, которыми нужно руководствоваться при подготовке к уроку с применением игры:
1.В игре должна быть интрига, изюминка, то есть исход игры не должен быть предсказуемым и вызывать интерес.
2.Участники игры должны преодолевать трудности, решать посильные задачи. Ведь игра - это всегда работа над собой. А значит, в игре возможен процесс личностного развития, прогресса, который заметен и самому участнику игры, и его товарищам.
3.В игре должна присутствовать соревновательность.
4.Нужно тщательно продумывать сценарий игры.
5.Инструкция проведения игры должна быть логичной, понятной всем участникам и безоговорочно выполняться.
6.Атмосфера должна быть комфортной и позитивной.
Соблюдение всех этих правил обеспечит достижение ожидаемых результатов.
Особое внимание нужно обратить на завершение игры. Чтобы избежать некомфортных моментов, нужно ввести чёткие критерии оценки результатов игры, обеспечить прозрачность и корректность определения итогов игры.
1.3. Классификация игровых технологий
Само слово "технология" происходит от греческих techne — искусство, мастерство и lоgos — наука, закон. Следовательно, дословно "технология" — наука о мастерстве.
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Главное в игре - не результат, а процесс, который максимально приближен к практической деятельности. В процессе игры учащиеся должны принимать практические решения. Решение во многих играх принимается коллективно, что развивает мышление студентов, их коммуникативные способности. В процессе игры возникает определённый эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.
В отличие от игр вообще педагогическая (дидактическая) игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Этапы игры включают:
1) Предварительную подготовку: группа разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.
2) Игру.
3) Рефлексию.
По цели использования игры можно выделить следующие типы:
1. Дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков).
2. Воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности).
3. Развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности).
4.Социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия).
В качестве активных форм обучения хочется выделить такую разновидность игр, как деловая игра. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр и др.
Игры можно разделить на 2 группы: универсальные (их можно использовать на любом предмете) и специальные (ориентированные на конкретный предмет или на определённую тему). Основная цель игр - сделать изучаемый материал интересным и понятным детям. Ученик может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятны. С этой задачей, считает А. Ю. Купалова , лучше всего справляются универсальные игры. Но главная их задача - донести содержание темы до студентов. В таких играх часто используется приём преобразования информации, перевод терминов и теорий на язык, понятный учащимся, сравнения незнакомого с чем-нибудь известным, активно задействуются популярные в ученической среде образы. В. Ф. Шаталов писал, что «никакой учебный процесс не может считаться результативным, если в основу его не заложена мощная, всесторонне продуманная система повторения». [14]
Игровые технологии особенно полезны на этапе закрепления материала, рефлексии. Ведь, как правило, повторять то, что уже знакомо, менее интересно, чем узнавать новое. Не случайно игры, которые помогают запомнить учебный материал, глубже разобраться в нем и крепко его усвоить, составляют большую часть дидактических игр.
Раздел 2. Методика использования игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
2.1. Методическое обоснование применения игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
Чтобы игра стала действенным методом обучения русскому языку в начальной школе, ее необходимо проводить систематически и целенаправленно. Одиночная игра не имеет эффекта развития. Действительно, одна из важнейших составляющих учебной деятельности -учебно-познавательная мотивация у детей этого возраста -особенно успешно развивается в интересующей их обучающей игре. При выборе игр и игровых упражнений необходимо учитывать познавательные интересы учеников, а также сохраненные психические качества личности каждого ученика, это игры, которые помогают ребенку проявить свои способности, обеспечивают уровень независимость в поисках знаний. Также необходимо разработать систему вознаграждения за успех, но не за победу ученика или группы учеников, а за демонстрацию использования новых навыков и умений в игре. Важной предпосылкой является необходимость учета уровня знаний младших школьников, потому что, предлагая вариант более сложных игр, интерес младших школьников может исчезнуть из-за невыполнения задания. Не сложно заинтересовать младших школьников писать или читать, ведь самое обычное решение упражнений или усвоение детьми правил орфографии можно сделать так, чтобы работа была очень интересной, самое главное -преподнести увлекательный характер.
Игровые технологии -неотъемлемая часть образовательных технологий. На уроках русского языка игру можно использовать как эффективное средство совершенствования учебного процесса. В
большинстве случаев есть два основных типа игр: образовательные или дидактические и деловые. Деловая игра - это имитация реальной деятельности в искусственно созданных условиях, в результате которой осуществляется развитие творческих способностей, взаимопомощь и взаимное обучение, повышение
качества знаний с их всесторонним применением. Таким образом, ее задача -обучение, а значит, и деловую игру можно считать обучающей. Один из примеров организации деловой игры - «Заседание редколлегии
газеты» на уроках русского языка. В эту игру можно играть как во время изучения, так и после изучения больших тем, в которых публикуются такие журналы, как «Существительное», «Прилагательное», «Глагол», «Местоимение». У детей есть возможность обобщить изученный материал,
поделиться своими знаниями со сверстниками, научиться сотрудничать, организовывать совместную деятельность, контролировать и оценивать свои действия. Домашнее задание по созданию рекламы дает творческим детям возможность работать над самообразованием.
2.2.Анализ проведенной практической работы
На основе изученных теоретических подходов передовых педагогов и психологов к решению проблемы повышения интереса к урокам русского языка у школьников, с опорой на педагогические условия организации и проведения педагогических игр на уроках русского языка, способствующих повышению интереса к данному предмету, была проведена практическая работа. В ходе практической работы были проведены следующие диагностические методики:
- анкетирование среди учащихся;
- наблюдение за деятельностью учащихся при проведении дидактических игр,
которые помогли выявить наличие данной проблемы и отследить получившиеся результаты в ходе проведения и организации уроков.
Анкетирование проводилось среди учащихся 3 класса.
Краткая характеристика класса.
В классах девять человек. В целом класс активный. Все ребята между собой дружные, стараются помогать друг другу на уроках. Активно принимают участие в различных общешкольных мероприятиях.
Успеваемость классов средняя. Отличник один, пять ударников. У некоторых ребят возникают проблемы с учёбой. На уроках ребята работают активно, с интересом. Основная масса учащихся к учебе относится ответственно, многие готовят по теме урока дополнительный материал.
Что касается такого предмета как русский язык, хотя материал курса сложен, но ребята стремятся понять тот материал, который им предложен учебной программой, многие проявляют интерес к этому предмету, активно работают на уроке. Но проблема повышения интереса к русскому языку есть. Это подтвердили результаты анкетирования. Наблюдая за учащимися, можно заметить, что больший интерес к уроку они проявляют тогда, когда используются дидактические игры, дети с удовольствием включаются в игру, причем не только те ребята, которые обычно работают на уроке, но и те, которые обычно мало активны.
Анкета была проведена среди учащихся, которая состояла из 10 вопросов. В анкетировании принимали участие 9 учащихся 3 класса.
Цель анкеты: выявить мотивацию учащихся по отношению к русскому языку.
Анкета проводилась два раза в начале четверти и в конце учебной четверти, для того чтобы сравнить результаты с интервалом в два месяца.
Первый этап проведения анкеты дал следующие результаты:
У 6 учащихся низкий уровень мотивации, у 3 человек – высокий уровень школьной мотивации. Таким образом, из первого этапа анкеты видно, что дети учатся не с самым большим интересом, который мог быть в данный период обучения, следовательно, и познавательный интерес к русскому языку у учащихся слаб, т. к. данный предмет является одним из основных.
По русскому языку периодически, в течение четверти, проводились игры. Вот примеры некоторых из них… По завершении данного периода вновь была проведена анкета.
Второй этап анкеты дал следующие результаты:
У всех девяти ребят высокий уровень мотивации.
Вывод.
Таким образом, анализируя результаты анкеты можно сделать следующие выводы. Проведение игр на уроках русского языка дало положительный результат, учебная мотивация у школьников повысилась. Следовательно, использование дидактических и ролевых игр положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам русского языка.
Таким образом, из наблюдения видно, что проблема повышения интереса к русскому языку в школе актуальна, необходимо пользоваться средствами стимулирования деятельности учащихся на уроках, в состав которых входит игра. И использовать игровые технологии надо систематически и на разных этапах урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было обнаружено, что одна из важнейших ролей учителя -побуждать и мотивировать учащихся к активной учебной деятельности. Игровая деятельность в этом плане -идеальный помощник. В это время школьники обычно преследуют только развлекательные цели. Фактически, это помогает отвлечь учеников от иногда монотонных и типичных упражнений и добавить разнообразия скучным занятиям в классе. Игра может стать неотъемлемой частью урока. Этот метод обучения трудно переоценить. Он помогает в усвоении, закреплении знаний, учит сравнивать, анализировать, изучать и обобщать в интересной форме. А учитель, в свою очередь, может контролировать несколько процессов. Игра играет одну из важнейших ролей в системе дидактических материалов для обучения и целостного воспитания детей. На уроке русского языка в общеобразовательной школе можно использовать игры, знакомые ученикам с детства. Они имеют дело с уже известными правилами и приобретают или закрепляют необходимые знания, выполняя уже известные задания в игре. На уроках русского языка в начальной школе используются следующие виды игр: урок-путешествие, экскурсионное занятие, дидактическая игра, урок-сказка, урок-эстафета, урок кроссвордов, словесные игры, занимательные диктанты.
Использование игр на уроках русского языка в общеобразовательной школе поможет учителю создать благоприятную атмосферу для продуктивной работы, повысить мотивацию учеников и развить необходимые навыки и умения. Во второй главе при разработке конспектов занятий русского языка с использованием игровых технологий учитывалось условие, что весь класс всегда задействован, чтобы все дети были активными. Анализируя игры, можно предположить, что они вызовут интерес у младших школьников, т.е.
игра помогает стимулировать активность и повышать интерес к урокам.
Игровые технологии положительно влияют на улучшение знания русского языка, на развитие детей младшего школьного возраста. У них есть возможность работать в группах, решать различные учебные задачи, выражать свое мнение, анализировать ситуацию и искать решение.
Использование творческой игры на уроках русского языка помогает устранить ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, обогащает словарный запас учащихся и расширяет их кругозор. Научить ребенка самостоятельно мыслить и отстаивать свою точку зрения -основная задача творческой игры.
Список использованной литературы и медиаресурсов
1. Аксенова, Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1656/ (дата обращения: 24.08.2020)
2.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. _Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
3.Толковый словарь русского языка [Текст] : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир И образование, 2015.
4.Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры / Егор Покровский. - Санкт-Петербург: Агентство образовательного сотрудничества, 2006-. - 20 см. - (Большая энциклопедия маленького мира).ч. 1: Ч. 1. - 2006. - 72 с.
5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
6.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 352 с.
7.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии, 1971, № 4
8. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубеж. опыта) / М. В. Кларин. - М. : Знание, 1989. - 75, [2] с.; 17 см. - (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; N 6)2-9 : 15 к.
9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998, с.44
10.Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. -М.: Новая школа, 2004(1994). – (240) c.
11.Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке. М., 1987.
Приложения
Деловая игра «КОРРЕКТОР»
Предлагаю вам стать корректором газеты на несколько минут.
Ваша задача: исправить ошибки в данном тексте.
Игра «ПОЧТАЛЬОН»
Игра «Угадай слово»

Два плуга

Тигрёнок на подсолнухе

Четыре художника. Осень

Вокруг света за 80 дней

Никто меня не любит