Проблема выбора профессии всегда стоит перед школьниками, т.к. это один из самых важных и ответственных шагов в жизни каждого человека. В школах России в 2023 году был введен профориентационный урок "Шаги в профессию". Это интерактивный урок для обучающихся 6-11 классов общеобразовательных школ, направленный на выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся. Было проведено исследование насколько интересен программный материал предмета и помогает ли урок "Шаги в профессию" десятиклассникам определиться с будущей профессией.
Вложение | Размер |
---|---|
domrachev_r_10b_individ_proekt.docx | 48.08 КБ |
domrachev_r_10b_1.pptx | 404.9 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия
г. Советский
Исследовательская работа
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Выполнил: Домрачев Роман Константинович, 10 Б класс
Руководитель: Жутикова Любовь Сергеевна,
педагог-психолог
г. Советский
2024 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ…………………………. 6
1.1. Определение понятия «Профессия» ………………………………….... 6
1.2. Классификация профессий……………………………………………… 6
1.3. Факторы, которые влияют на выбор профессии………………………. 8
1.4. Наиболее востребованные профессии………………………………...... 9
1.5. Как подросткам помогают определиться с профессией в школе?.......... 9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО УРОКА «ШАГИ В ПРОФЕССИЮ» ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ……………… 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 16
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 17
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Выбор профессии - один из самых важных и ответственных шагов в жизни каждого человека. Правильное решение может определить не только карьерный успех, но и общее удовлетворение от жизни. Сложность выбора профессии заключается в том, что не всегда с самого начала можно понять, чем именно ты будешь заниматься каждый день, в чем ты будешь успешен и без чего не сможешь представить свою жизнь. Важно учитывать свои интересы, способности, ценности, а также тенденции рынка труда. Кроме того, стоит помнить, что профессиональная деятельность должна приносить удовлетворение и смысл в жизни, а не только материальную выгоду. Все эти аспекты нужно учитывать при принятии решения о своем будущем.
Профессиональное самоопределение включает себя процесс и результат:
- выявление, уточнение и утверждение человеком собственной позиции в профессионально-трудовой сфере через согласование индивидуальных возможностей, личных стремлений, смыслов и внешних вызовов;
- овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, опытом, компетенциями, что составляет инструментальную сторону профессионального самоопределения.
При выборе профессии необходимо также учитывать свои цели и мечты. Необходимо также анализировать свои характеристики личности – свои склонности, способности, характер, потребности. Важно быть честным с самим собой и не идти на компромиссы в своем выборе профессии ради чужих ожиданий или материальной выгоды, необходимо учитывать развитие технологий и тенденции на рынке труда, чтобы выбрать профессию, которая будет востребована.
Чтобы уже с раннего возраста подросток смог выбрать свой профессиональный путь в школах по всей России с 2023 года был введен профориентационный урок «Шаги в профессию». Это интерактивный урок для обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций, который представляет собой вводный этап в программу профориентации мотивационно-вовлекающего, информационно-просветительского содержания. Целью данных уроков – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся.
Мне стало интересно, помогает ли новый урок с выбором профессии старшеклассникам. Поэтому я решил провести исследование с целью определения роли и полезности профориентационного урока «Шаги в профессию» для учащихся 10Б класса.
Исходя из вышеизложенного, была выдвинута гипотеза – профориентационный урок «Шаги в профессию» помогает определиться с будущей профессией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «Профессия»;
- ознакомить с классификацией профессий;
- выявить факторы, которые влияют на выбор профессии;
- выяснить, какие профессии востребованы прямо сейчас;
- провести тестирование среди учащихся 10Б класса, направленное на определение на сколько полезен урок «Шаги в проф.»;
- проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Объектом исследования являются учащиеся 10Б класса МАОУ гимназии г. Советский.
Предметом исследования – проблема выбора профессии.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- изучение и анализ теоретических источников;
- диагностический метод: анкетирование;
- сравнительный анализ;
- метод математической статистики.
Практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы классным руководителем, педагогом-навигатором и педагогом-психологом в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.
Новизна данного проекта состоит в том, что исследование роли и полезности профориентационного урока «Шаги в профессию» для учащихся 10Б класса впервые проводится в нашем образовательном учреждении.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
1.1 Определение понятия «Профессия».
Профессия — это вид деятельности, требующий определенных специальных знаний, навыков и умений, и осуществляемый с целью получения заработка или достижения определенных целей. Профессия обычно связана с определенной областью знаний или специализацией, и может требовать прохождения специального обучения, сертификации или лицензирования. В рамках профессии человек выполняет определенные обязанности и функции, связанные с его профессиональными компетенциями, и часто работает в определенном сфере рынка труда.
1.2 Классификация профессий.
Классификация профессий строится по своим законам. У нас в стране чаще всего используется классификация советского психолога Е.А. Климова, в соответствии с которой все профессии можно распределить по пяти предметам труда.
ТЕХНИКА. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием и проектированием любой техники — от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.
ЧЕЛОВЕК. Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.
