Работа посвящена изучению историю становления и развития службы участковых уполномоченных полиции и раскрытию особенностей правового статуса участковых уполномоченных на современном этапе. В заключение автор делает вывод том , что служба участковых уполномоченных полиции представляет собой один из старейших институтов в правоохранительной системе России.По – прежнему является лицом всей правоохранительной системы страны, служба участковых уполномоченных олицетворяет собой государственный аппарат борьбы с преступностью. Её повседневная работа напрямую сказывается на состоянии правопорядка на отдельно взятом административном участке, влияет на состояние спокойствия общества в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.42 КБ |
Ретунская Александрина Владимировна,
8 класс МБОУ «Мигнинская СШ»
с. Мигна Красноярского края
Служба участковых уполномоченных полиции: история развития и современный статус (к 100 – летию со дня образования службы участковых уполномоченных полиции МВД России)
Цель работы: изучить историю становления и развития службы участковых уполномоченных полиции и раскрыть особенности правового статуса участковых уполномоченных на современном этапе.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- собрать и изучить информацию об основных этапах формирования института участковых уполномоченных полиции до революции 1917 года;
- охарактеризовать развитие института участковых уполномоченных полиции после 1917 года;
- определить современный правовой статус участковых уполномоченных полиции.
1. История развития службы участковых уполномоченных полиции до революции 1917 года.
17 ноября 1923 года Народный комиссариат внутренних дел РСФСР утверждает Инструкцию участковому надзирателю, положившую начало становлению службы участковых уполномоченных современного типа. Но, на самом деле подразделения по охране общественного порядка с похожими функциями существовали в системе полиции России значительно раньше. История службы участковых уполномоченных полиции (далее - УУП) имеет глубокие исторические корни. Рассмотрим основные этапы её становления и развития.
В научной историко-правовой литературе существуют разные точки зрения относительно того, какой период является точкой отсчета для развития рассматриваемой службы. И это потому, что функции, возлагаемые на современного УУП, в дореволюционной России выполнялись различными должностными лицами.
По одной из версий прототипом современной службы УУП были губные избы (органы местного самоуправления XVI-XVII вв. в России), сформированные в 30-х гг. XVI в., которыми руководили губные старосты, обладавшие властными полномочиями, в том числе и полицейскими функциями, в современном понимании. Губные избы были структурным подразделением Разбойного приказа.
В начале XVII века, в ходе реформ по созданию Российской империи, Петр I, наряду с формированием регулярной армии, положил начало созданию регулярной полиции, главной задачей которой стала борьба с уголовной преступностью и охрана общественного порядка. Первые специальные полицейские органы были учреждены в Петербурге и Москве.
В 1775–1782 годах Екатерина II проводит губернскую реформу, в ходе которой создается, в том числе, специальный полицейский аппарат: в уездах (нижний земский суд); в городах учреждаются управы благочиния. Принимается специальный Устав благочиния, или полицейский, по которому в городах вводятся должности частного пристава и квартального надзирателя (впоследствии — околоточный надзиратель). Квартальному надзирателю предписывалось предупреждать убийства, разбои, грабежи, кражи и другие преступления против личной безопасности обывателей.
После принятия в 1862 году «Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губернии» на местах образовались новые полицейские органы и учреждались новые должности. Крупные города делились на отдельные участки, вверенные особым участковым приставам; участки в свою очередь делились на 2-3 околотка (население околотка варьировалось от 3 до 4 тыс. человек), при этом в каждом околотке на службе состояли два околоточных надзирателя. Обязанности околоточного надзирателя указывались в специальной инструкции, согласно которой, он должен был днем и ночью, как можно чаще, обходить вверенный ему околоток для охраны общественной тишины и порядка. Ему предписывалось предупреждать убийства, разбои, грабежи, кражи и другие преступления против личной безопасности обывателей.
В июле 1878 г. в штаты уездных полицейских управлений для выполнения полицейских функций по обеспечению общественного порядка в уездах и волостях была введена должность полицейского урядника. В пределах своего участка, который он обязан был знать досконально, урядник выполнял множество обязанностей: предупреждение и пресечение преступлений; наблюдение за соблюдением правил пожарной безопасности; принятие мер в случае наводнения; наблюдение за исправностью дорожных сооружений; осуществление других мероприятий профилактического характера.
Следует отметить, что обязанности и права околоточного надзирателя и урядника, содержание выполняемых ими функций во многом напоминает те, которые в настоящее время характерны для УУП.
Службы околоточных надзирателей и урядников существовали до 1917 года.
2 . История развития службы участковых уполномоченных полиции после 1917 года.
Пришедшие к власти в октябре 1917 г. большевики упразднили прежнюю систему организации местного правопорядка. В 1918-1920 гг. вместо урядников и околоточных надзирателей введены должности старших и волостных милиционеров.
В 1923 году должности милиционеров были заменены на должность участкового надзирателя. «Инструкция участковому надзирателю» утвержденная 17 ноября 1923 закрепляла организацию низового милицейского аппарата в городе. Участковым надзирателям вверялся определенный участок. Это повышало их ответственность за порученное дело, и должно было способствовать более эффективной деятельности по охране общественного порядка. С 13 февраля 1930 года участковых стали именовать участковыми инспекторами милиции. В Положении об участковом инспекторе в сельских местностях было подчеркнуто, что по своим служебным правам сельский участковый приравнивался к участковому инспектору в городе. В таком виде служба участковых действовала почти до 1941 года.
В годы Великой Отечественной войны участковые инспекторы милиции осуществляли нелегкую службу по охране общественного порядка в тылу нашей Родины, вели борьбу с мародерством, дезертирством и иными преступными проявлениями военного времени.
Долгое время служба УУП подвергалась различным изменениям, реорганизации, менялась структура подчиненности. Участковые уполномоченные в разное время находились в подчинении уголовного розыска, службы охраны общественного порядка, Управления профилактической службы.
С принятием в 1993 году Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» участковые инспекторы введены в ее состав.
Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2000 года № 163 «О внесении изменений в статьи 30 и 36 Закона РФ «О милиции» понятие «участковый инспектор милиции» было заменено на «участковый уполномоченный милиции».
После принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» название должности «участковый уполномоченный милиции» было заменено на «участковый уполномоченный полиции».
В настоящее время служба УУП находится в структуре Министерства внутренних дел. УУП назначается начальником районного органам МВД на определенный территориальный участок. При установлении границ административного участка учитывается численность населения.
В службе УУП имеется должность старшего участкового, в подчинении которого находятся два УУП. Иногда при необходимости также может быть введена должность помощника участкового.
3. Современный статус участкового уполномоченного полиции в РФ: правовые основы деятельности, права, обязанности и формы деятельности.
Участковый уполномоченный полиции – это сотрудник полиции, осуществляющий оперативно-служебную деятельность на закрепленном административном участке, выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.
Служба в полиции регулируется целым рядом федеральных законов. Прежде всего – это Конституция РФ, Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011. Особое значение при регламентации деятельности УУП имеет Приказ МВД России № 205 от 29 марта 2019 года «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке» и «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции».
Элементами правового статуса УУП, являются права и обязанности.
На УУП возлагается обширный круг обязанностей, назовем некоторые из них:
● Принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях осуществлять их проверку; информировать заявителей о ходе рассмотрения заявлений.
● Выявлять в пределах компетенции причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению.
● Принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб.
● Пресекать административные правонарушения.
● Участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних.
● Выявлять несовершеннолетних, проживающих в ненадлежащих условиях, информировать об этом подразделение по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России на районном уровне.
● Участвовать в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму.
УУП при несении службы на административном участке принимает участие:
- в обеспечении правопорядка в общественных местах;
- в розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, пропавших без вести, в идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе;
- в идентификации неопознанных трупов; в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
- в контроле за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;
- в обеспечении безопасности дорожного движения.
Анализ обязанностей УУП позволяет утверждать, что являясь полномочными представителями органов внутренних дел на закрепленной за ними территории, они обеспечивают решение практически всего комплекса правоохранительных задач.
