Работа посвящена изучению и изготовлению головных уборов молодой девушки на руси - очелий.
Вложение | Размер |
---|---|
Работа посвящена изучению и изготовлению головных уборов молодой девушки на руси - очелий. | 854.87 КБ |
Головные уборы молодой девушки на Руси
Ни для красы, ни для веселья -
Как оберег от ста недуг,
Примерь подарок мой - очелье,
Берестяной обычный круг...
Узорочьем он не украшен,
На скору руку смастерён,
Но с ним тебе злой дух не страшен -
Тебя не одолеет он!
Подумать: ведь такая малость -
Кусок берёзовой коры,
А сколько силы в нём осталось
Земли родной, и до поры,
Пока очелье не сотрётся,
Не обветшает, не сгниёт,
В нём будет жить кусочек солнца,
Который силы придаёт...
Алексей Якимов
Введение
Тема моей работы посвящена изучению русского народного костюма, который всегда привлекал меня своей простатой и красотой, особенно праздничный вариант. Начать свое исследование мы решили с головных уборов молодой, незамужней девушки.
Проблема исследования состоит в том, что подростки и молодежь мало интересуется историей и культурой своего народа, в частности не знают историю русского народного костюма.
Актуальность работы продиктована необходимостью создания русского народного костюма молодой девушки для изучения истории, проведение праздников, обрядов, изучения традиций родного края.
Объект исследования – головные уборы молодой девушки.
Предмет исследования – технология изготовления головных уборов молодой девушки.
Цель: выяснить, какие головные уборы носили девушки на Руси и изучив технику изготовления их, сделать образцы для школьного музея.
Для достижения цели поставили задачи:
- изучить литературу и интернет - ресурсы по данному вопросу;
- провести анкетирование среди школьников и педагогов школы;
- изучить технику изготовления головных уборов и изготовить образцы для музея;
- познакомить учащихся школы с историей головных уборов.
Свою работу мы начали с изучения литературы и интернет – ресурсов. Литературы по данной теме достаточно, для того чтобы понять: головной убор очень значимая часть одежды в народном костюме, которая помогает понять семейное положение, возраст, общественное положение.
Изучая сайты Интернет – ресурсов, мы познакомились с интересными техниками изготовления очелий, которые использовались на Руси: ткачество, вязание крючком, вышивка бисером, жемчугом, плетение из бересты, из соломки.
Анкетирование среди школьников и педагогов школы показало, что большая часть опрошенных, ничего не знают о том, какие головные уборы носили девушки на Руси, что они означали, как их носили и т.д.
II. Описание исследования
В период проведения исследования, нами были использованы следующие методы: изучение литературы и интернет - ресурсов, поисковый, анкетирование, беседа, сравнение, предметное моделирование, обобщение.
II.1. Головной убор в русском народном костюме
Головной убор всегда считался неотъемлемой частью русского национального костюма. Для наших предков головной убор служил как бы визитной карточкой, по нему можно было узнать, кто его владелица, откуда она, ее возраст, семейное положение (женщина, вдова или девушка), социальную принадлежность. По тому как украшен головной убор, можно было судить и о достатке хозяйки. До революции в России насчитывалось около полусотни самых разнообразных, причудливых форм и фасонов головных уборов.
На Руси головные уборы для замужних женщин и незамужних девушек сильно различались. Это было связано с тем, что замужние должны были прятать волосы, а девушки, наоборот, демонстрировать их красоту. Основу девичьего головного убора составляли круг или полукруг разной высоты. К круглым относятся венки, венцы, коруны [IV.II.8]. Особо нарядными были венцы. Они держались на голове с помощью ленточек-завязочек Самым популярным девичьим головным убором считалась повязка, представлявшая собой полоску ткани, обшитую с лицевой стороны бархатом, узорным шёлком. По бокам к повязке пришивались широкие и длинные шёлковые ленты, которые связывались сзади бантом и опускались концами на спину. В разных регионах России размер лицевой части повязки и её убранство были различны. Мастера, создававшие их, использовали весь доступный им набор техник и материалов. Повязки дополнялись поднизью в виде сетки или бахромы (рис. 1).
Надо сказать, что головной убор у девушки мог быть довольно разнообразным. Назывался он венцом, лентой, пчелкой, венчиком, тканкой. Кроме этих названий были и другие. Головные уборы изготавливали из ткани и парчи, которую складывали как ленту. Самым торжественным головным убором считалась коруна. Мы можем назвать ее короной и делалась ее основа из проволоки, фольги или даже простого картона. Основу обтягивали тканью и расшивали бисером, жемчугом и камнями. Также в ход шёл перламутр, монеты и раковины… Все что смотрелось красиво и гармонично на каждом конкретном изделии (рис 2).
Одним из разновидностей головных уборов молодых девушек является очелье. Оно представляет собой твердую повязку, надеваемую на лоб, которая удерживает от попадания в глаза волос челки и висков. Она может быть изготовлена из бересты, кожи, металла, ткани. Слово «очелье» состоит из двух частей: «О» и «Чело». Круглая буква «О» символизирует окружность головы. Слово «чело» - архаизм, в древние времена так называли голову человека [IV.III.1]. На современный русский язык это сочетание можно перевести как «вокруг головы».