ПРИРОДА. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.
ЗНАК. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда в этих профессиях является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не всё. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора. Нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем несравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
1.3 Факторы, которые влияют на выбор профессии.
Некоторые из основных факторов, которые могут повлиять на решение о выборе профессии, включают в себя:
1. Интересы и увлечения: человек может выбрать профессию, которая соответствует его увлечениям, хобби или интересам.
2. Навыки и способности: выбор профессии может зависеть от индивидуальных способностей и умений человека.
3. Образование и профессиональные квалификации: некоторые профессии требуют определенного уровня образования и профессиональной подготовки.
4. Рынок труда: состояние рынка труда и перспективы карьерного роста в определенной сфере также могут влиять на выбор профессии.
5. Финансовые возможности: ожидания по уровню заработка и материальной стабильности могут также оказать влияние на выбор профессии.
6. Социокультурные факторы: общественное признание, статус и престиж данной профессии также могут оказывать влияние на решение человека.
7. Баланс между работой и личной жизнью: некоторые люди могут учитывать влияние выбранной профессии на свободное время и личные отношения.
8. Семейные обстоятельства: Семейное положение, поддержка близких и их ожидания также могут сыграть роль в выборе профессии.
Все эти факторы взаимодействуют и могут оказывать влияние на процесс принятия решения о выборе профессии.
1.4 Наиболее востребованные профессии.
По результатам исследований сайта «practicum.yandex.ru» было выяснено, какие профессии востребованы в России в настоящее время:
1.5 Как подросткам помогают определиться с профессией в школе?
Школа играет ключевую роль в помощи подросткам определиться с профессией, предоставляя ряд возможностей и ресурсов. Вот несколько способов, которыми школа может помочь подросткам в этом процессе:
1. Профильное образование. Школы часто предлагают предметы и программы, связанные с различными профессиями. Это может включать предметы, такие как предпрофессиональная медицинская подготовка, технические классы, IT или предпринимательство. Эти программы помогают подросткам узнать о сферах деятельности, которые могут интересовать их.
2. Консультации по карьере. Школьные навигаторы могут встретиться с подростками и обсудить их интересы, страхи и цели. Они могут предоставить информацию о различных профессиональных путях и помочь подросткам принять обоснованные решения.
3. Посещение колледжей и университетов. Многие школы организуют экскурсии в колледжи и университеты, чтобы показать подросткам различные программы обучения и профессии. Это помогает им получить представление о различных возможностях и требованиях для каждой профессии.
4. Внеклассные мероприятия. Школьные клубы, команды и другие внеклассные активности предоставляют подросткам возможность попробовать различные области деятельности. Например, школьный журнал может помочь подросткам, заинтересованным в писательстве, узнать больше о карьерных возможностях в этой области.
Важно, чтобы подростки имели доступ к ресурсам, которые помогут им определиться с профессией. Школы должны предоставлять информацию о всех возможных путях, организовывать мероприятия для знакомства с различными профессиями и предлагать поддержку со стороны профессиональных консультантов.
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО УРОКА «ШАГИ В ПРОФЕССИЮ» ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Экспериментальная часть работы проводилась на базе МАОУ гимназии г. Советский в классном коллективе 10Б класса. В диагностическом исследовании принимали участие 14 обучающихся старшего школьного возраста (16-17) лет.
Целью данного анкетирования является определения роли и полезности профориентационного урока «Шаги в профессию» при выборе профессии обучающимся 10Б класса.
Для достижения цели было проведено анкетирование, которое включало в себя тестовые вопросы (Приложение А).
Исходя из ответов учащихся на вопросы, были получены следующие результаты:
- Вы определились с выбором профессии?
- Факторы, которые повлияли на выбор профессии?
- Как, по вашему мнению, помогает ли профориентационный урок «Шаги в профессию» при выборе профессии?
- Как вы оцениваете донесение материала до ученика учителем?
- Вам интересен программный материал профориентационного урока «Шаги в профессию»?
Анализ результатов ответов на вопросы анкеты показал:
- 79% учеников 10Б класса определились с выбором профессии, и 21% - ещё не определились c профессией;
- при выборе основных факторов, влияющих на выбор профессии, на первое место выходят «Интересы и увлечения - 29%, затем – «Финансовые возможности» - 25%, варианты «Навыки и способности» и «Семейное воздействие» набрали по 21%, и совсем незначительным фактором стал «Баланс между работой и личной жизнью» - 4%;
- по мнению большинства учащихся (57%) профориентационный урок «Шаги в профессию» нужен, процент голосов «против» составил - 29%, но есть ученики, которые воздержались от ответа, их доля составила - 14%;
- на вопрос: «Как вы оцениваете донесение материала до ученика учителем?» большинство десятиклассников (64%) ответили положительно, низких оценок не выявлено;
- на вопрос «Вам интересен материал предмета «Шаги в профессию»?» 36% обучающихся ответили «да», остальные 29% проголосовали за вариант «нет» или совсем немного - 21%. Оставшиеся 14% учащихся воздержались от ответа.
Исходя из результатов экспериментальной части - анкетирования, направленной на определение роли и полезности школьного предмета «Шаги в профессию» в профессиональном самоопределении было установлено, что предмет нужен, хотя большинство учеников уже определились с будущим призванием и не нуждаются в профессиональной ориентации. Не всем учащимся интересен программный материал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение литературы показало, что процесс профессионального самоопределения приходится не только на старший подростковый и юношеский возраст, он не заканчивается с выбором направления профессионального образования по окончании школы. Главное, чтобы у обучающихся выработалось определенное личностное отношение к процессу и задачам самоопределения, а также понимание того, что может быть важно не просто выбирать из уже готовых, заранее представленных вариантов профессиональной траектории, а быть готовым к активному и самостоятельному изучению спектра потенциальных профессий и средств их освоения.
В результате выполнения исследовательской работы была достигнута главная цель – определения роли и полезности профориентационного урока «Шаги в профессию» для обучающихся 10Б классе. Так как это исследование впервые проводится в нашем образовательном учреждении, то в этом и заключается его новизна.
Исходя из вышеизложенного, выдвинутая гипотеза подтвердилась частично – с одной стороны профориентационный урок «Шаги в профессию» нужен, он помогает определиться с будущей профессией, с другой стороны не всем интересен программный материал.
Для достижения данной цели были полностью решены задачи:
- дано определение понятию «Профессия»;
- было ознакомлено с классификацией профессий;
- выявлены факторы, которые влияют на выбор профессии;
- выяснены, какие профессии востребованы в России прямо сейчас;
- проведено анкетирование среди учащихся 10Б класса, направленное на определение на сколько полезен урок «Шаги в профессию»;
- проанализированы полученные данные и сделаны выводы.
Полученные результаты экспериментальной части проекта, указывают на то, что школьный предмет «Шаги в профессию» необходим.
Уроки профориентации помогают учащимся:
Практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы классным руководителем и педагогом-психологом в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.
В перспективе было бы интересно изучить роль данного предмета в профессиональном самоопределении обучающихся 8-9 классов.
Список литературы.
https://practicum.yandex.ru/blog/novye-professii//
Приложение А
Анкетирование «Роль профориентационного урока «Шаги в профессию» при выборе профессии
Фамилия,имя__________________________________________Класс________
- да
- нет
- Семейное воздействие
- Баланс между работой и личной жизнью
- Финансовые возможности
- Навыки и способности
- Интересы и увлечения
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- 0-1 - 1-3
- 7-8 - 3-5
- 8-9 - 5-7 - 10
5. Вам интересен программный материал профориентационного урока «Шаги в профессию»?
- Да
- Нет
- Совсем немного
- Затрудняюсь ответить
Спасибо за ответы!
Слайд 1
Исследовательская работа «Проблема выбора профессии» ПОДГОТОВИЛ: Домрачев Роман Константинович, ученик 10Б класса РУКОВОДИТЕЛЬ : Жутикова Любовь Сергеевна, педагог-психологСлайд 2
Цель - определение роли и полезности профориентационного урока «Шаги в профессию» для учащихся 10Б класса. Гипотеза – профориентационный урок «Шаги в профессию» помогает определиться с будущей профессией. Задачи: - дать определение понятию «Профессия»; - ознакомить с классификацией профессий; - выявить факторы, которые влияют на выбор профессии; - выяснить, какие профессии востребованы прямо сейчас; - провести тестирование среди учащихся 10Б класса, направленное на определение на сколько полезен урок «Шаги в профессию»; - проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Слайд 3
Объектом исследования – являются учащиеся 10Б класса Предметом исследования – проблема выбора профессии. Методы: - изучение и анализ теоретических источников; - диагностический метод - анкетирование; - сравнительный анализ; - метод математической статистики.
Слайд 4
Теоретическая часть включает: - классификацию профессий по Е.А.Климову - факторы, влияющие на выбор профессии - востребованные профессии на рынке труда - возможности и ресурсы школы
Слайд 5
Экспериментальная часть проекта Экспериментальная часть работы проводилась на базе МАОУ гимназии г. Советский в классном коллективе 10Б класса. В диагностическом исследовании принимали участие 14 обучающихся старшего школьного возраста (16-17) лет.
Слайд 6
Результаты выбора профессии:
Слайд 7
Основные факторы, повлиявшие на выбор профессии:
Слайд 8
«Как, по вашему мнению, помогает ли профориентационный урок «Шаги в профессию» при выборе профессии?» результаты:
Слайд 9
«Вам интересен материал урока « Шаги в профессию »?»
Слайд 10
Гипотеза подтвердилась – профориентационный урок «Шаги в профессию» нужен , он помогает определиться с будущей профессией . Практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что материалы и результаты работы могут быть использованы всеми заинтересованными людьми В перспективе было бы интересно изучить роль данного предмета в профессиональном самоопределении обучающихся 8-9 классов.
Слайд 11
Благодарю за внимание!
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Муравьиная кухня
Хризантема и Луковица