В целях эффективного выполнения возложенных на него обязанностей УУП пользуется правами, регламентированными Федеральным законом "О полиции", которые можно разделить на две группы:
1) права, связанные с проведением профилактической деятельности. К ним относятся: право требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления (происшествия); не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты; обязывать граждан оставаться на соответствующих участках местности; беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям; использовать транспортные средства, принадлежащие гражданам, и т.п.;
2) права, связанные с реагированием на правонарушения. В данную группу можно отнести действия, направленные на выявление, пресечение правонарушений и привлечение к ответственности лиц, их совершивших. А именно: право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; производить проверку документов, удостоверяющих личность граждан; вызывать в полицию граждан и должностных лиц; доставлять граждан в служебное помещение органов внутренних дел или медицинские учреждения; личный досмотр граждан; составление протоколов об административных правонарушениях; право на задержание лиц; проникновение в случаях, установленных законодательством, в жилые помещения, иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, и т.п.
Основными формами несения службы УУП являются:
1) Проведение профилактического обхода обслуживаемого административного участка с целью изучения оперативной обстановки на нем.
2) Осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений с целью реализации прав граждан на обращение в государственные органы, а также получения оперативной информации.
3) Проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете. Цель этой работы – предупреждение и пресечение правонарушений на обслуживаемом административном участке;
4) Проведение отчетов перед населением о проделанной работе. Цель – информирование населения об оперативной обстановке и проделанной работе, а также получение информации об оценке населением деятельности УУП и территориального органа МВД России.
Заключение
Итак, анализ исторических особенностей развития службы участковых уполномоченных позволяет сделать вывод о том, что данная служба представляет собой один из старейших институтов в правоохранительной системе России. В связи с этим она существенным образом эволюционировала на всех основных этапах развития отечественной государственности, изменяя свое функциональное значение. В настоящее время основной функцией службы УУП является соблюдение прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, религии, убеждений, а также других обстоятельств.
Реализуя данную функцию, участковый уполномоченный в установленном законом порядке принимает участие в реализации компетенции органов внутренних дел. Именно на УУП возлагается основная нагрузка в процессе предупреждения преступлений, а также по оказанию индивидуального профилактического воздействия на правонарушителей.
Одно из старейших звеньев полиции России по – прежнему является лицом всей правоохранительной системы страны, олицетворяет собой государственный аппарат борьбы с преступностью. Возможно, что население не всегда довольно эффективностью проводимой работы. Однако очевиден факт - что повседневная работа УУП напрямую сказывается на состоянии правопорядка на отдельно взятом административном участке, влияет на состояние спокойствия общества в целом.
Сегодня служба участковых уполномоченных полиции — это обновленная, претерпевшая серьезную реорганизацию система подразделений в составе органов внутренних дел со своими еще не до конца решенными проблемами и широкими перспективами.
Список используемой литературы
Нормативно правовые акты
1. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.03.2023).
2. Приказ МВД России № 205 от 29 марта 2019 года «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.03.2023).
Литература
1. Емельянов В. М. Прообраз современного участкового уполномоченного полиции и этапы становления службы участковых уполномоченных / В. М. Емельянов // Вестник Уральского финансово - юридического института. – 2018. – №. 1. – С. 56-61. [Электронный ресурс] https://mvd.ru/upload/site139/folder_page/009/723/671/Vestnik_2018-1.pdf. (Дата обращения: 9.03.2023)
2. Лен К. В. История службы участковых полиции / К. В. Лен – Барнаул: Издательство: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2015. – 80 с. [Электронный ресурс] https://scicenter.online/istoriya-gosudarstva-scicenter/istoriya-razvitiya-pravoohranitelnyih-struktur-100782.html. (Дата обращения: 10.03.2023)
3. Перепелова Е.А. Становление и развитие службы участковых уполномоченных полиции: историко - правовой аспект/ Е.А. Перепелова // Сетевое издание «Академическая мысль». – 2022. - № 3. С. 132 – 136. [Электронный ресурс] https://мвд.рф/upload/site120/folder_page/010/368/829/AM__3_20_sentyabr___.pd (Дата обращения: 10.03.2023)
Кто чем богат, тот тем и делится!
Астрономический календарь. Март, 2019
Будьте как солнце!
Паук
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью