• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Доклад "Святыни моей Родины"

Опубликовано Дугарова Сарюна Александровна вкл 06.04.2024 - 9:03
Дугарова Сарюна Александровна
Автор: 
Токтохоев Булат

В работе описаны святые места Окинского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatyni_moey_rodiny.docx56.26 КБ

Предварительный просмотр:

Районная  конференция «Язык и культура сойотского этноса»,

посвященная 100-летию Республики Бурятия

Номинация: Историческое краеведение сойт:

археология, история, топонимика, родословная,

 памятники культуры и религии

Тема: «Святыни моей Родины»

                                                              Автор: Токтохоев Булат, ученик 3 класса

                                                                         МАОУ «Бурунгольская СОШ им.С.Г.Дугарова»

                                                                    РБ, Окинский район, с.Хужир ул.Школьная,1

                                              Руководитель: Дугарова Сарюна

               Александровна

                                  Сот.телефон: 89833365340

        2023 г.

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………2
  2.  Понятие «Обоо тахиха»,,,,,,,,,,,,,,,,,……………………………………….3
  3. Обряд «Хангай тахилга» у сойот…………………………………………4
  4. Святые места и места для поклонения сойот в Окинском районе……..5
  5. Места для «Хангай тахилга» в селе Хужир……………………………..6
  1. Выводы……………………………………………………………………..8
  2. Список использованных источников…………………………………….9

Введение

     Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают, религия.

    Сойоты – коренные жители горной Оки. Они в числе других малочисленных народностей берут свое начало в Восточных Саянах. Древняя религия сойот представляет комплекс верований, основанный на одушевлении окружающей живой и неживой природы, шаманизме. Особого внимания заслуживает культ гор. Горы выступали центром мироздания, связывали людей с космосом, высшими небесными божествами. Также горы представлялись посредником между небом и землей. Такими священными местами для сойот являются «Ахын 13 хаданууд». На их склонах или у подножиях этих гор проводили обряд поклонения духам гор – «Обоо тахилга», «хада хангай тахилга».

      Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день. Сойоты – не исключение.

  И мне стало очень интересны факты об обряде «Обоо тахилга» или «хада хангай тахилга».  И решил провести исследование. Также я хочу, чтобы мои сверстники, одноклассники, гости нашего района узнали о нашей малой родине, о традициях, обычаях сойот, оберегали, почитали. Ведь каждый человек должен знать свою историю, обычаи и традиции своего народа.

         История каждого народа, большого и малого, представляет собой уникальную общечеловеческую ценность, которая достойна бережного хранения, глубокого изучения и осмысления. С древних времен наши предки учили своих детей жить в согласии с природой.

              Целью моей работы является развитие интереса к истокам своих корней, изучение истории родного края, обычаев и традиций сойот.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

   1. Собрать и проанализировать материал, который имеется в нашей библиотеке.

   2. Провести опрос старожилов.

   3.  Описание обряда «обоо тахиха».

   4.  Определить роль обряда «хангай тахилга» жизни сойот.

   5. Узнать святые места Окинского района и села Хужир.

   6. Составить карту «Святые места села Хужир»

Чтобы достичь поставленной цели, поисковую работу я проводил, используя следующие методы исследования: 

1. Поисково-исследовательский.

2.   Интервью.

4. Анализ архивных документов, фотографий.

Объект исследования – традиции и обычаи сойот.

Предмет исследования – святые места Окинского района.

            Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что каждый человек должен знать традиции своего народа.

 Отмечая то, что мои сверстники и даже люди старшего поколения мало знают традициях, я выдвигаю гипотезу:

  • Знать традиции -  очень важно.

       Моё исследование, имеет практическую значимость. Собранный материал  будет  использоваться во внеклассной работе и поможет обучающимся больше узнать о традициях сойот. Я думаю, что результаты работы будут интересны моим сверстникам,  гостям, взрослым.

1.  «Обоо тахилга»

1. Понятие «обоо тахиха».

            Сначала изучил понятие «обоо тахиха», значение и его перевод. В Большом двухтомном бурятско-русском словаре Шагдарова Л.Д. и Черемисова К.М. (Буряад ород толи) даются переводы слова «обоо»:

1.       «куча», «груда», «насыпь», «курган»;

2.      религиозное «обоо» (иногда «обон») насыпь на сопке или горе в виде кучи из камней, веток и т.п., где совершался религиозный обряд, посвященный местным духам. До принятия ламаизма буряты в этих местах производили шаманские жертвоприношения.

Слово «тахиха» имеет следующие переводы:

1)      религиозное: приносить жертву, совершать жертвоприношение, совершать религиозный обряд;

2)      переносное: холить, ублажать.

Таким образом, дословный перевод выражения «обоо тахиха» таков «совершать жертвоприношение у груды чего-либо», иначе говоря «проводить религиозный обряд на обоо».

