Проектная работа была представлена на районном конкурсе проектных работ «Научный поиск. От идеи к проекту».
Цель работы: создание пособия по истории Древнего мира в форме лепбука по теме «Древней Египет».
Продукт проектной деятельности: пособие по истории Древнего мира в форме лепбука на тему «Древний Египет».
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 457.03 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « МИГНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ГУМАНИТАРНОЕ /ИСТОРИЯ
Проектная работа.
«ЛЕПБУК «ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ».
Выполнила: Солодова Пелагея Вадимовна,
ученица 5 - го класса
Руководитель: Тенсина Галина Николаевна, учитель истории
2023, с. Мигна
Оглавление
Паспорт проекта…......................................................................................................3
Глава 1. Теоретическая часть. Понятие «лепбук» и технология его изготовления……………………………………………………………………………….5
Глава 2. Практическая часть. Изготовление лепбука по теме «Древний Египет»…………………………………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………..……………………............14
Список используемой литературы..………….……………………………………6
Приложение №1…....................................................................................................18
Приложение №2…....................................................................................................19
Приложение №3…....................................................................................................20
Приложение №4…....................................................................................................21
Приложение №5…....................................................................................................22
Приложение №6…....................................................................................................23
Приложение №7…....................................................................................................24
Приложение №8…....................................................................................................25
Паспорт проекта
ФИО разработчика проекта: Солодова Пелагея Вадимовна.
ФИО руководителя проекта (наставника): Тенсина Галина Николаевна.
Полное официальное наименование образовательного учреждения: МБОУ «Мигнинская СШ».
Год разработки проекта: 2022 – 2023 гг.
Срок действия проекта: среднесрочный.
Предполагаемые заказчики проекта: обучающиеся 5 – го класса МБОУ «Мигнинская СШ».
Актуальность темы работы: на уроках в школе, в том числе и на уроках истории ученикам приходится изучать и запоминать большое количество информации, а также находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди множества источников. Для того чтобы лучше запомнить пройденный материал по определенной теме его нужно повторить и закрепить, а делать это очень сложно. Одним из способов помогающих систематизировать знания по определенной теме на уроках истории и лучше понять и запомнить материал, пользоваться знаниями, которые были изучены, является лепбук. Это самодельная интерактивная тематическая книжка с кармашками, окошками, дверками, карточками, в которой находится информация в виде небольших текстов, изображений, в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и сгруппировать изученный материал, а рассматривание лепбука позволит быстро освежить в памяти изученные темы. Меня заинтересовала технология создания лепбука и я решила сделать лепбук по теме «Древний Египет» по истории Древнего мира.
Объект работы: пособие по истории Древнего мира, которое поможет лучше запомнить учебный материал.
Предмет работы: лепбук по теме «Древний Египет».
Цель работы: создание пособия по истории Древнего мира в форме лепбука по теме «Древней Египет».
Задачи:
- выяснить что такое лепбук;
- узнать какие виды лепбуков существуют;
- изучить технологию изготовления лэпбука;
- составить его содержание;
- найти, изучить и систематизировать информацию, необходимую для разделов лепбука по истории Древнего мира по теме «Древний Египет»;
- изготовить макет интерактивной папки, т. е нарисовать его на бумаге;
- в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину;
- изготовить лэпбук по теме «Древний Египет».
Гипотеза: лепбук поможет при изучении истории Древнего мира организовать информацию по теме «Древний Египет», лучше понять и запомнить материал.
Методы исследования: изучение литературы и других источников информации, анализ и синтез полученной информации, практическое моделирование.
Тип проекта: практико – ориентированный, среднесрочный, монопроект, внутришкольный.
Сфера применения результатов проекта: образовательный процесс (на уроках истории и внеурочной деятельности).
Продукт проектной деятельности: пособие по истории Древнего мира в форме лепбука на тему «Древний Египет».
Глава 1. Теоретическая часть. Понятие «лепбук» и технология его изготовления.
1.1. Понятие «лепбук» и его значимость.
