Интересное исследование происхождения имён.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_-_imya.docx | 77.6 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 г. УЛАН-УДЭ»
Исследовательская работа
на тему:
«Имя в жизни человека»
Выполнил: Заболотский Данил Сергеевич
ученик 3 «Е» класса
Проверила:
Поломошнова Л.Г. ,учитель МАОУ СОШ № 32
г. Улан-Удэ, 2022 г.
Содержание
Введение 3
Основная часть
Глава 1 . Происхождение имён 5
Глава 2. Ономастика- наука ,изучающая собственные имена 6
Глава 3. Практическая часть 8
3.1. Анализ анкетирования на тему: «Значение и происхождение моего имени»
3.2. Создание словаря личных имён
Заключение 9
Список литературы 10
Приложение
2
Введение
Проект был создан с целью активизации практической деятельности подрастающего поколения, а также привлечения внимания школьников к истории возникновения и значения своего имени.
Краткое содержание проекта: Проект был реализован на уроках литературного чтения, внеурочной деятельности (классный час) в 3 классе.
Цели исследования.
Актуальность и практическая значимость темы объясняется повышенным интересом к данной проблеме при выборе имени родившегося ребенка, желанием будущих родителей через имя определить жизненный путь своего наследника. Имена призваны оберегать и приносить счастье. Изучение личных имен носит социальный характер. Исследование происхождения и значения имен, является актуальным по той причине, что каждый человек должен знать историю своей семьи, историю происхождения и значения своего имени, потому что с этого начинается понимание и знание истории своей страны.
Первое направление
Второе направление
Задачи исследования
Гипотеза
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос: Что в имени моем?
Проблемные вопросы
Учебные вопросы
4
Глава 1 . Происхождение имён
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит человек, который не похож на всех остальных, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как своё имя.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, нашими друзьями и знакомыми.
Имя - это личное название человека, которое дают ему при рождении.
С момента рождения и на протяжении всей жизни любому человеку присуща одна характеристика – его имя. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения. Исследование происхождения и значения имен, является актуальным по той причине, что каждый человек должен знать историю своей семьи, историю происхождения и значения своего имени, потому что с этого начинается понимание и знание истории своей страны.
Имена произошли из древних языков (др.греческий, латинский, славянский и т.д.) по ассоциациям, связанным с человеком. Их несколько переделывали, чтоб было более благозвучно. В дохристианскую эпоху, то есть почти до конца Х в., в среде восточных славян использовались только личные имена, которые давались детям при рождении. Это были языческие славянские имена, в целом ясные по значению и этимологически очевидные. Как и повсюду в славянском мире, большинство имен представляло собой, так называемые двухосновные, или сложные имена, состоящие из двух корней, связанных соединительным гласным (Вячеслав, Всеволод, Ростислав, Станислав, Ярослав).
Бурятские имена основываются на разных языках, многие имена не имеют бурятскоязычной или монголоязычной трактовки. Эти имена являются иноязычными, они появились вследствие того, что буряты на ранних этапах своей истории имели много контактов с народами Центральной Азии.
Бурятские имена делят на три группы: тибето-санкритские, исконно бурятские и имеющие славянское происхождение.
Бурятские имена имеют различное происхождение. Некоторые имена связаны с личными качествами их носителя. Много имён связано с суевериями. Эти имена давались, чтобы отпугнуть злых духов. Некоторые имена говорили о плохих качествах и давались, чтобы носитель имени не привлекал злую силу.
В конце XVII и в начале XVIII веков, в связи с приходом в Бурятию ламаизма, стали проникать иноязычные имена тибето-санскритского происхождения, во многом переработанные через монгольское посредство, и занимающие обширный пласт имён. К числу таковых относятся тибетские Еши — «мудрость», Дамба — «возвышенный», к числу проникших к бурятам санскритских имен относятся Арья — «святой», Зана — «знание», Бадма — «лотос». 5
Глава 2. Ономастика- наука ,изучающие собственные имена
Онома́стика (от греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения.
Антропонимика (от греч. antropos – человек и onyma – имя) – раздел ономастики, который изучает антропонимы, т.е. собственные имена людей.
О том, что между именем человека, его судьбой и характером существует связь, знали еще наши предки. Они свято верили, что судьба государства, города и человека определено именем. В Древнем Риме мудрецы, владеющие секретами черной магии, всерьез полагали, что судьбу того или иного человека можно перевернуть, написав его имя вверх тормашками. Считалось, что изменив имя, можно ввести переворот в судьбу. С надеждой на большое везение подбирают себе псевдонимы люди творческого труда.
Каждая буква имени и фамилии несет определенную информацию:
А - стремление к силе и власти.
Б – большие чувства.
В – непостоянство и отсутствие систематического подхода к делу.