2.   Обряд «хангай тахилга» у сойот

    Горы представлялись посредником между небом и землей. На горе проводились моления, посвященные небесным божествам. Такими священными местами для сойт являются “Ахын 13 хаданууд” На одном из склонов горы шаман разводил священный костер, окуривая окрестности ветками можжевельника, вознося молитвы тринадцати духам-покровителям вершин. У подножия священной горы выбирали примечательное дерево, на котором вешали ленты: оленеводы – белого цвета, охотники – красного цвета. 

     Гора Ринчин-Лхумбэ находится на территории Монголии в районе озера Хубсугул.. Она считалась горой-покровителем для сойотов. Придя на новые земли, они назвали одну из величественных гор таким же именем, и поклонялись ей также как и на родине.

      На их склоне или у подножия проводили обряд поклонения духам гор – “хада хангай тахиха”. Обо располагался на вершине горы на южном ее склоне. Во время этого ритуала разводили костёр, огню преподносили веточки можжевельника “арса”, белую молочную еду “сагаан эдеэ”, “эдеэнэй дээжэ”, которые также преподносили хозяевам местности. Старейшина или шаман делая преподношения, призывал всех 13 верховных гор, называя их эпитеты.

       У подножия всех “священных” гор находится “мургэл”, обычно это отдельно стоящее дерево или чем-то примечательное дерево. Такое почтение связано с представлением о дереве как вместилище особой силы, влияющей на жизнь человека. Каждый путник, проходящий мимо такого места, должен был что-нибудь оставить, побрызгать молоком или водкой. Человек, отправляющийся в дальнюю дорогу, должен повесить на ветку ленточку “зурмадан”, обычно белого цвета, охотники должны были повесить кусок материи красного цвета.

3. Святые места и места для поклонения сойот

     Изучив разную литературу о религии сойот, я узнал о самых почитаемых святых местах и местах поклонения в нашем районе.

    Они по истине обладают магическими силами. Картина культовой иерархии в Оке очень стройна – это вершина Мунхэ-Сардык и глава всех божеств Бурин-хан.

  1. Мунхэ-Сарьдаг.

Вершина Мунхэ-Сардык (3 491 м) является наивысшей точкой Восточных Саян и всей Юго-Восточной Сибири, покрыта вечными снегами и ледниками. Существует легенда о происхождении горы и ее названия. Некогда был один богатырь по имени Мунхэ, который погиб здесь в поисках волшебницы царевны, проживающей в снежных Саянах и восседающая с золой чащей за золотым столом.

  1. Бурин-Хаан

Из многочисленных святых мест Бурятии Мунко-Саридаг – пик Восточны Саян, – обитель Бурэн– Хана, имеет первостепенное значение как главная святыня всего Саяно-Байкальского региона.Ежегодно в мае у подножия высочайшей вершины Восточной Сибири Мунко-Саридаг – Сибирского Фудзиямы, проводится обряд поклонения хозяину горы Бурэн-Хану.

  1. Нухэн Дабаан.

Название скалы буквально означает Перевал-Дыра. Находится у самой границы с Монголией, на горной тропе, единственной дороге, соединявшей Оку с Тункой до строительства автомобильного тракта. Подъем начинается у водопада Тэмэлиг, северо–западнее вершины Мунхэ-Сардык

  1. Ахын эхинэй мургэл

Находится в 48 км по дороге из с. Монды в п. Орлик, у озера Ахын-нуур – истока реки Ока (Аха). «Ахын эхинэй мургэл – бариса» означает место поклонения и совершения подношений у истока реки Ока, считается одним из основных риту-

альных объектов окинцев, а также сакральными воротами, ведущими в Оку из Бурятии.

Таких сакральных и святых мест в Окинском районе очень много. Это можно увидеть на карте Окинского района.

  4.  Места для «хангай тахилга» в селе Хужир

     Для того, чтобы узнать про святые места в нашем селе я обратился к старожилам нашего села. Из его рассказов я узнал местах хангай тахилга,  происхождение названий «святых мест», записал легенды, связанные с ними, составили карту святых мест нашего села.

     У каждого рода было свое, «кровное» культовое место. Роды и родовые поколения совершали «обоо тахилга» и «уула тахилга» территориально–родового значения, которые почитаются и до сих пор.

  1. «Обоотын Хужар»

      Обоотын-Хужар виден, когда поднимаешься  к подножиям гор Гурбан Хайрхан.     « Обоото-тала»– «Степь, имеющая обоо» (молитвенное место). Находится на правом берегу реки Оки, напротив нашего села Хужир. Здесь земля хранит следы битв эпических богатырей в виде панцирей, звеньев кольчуги и остатков лат. В прежнее время местные жители находили эти предметы. В местности Байса, что находится в Обоото-тала, также происходила битва, оставившая после себя разные фрагменты доспехов.

     На священной горе «Обоотын Хужар» проводится обряд 2 раза в год осенью и весной. В древние времена сюда приезжали на лошадях ламы с Жэлгэнского дацана. На месте проведения обоо разводили костры, варили чай, саламат и мясо. Прибывшие на обоо люди обращались с молитвами к богам и духам – хозяевам  местности. Чтобы скот был здоровым, плодовитым.

  1. «Шара шулуунай байса»

    В местности Номтогол, который находится на правом берегу реки Оки, через перевал, есть пещера «Шара шулуунай байса». Там с древних времен проводили обряд «обоо тахилга». Название местности «Номтогол» образовано от словосочетания «номтой гол». В древние времена сюда съезжались ламы, проводили обряды, читали мантры. Приносили в жертву лошадей.

  1. «Гэсэрэй hумэ»

      Это место связаны с подвигами мифического героя Гэсэра и почитаются жителями нашего района. Находится  недалеко от нашего села Хужир, на подножиях гор Гурбан Хайрхан был построен храм Гэсэра в стиле национального зодчества (архитектором была Дарима Шагдурова, мастером – Вадим Самбаев, автор панно Лубсан Доржиев). Здесь на склоне гор располагается древний тахил – место священного действия, обращенного к божествам и хранителям гор. Тут же протекает Булаг – горный родник, в верховьях которого хранится, как гласит предание, седло Гэсэра.

  1. «Улаан Шулуун».

      Улаан-Шулуун, означает «Красный камень». Находится в горной цепи между местностью Бэлэг-Шэбээ и Хужиром. Согласно легенде, здесь  Абай Гэсэр-хаан, сразившись с главным своим противником гал Дулмэ-Хааном, пролил кровь на склоне горы, по другой версии, один из бааторов Гэсэра. При приближении ненастья цвет склона горы становится из светло-оранжевого в багрово-красный. Отсюда и название Улаан-Шулуун.

      У подножья горы Улаан-Шулуун бьет ключ-источник, выходящий из глубин земли и не замерзающий зимой. По преданию, Гэсэр открыл 99 источников, многие из них находятсяв окрестностях нашего села

  1. Бэлэг - Шэбээ

  Старожилы  говорят: «Хозяева вершин Бэлэг-Шэбээ – три красных высоких горы. Из них гора Наянтай владеет левой стороной горы. Шэбэээ означает «изгородь, укрытие, укрепление». Это причудливая гряда остывшей лавы вулканического происхождения, поросшая глухим лесом и кустарником.

  1. Хаан-Уула:

        Рядом с «Баян – Голом» через перевал «Урьелок» к востоку, есть величественная гора «Хаан – Уула». С давних времен и до наших дней, люди поклоняются этой горе. Отсюда и название «Хаан- Уула», переводится как "Царь-гора". По легенде, на этой горе хранятся меч и стрелы Гэсэра.

    Таким образом, согласно традиционным религиозным представлениям сойот, всё, что нас окружает, имеет своего хозяина, животные имеют душу, и всё это взаимосвязано невидимой нитью между собой. Несмотря на распространение ламаизма среди бурят и сойот, они сохранили    пережитки архаических культов. Большинство гор имеют бурятские названия и сойотские шаманы в своих призываниях называют эти горы бурятскими названиями.

  1. Выводы

         Данная работа построена в основном на сведениях, полученных от старожилов нашего села, использованы музейные материалы. Исследуя эту проблему, я пришел к выводу: что роль шаманизма и буддизма – это духовное самоочищение через контакт с окружающей природой. Духовная чистота достигается не только призывами к совершенству, а через общение с природой, посредством добрых дел человека

         Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Знать традиции -  очень важно.  Я узнал о традициях наших предков, святых местах нашего района В результате своего исследования я понял, что  обычаи и традиции сойот тесно связаны с окружающим миром, с явлениями природы. Чтобы сохранить свои традиции, мы должны бережно относиться к природе.

Список использованной литературы

  1. Турстическая карта в фотографиях. В.Дашинимаев, А.Б.Иметхенов;
  2. Сойты: история, обычаи и традиции. Управление культуры МО «Окинкий район», Орлик, 2006 г.;
  3. Святые места – Памятники природы.
  4. Джигирей В.С. Экология. Учебники он-лайн
  5. http://www.toonto.ru
  6. Рассказы Папаева А.Ц.
  7. Рассказы Будаева Ш.Ш.
  8. Рассказы Мункинова Н.Н.


  • Мне нравится 
Поделиться:

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году

"Не жалею, не зову, не плачу…"

Эта весёлая планета

Пока бьют часы

Злая мать и добрая тётя