Впервые лепбук появился в США. В дословном переводе с английского языка это слово означает «наколенная книга» (lap - колени, book - книга).[1] Этот термин был введен мамой и писателем из американского штата Вирджиния Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для того, чтобы систематизировать информацию. Т. Дюби придумала наполнить небольшую папку различными кармашками, картинками, бумажными поделками, стихами для сохранения и закрепления информации, которую она осваивала со своими детьми. Таким образом, лепбук – это небольшая самодельная интерактивная папка с кармашками, окошками, вставками, мини - книжками и подвижными деталями, которые можно вынимать и складывать по своему усмотрению.[2] Это книга, которую можно собирать самому, склеить ее отдельные части в единое целое, оригинально оформить ее, используя всевозможные формы и цвета. Материал в этой папке собирается по какой-то определенной теме. Темы могут быть как узкие, так и широкие.
Изготовление лепбука является хорошим способом закрепить определенную тему, лучше осмыслить учебный материал, провести исследовательскую работу, в процессе которой приходится осуществлять поиск, анализ и сортировку различной информации. Лэпбук, позволяет сделать так, чтобы знания, полученные по какому – либо предмету остались в памяти надолго. Данная интерактивная папка дает возможность сохранить собранную информацию, активизирует интерес к познавательной деятельности. Лепбук информативен: в одной папке можно разместить достаточно много сведений по определенной теме. Он является многофункциональным: способствует развитию воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой одноклассников, так и индивидуально. По своей структуре и содержанию это пособие доступно учащимся любого возраста. Его сложность определяется в соответствии с возрастными рамками. Лепбукинг - это творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности.
Одним из плюсов работы по изготовлению лепбука является то, что делать его можно как индивидуально, так в паре или в группе. Работая индивидуально, нужно заниматься поиском информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Если тематическую папку изготавливать совместно с одноклассниками то , можно научиться выстраивать свои рабочие взаимоотношения с ними не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу как можно лучше, тем более что процесс создания лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемкий, как по времени, так и по содержанию.
Работа над такой интерактивной папкой достаточно разнообразна. Роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть только источником информации, а как раз наоборот, он является тем фактором, который подталкивает ученика к совершению, пусть небольших на первый взгляд, но открытий.[3] Преподаватель является сторонним наблюдателем, который только при необходимости вмешивается в процесс создания «наколенной книги» и помогает тебе советом тогда, когда это необходимо.
Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как его создатель воспринимает определенную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Для работы над самодельной интерактивной папкой подходит все: картон, цветная бумага; вырезанные и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы, карточки.
Лепбук можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Одним из минусов работы над ним является время, необходимое на создания. Одного урока или внеурочного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.
Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома самостоятельно, с помощью родителей, но при консультации с учителем.
Размер готового лэпбука стандартный по всему миру – папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Этот размер идеально подходит, чтобы можно было самостоятельно работать с данным пособием: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над «наколенной книгой», ее плюсы неоспоримы. Создание такой папки, дает возможность получить более прочные и глубокие знания по предмету, помогает посмотреть на проблему с разных сторон, ставить задачи и решать их, творчески подходить к подбору информации и ее организации.
1.2. Виды лепбуков.
Тематические папки бывают нескольких видов. В зависимости от формы: в виде стандартной книжки с двумя разворотами, книжки гармошки, фигурной папки, папки с 3-5 разворотами.
В зависимости от назначения выделяют такие виды тематических папок как: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические, папка - отчет о каком-то важном событии в жизни: досуге на каникукалах, путешествии и т.п.[4]
По организации материала интерактивные тематические папки могут включать стандартные кармашки, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, обычные и фигурные конверты, карточки, пазлы, окошки, дверцы и вращающиеся детали, чистые листы для заметок.[5]
1.3. Технология изготовления лепбука.
Сам процесс изготовления лэпбука очень интересный. Для его создания понадобятся следующие материалы: картон-основа (картонная папка или коробка, лист плотной бумаги формата А3); бумага (белая или цветная); краски, фломастеры, ручки, карандаши; обычные или фигурные ножницы; клей или скотч; степлер; декоративные элементы по необходимости (например наклейки, тематические картинки, вырезанные из журналов и т.д.), принтер для распечатывания надписей или изображений.
Готовые шаблоны кармашков для лепбука можно скачать бесплатно в сети Интернет или нарисовать и вырезать самостоятельно.
Процесс изготовления начинается с выбора темы. Тема может быть как общая, так и частная. Например, можно сделать общий лепбук по истории по теме «Древний Восток». А можно взять кукую - нибудь конкретную страну (Древний Египет, Вавилонское царство, Финикию, Персидскую державу, Древнюю Индию и т.д.) и дать подробную информацию о ней.
После того, как тема выбрана, надо взять бумагу и ручку и написать план. Нужно тщательно продумать, что лепбук будет включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого необходим план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Затем необходимо найти информации для разделов.
Следующий этап - создание макета, самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и различных заданий. И все это разместить на разных элементах: в мини-книжках, кармашках, разворачивающихся страничках, блокнотах и тому подобное.
На последнем этапе в соответствии с макетом необходимо сделать шаблон папки в натуральную величину. Вырезать детали, приклеить все на свои места. Таким образом, можно создавать разные по содержанию и оформлению тематические папки.
Глава 2. Практическая часть. Изготовление лепбука по теме «Древний Египет».
2.1. Этапы изготовления лепбука по теме «Древний Египет».
Прежде чем приступить к воплощению проекта в жизнь я составила план его реализации:
1. Найти и изучить информацию о том, что такое лепбук, какие виды лепбуков существуют и как его изготовить.
2. Выбрать тему лепбука по истории Древнего мира.
3. Написать план лепбука.
4. Найти, изучить и систематизировать необходимую информацию для разделов лепбука по теме «Древний Египет».
5. Нарисовать макет.
6. Оформить папку из плотной бумаги с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками.
7. Изготовить элементы лэпбука: кармашки, книжки, вкладки т. д.
8. Оформить материал по выбранной теме: вырезать детали, приклеить их на свои места, разложить вкладки папки по местам.
После того как были продуманы этапы работы над самодельной интерактивной папкой, было необходимо определиться с материалами и инструментами, которые потребуются для работы. Для создания лэпбука мне понадобились: картонная папка – основа, обычная бумага, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, компьютер, принтер.
Составив перечень необходимых материалов, я приступила к реализации плана проекта.
Информация о лепбуке и технологии его изготовления была найдена в сети Интернет. Изучая справочную информацию по созданию «наколенной книги», обратила внимание на то, что может быть в нем представлено, в какой форме подаются данные.
Выбирая тематику лепбука, было решено остановиться на теме «Древний Египет». Из всех стран, изученных на уроках истории к моменту создания проекта Древний Египет заинтересовал меня больше всего, так как представляется мне загадочной страной, полной тайн. Египетские пирамиды завораживают меня своим величием, и а Большой сфинкс поражает грациозностью. А больше всего меня интересует тема богов и мифов Древнего Египта.
Определившись с темой я распланировала какую именно информацию будет содержать моя папка и нарисовала шаблон будущего лепбука на листе бумаги формата А4. Продумав, какой вид будут иметь кармашки и как в них будет организована информация, выбрала следующие элементы: книжку гармошку, кармашки, книжку с двумя открывающимися страничками, конверты.
Далее я занялась поиском и систематизацией информации по истории Древнего Египта (Приложения 1и 2). В качестве источников информации были использованы учебники по истории для 5 класса (учебник по которому мы занимаемся в школе «История Древнего мира» Вигасина А.А., Годера И.И., Свенцицкой И.С., а также учебник «Всемирная история. История Древнего мира» Е.В.Саплиной, А.А. Немировского в электронном виде), энциклопедии, которые я нашла в библиотеке («Я познаю мир: загадки истории», «История. Энциклопедия занимательных наук для детей», «Энциклопедия для детей. Всемирная история») и материалы различных интернет - ресурсов.
Затем мною был нарисован шаблон лэпбука (Приложение 3). Я выбрала простой двустворчатый макет. Для создания папки применила картонную коробку, раскрасив ее гуашью, с внутренней стороны желтым цветом, а с наружной зеленым (Приложение №4).
Потом изготовила кармашки, книжки – раскладушки, шаблоны которых скачала в сети Интернет, распечатала на принтере и вырезала (Приложение 5). Вслед за этим оформила вкладки для кармашков, поместив на них необходимую текстовую информацию и изображения (Приложение 7).
Когда все элементы были готовы, я наклеила их на папку по плану моего шаблона, разложила вкладки папки на положенные им места (Приложения 7).
2.2. Структура лепбука по теме «Древний Египет».
В лэпбуке «Древний Египет», который я изготовила, поместилось много информации. Он состоит из 14 разделов (Приложение 8).
1. «Карты», в котором представлены карты «Древний Египет» и «Военные походы фараонов».
2. «Фараоны Древнего Египта» - кармашек с карточками, содержащие информацию о наиболее известных фараонах.
3. Книжка – раскладушка «Символы власти фараонов», в которой представлены изображения символов власти царей Древнего Египта и их значение.
4. Кармашек с карточками «Боги Древнего Египта», с размещенными на них сведениями о богах, почитаемых в Древнем Египте – их изображения имена и чему они покровительствовали.
5. Книжка – раскладушка «Занятия древних египтян» с краткой информацией об основных занятиях жителей Древнего Египта.
6. «Природные условия» - в этом разделе дана характеристика природных условий Древнего Египта, которые способствовали занятиям египтян указанным разделе «Занятия древних египтян».
7. В разделе «Искусство Древнего Египта» содержится информация о памятниках архитектуры, живописи, скульптуре созданных древними египтянами.
8. «Символы Древнего Египта» - кармашек с карточками с изображениями священных знаков и символов Древнего Египта, а также их значениями.
9. «Определения» - кармашек с карточками, на которых напечатаны определения понятий по теме «Древний Египет».
10. Раздел «Понятия» представляет собой кармашек, в который помещены карточки с основными понятиями по теме «Древний Египет». Данные понятия можно вынимать и соотносить с определениями.
11. Раскладушка «Саркофаг», с изображением древнеегипетского саркофага.
12. Раздел «Письменность», включающий информацию о письменности древних египтян – иероглифах, кем и каким образом иероглифы были расшифрованы, также туда помещена миниатюрная имитация папирусного свитка.
13. Раскладушка «Открытия и изобретения древних египтян» в которой содержатся сведения об изобретениях и открытиях сделанных жителями Древнего Египта.
14. Раздел «Интересные факты» - представляет собой калейдоскоп занимательных фактов о Древнем Египте.
Подводя итоги работы над лепбуком «Древний Египет» следует отметить, что он получился достаточно информативным и интересным.
Заключение
Итак, в ходе работы над проектом цель достигнута, все поставленные задачи были выполнены.
Мне удалось создать пособие по истории Древнего мира в форме лепбука по теме «Древней Египет».
На основе выявления и анализа имеющихся источников получилось выяснить, что лепбук представляет собой самодельную интерактивную папку, состоящую из различных элементов, в которой собран материал по определенной теме. Я выяснила, что такая тематическая папка может быть разной формы и назначения, изучила и освоила технологию ее изготовления.
Была найдена и систематизировала информации по истории Древнего Египта необходимая для разделов «наколенной книги». Кроме сведений, полученных на уроках истории, в ходе работы над проектом я узнала много нового о Древнем Египте, об изобретениях и открытиях древних египтян, деятельности фараонов, памятниках архитектуры, священных символах этой страны. Теперь с этой информацией могут познакомиться мои одноклассники и любой учащийся нашей школы, поскольку лепбук очень удобен в использовании, так как является переносным.
Кроме того, мною был изготовлен макет пособия, а затем в соответствии макетом, папка в натуральную величину.