Г – таинственный характер.
Д – тяга к обществу.
Е – собранность.
Ж – отсутствие уверенности в завтрашнем дне.
З – неуверенность в себе.
И – неумение расслабиться.
К – требовательность.
Л – внимательный подход к мелочам.
М – упорство в труде.
Н – напористость.
О – чувствительность.
П – одиночество.
Р – страсть, агрессия.
С – чувствительность.
Т – поиск прекрасного.
У – таинственность.
Ф – прилежность. 6
Х – проблема в сексуальных отношениях.
Ц – несдержанность чувств.
Ч – преданность.
Ш – ревнивое отношение.
Щ – развитый интеллект.
Э – равновесие.
Ю – амбиции.
Я – творческое развитие.
7
Глава 3. Практическая часть. Статистический анализ
3.1. Анализ анкетирования на тему: «Значение и происхождение моего имени»
Анкетирование учащихся 3 «Е» класса показало, что из 32 учеников только 2 ученика знают значение и происхождение своего имени.
Таким образом, знают значение и происхождение своего имени только 6,3% (2 из 32) учащихся класса. см.. Приложение .Таблица 1
3.2. Создание словаря личных имён
Имена обучающихся нашего класса в большинстве бурятского происхождения. Свобода именования в нашей стране ничем не ограничена. Большинство родителей класса дали имена своим детям по причине личного предпочтения и вкуса.
Антропонимический словарь собственных имен учеников 3 «Е»
МАОУ СОШ №32 г.Улан-Удэ
см. Приложение . Таблица 2.
Среди имен обучающихся 3 «Е» класса большую часть составляют бурятские имена - 25%, еврейские (древнееврейские) - 12,5%, латинские имена – 12,5%, греческие (древнегреческие) – 12,5%, германские (древнегерманские) - 9,4%, тибетские – 6,3%, славянские (старорусские) – 6,3%, английские, буддийские, тибетские, монгольские и древнеперсидские по 3,1% соответственно.
Самые распространенные имена в классе: женское – Алина (2 из 32 имен – 6,3 %), мужское - Никита (2 из 32 имен – 6,3 %).
см. Приложение .Таблица 3.
Настоящий словарик представляет собой учебное справочное пособие по антропонимике. В нем описывается происхождение и значение некоторых имен.
Основная задача словарика – систематизировать имена обучающихся
3 класса «Е», отразить в словарной статье их происхождение и значение.
Словарик адресован обучающимся 3 класса «Е», их родителям и всем, кто проявляет интерес к антропологии.
Антропология разнообразна. Она насчитывает большое количество антропонимов. Настоящий словарик включает лишь имена 3 «Е» класса МАОУ СОШ №32 г.Улан-Удэ.
Словарик содержит 30 антропонимов имен.
Антропонимы располагаются в словарике в алфавитном порядке. 8
Заключение
Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.
Большинство учеников не знают происхождение и значение своего имени.
Свобода именования в нашей стране ничем не ограничена. Причины называния детей различны, и все-таки большинство жителей дает имена своим детям по причине личного предпочтения и вкуса.
Благодаря данному анализу можно сделать вывод, что общая популярность того или иного имени определяется примерно десятью годами, после чего широкую распространенность обретают совсем другие имена, но есть и имена с устойчивой популярностью, это самые распространенные в России имена, популярность которых не изменяется уже более пятидесяти лет.
Большинство имен нашего класса – бурятского происхождения.
Изучение имен ценно для науки. Оно позволяет полнее представить исторические события последних столетий, равно как и историю науки, литературы, искусства. Имена - своего рода живая история.
Обнаружение новых имен и их изучение дает почву для новых открытий в науке ономастике.
9
Список литературы
1. С.И. Ожегов «Словарь» - М.:ИТИ Технологии, 2008 г.
2. Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.
3. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.
4. Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.
5. http://www.imena.org
10
Приложение
Таблица 1
Таблица 2
Антропонимический словарь собственных имен учеников 3 «Е»
МАОУ СОШ №32 г.Улан-Удэ
№ п/п | Имена учеников 3 «Е» | Кол-во | Происхождение |
|
1. | Айдар | 1 | Буддийское - «милый» | трудолюбивый и сильный духом |
2. | Алина | 2 | Германское - «благородная» | красота, нежность, загадочность |
3. | Анна | 1 | Еврейское - «благая», «благосклонная» | доброта, обязательность, отзывчивость |
4. | Ардан | 1 | Тибетское - «сильный, могучий» | надежность, трудолюбие и ответственность |
5. | Арьяна | 1 | Английское - «непорочная, целомудренная» | искренность, честность |
6. | Баясана | 1 | Бурятское - «радоваться» | целеустремленная, ранимая |
7. | Валерия | 1 | Латинское - «быть сильной, крепкой, здоровой» | самодостаточность, жизнерадостность |
8. | Виолетта | 1 | Латинское - «фиалка» | активность, трудолюбие, щедрость |
9. | Владимир | 1 | Старорусское - «славный властитель» | целеустремлен, добр, справедлив |
10. | Георгий | 1 | Древнегреческое - «земледелец» | целеустремленный, смелый, решительный, |
11. | Глеб | 1 | Древнегерманское - «наследник Бога», «любимец Бога» | рассудительность, ответственность, пунктуальность |
12. | Данил | 1 | Древнееврейское - «Мой судья – Бог» или «Божий суд» | сдержан и добр |
13. | Дарья | 1 | Древнеперсидское - «добронравная» | доброта и щедрость, трудолюбие |
14. | Дугар | 1 | Тибетское - «белый зонт» | постоянность, искренность, внимательность |
15. | Золто | 1 | Бурятское - «удачливый, счастливый» | эмоциональность, целеустремленность |
16. | Маргарита | 1 | Латинское - «жемчужина» | доброта, упрямство |
17. | Марк | 1 | Латинское - «молоток» | оптимизм, любопытство, |
18. | Матвей | 1 | Еврейское - «Дарованный Богом» | тактичность, бескорыстность, обязательность |
19. | Михаил | 1 | Древнееврейское - «Богу подобный» | честность, эмоциональность |
20. | Никита | 2 | Древнегреческое - «победитель» | настырность, энергичность, активность |
21. | Николай | 1 | Греческое - «победа людей» | вспыльчивость, подвижность, общительность |
22. | Номина | 1 | Бурятское - «изумруд» | сдерженность, интелектуальность |
23. | Олеся | 1 | Славянское - «девушка из леса», «защитница» | доброта, щедрость, трудолюбивость |
24. | Оэлун | 1 | Монгольское - «облоко» | преданность, миролюбивость, общительность |
25. | Сарюна | 1 | Бурятское - «прекрасная, великолепная» | творчество и креативность, бесконфликтность |
26. | Семён | 1 | Еврейское - «Слышащий», «Услышанный Богом» | доброта и беззлобность, трудолюбие |
27. | Сойжина | 1 | Бурятское - «исцеляющая» | терпение, упорство, сила воли |
28. | Сультим | 1 | Бурятское - «нравственный» | активность, энергичность, смелость |
29. | Элбэк | 1 | Бурятское - «обильный, изобилующий» | любопытство, проницательность и общительность |
30. | Этигэл | 1 | Бурятское - «надежный» | целеустремленность, общительность |
Таблица 3.
Рецензия на научно – исследовательскую работу " Имя в жизни человека ", выполненную учеником - 3 Е класса, Заболотским Данилом Сергеевичем.
Работа посвящена вопросу происхождения имён, значения имени в жизни и характере человека. Актуальность работы объясняется повышенным интересом к данной проблеме при выборе имени родившегося ребенка, желанием будущих родителей через имя определить жизненный путь своего наследника. Изучение личных имён носит социальный характер, каждый человек должен знать историю своей семьи, историю происхождения и значения своего имени, с этого начинается понимание и знание истории своей страны.
Целью работы является привлечение внимания учащихся к истории возникновения и значения своего имени.
Содержание работы соответствует заявленной теме. Текст работы изложен на 10 листах печатного текста, что представляется достаточным для учащегося начальной школы. Исследовательская работа четко структурирована, прослеживается логическая связь между частями работы, отличается завершённостью. Автором использованы общенаучные и узкоспециальные термины. Работа включает в себя введение, основную часть из трех глав, список источников информации. Во введении указывается актуальность исследования.
В первой главе рассказывается о происхождении имён. Во второй главе описывается значение имени и его влияние на характер человека. Завершается работа анкетированием и составлением антропонимического словарика имён одноклассников .
Работу Данил выполнял самостоятельно, используя материалы Интернета и литературы, рекомендованной ему для исследования. Самостоятельно, при поддержке родителей, провел исследование происхождения имён и составил словарь для своего класса. Словарик вызвал большой интерес у одноклассников.
При выполнении работы проявил: самостоятельность, творчество, инициативу, способность решать соответствующие исследовательские проблемы. Чётко выполнял все рекомендации научного руководителя, и вовремя устранял замечания в процессе доработки исследовательской работы.
Рекомендации: исследовательская работа Заболотского Данила по теме:
«Имя в жизни человека» отвечает требованиям, предъявляемым к исследовательским работам, и рекомендуется к защите.
Научный руководитель:
Поломошнова Любовь Георгиевна , учитель МАУ СОШ № 32
Вокруг света за 80 дней
Браво, Феликс!
"Портрет". Н.В. Гоголь
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году