Расшитые красивыми узорами женские очелья не скрывают волосы. Их надевали на различные церемонии: свадьбы, похороны, праздники. По поверьям древних славян злые духи проникают в человека через незащищенные места тела. Поэтому особое внимание уделялось защите пояса, рук и головы. Поэтому одежду вышивали обережными символами, на запястья рук надевали браслеты . на шею – ожерелье, а лоб защищало очелье. На каждый предмет одежды славян наносился магический охранный узор. И очелье считалось мощным оберегом. Очелья были повседневными и обрядовыми. Для повседневной носки их делали самостоятельно, используя нити из крапивы и простое плетение, освоить которое могли даже дети. А вот праздничное очелье было красивым, самотканным. Плетение выполнялось на берде с использованием множества цветных нитей. Рисунок представлял собой красивый орнамент (рис. 3).
II. 2. Технологии изготовления очелий из бересты, ткачество на бердышке и бранная вышивка.
В ходе исследования я встретилась со старожилом села Уваровой Галиной Константиновной [IV. III.3]. Из беседы с ней, я выяснила, что все девушки в годы ее детства и юности носили косы, коротких стрижек не было. В косы вплетали в основном тряпочки, т.к. люди жили бедно и не было возможности покупать красивые ленты. В более позднее время, в 1960-1970 годы в магазинах появились капроновые бантики разных цветов, появилась возможность их покупать, поэтому все девочки ходили уже с бантами. А вот про очелье она ничего не помнит, значит их не носили.
Из книги «Красный сарафан» » [IV.I.2], в которой описывается история народного костюма, праздничной одежды старожилов Восточно-Сибирского региона конца XVIII – начала XX веков, я узнала, что в Сибири также девушки заплетали одну косу и плели её в 4-5 прядей. В косу вплетали косоплетку, украшенную корольками (бусами), или «косник» - пучок из 20-30 лент или цветных лоскутков-полосок, «целый куст».
Девичья повязка вокруг головы состояла из платка, сложенного в несколько раз по диагонали, завязанного концами сзади или впереди (макушка оставалась открытой». Здесь же я нашла множество узоров, которые использовались при браной вышивке головных повязок или очелий.
Изучая сайты интернет-ресурсов, мы познакомились со множеством техник изготовления различных очелий. Мне захотелось изучить некоторые старинные технологии и самой изготовить несколько очелий.
Начала знакомство с техникой ткачество на бердышке. Это одна из самых старинных техник и самых богатых в плане узора. Он формируется за счет перебора и счета ниток, которые располагаются как вверху зева, так и внизу. Освоить эту технику мне помогла учитель технологии и мой руководитель Малыгина Ольга Васильевна [IV.III.1]. Подготовила бердышко, цветные нити. Подобрала для начала несложный узор. Работа требует внимания, сосредоточенности, ловкости рук, терпения и большого желания получить хороший результат. Работа над очельем вызвала определенные трудности, т.к. я впервые осваивала такой вид рукоделия как ткачество, не хватало сноровки, путалась в нитях, не всегда получалось соблюдать одинаковую ширину. Но в итоге, результатом работы я довольна (рис. 5).
Следующее очелье я решила сплести из бересты. С работами из бересты я познакомилась в Доме народного творчества с. Бельск. Посетила мастер-класс по плетению из бересты под руководством народного мастера Потылицыной Тамары Николаевны. Поэтому работа с берестой мне была знакома.
На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье, и береста обладает уникальными свойствами. Оберег - очелье для головы снимает головную боль, нормализует давление.
Бересту заготовляют во второй половине июня до конца июля, тогда она легко отслаивается от березы. Дерево выбирают более или менее гладкое, без всяких наростов. Делают вертикальный разрез, не повредив слоя, по которому идут соки. У разреза отслаивают ножом или руками, а дальше она сама снимается. Затем ее чистят, разделяют на слои, нарезают лыко, т.е. полоски нужной ширины. Мастер-класс по плетению очелья из бересты мы нашли в интернете [IV.II.6].
Плетение из бересты занятие увлекательное, требующее внимания, усидчивости, терпения, ловкости рук (рис. 6). Мне очень понравилось работать с берестой. Очелье получилось очень красивым.
III. Заключение
Мы провели исследование, в ходе которого узнали, какие головные уборы носили девушки на Руси. Очень интересно было изучать технологии таких старинных ремесел как ткачество, плетение из бересты, браная вышивка. Изготавливая очелье, мы поняли, какие мастера были наши предки, если могли своими руками изготавливать такие красивые и нужные вещи. Задачи выполнены. Цель достигнута.
IV. Список источников и использованной литературы
Рис. 1. Венец с лентами-завязками | Рис.2 Коруна, расшитая бисером, перламутром, камнями |
Рис.3. Очелье с красивым орнаментом.
| Рис.4 Ткачество на бердышке |
Рис.5. Очелье, (ткачество на бердышке) | Рис. 6. Плетение из бересты |
http://miroslavna.ru/derganci_volna.html Техника плетения Дерганье
Лиса Лариска и белка Ленка
Прекрасная арфа
Мост Леонардо
Пчёлы и муха
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари