• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Проблема выбора профессии"

Опубликовано Жутикова Любовь Сергеевна вкл 04.06.2024 - 12:51
Жутикова Любовь Сергеевна
Автор: 
Домрачев Роман Константинович, 10Б МАОУ гимназия г. Советский. Куратор - Жутикова Любовь Сергеевна - педагог-психолог

Проблема выбора профессии всегда стоит перед школьниками, т.к. это один из самых важных и ответственных шагов в жизни каждого человека. В школах России в 2023 году был введен профориентационный урок "Шаги в профессию". Это интерактивный урок для обучающихся 6-11 классов общеобразовательных школ, направленный на выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся. Было проведено исследование насколько интересен программный материал предмета и помогает ли урок "Шаги в профессию" десятиклассникам определиться с будущей профессией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domrachev_r_10b_individ_proekt.docx48.08 КБ
Файл domrachev_r_10b_1.pptx404.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия

г. Советский

Исследовательская работа

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Выполнил: Домрачев Роман Константинович, 10 Б класс

Руководитель: Жутикова Любовь Сергеевна,

педагог-психолог

                                                                                                                                                                     

г. Советский

2024 г.

                                 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………      3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ………………………….       6

1.1. Определение понятия «Профессия» …………………………………....      6

1.2. Классификация профессий………………………………………………      6

1.3. Факторы, которые влияют на выбор профессии……………………….      8

1.4. Наиболее востребованные профессии………………………………......      9

1.5. Как подросткам помогают определиться с профессией в школе?..........    9

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО УРОКА «ШАГИ В ПРОФЕССИЮ» ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ………………     11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…..      14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...     16

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………    17

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Выбор профессии - один из самых важных и ответственных шагов в жизни каждого человека. Правильное решение может определить не только карьерный успех, но и общее удовлетворение от жизни. Сложность выбора профессии заключается в том, что не всегда с самого начала можно понять, чем именно ты будешь заниматься каждый день, в чем ты будешь успешен и без чего не сможешь представить свою жизнь. Важно учитывать свои интересы, способности, ценности, а также тенденции рынка труда. Кроме того, стоит помнить, что профессиональная деятельность должна приносить удовлетворение и смысл в жизни, а не только материальную выгоду. Все эти аспекты нужно учитывать при принятии решения о своем будущем.

Профессиональное самоопределение включает себя процесс и результат:

- выявление, уточнение и утверждение человеком собственной позиции в профессионально-трудовой сфере через согласование индивидуальных возможностей, личных стремлений, смыслов и внешних вызовов;

- овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, опытом, компетенциями, что составляет инструментальную сторону профессионального самоопределения.

При выборе профессии необходимо также учитывать свои цели и мечты. Необходимо также анализировать свои характеристики личности – свои склонности, способности, характер, потребности. Важно быть честным с самим собой и не идти на компромиссы в своем выборе профессии ради чужих ожиданий или материальной выгоды, необходимо учитывать развитие технологий и тенденции на рынке труда, чтобы выбрать профессию, которая будет востребована.

Чтобы уже с раннего возраста подросток смог выбрать свой профессиональный путь в школах по всей России с 2023 года был введен профориентационный урок «Шаги в профессию». Это интерактивный урок для обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций, который представляет собой вводный этап в программу профориентации мотивационно-вовлекающего, информационно-просветительского содержания. Целью данных уроков – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся.

Мне стало интересно, помогает ли новый урок с выбором профессии старшеклассникам. Поэтому я решил провести исследование с целью определения роли и полезности профориентационного урока «Шаги в профессию» для учащихся 10Б класса.

            Исходя из вышеизложенного, была выдвинута гипотеза – профориентационный урок «Шаги в профессию» помогает определиться с будущей профессией.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-  дать определение понятию «Профессия»;

-  ознакомить с классификацией профессий;

-  выявить факторы, которые влияют на выбор профессии;

-  выяснить, какие профессии востребованы прямо сейчас;

- провести тестирование среди учащихся 10Б класса, направленное на    определение на сколько полезен урок «Шаги в проф.»;

-  проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Объектом исследования являются учащиеся 10Б класса МАОУ гимназии г. Советский. 

Предметом исследования – проблема выбора профессии.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

- изучение и анализ теоретических источников;

- диагностический метод: анкетирование;

- сравнительный анализ;

- метод математической статистики.

Практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы классным руководителем, педагогом-навигатором и педагогом-психологом в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

          Новизна данного проекта состоит в том, что исследование роли и полезности профориентационного урока «Шаги в профессию» для учащихся 10Б класса впервые проводится в нашем образовательном учреждении.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1.1 Определение понятия «Профессия».

Профессия — это вид деятельности, требующий определенных специальных знаний, навыков и умений, и осуществляемый с целью получения заработка или достижения определенных целей. Профессия обычно связана с определенной областью знаний или специализацией, и может требовать прохождения специального обучения, сертификации или лицензирования. В рамках профессии человек выполняет определенные обязанности и функции, связанные с его профессиональными компетенциями, и часто работает в определенном сфере рынка труда.

1.2 Классификация профессий.

Классификация профессий строится по своим законам. У нас в стране чаще всего используется классификация советского психолога Е.А. Климова, в соответствии с которой все профессии можно распределить по пяти предметам труда.

ТЕХНИКА. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием и проектированием любой техники — от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

ЧЕЛОВЕК.  Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

ПРИРОДА. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

ЗНАК. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда в этих профессиях является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не всё. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора. Нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем несравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

1.3 Факторы, которые влияют на выбор профессии.

Некоторые из основных факторов, которые могут повлиять на решение о выборе профессии, включают в себя:

1. Интересы и увлечения: человек может выбрать профессию, которая соответствует его увлечениям, хобби или интересам.

2. Навыки и способности: выбор профессии может зависеть от индивидуальных способностей и умений человека.

3. Образование и профессиональные квалификации: некоторые профессии требуют определенного уровня образования и профессиональной подготовки.

4. Рынок труда: состояние рынка труда и перспективы карьерного роста в определенной сфере также могут влиять на выбор профессии.

5. Финансовые возможности: ожидания по уровню заработка и материальной стабильности могут также оказать влияние на выбор профессии.

6. Социокультурные факторы: общественное признание, статус и престиж данной профессии также могут оказывать влияние на решение человека.

7. Баланс между работой и личной жизнью: некоторые люди могут учитывать влияние выбранной профессии на свободное время и личные отношения.

8. Семейные обстоятельства: Семейное положение, поддержка близких и их ожидания также могут сыграть роль в выборе профессии.

  Все эти факторы взаимодействуют и могут оказывать влияние на процесс принятия решения о выборе профессии.

1.4 Наиболее востребованные профессии.

По результатам исследований сайта «practicum.yandex.ru» было выяснено, какие профессии востребованы в России в настоящее время:

  • Специалист по машинному обучению;
  • Бизнес-аналитик;
  • Менеджер проектов;
  • Дизайнер интерфейсов;
  • IT-рекрутёр;
  • Менеджер по продажам;
  • Врачи и медицинские работники;
  • Инженер.

1.5 Как подросткам помогают определиться с профессией в школе?

  Школа играет ключевую роль в помощи подросткам определиться с профессией, предоставляя ряд возможностей и ресурсов. Вот несколько способов, которыми школа может помочь подросткам в этом процессе:

 1. Профильное образование. Школы часто предлагают предметы и программы, связанные с различными профессиями. Это может включать предметы, такие как предпрофессиональная медицинская подготовка, технические классы, IT или предпринимательство. Эти программы помогают подросткам узнать о сферах деятельности, которые могут интересовать их.

2. Консультации по карьере. Школьные навигаторы могут встретиться с подростками и обсудить их интересы, страхи и цели. Они могут предоставить информацию о различных профессиональных путях и помочь подросткам принять обоснованные решения.

3. Посещение колледжей и университетов. Многие школы организуют экскурсии в колледжи и университеты, чтобы показать подросткам различные программы обучения и профессии. Это помогает им получить представление о различных возможностях и требованиях для каждой профессии.

4. Внеклассные мероприятия. Школьные клубы, команды и другие внеклассные активности предоставляют подросткам возможность попробовать различные области деятельности. Например, школьный журнал может помочь подросткам, заинтересованным в писательстве, узнать больше о карьерных возможностях в этой области.

Важно, чтобы подростки имели доступ к ресурсам, которые помогут им определиться с профессией. Школы должны предоставлять информацию о всех возможных путях, организовывать мероприятия для знакомства с различными профессиями и предлагать поддержку со стороны профессиональных консультантов.

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО УРОКА «ШАГИ В ПРОФЕССИЮ» ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Экспериментальная часть работы проводилась на базе МАОУ гимназии г. Советский в классном коллективе 10Б класса. В диагностическом исследовании принимали участие 14 обучающихся старшего школьного возраста (16-17) лет.

        Целью данного анкетирования является определения роли и полезности профориентационного урока «Шаги в профессию» при выборе профессии обучающимся 10Б класса.

        Для достижения цели было проведено анкетирование, которое включало в себя тестовые вопросы (Приложение А).

Исходя из ответов учащихся на вопросы, были получены следующие результаты:

- Вы определились с выбором профессии?

  • Да (79%);
  • Нет (21%);

- Факторы, которые повлияли на выбор профессии?

  • Семейное воздействие (21%);
  • Баланс между работой и личной жизнью (4%);
  • Финансовые возможности (25%);
  • Навыки и способности (21%);
  • Интересы и увлечения (29%);

- Как, по вашему мнению, помогает ли профориентационный урок «Шаги в профессию» при выборе профессии?

  • Да (57%);
  • Нет (29%);
  • Затрудняюсь ответить (14%);

- Как вы оцениваете донесение материала до ученика учителем?

  • 0-1; 1-3; 3-5; 5-7 (0%);
  • 7-8 (14%);
  • 8-9 (21%);
  • 9-10 (64%);

- Вам интересен программный материал профориентационного урока «Шаги в профессию»?

  • Да (36%);
  • Нет (29%);
  • Совсем немного (21%);
  • Затрудняюсь ответить (14%);

Анализ результатов ответов на вопросы анкеты показал:

- 79% учеников 10Б класса определились с выбором профессии, и 21%       - ещё не определились c профессией;

           - при выборе основных факторов, влияющих на выбор профессии, на первое место выходят «Интересы и увлечения - 29%, затем – «Финансовые возможности» - 25%, варианты «Навыки и способности» и «Семейное воздействие» набрали по 21%, и совсем незначительным фактором стал «Баланс между работой и личной жизнью» - 4%;

- по мнению большинства учащихся (57%) профориентационный урок «Шаги в профессию» нужен, процент голосов «против» составил - 29%, но есть ученики, которые воздержались от ответа, их доля составила - 14%;

- на вопрос: «Как вы оцениваете донесение материала до ученика учителем?»  большинство десятиклассников (64%) ответили положительно, низких оценок не выявлено;

- на вопрос «Вам интересен материал предмета «Шаги в профессию»?»  36% обучающихся ответили «да», остальные 29% проголосовали за вариант «нет» или совсем немного - 21%. Оставшиеся 14% учащихся воздержались от ответа.

Исходя из результатов экспериментальной части - анкетирования, направленной на определение роли и полезности школьного предмета «Шаги в профессию» в профессиональном самоопределении было установлено, что предмет нужен, хотя большинство учеников уже определились с будущим призванием и не нуждаются в профессиональной ориентации. Не всем учащимся интересен программный материал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение литературы показало, что процесс профессионального самоопределения приходится не только на старший подростковый и юношеский возраст, он не заканчивается с выбором направления профессионального образования по окончании школы. Главное, чтобы у обучающихся выработалось определенное личностное отношение к процессу и задачам самоопределения, а также понимание того, что может быть важно не просто выбирать из уже готовых, заранее представленных вариантов профессиональной траектории, а быть готовым к активному и самостоятельному изучению спектра потенциальных профессий и средств их освоения.

В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – определения роли и полезности профориентационного урока «Шаги в профессию» для обучающихся 10Б классе. Так как это исследование впервые проводится в нашем образовательном учреждении, то в этом и заключается его новизна.

Исходя из вышеизложенного, выдвинутая гипотеза подтвердилась частично – с одной стороны профориентационный урок «Шаги в профессию» нужен, он помогает определиться с будущей профессией, с другой стороны не всем интересен программный материал.

Для достижения данной цели были полностью решены задачи: 

- дано определение понятию «Профессия»;

- было ознакомлено с классификацией профессий;

- выявлены факторы, которые влияют на выбор профессии;

- выяснены, какие профессии востребованы в России прямо сейчас;

- проведено анкетирование среди учащихся 10Б класса, направленное на определение на сколько полезен урок «Шаги в профессию»;

- проанализированы полученные данные и сделаны выводы.

Полученные результаты экспериментальной части проекта, указывают на то, что школьный предмет «Шаги в профессию» необходим.

Уроки профориентации помогают учащимся:

  • определиться с будущей профессией, учитывая их интересы, способности и потребности рынка труда;
  • лучше узнать себя;
  • предоставляют информацию о разных профессиях, рынке труда, требованиях к кандидатам и перспективах развития;
  • развивают социальные навыки;
  • дают опыт принятия решений;
  • предоставляют инструменты для планирования дальнейшего образования и профессионального пути;
  • позволяют попробовать различные специальности в демонстрационном режиме.

        Практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы классным руководителем и педагогом-психологом в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

В перспективе было бы интересно изучить роль данного предмета в профессиональном самоопределении обучающихся 8-9 классов.

 

Список литературы.

  1. Классификация профессий-URL: https://xn--51-6kctoc7afailc3aw1bzk.xn--p1ai/dlya-uchashhihsya/klassifikatsiya-professij/ 
  2. Востребованные и новые: обзор современных специальностей-URL:

     https://practicum.yandex.ru/blog/novye-professii// 

  1. Ганеева Р.Р., Бисерова Г.К. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТУДЕНТАМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015.–№5-2.;
    URL:
    https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13343 (дата обращения: 01.04.2024).
  2. Ширшова, А. С. Проблемы выбора будущей профессии / А. С. Ширшова, О. Л. Шлыкова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 4 (24). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/young/archive/24/1467/




Приложение  А

Анкетирование «Роль профориентационного урока «Шаги в профессию» при выборе профессии

Фамилия,имя__________________________________________Класс________

  1. Вы определились с выбором профессии?

- да

- нет

  1. Факторы, которые повлияли на выбор профессии.

- Семейное воздействие

- Баланс между работой и личной жизнью

- Финансовые возможности

- Навыки и способности

- Интересы и увлечения

  1. Как по вашему мнению, помогает ли профориентационный урок «Шаги в профессию» при выборе профессии?

- Да

- Нет

- Затрудняюсь ответить

  1. Как вы оцениваете донесением материала до ученика учителем?

      - 0-1                    - 1-3

      - 7-8                    - 3-5

      - 8-9                   - 5-7                 - 10

5. Вам интересен программный материал профориентационного урока «Шаги в профессию»?

        - Да

       - Нет

       - Совсем немного  

       - Затрудняюсь ответить

Спасибо за ответы!


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа «Проблема выбора профессии» ПОДГОТОВИЛ: Домрачев Роман Константинович, ученик 10Б класса РУКОВОДИТЕЛЬ : Жутикова Любовь Сергеевна, педагог-психолог

Слайд 2

Цель - определение роли и полезности профориентационного урока «Шаги в профессию» для учащихся 10Б класса. Гипотеза – профориентационный урок «Шаги в профессию» помогает определиться с будущей профессией. Задачи: - дать определение понятию «Профессия»; - ознакомить с классификацией профессий; - выявить факторы, которые влияют на выбор профессии; - выяснить, какие профессии востребованы прямо сейчас; - провести тестирование среди учащихся 10Б класса, направленное на определение на сколько полезен урок «Шаги в профессию»; - проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Слайд 3

Объектом исследования – являются учащиеся 10Б класса Предметом исследования – проблема выбора профессии. Методы: - изучение и анализ теоретических источников; - диагностический метод - анкетирование; - сравнительный анализ; - метод математической статистики.

Слайд 4

Теоретическая часть включает: - классификацию профессий по Е.А.Климову - факторы, влияющие на выбор профессии - востребованные профессии на рынке труда - возможности и ресурсы школы

Слайд 5

Экспериментальная часть проекта Экспериментальная часть работы проводилась на базе МАОУ гимназии г. Советский в классном коллективе 10Б класса. В диагностическом исследовании принимали участие 14 обучающихся старшего школьного возраста (16-17) лет.

Слайд 6

Результаты выбора профессии:

Слайд 7

Основные факторы, повлиявшие на выбор профессии:

Слайд 8

«Как, по вашему мнению, помогает ли профориентационный урок «Шаги в профессию» при выборе профессии?» результаты:

Слайд 9

«Вам интересен материал урока « Шаги в профессию »?»

Слайд 10

Гипотеза подтвердилась – профориентационный урок «Шаги в профессию» нужен , он помогает определиться с будущей профессией . Практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы всеми заинтересованными людьми В перспективе было бы интересно изучить роль данного предмета в профессиональном самоопределении обучающихся 8-9 классов.

Слайд 11

Благодарю за внимание!

Поделиться:

Сказка "Морозко"

Прощание с летом

Три коробки с орехами

Простые летающие модели из бумаги

Рисуем ветку берёзы сухой пастелью