Работая над проектом по теме «Древний Египет» мне пришлось самостоятельно заниматься поиском и сбором информации, которую к тому же нужно было группировать по определенным разделам. Таким образом, я не только повторила ранее пройденный материал, но и лучше его поняла и запомнила. Следовательно, гипотеза, поставленная в начале работы, полностью подтвердись.
Лэпбук «Древний Египет» имеет практический характер, поскольку его материалы можно использовать на уроках истории, для изучения, повторения и закрепления имеющихся знаний по теме «Древний Египет».
Меня заинтересовал лепбукинг. Я решила что, в дальнейшем сделаю лепбуки и по другим темам курса «Истории Древнего мира». Я смогу теперь сделать его по любой теме каждого школьного предмета.
Работа не вызвала у меня затруднений.
Список используемой литературы
Литература
1. Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира: 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, , И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение , 2020. – 303с.
2. Всеобщая история. История Древнего мира: 5 класс: учебник/Е.В. Саплина, А.А. Немировский, Е.И. Соломатина, С.В. Тырин; под. общ. Ред. В.Р.Мединского. – Москва : Просвещение, 2021. – 272с.
3. Калашников В. И. Чудеса света: древний мир: занимательная география / В. И. Калашников. - М. : Белый город, 2001. – 48с.
4. Методические рекомендации «Практическое применение технологии лепбуков педагогической деятельности/Сост. Н.И. Калашникова, Л.В. Трухачева. - Строитель. - 24с.
5. Спектор А.А. История/ А.А.Спектор – Москва: Издательство АСТ, 2017 . – 160с.
6. Энциклопедия для детей [Т.31.] Древние цивилизации /ред. Коллегия: М.Аксенова, Д.Волохин, И.Стрикалов и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта,+ 2007. – 528с.
7. Я познаю мир: Загадки истории:Дет. Энцикл./Авт. – сост. А.а. Косенкина; Худож. Т.Ю. Никитина. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство астрель», 2005. – 380 с.
Интернет ресурсы
1. История стран и цивилизаций // http://istorya.ru [Электронный ресурс] (дата обращения: 4.01.2023). – Текст: электронный.
2. Новые информационные технологии для тебя. https://nitforyou.com/lepbuk/[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.12.2022). – Текст: электронный.
3. ХРОНОС – всемирная история в интернете // http://hrono.ru [Электронный ресурс] (дата обращения: 26.12.2022). – Текст: электронный.
4. Это интересно! // https://tavika.ru/2014/09/mk-lapbook.html [Электронный ресурс] (дата обращения: 24.12.2022). – Текст: электронный.
Приложение № 1.Поиск информации для лепбука в библиотеке.
Приложение № 2. Поиск информации в интернет-ресурсах.
Приложение № 3. Шаблон лепбука «Древний Египет».
Приложение №4. Подготовка основы для лэпбука «Древний Египет».
Приложение № 5. Изготовление кармашков для лепбука «Древний Египет».
Приложение № 6. Изготовление вкладок для кармашков.
Приложение № 7. Изготовленные вкладки для лепбука.
Приложение № 7. Окончание работы.
Приложение № 8. Готовый лэпбук по теме «Древний Египет».
[1] Методические рекомендации «Практическое применение технологии лепбукв педагогической деятельности/Сост. Н.И. Калашникова, Л.В. Трухачева. - Строитель. С.5.
[2] Там же. С.6.
[3] Методические рекомендации «Практическое применение технологии лепбукв педагогической деятельности/Сост. Н.И. Калашникова, Л.В. Трухачева. - Строитель. С.12.
[4] Новые информационные технологии для тебя. https://nitforyou.com/lepbuk/[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.12.2022). – Текст: электронный.
[5] Это интересно! // https://tavika.ru/2014/09/mk-lapbook.html [Электронный ресурс] (дата обращения: 24.12.2022). – Текст: электронный.
Заяц-хваста
Бабочка
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Карты планет и спутников Солнечной системы
Свинья под дубом